История
музыки. Музыкальная культура рабовладельческих и
раннефеодальных государств древнего мира (Египет, Шумер, Ассирия, Вавилон,
Сирия, Палестина, Индия, Китай, Греция, Рим, государства Закавказья и Средней
Азии) характеризуется уже деятельностью профессиональных музыкантов (обычно
соединявших в себе композиторов и исполнителей), которые функционировали в храмах,
при дворах правителей и знати, участвовали в массовых обрядовых действах,
общественных празднествах и т. д. М. сохраняла
главным образом практические материальные и духовные функции. Однако уже
намечается обособление эстетической функции, появляются первые образцы М.,
предназначенной только для слушания (например, песнопения и инструментальные
пьесы, исполнявшиеся в Греции на состязаниях музыкантов). Развиваются различные
песенные и танцевальные жанры, во многих из которых поэзия, пение и пляска сохраняют
первоначальное единство. М. играет большую роль в театральных представлениях, в
частности в греческой трагедии. Совершенствуются, приобретают устойчивую форму
и строй разнообразные музыкальные инструменты (в том числе арфа, лира,
старинные духовые и ударные). Появляются первые системы письменной фиксации М.
(клинописные, иероглифические или буквенные; см. Нотное
письмо), хотя господствующей формой её сохранения и распространения
остаётся устная. Возникают первые музыкально-эстетические и теоретические
учения и системы, М. рассматривается на практике и в теории как вид
деятельности, близкой к науке, ремеслу и религиозному культу, как
"модель" мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее
средство воздействия на природу (магия) и на человека. В связи с этим
устанавливается строгая общественная (в некоторых странах даже государственная)
регламентация применения М. разных видов (вплоть до отдельных ладов).
В эпоху средневековья в Европе
складывается музыкальная культура нового типа - феодальная, объединяющая
профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. В соответствии
с господством церкви во всех областях духовной жизни основу профессионального
музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и
монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь
певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати,
среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со
временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования
рыцарства: во Франции - искусство трубадуров и труверов, в Германии -
миннезингеров, а также городских ремесленников. Культивируются всевозможные
роды, жанры и формы песен. Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том
числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.),
возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает
фольклор. Действуют также "народные профессионалы": сказители,
странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы,
скоморохи). М. вновь почти целиком ограничивает себя прикладными и
духовно-практическими функциями. Творчество выступает в единстве с
исполнительством (как правило, в одном лице) и с восприятием. И в содержании
М., и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется
общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер - лучший представитель общины).
Во всём царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и
распространению традиций и эталонов (но в то же время и их постепенному
обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно обозначавших
характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, 11 в.),
позволившей точно фиксировать высоту тонов.
Постепенно, хотя и медленно,
обогащаются содержание М., её жанры, формы, средства выразительности. В
Западной Европе с 6-7 вв. складывается строго регламентированная система
одноголосной (монодической; см. Одноголосые,
Монодия)
церковной М. на основе диатонических ладов (григорианский
хорал), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).
На рубеже 1-го и 2-го тыс. зарождается многоголосие.
Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган)
жанры: органум, мотет,
кондукт, затем месса. Во Франции в 12 в. образуется первая композиторская
(творческая) школа при соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже
Возрождения (стиль арс
нова во Франции и Италии, 14 в.) в профессиональной М. одноголосие
вытесняется многоголосием. Усиливается значение светских жанров, в том числе
песенных (Гильом де Машо).
В Восточной Европе и Закавказье
развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов,
жанров и форм. В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее в Новгороде
расцветает культовое знаменное пение (см. Знаменный
распев), также основанное на диатонических ладах (система гласов),
но ограничивающееся чисто вокальными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и
использующее особую систему нотации (крюки).
