Музыка
Музыка
Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает
действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым
образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов
(звуков определённой высоты; см. Звук
музыкальный). М. - специфическая разновидность звуковой деятельности людей.
С др. разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые
процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и
управления их поведением. В наибольшей степени М. сближается с речью, точнее, с
речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его
эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик
звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе М.
(см. Интонация).
Вместе с тем М. существенно отличается от всех остальных разновидностей
звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни,
музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и
временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически
сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной
практикой данного общества. В М. используются и звуки неопределённой высоты
(шумы) или такие, высота которых не принимается во внимание, однако они играют
побочную роль. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему
вертикальных соединений (созвучий; см. Гармония)
и горизонтальных последований - его форму. В содержании М. главенствующую роль
играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их
ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой
(интонационной) и временной природой М., позволяющей ей, с одной стороны,
опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и
передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством
именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как
движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими
нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.
Из различных видов эмоций М. воплощает
главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также
эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и
соответствующих процессов). Это позволяет М. раскрывать не только
психологические состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном
(но не переводимом на язык слов), весьма тонком и "заразительном"
выражении эмоций М. не знает себе равных. Именно на этом основано широко
распространённое определение её как "языка души" (А. Н. Серов).
В музыкальное содержание входят также
"художественные мысли", тесно связанные с эмоциями,
"прочувствованные". При этом, однако, собственными средствами, без
помощи слов и др. внемузыкальных факторов М. может выразить не все виды мыслей.
Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о
каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и
наглядно-образных ассоциаций. Однако М. вполне доступны такие мысли-обобщения,
которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и
психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным
состояниям человека.
Стремясь к более широкому охвату мира
философских и социальных идей, композиторы часто выходят за пределы так
называемой чистой (инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как
носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная
инструментальная М., см. Программная
музыка), а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом,
действием и др. формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво
связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными др.
компонентами синтеза, а за тем переходят в "чистую" М. как носители
тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые
символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной
среде напевы или наигрыши, ставшие "музыкальными эмблемами"
каких-либо понятий) или же создают собственные, новые "музыкальные
знаки" (например, лейтмотивы).
В итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.
Сравнительно ограниченное место в
содержании М. занимают наглядные образы конкретных явлений действительности,
воплощаемые в музыкальных изображениях, т. е. в звучаниях, которые
воспроизводят чувственные признаки этих явлений. Малая роль изобразительности в
М. объективно обусловлена гораздо меньшей способностью слуха по сравнению со
зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов.
Всё же в М. нередко встречаются и зарисовки природы, и "портреты"
различных людей, и картины или "сцены" из жизни различных слоёв
общества той или иной страны и эпохи. В них представлено как более или менее
прямое (хотя и неизбежно подчинённое музыкальной логике) изображение
(воспроизведение) звучаний природы (шум ветра и воды, пение птиц и т. п.), человека (интонации речи и т. п.) и
общества (различные звучания, являющиеся частью практической жизни), так и
воссоздание конкретно-чувственных признаков предметов с помощью ассоциаций
(пение птиц - картина леса), аналогий (широкий ход в мелодии - представление о
просторе) и синэстезий - связей между ощущениями слуховыми и зрительными,
осязательными, ощущениями веса и т. п.
М. доступно содержание разных родов:
эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её
неизобразительной природы наиболее близка ей лирика. В содержании М. в целом
господствуют положительные образы. Однако уже давно, и особенно широко с эпохи
романтизма, в М. вошли также отрицательные образы (а с ними ирония, карикатура,
гротеск). Всё же и после этого основное место в музыкальном содержании продолжает
занимать утверждение, "воспевание", а не отрицание, обличение.
Подобная органическая склонность М. к раскрытию и подчёркиванию лучшего в
человеке усиливает её значение как выразителя гуманистического начала и
носителя нравственно-воспитательной функции.
Материальным воплощением содержания
М., способом его существования служит музыкальная
форма - та система музыкальных звучаний, в которой реализуются эмоции,
мысли и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности,
музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями.
Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или
неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также
синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или
света и т. д.) и простейшие пространственные
ассоциации. Эти возможности используются в любом музыкальном произведении,
однако обычно лишь как побочные по отношению к тем ресурсам психологического и
эстетического воздействия, которые заключены в более глубоких слоях музыкальной
формы, где звучания выступают уже как элементы целостных организованных
структур.
М. каждой нации в каждую эпоху
характеризуется определённым "набором" устойчивых типов
звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления. Такой
"набор" можно назвать музыкальным "языком" этой нации и эпохи.
Используя конкретные элементы и общие правила существующих музыкальных
"языков", видоизменяя их, создавая новые, композитор тем самым
формирует свой индивидуальный, в чём-то неповторимый музыкальный
"язык", необходимый ему для воплощения собственного оригинального
содержания.
Музыкальные "языки"
различных эпох, наций, композиторов необычайно разнообразны, но всем им присущи
и некоторые общие принципы организации тонов - высотной и временной. В
большинстве "языков" высотные отношения тонов организованы на основе лада,
а временные - на основе метра.
Связное и содержательное развёртывание (в одноголосии) высотных и временных
отношений музыкальных звуков на основе лада и метра образует мелодию,
которая является важнейшим из выразительных средств М., её "душой".
В каждом музыкальном произведении из
отдельных элементов его формы в процессе их объединения и соподчинения
складывается общая структура, состоящая из нескольких частных структур. К
последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая (см. Ритм),
ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая, темповая (см. Фактура,
Тембр,
Динамика,
Темп)
и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами которой служат
музыкальные темы
(вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве
музыкальных стилей именно темы являются материальными носителями музыкальных
образов.
Все частные структуры связываются
воедино и координируются синтаксической структурой (объединяющей мотивы, фразы,
предложения, периоды) и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и т. д.). Последние две структуры образуют музыкальную форму в узком
смысле слова (иначе - композицию музыкального произведения). В силу
относительной самостоятельности формы в М. сложились устойчивые, долговечные
виды композиционных структур - типовые музыкальные формы (в узком смысле
слова), способные воплощать обширный круг образов. Таковы существующие в
европейской М. уже в течение нескольких столетий двухчастная и трёхчастная
формы, вариации,
рондо,
сонатное аллегро (см. Сонатная
форма), фуга
и др.; есть свои типовые формы и в музыкальных культурах Востока. Каждая из них
обобщённо отражает характерные, наиболее распространённые виды движения в
природе, обществе и человеческом сознании (становление явлений, их повторение,
развитие, столкновение и т. п.).
Музыкальная деятельность человека
имеет три основных разновидности: творчество, исполнительство (см. Исполнение
музыкальное) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования
музыкального произведения: создание, воспроизведение, слушание. На всех этапах
музыкальная деятельность носит творческий характер, хотя и в разной степени:
автор создаёт М., исполнитель активно воссоздаёт и пересоздаёт её, слушатель же
более или менее активно воспринимает.
Вместе с др. видами музыкальной деятельности
- распространением и пропагандой М., научным исследованием М. и музыкальной
критикой (см. Музыковедение),
подготовкой кадров - творчество, исполнительство и восприятие образуют
музыкальную культуру общества. В свою очередь, каждый из этих её
"блоков" обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной
культуре творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть
дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: М. лирическая,
эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте - серьёзная музыка и лёгкая
музыка. 2) По исполнительскому назначению: М. вокальная и инструментальная;
в ином аспекте - М. сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с
возможным дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического
оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.).
3) По синтезу с др. видами искусства и со словом: театральная
музыка, танцевальная
музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку),
вокальная со словами. М. вне синтеза - вокализы
(пение без слов) и "чистая" инструментальная (без программы). 4) По
жизненным функциям: М. прикладная и неприкладная. 5) По условиям звучания: М.
