Порядок работы двигателя 1-2-4-3. Промежутки между вспышками равны
180º. Коленчатый вал двигателя имеет кривошипы, расположенные под углом
180º.
Центробежные силы инерции рассчитываемого двигателя и их моменты
полностью уравновешены:
и
(5.32)
Силы инерции первого порядка и их моменты также уравновешены:
и
(5.33)
Силы инерции второго порядка для всех цилиндров направлены в одну
сторону:
(5.34)
Уравновешивание сил инерции второго порядка в рассчитываемом двигателе
нецелесообразно, ибо применение двухвальной системы с противовесами для
уравновешивания значительно
усложнит конструкцию двигателя.
Моменты от сил инерции второго порядка в связи с зеркальным расположением
цилиндров полностью уравновешены:
(5.35)
Рис. 5.1 Схема уравновешивания двигателя
5.8 Равномерность крутящего момента и равномерность
хода дви
гателя.
Равномерность крутящего момента:
;
(5.36)
Избыточная работа крутящего момента:
Дж
(5.37)
где –
площадь над прямой среднего крутящего момента, мм2.
рад в мм – масштаб угла поворота вала на
диаграмме Мкр.
Равномерность хода двигателя принимаем δ=0.01.
Момент инерции движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого
вала:
кг·м2
(5.38)
6. РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО
МЕХАНИЗМА НА ПРОЧНОСТЬ
6.1 Расчет поршня
Наиболее напряженным элементом поршневой
группы является поршень, воспринимающий высокие газовые, инерционные и тепловые
нагрузки, поэтому при его изготовлении к материалу предъявляются повышенные
требования. Поршни автомобильных и тракторных двигателей изготовляют в основном
из алюминиевых сплавов и реже из чугуна.
Основные конструктивные соотношения размеров
элементов поршня (рис. 6.1) приведены в табл. 6.1. Величину верхней части
поршня h1 выбираем,
исходя из обеспечения одинакового давления опорной поверхности поршня по высоте
цилиндра и прочности бобышек, ослабленных отверстиями для пропуска масла. Это
условие обеспечивается при
(6.1)
где hr – высота головки поршня.
Расстояние b между торцами бобышек
зависит от способа крепления поршневого пальца и обычно принимается на 2-3 мм больше длины верхней головки шатуна lш. Конкретные значения конструктивных элементов поршня принимаются по
прототипам с учетом соотношений, приведены в табл. 6.1.
Поверочный расчет элементов поршня
осуществляется без учета переменных нагрузок, величина которых учитывается при
установлении соответствующих допускаемых напряжений. Рассчитывают днище, стенку
головки, верхнюю кольцевую перемычку, опорную поверхность и юбку поршня.
Днище поршня рассчитывается на изгиб от действия максимальных газовых
условий рzmax как равномерно нагруженная круглая плита,
свободно опирающаяся на цилиндр.
Рис. 6.1 Схема поршня
Материал поршня – алюминиевый сплав, αп=22·10-6
1/К.
Материал гильзы цилиндра – серый чугун, αц=11·10-6
1/К.
Для дизелей максимальное давление газов обычно
достигается при работе на режиме максимальной мощности.