В это же время на Востоке (Арабский
халифат, страны Средней Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется
феодальная музыкальная культура особого типа. Её признаки: распространение
светского профессионализма, приобретающего виртуозный характер; ограничение
устной традицией и монодическими формами, достигающими, однако, высокой
изощрённости в отношении мелодики и ритмики; создание устойчивых национальных и
межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих определённые виды ладов,
жанров, интонационных и композиционных структур (мугамы,
макамы,
раги и др.).
В эпоху Возрождения
(14-16 вв.) в Западной и Центральной Европе феодальная музыкальная культура
начинает превращаться в буржуазную. На основе идеологии гуманизма расцветает
светское искусство. М. в значительной степени освобождается от обязательного
практического назначения. На первый план выдвигаются её эстетические и
познавательные функции, способность отражать внутренний мир человека и
окружающую действительность. В М. выделяется индивидуальное начало. Она
обретает большую свободу от власти традиционных канонических установлений.
Восприятие постепенно отделяется от творчества и исполнительства, формируется
публика как самостоятельный компонент музыкальной культуры. Расцветает
инструментальное любительство (лютня). Развивается бытовое вокальное
музицирование. Для него создаются простые многоголосные песни - вилланеллы и
фротоллы (Италия), шансоны
(Франция), а также более сложные для исполнения и нередко изысканные по стилю
(с чертами хроматики) четырёх- или пятиголосные мадригалы
(Лука Маренцио, Карло Джезуальдо ди Веноза). В Германии активно действуют
полупрофессиональные музыкальные объединения горожан-ремесленников - цехи
мейстерзингеров, где создаются многочисленные песни (Ганс Сакс). Возникают
гимны массовых социальных, национальных и религиозных движений: гуситский гимн
(Чехия), лютеранский хорал (Реформация и Крестьянская война 16 в. в Германии),
гугенотский псалом (Франция).
В профессиональной М. достигает
вершины хоровое многоголосие а
капелла (полифония
"строгого стиля"), диатонического склада, в жанрах мессы, мотета или
светской многоголосной песни, с использованием сложных имитационных форм (канон).
Основные композиторские школы: франко-фламандская, или нидерландская
школа (Гийом Дюфаи, Иоханнес Окегем, Якоб Обрехт, Жоскен Депре, Орландо
Лассо), римская (Палестрина), венецианская (Андреа и Джованни Габриели).
Выдвигаются мастера хорового творчества в Польше, Чехии. Обретает
самостоятельность инструментальная М., в которой также развивается имитационное
многоголосие. Оживляется научная мысль о М., создаются музыкально-теоретические
трактаты (Глареан в Швейцарии, Дж. Царлино и В. Галилеи в Италии).
В ту же эпоху в России после
освобождения от монголо-татарского ига расцветает народная М., в
профессиональной М. достигает подъёма знаменное пение, развёртывается
творческая деятельность композиторов-"распевщиков" (Фёдор
Христианин), зарождается оригинальное многоголосие ("строчное"),
функционируют крупные музыкальные коллективы (хор "государевых певчих
дьяков", 16 в.).
Процесс перехода в Европе от музыкальной
культуры феодального типа к буржуазной продолжается в 17 и 1-й половине 18 вв.
Окончательно определяется господство светской М. (хотя в Германии и некоторых
др. странах большое значение сохраняет церковная М.). Её содержание охватывает
широкий круг тем и образов, в том числе философских, исторических, современных
гражданских. Интенсивно развёртывается публичная музыкальная жизнь. Её очаги -
постоянные музыкальные учреждения открытого характера: оперные театры,
филармонические (концертные) общества. Приобретают современную форму струнные
смычковые инструменты (скрипка, виолончель и др.), создаётся первое фортепиано
(1709, Б. Кристофори, Италия). Развивается нотопечатание,
Расширяется музыкальное образование (консерватории в Италии). Из музыкальной
науки выделяется музыкальная критика (И. Маттезон, Германия, начало 18 в.).