для слушания в специальной обстановке, где слушатели отделены от исполнителей,
и М. для массового исполнения и слушания в обычной жизненной обстановке. В свою
очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая - на
массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей
(жанровых групп) может быть дифференцирована и далее: зрелищная - на М. для
музыкального театра, драматического театра и кино, концертная - на симфоническую
музыку, камерную
музыку и эстрадную, массово-бытовая - на М. для пения и для движения,
обрядовая - на М. культовых (см. Церковная
музыка) и светских обрядов. Наконец, внутри обеих областей массово-бытовой
М. по тому же признаку в соединении с жизненной функцией выделяются жанры
песенные (гимн,
колыбельная, серенада,
баркарола
и т. д.), танцевальные (гопак,
вальс,
полонез
и т. д.) и маршевые (строевой, похоронный марш
и т. д.). 6) По типу композиции и музыкального
"языка" (вместе с исполнительскими средствами): различные одночастные
или циклические жанры внутри разновидностей (жанровых групп), выделенных по
условиям звучания. Например, среди зрелищной М. - опера,
балет,
оперетта
и т. д., среди концертной - симфония,
сюита,
увертюра,
поэма, инструментальный концерт,
оратория,
кантата,
сольная соната,
трио, квартет (см. Ансамбль),
романс
и т. д., среди обрядовой - песнопение, действо, хорал,
месса,
реквием
и т. д. В свою очередь, внутри указанных жанров могут
быть выделены по тем же признакам, но на др. уровне более дробные жанровые
единицы: например, ария,
ансамбль, хор
в опере, оперетте, оратории и кантате; адажио
и сольная вариация в балете; анданте
и скерцо
в симфонии, сонате, камерно-инструментальном ансамбле и т. д. Каждая эпоха и национальная музыкальная культура характеризуются
своим "жанровым фондом". 7) По стилям (историческим, региональным,
национальным, групповым, индивидуальным).
Относительно происхождения М. в 19 и
начале 20 вв. были выдвинуты гипотезы, согласно которым истоками М. явились
интонации эмоционально-возбуждённой речи (Г. Спенсер), пение птиц и любовные
зовы животных (Ч. Дарвин), ритмы работы первобытных людей (К. Бюхер), их
звуковые сигналы (К. Штумпф), магические заклинания (Ж. Комбарьё). Современная
материалистическая наука на основании археологических и этнографических данных
считает, что в первобытном обществе происходил длительный процесс постепенного
"вызревания" М. внутри практической деятельности людей и ещё не
выделившегося из неё первобытного синкретического комплекса - праискусства,
таившего в себе зародыши М., танца, поэзии и др. видов искусства и служившего
целям коммуникации, организации совместных трудовых и ритуальных процессов и
эмоционального воздействия на их участников с целью воспитания духовных
качеств, необходимых коллективу. Первоначально хаотичные, неорганизованные,
охватывавшие широкий диапазон последования большого количества звуков
неопределённой высоты (подражание пению птиц, вою зверей и т. п.), сменились напевами и наигрышами, состоявшими всего лишь из
нескольких тонов, дифференцированных по логическому значению на опорные
(устойчивые) и побочные (неустойчивые). Многократное повторение мелодических и
ритмических формул, закрепившихся в общественной практике, привело к
постепенному осознанию и усвоению возможностей логической организации звуков.
Сформировались простейшие музыкально-звуковые системы (в их закреплении большую
роль сыграли музыкальные инструменты), элементарные виды метра и лада. Это
способствовало первичному осознанию выразительных возможностей тонов и их
сочетаний.
В период разложения
первобытнообщинного (родового) строя, когда художественная деятельность
понемногу отделяется от практической, а синкретический комплекс праискусства
постепенно распадается, рождается и М. как самостоятельный вид искусства. В
мифах различных народов зафиксировано представление о М. как о могучей силе,
способной влиять на природу, исцелять человека от болезней и т. д. С возникновением классов музыкальная культура, принадлежавшая
ранее всему обществу, распадается по содержанию и социальному носителю на культуру
господствующих классов и культуру угнетённых (народа), а по виду деятельности -
на профессиональную и непрофессиональную (самодеятельную). С этого времени
началось самостоятельное существование музыкального фольклора как народного
непрофессионального искусства (см. Народное
творчество). Музыкальное творчество народных масс стало фундаментом
музыкальной культуры общества в целом, богатейшим источником образов и
выразительных средств для профессионального творчества.
Страницы: 1, 2, 3
|