МПа
(3.43)
4) Механический КПД
(3.44)
Показателями
экономичности работы двигателя в целом (а не только его действительного цикла)
служат удельный эффективный расход топлива ge и эффективный
КПД hе.
5) Эффективный КПД:
(3.45)
6) Эффективный удельный расход топлива:
г/(кВт·ч) (3.46)
3.10 Основные параметры цилиндра и двигателя
1) Литраж двигателя
л (3.47)
где t
= 4 – количество тактов
двигателя.
2) Рабочий объем одного цилиндра:
л
(3.48)
где i= 4 – количество цилиндров двигателя.
3) Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S=
81 мм, то:
мм
(3.49)
Окончательно принимаем D =93
мм, S= 92 мм.
Основные параметры и показатели двигателя определяем по окончательно
принятым значениям и :
Площадь поршня:
см2
(3.50)
Литраж двигателя:
л
(3.51)
Мощность двигателя:
кВт
(3.52)
Литровая мощность двигателя:
кВт/л
(3.53)
Крутящий момент:
Нм
(3.54)
Часовой расход топлива:
кг/ч
(3.55)
3.11 Расчет и построение индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма строится с целью
проверки полученного аналитическим путем значения среднего индикаторного
представления протекания рабочего цикла в цилиндре рассчитываемого двигателя.
Индикаторная диаграмма двигателя построена для номинального режима работы
двигателя, т.е. при Ne=85 кВт и n=4500 мин-1, аналитическим методом.
Масштаб диаграммы: масштаб хода поршня Ms=1 мм в мм; масштаб давления Mp=0.05
МПа в мм.
Величины в приведенном масштабе, соответствующие рабочему объему цилиндра
и объему камеры сгорания:
мм
(3.56)
мм
(3.57)
Максимальная высота диаграммы (точка )
мм (3.58)
По данным теплового расчета на диаграмме откладываем в выбранном масштабе
величины давлений в характерных точках.
Ординаты характерных точек:
мм
мм (3.59)
мм мм
мм
Построение политропы сжатия и расширения аналитическим методом:
а) политропа сжатия . Отсюда:
мм,
(3.60)
где: мм;
б) политропа расширения . Отсюда:
мм; (3.61)
Результаты расчета точек приведены в табл. 3.1
Теоретическое среднее индикаторное давление:
МПа (3.62)
где 2160
мм2 – площадь диаграммы .
Таблица
3.1
№ точек
|
ОХ, мм
|
ОВ/ОХ
|
Политропа
сжатия
|
Политропа
расширения
|
|
, мм
|
, МПа
|
|
, мм
|
, МПа
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
|
10.8235
11.4235
13.0235
14.8235
18.8235
20.8235
22.8235
24.8235
32.6235
40.4235
48.2235
56.0235
63.8235
71.6235
79.4235
87.2235
95.0235
102.823
|
9.5000
9.0010
7.8952
6.9365
5.4625
4.9379
4.5052
4.1422
3.1518
2.5437
2.1322
1.8354
1.6111
1.4356
1.2946
1.1789
1.0821
1.0000
|
22.1487
20.5639
17.1701
14.3684
10.3431
9.0014
7.9342
7.0682
4.8531
3.6134
2.8345
2.3061
1.9275
1.6447
1.4266
1.2541
1.1147
1.0000
|
37.6415
34.9482
29.1804
24.4191
17.5780
15.2978
13.4842
12.0123
8.2478
6.1409
4.8172
3.9192
3.2757
2.7951
2.4245
2.1313
1.8944
1.6995
|
1.8821
1.7474
1.4590
1.2210
0.8789
0.7649
0.6742
0.6006
0.4124
0.3070
0.2409
0.1960
0.1638
0.1398
0.1212
0.1066
0.0947
0.0850
|
16.7537
15.6594
13.2892
11.3008
8.3794
7.3843
6.5833
5.9261
4.2092
3.2184
2.5805
2.1388
1.8168
1.5726
1.3817
1.2288
1.1038
1.0000
|
149.553
139.785
118.627
100.877
74.8000
65.9170
58.7668
52.9003
37.5739
28.7290
23.0349
19.0927
16.2178
14.0378
12.3336
10.9687
9.8533
8.9266
|
7.4777
6.9893
5.9314
5.0439
3.7400
3.2958
2.9383
2.6450
1.8787
1.4365
1.1517
0.9546
0.8109
0.7019
0.6167
0.5484
0.4927
0.4463
|
Величина 1,1739
МПа, полученная планиметрированием индикаторной диаграммы, очень близка к
величине 1,1752
МПа, полученной в тепловом расчете.
Скругление диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и
расчетов. Так как рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный (n=4500 мин-1), то фазы
газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки
цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в пределах, принятых в
расчете. В связи с этим начало открытия впускного клапана устанавливается за
18º до прихода поршня в ВМТ, а закрытия – через 60º после прохода
поршня НМТ. Начало открытия выпускного клапана принимается за 55º до прихода
поршня в НМТ, а закрытие точка – через 25º после прохода поршнем ВМТ.
Учитывая быстроходность двигателя, угол опережения зажигания принимается
равным 35º, а продолжительность периода задержки воспламенения – .
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения
зажигания определяем положение точек и по формуле для перемещения поршня.
(3.63)
где -
отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Выбор величины производится при проведении динамического расче-та,
а при построении индикаторной диаграммы предварительно принимается l=0,285.
Расчеты ординат точек и сведены в табл. 3.2.