Таблица 6.1
Наименование
|
диапазон
|
значение
|
Толщина днища поршня, d
|
(0,12
¸ 0,20)D
|
8
|
Высота поршня, Н
|
(1,0
¸ 1,7)D
|
105
|
Высота верхней части
поршня, h1
|
(0,6
¸ 1,0)D
|
|
Высота юбки поршня, hю
|
(0,6
¸ 1,1)D
|
65
|
Диаметр бобышки, dб
|
(0,3
¸ 0,5)D
|
|
Расстояние между торцами
бобышек, b
|
(0,3
¸ 0,5)D
|
44
|
Толщина стенки юбки поршня,
dю, мм
|
2,0
¸
5,0
|
|
Толщина стенки головки
поршня, s
|
(0,05
¸ 0,10)D
|
7
|
Расстояние до первой
поршневой канавки, l
|
(0,11
¸ 0,20)D
|
|
Толщина первой кольцевой
перемычки, hп
|
(0,04
¸ 0,07)D
|
4
|
Радиальная толщина кольца, t
|
|
|
компрессионного
|
(0,040
¸ 0,045)D
|
4
|
маслосъемного
|
(0,038
¸ 0,043)D
|
3
|
Высота кольца, а, мм
|
3-5
|
3
|
Разность между величинами
зазоров замка кольца в свободном и рабочем состоянии Ао
|
(3,2
- 4,0) t
|
|
Радиальный зазор кольца в
канаве поршня ∆t, мм
|
|
|
компрессионного
|
0,70
– 0,95
|
0.8
|
маслосъемного
|
0,9
– 1,1
|
|
Внутренний диаметр поршня, di
|
D – 2 (
s+t+∆t )
|
|
Число масляных отверстий в
поршне, nм
|
6-12
|
10
|
Диаметр масляного канала, dм
|
(0,3
- 0,5) a
|
1
|
Наружный диаметр пальца, dп
|
(0,30
¸ 0,38)D
|
24
|
Внутренний диаметр пальца, dв
|
(0,50
¸ 0,70)dп
|
16
|
Длина пальца, lп
|
(0,80
¸ 0,90)D
|
80
|
Длина втулки шатуна, lш
|
(0,33
¸ 0,45)D
|
40
|
|
|
|
|
Напряжение изгиба (МПа) в днище поршня
МПа (6.2)
где рzmax=рz=6.356 МПа – максимальное
давление сгорания;
мм – внутренний радиус днища.
Днище поршня должно быть усилено ребрами жесткости.
Кроме того, в целях повышения износо- и термостойкости поршня целесообразно осуществить
твердое анодирование днища и огневого пояса, что уменьшит возможности перегрева
и прогорания днища, а также пригорания верхнего компрессионного кольца.
При отсутствии у днища ребер жесткости
допустимые значения напряжений [sиз] (МПа) лежат в пределах:
Для поршней из алюминиевых сплавов
…………….…..…20-25
При наличии ребер жесткости [sиз]
возрастают:
Для поршней из алюминиевых сплавов
…………………...до 50-150
Головка поршня в сечении х–х,
ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв.
Напряжение сжатия в сечении х-х:
площадь сечения х –
х
м2 (5.3)
где мм – диаметр поршня по дну
канавок;
мм – внутренний диаметр поршня;
мм2 – площадь продольного
диаметрального
сечения масляного канала.
Максимальная сжимающая сила:
МН
(6.4)
Напряжение сжатия:
МПа
(6.5)
Допустимые напряжения на сжатие для поршней из
алюминиевых сплавов [sсж] = 30 ¸ 40 МПа.
Напряжение разрыва в сечении х-х:
- максимальная угловая скорость холостого хода:
рад/с
(6.6)
- масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х-х:
кг
(6.7)
- максимальная разрывающая сила:
(6.8)
МН
Допустимые напряжения на разрыв для поршня из алюминиевых сплавов [sр] = 4 ¸ 10 МПа.
- напряжение разрыва:
МПа
(6.9)
Напряжение в верхней кольцевой перемычке:
- среза:
МПа (6.10)
где D=93 мм – диаметр цилиндра;
hп=4 мм – толщина верхней кольцевой перемычки.
- изгиба:
МПа
(6.11)
- сложное:
МПа
(6.12)
допускаемые напряжения sS (МПа) в верхних кольцевых перемычках с учетом значительных
температурных нагрузок находятся в пределах:
для поршней из алюминиевых
сплавов…………….…30-40.
Удельное давление поршня на стенку цилиндра:
МПа
(6.13)
МПа
(6.14)
где Nmax=0.0025 МН – наибольшая нормальная сила,
действующая на стенку
цилиндра при работе двигателя на режиме максималь-
ной мощности.
