Меню
Поиск



рефераты скачать Модель внедрения стандарта качества ISO 9000 на примере НВК "Саха"

Международная организация по стандартизации (ИСО) пересмотрела стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 г. В результате комплекс документов, состоявший, более чем, из 20 стандартов содержит четыре базовых стандарта:

·        ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»

·        ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования».

·        ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества»

·        ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды».

15 декабря 2000 г. были опубликованы в качестве официальных стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004. Стандарт ИСО 19011  принят в III квартале 2001 г.

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения.

·        ИСО 9001:2000 устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита.

·        ИСО 9004:2000 содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий.

Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями.

Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

Пересмотренный стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии 1994 г. В основе стандартов ИСО 9000 находятся восемь принципов менеджмента качества:

1.                      Ориентация на потребителя - организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2.                      Лидерство руководителя – руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации.

3.                      Вовлечение работников – работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4.                      Процессный подход – желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5.                      Системный подход к менеджменту – выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных  процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6.                      Постоянное улучшение – постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7.                      Принятие решений, основанное на фактах – эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8.                      Взаимовыгодные отношения с поставщиками – организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Стандарты, таким образом, являются воплощением принципов TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством).[6]

Стандарт имеет другую структуру, которая базируется не на 20 элементах, как было раньше, а на четырех блоках процессов управления. Это концептуальная основа новой версии семейства стандартов ИСО 9000.

Основные разделы стандарта ИСО 9001:2000:

4. системе менеджмента качества;

5.ответственность руководства;

6.менеджмент ресурсов;

7.процессы жизненного цикла

8.измерение, анализ, улучшение.

Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией. Это относится к организациям, проведших подготовку к регистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9003.

Блок «Процессы производства продукции и (или) услуги» может рассматриваться как переменный, то есть при определении области сертификации выбираются те процессы, которые реально выполняются предприятием. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться.

Следует уделить внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация может исключить только те требования системы менеджмента качества, которые не влияют на работоспособность организации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиям регламентов.

В процессе подготовки к переходу на новую версию стандартов следует учитывать, что версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

Обязательным является документирование всего шести процедур:

·        управление документацией;

·        управление записями о качестве;

·        внутренние аудиты;

·        управление несоответствующей продукцией;

·        корректирующие действия;

·        предупреждающие действия.

Отсутствие документированных процедур какого-либо процесса должно быть каким-то образом компенсировано (например, в ходе обучения (сотрудников) или предприятия по своему усмотрению могут увеличить количество документированных процедур.

Пересмотренный стандарт ИСО 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001:2000.

Действующий стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел).

Совместный стандарт ИСО 19011 с момента его публикации заменил действующие в области аудита систем менеджмента качества и систем управления окружающей средой стандарты ИСО 10011 (части 1, 2, 3), ИСО 14010, ИСО 14011 и ИСО 14012. Остальные стандарты семейства ИСО 9000 либо будут отменены (ИСО 9002; ИСО 9003), либо переведены в разряд технических отчетов, имеющих статус рекомендаций (например, ИСО 10013).

В связи с описанными и еще предстоящими изменениями в стандартах ИСО серии 9000 пересмотрены национальные российские стандарты ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ Р 40.005, и введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. .[7]

Инновационное применение стандартов ИСО 9000. Центральной концепцией ИСО 9000, подчеркивающей всеобъемлющую и системную природу менеджмента качества, является «система менеджмента качества». Это основная концепция системного подхода к лидерству и управлению, под которой нельзя понимать отдельную схему, встроенную в компанию. Стандарты ИСО 9000 направлены на открытие новых граней конкурентоспособности, увеличение товарооборота и доли рынка, удержание потребителей, координацию процессов внутри организации, повышение осведомленности сотрудников.