Положение точки определяется из выражения:
МПа
(3.64)
мм
(3.65)
Таблица 3.2
Расчет ординат точек и
Обозначение точек
|
Положение
точек
|
j°
|
|
Расстояния точек от ВМТ
(АХ),
мм
|
|
18º до в.м.т.
|
18
|
0.0626
|
2.8773
|
|
25º после в.м.т.
|
25
|
0.1191
|
5.4806
|
|
60º после н.м.т.
|
120
|
1.6069
|
73.9163
|
|
35º до в.м.т
|
35
|
0.2277
|
10.4755
|
|
30º до в.м.т
|
30
|
0.1696
|
7.8016
|
|
55º до н.м.т.
|
125
|
1.6692
|
76.7830
|
Действительное давление сгорания:
МПа
(3.66)
мм
(3.67)
Нарастание давления от точки до zД составляет 6.356-2.3526=4,003 МПа или 4.003/10=0.4
МПа/град п.к.в., где 10 – положение точки zД по оси абсцисс, град.
Соединяя плавными кривыми точки r с , с и далее с zД и кривой расширения с (точка располагается между
точками b и a) и линией выпуска , получаем скругленную
индикаторную диаграмму .
4. КИНЕМАТИКА
1) Выбор λ и длины Lш шатуна.
В целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения
инерционных и нормальных сил отношение радиуса кривошипа к длине шатуна
предварительно было принято в тепловом расчете λ=0.285. В соответствии с
этим
мм
(4.1)
Построив кинематическую схему кривошипно-шатунного механизма (рис. 4.1),
устанавливаем, что ранее принятые значения Lш и λ обеспечивают
движение шатуна без задевания за нижнюю кромку цилиндра.
2) Перемещение поршня.
мм.
(4.2)
Расчет Sx производится аналитически через каждые
10º угла поворота коленчатого вала Значения для при различных φ
взяты из табл. 7.1 [1] и занесены в гр. 2 расчетной табл. 4.1.
3) Угловая скорость вращения коленчатого вала
рад/с
(4.3)
4) Скорость поршня
м/с.
(4.4)
Значения для взяты из табл. 7.2 [1] и занесены в гр. 4, а
рассчитанные значения Vп – в гр. 5 табл. 4.1.
5) Ускорение поршня
м/с2
(4.5)
Значения для взяты из табл. 7.3 [1] и занесены в гр. 6, а
рассчитанные значения j – в гр. 7 табл. 4.1.
Таблица 4.1
Кинематический
расчет
φº
|
|
Sx, мм
|
|
Vп, м/с
|
|
j, м/с2
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
190
|
0
0.0195
0.0770
0.1696
0.2928
0.4408
0.6069
0.7838
0.9646
1.1425
1.3119
1.4679
1.6069
1.7264
1.8249
1.9017
1.9564
1.9891
2.0000
1.9891
|
0
0.8965
3.5409
7.8016
13.4703
20.2784
27.9163
36.0553
44.3695
52.5550
60.3452
67.5211
73.9163
79.4149
83.9464
87.4759
89.9926
91.4988
92.0000
91.4988
|
0
0.2224
0.4336
0.6234
0.7831
0.9064
0.9894
1.0313
1.0335
1.0000
0.9361
0.8481
0.7426
0.6257
0.5025
0.3766
0.2504
0.1249
-0.0000
-0.1249
|
0
4.8207
9.3995
13.5136
16.9757
19.6476
21.4480
22.3553
22.4042
21.6770
20.2912
18.3842
16.0977
13.5635
10.8917
8.1634
5.4284
2.7077
-0.0000
-2.7077
|
1.2850
1.2526
1.1580
1.0085
0.8155
0.5933
0.3575
0.1237
-0.0942
-0.2850
-0.4415
-0.5603
-0.6425
-0.6923
-0.7166
-0.7235
-0.7214
-0.7170
-0.7150
-0.7170
|
13126
12796
11829
10302
8331
6061
3652
1264
-962
-2911
-4510
-5724
-6563
-7072
-7320
-7391
-7369
-7324
-7304
-7324
|
|
|
200
210
220
230
240
250
260
270
280
290
300
310
320
330
340
350
360
|
1.9564
1.9017
1.8249
1.7264
1.6069
1.4679
1.3119
1.1425
0.9646
0.7838
0.6069
0.4408
0.2928
0.1696
0.0770
0.195
0
|
89.9926
87.4759
83.9464
79.4149
73.9162
67.5211
60.3452
52.5550
44.3695
36.0553
27.9162
20.2784
13.4703
7.8016
3.5409
0.8965
0
|
-0.2504
-0.3766
-0.5025
-0.6257
-0.7426
-0.8481
-0.9361
-1.0000
-1.0335
-1.0313
-0.9894
-0.9064
-0.7831
-0.6234
-0.4336
-0.2224
0.0000
|
-5.4284
-8.1634
-10.8917
-13.5635
-16.0977
-18.3842
-20.2912
-21.6770
-22.4042
-22.3553
-21.4480
-19.6476
-16.9757
-13.5136
-9.3995
-4.8207
0.0000
|
-0.7214
-0.7235
-0.7166
-0.6923
-0.6425
-0.5603
-0.4415
-0.2850
-0.0942
0.1237
0.3575
0.5933
0.8155
1.0085
1.1580
1.2526
1.2850
|
-7369
-7391
-7320
-7072
-6563
-5724
-4510
-2911
-962
1264
3652
6061
8331
10302
11829
12796
13126
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|