Для современных автомобильных и тракторных двигателей q1 = 0.3 ¸ 1.0 и q2 = 0.2 ¸
0.7 МПа.
Гарантированная подвижность поршня в
цилиндре достигается за счет установления оптимальных диаметральных зазоров
между цилиндром и поршнем при различных тепловых нагрузках, возникающих в
процессе работы дизеля. По статистическим данным для алюминиевых поршней с неразрезными
юбками
∆r=(0.006 ¸ 0.008)D=0.007·93=0.651
мм (6.15)
∆ю = ( 0.001 ¸ 0.002 )D=0.002·93=0.186 мм (6.16)
Диаметры головки и юбки поршня:
мм
(6.17)
мм
(6.18)
Диаметральные зазоры в горячем состоянии:
(6.19)
мм
(6.20)
мм
где aц=11×10-6
1/К – коэффициент линейного расширения материала
цилиндра;
aп=22×10-6
1/К - коэффициент линейного расширения материала поршня;
Тц =383 К – температура стенок
цилиндра;
Тr = 593 К – температура головки в рабочем
состоянии;
Тю =413 К – температура юбки
поршня в рабочем состоянии;
То =293 К – начальная температура
цилиндра и поршня.
6.2 Расчет поршневого кольца
Поршневые кольца работают в условиях высоких
температур и значительных переменных нагрузок, выполняя три основные функции:
– герметизации надпоршневого пространства в
целях максимально возможного использования тепловой энергии топлива;
– отвода избыточной доли теплоты от поршня в
стенки цилиндра;
– "управление маслом", т.е.
рационального распределения масляного слоя по зеркалу цилиндра и ограничения
попадания масла в камеру сгорания.
Материал кольца – серый чугун. Е=1.2·105 МПа.
Среднее давление кольца на стенку цилиндра:
(6.21)
МПа
где мм.
Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках
окружности при каплевидной форме эпюры давления:
,
[МПа] (6.22)
Результаты расчета р, а также μк для
различных углов ψ приведены ниже:
Угол ψ,
определяющий положение текущего давления кольца, град
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
Коэффициент μк
|
1.05
|
1.05
|
1.14
|
0.90
|
0.45
|
0.67
|
2.85
|
Давление р в
соответствующей точке, МПа
|
0.224
|
0.222
|
0.218
|
0.214
|
0.218
|
0.271
|
0.320
|
По этим данным построена каплевидная эпюра давлений
кольца на стенку цилиндра (рис. 5.2).
Напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии:
МПа
(6.23)
Напряжение изгиба при надевании кольца на
поршень:
МПа (6.24)
Монтажный зазор в замке поршневого кольца:
(6.25)
мм
где мм – минимально допустимый зазор в замке
кольца во время работы двигателя;
aк =11·10-6 1/К – коэффициент
линейного расширения материала кольца;
aц =11·10-6 1/К – коэффициент
линейного расширения материала гильзы;
Тк=493 К – температура кольца в
рабочем состоянии;
Тц =383 К – температура стенок
цилиндра;
То= 293 К – начальная температура.
6.3 Расчет поршневого пальца
Во время работы двигателя поршневой палец
подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений
изгиба, сдвига, смятия и овализации. В соответствии с указанными условиями
работы к материалам, применяемым для изготовления пальцев, предъявляются
требования высокой прочности и вязкости. Этим требованиям удовлетворяют
цементированные малоуглеродистые и легированные стали
Для расчета принимаем следующие данные:
наружный диаметр пальца dn=25 мм,
внутренний диаметр пальца db=16 мм,
длину пальца ln=80 мм,
длину втулки шатуна lш=40
мм,
расстояние между торцами бобышек b=44
мм.
Материал поршневого пальца – сталь 15Х, Е=2·105
МПа.
Палец плавающего типа.
Расчет поршневого пальца включает определение
удельных давлений пальца на втулку верхней головки шатуна и на бобышки, а также
напряжений от изгиба, среза и овализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|