В развитии композиторского творчества
этот период ознаменован скрещивающимися воздействиями таких художественных
стилей, как барокко
(итальянская и немецкая инструментальная и хоровая М.), классицизм (итальянская
и французская опера), рококо (французская инструментальная М.), и постепенным
переходом от сложившихся ранее жанров, стилей и форм к новым, сохранившим
господствующее положение в европейской М. вплоть до наших дней. Среди
вокально-инструментальных жанров рядом с продолжающими развиваться "страстями"
(Германия - Г. Шюц, И. С. Бах) и мессой возникают и быстро выдвигаются на
ведущее место опера (Италия - К. Монтеверди, А. Скарлатти; Франция - Ж. Б.
Люлли, Ж. Ф. Рамо; Англия - Г. Пёрселл), оратория (Италия - Дж. Кариссими;
Германия и Англия - Г. Ф. Гендель) и кантата (Бах). Зарождаются новые
инструментальные жанры: оркестровый и сольный концерт (А. Корелли, А. Вивальди,
Дж. Тартини, Бах, Гендель), камерный ансамбль и сольная соната старинного типа
(Дж. Витали, А. Корелли, Д. Скарлатти). Развивается М. для органа (Дж.
Фрескобальди, Д. Букстехуде, Бах, Гендель), клавесина (Англия - У. Бёрд, Дж.
Булл, Г. Пёрселл; Франция - Ф. Куперен, Рамо). Новый облик обретает сюита,
которая объединяет бытовые танцы эпохи. В конце периода начинается формирование
современной симфонии и сонаты, а также балета как самостоятельного жанра.
Параллельно с достигающей расцвета имитационной полифонией "свободного
стиля" (вершина и итог её развития, как и всей М. барокко, - творчество Баха)
утверждается на базе тех же ладов (мажор
и минор)
вызревавший ещё ранее, внутри полифонии и в бытовой танцевальной М.,
гомофонно-гармонический склад (см. Гомофония),
кристаллизуются гармонические функции (см. Функции
ладовые) и основанная на них мелодика нового типа. Одновременно с
полифоническими формами (пассакалья,
чакона,
фуга) складываются некоторые гомофонные: рондо, старая сонатная форма.
В странах, где в это время происходит
(или завершается) процесс образования единых наций (Италия, Франция, Англия,
отчасти Германия), формируются национальные музыкальные культуры буржуазного
типа. Среди них главенствующую роль сохраняет итальянская.
В России достигает подъёма
многоголосие в культовой М. (партесное
пение конца 17 в. - хоровые концерты). Одновременно в период реформ Петра I начинается развитие светской профессиональной (панегирические канты)
и городской бытовой М. (лирические канты, псалмы).
Развитие европейской М. с середины 18
до начала 19 вв. протекает под воздействием идей Просвещения,
а затем и Великой французской революции, не только породившей новую массово-бытовую
М. (марши, героические песни, в том числе "Марсельеза",
М. массовых празднеств и революционных обрядов), но и нашедшей отклик в др.
музыкальных жанрах. Главенствующее место занимает буржуазный (просветительский)
классицизм, утверждающий идеи разума, равенства людей, служения обществу,
высокие этические идеалы. Во французской М. высшим выражением этих устремлений
явилось оперное творчество К. В. Глюка, в австро-немецкой - симфоническое,
оперное и камерное творчество представителей венской классической школы И.
Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена; последний наиболее полно и глубоко воплотил
героику борьбы за свободу и братство народов.
Происходят значительные сдвиги во всех
областях профессиональной музыки. Глюк и Моцарт каждый по-своему реформируют
оперный жанр, стремясь преодолеть закостенелую условность аристократической
"серьёзной" оперы. Бурно развиваются национальные разновидности
демократического жанра комической оперы (Италия - Дж. Перголези, Франция - Ж.
Ж. Руссо, П. Монсиньи, А. Гретри, Австрия - Гайдн, Моцарт, Россия - В. А.