Цель стандартов ИСО 9000 не может быть достигнута без инноваций. Конкурентоспособность требует отличия от других, что, в свою очередь, ждет инновационного подхода. Инновационное внедрение стандартов, может например, касаться руководящих идей и принципов компании; средств производства; инфраструктуры. Инновационный подход необязательно связан с обладанием новыми вещами. Он включает также перегруппировку старых, известных элементов новым способом.[8]


Таким образом, подводя итоги первой главы нашей работы, мы можем прийти к следующим выводам:

1.     Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Качество - философская категория. В человеческой практике встречается разнообразие терминов "качество".

2.     Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Обеспечение  и улучшение качества в рамках системы качества.

3.     Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

4.     Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 - семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК














Глава 2.  

2.1.   Общая характеристика организации и системы качества в НВК «Саха»

Характеристика НВК «Саха».

Государственное учреждение «Национальная вещательная компания «Саха» Республики Саха (Якутия) является республиканской государственной теле- и радиовещательной компанией, созданной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 3 марта 1992 года.

Основными целями деятельности НВК «Саха» являются:

­       Освещение международной, российской и республиканской политической, общественной, экономической и культурной жизни населения;

­       Всестороннее и объективное информирование населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Компания в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и Конституцией РС (Я), федеральными и республиканскими законами, указами и распоряжениями Президента РФ и Президента РС (Я), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и Правительства РС (Я) и уставом компании.

Предметом Деятельности Компании является:

­      Телерадиовещание, производство и распространение телерадиопрограмм;

­      Организация теле -, радио-трансляций с места событий;

­      Журналистская деятельность;

­      Сбор, обработка, анализ, производство и распространение всех видов и категорий информационной продукции;

­      Образование, обучение и подготовка специалистов;

­      Оказание физическим и юридическим лицам услуг по производству теле -, радио-продукции и др.

Свое историческое начало телевидение и радио берет с конца 50-х1 годов. Тогда Телецентр и Якутское Телевидение существовали отдельно. Затем в 1992 году вышел приказ о создании ГУ НВК «Саха».

НВК «Саха» является единственной организацией, которая распространяет свое вещание на всю территорию РС (Я), в отличие от своих конкурентов. Следовательно, на этом уровне - региональном у НВК «Саха» нет конкурентов, кроме как центральных телеканалов. На уровне столицы – Якутска у телевизионной стороны конкурентами являются: ТРК «Алмаз», Медиа-холдинг «Столица», СТВ; у радиовещательной стороны: Радио Виктория, Саха Виктория, Киин Радио, Радио СТВ и т.п.

Преимуществом НВК «Саха» является то, что теле-, радиопередачи транслируются как на русском, так и на якутском языках. Также у компании существует отдельный канал вещания, в отличие от остальных представленных телевизионных организаций. Здесь просматривается явное преимущество.

За 10 лет объем собственного вещания республиканского телевидения возрос более чем в 2 раза: в 1992 году было 440 часов вещания, 2001 году – 1000 часов. В последние годы Компания работает над качеством телепрограмм, сокращая продолжительность отдельно взятых передач. Количество передач возросло в 3 раза.

Журналисты компании стали постоянно участвовать в международных, российских, региональных телефестивалях, конкурсах.


Анализ численности персонала.

 

Общая численность Компании на 2005 год составляет 349 человек. Из них 167 (47,85%) мужчин и 184 (52,15%) женщины. (Примечание численность персонала взята без учета численности улусных филиалов Компании) Изобразим это на диаграмме 1.2.1.


 

Диаграмма 1.2.1

Соотношение мужчин и женщин почти одинаково. Что в свою очередь хорошо влияет на неформальные связи в организации с положительной стороны, так как здесь нет превосходства какого-либо пола.

Таблица 1.2.1

Общая численность занятых в разрезе профессионального образования и по составу за 2002-2005 гг.

Имеют образование

2002 Факт

2003 Факт

2004 Факт

2005 на 1 июня

Всего занятых

338

337

338

349

Руководители

29

29

31

31

Высшее профессиональное

24

24

26

26

Незаконченное высшее

-

-

-

-

Среднее профессиональное

4

4

4

4

Начальное проф.

-

-

-

-

Среднее общее

1

1

1

1

Основное общее

-

-

-

-

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.