Пашкевич, Е. И. Фомин). Обособляется в качестве самостоятельного жанра балет
(Глюк, Бетховен). В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена закрепляется и
получает классическое воплощение жанр симфонии в его современном понимании
(4-частный цикл), складывается классический тип большой сонаты и
камерно-инструментального ансамбля, вырабатывается форма сонатного аллегро и
формируется новый, диалектический метод музыкального мышления - симфонизм,
достигший вершины в творчестве Бетховена.
В М. славянских народов (Россия,
Польша, Чехия) продолжается развитие вокальных жанров (хоровой концерт в России
- М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский; бытовой романс),
появляются первые отечественные оперы, подготавливается почва для создания
национальной музыкальной классики.
Во всей европейской профессиональной
М. полифонические стили полностью вытесняются гомофонно-гармоническим;
окончательно складывается функциональная система гармонии.
В 19 в. в большинстве стран Европы и в
Северной Америке завершается образование музыкальной культуры
"классического" буржуазного типа. Этот процесс протекает под
воздействием активной демократизации всей общественной и музыкальной жизни и
преодоления сословных перегородок. Из аристократических салонов, придворных
театров и капелл, небольших концертных залов, предназначенных для замкнутого
круга привилегированной публики, М. выходит в обширные помещения (а то и на
площади), открытые для доступа демократических слушателей. Возникает много
новых музыкальных театров, концертных учреждений, просветительских организаций,
нотных издательств, музыкальных учебных заведений, включая консерватории.
Появляются музыкальные журналы и газеты. Процесс исполнительства окончательно
отделяется от творчества как самостоятельный вид музыкальной деятельности,
представленный громадным количеством коллективов и солистов. Размежевание
профессионального творчества с исполнительством и обращение к массовой
аудитории способствуют их бурному развитию. Вместе с тем растет
коммерциализация музыкальной жизни, против чего борются прогрессивные
музыканты. М. всё активнее участвует в общественно-политической жизни.
Развивается общедемократическая, а затем и рабочая революционная песня.
Её лучшие образцы ("Интернационал",
"Красное знамя", "Варшавянка") приобретают международное
значение.
Расцветают молодые национальные
композиторские школы (нового типа): русская (основоположник М. И. Глинка),
польская (Ф. Шопен, С. Монюшко), чешская (Б. Сметана, А. Дворжак), венгерская
(Ф. Эркель, Ф. Лист), норвежская (Э. Григ), испанская (И. Альбенис, Э.
Гранадос).
В творчестве композиторов ряда
европейских стран в 1-й половине 19 в. утверждается романтизм
(немецкая и австрийская М. - Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф.
Мендельсон, Р. Шуман, французская - Г. Берлиоз, венгерская - Лист, польская -
Шопен). Его характерные черты в М.: индивидуализация и драматизация лирики,
более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов,
усиление роли вокального, песенного начала, а также красочности (в гармонии и
оркестровке), более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание
новых (симфоническая поэма), стремление к синтезу М. с др. искусствами.
Развиваются программная М.(на основе сюжетов и тем из народного эпоса,
литературы, живописи и т. д.), инструментальная
миниатюра (прелюдия,
музыкальный
момент, экспромт
и т. п.) и цикл миниатюр программного характера,
романс и камерно-вокальный цикл, "большая
опера" декоративного типа на легендарные и исторические темы (Франция
- Дж. Мейербер). В Италии достигает вершины опера - комическая (Дж. Россини),
лирическая (В. Беллини, Г. Доницетти), героическая (ранний Дж. Верди). В России
формируется собственная национальная музыкальная классика, приобретающая
мировое значение, складываются оригинальные типы народно-исторической и
эпической оперы, а также симфоническая М. на народные темы (Глинка), расцветает
романс, в котором постепенно вызревают черты психологического и бытового
реализма (А. С. Даргомыжский).
Страницы: 1, 2, 3
|