Международная
организация по стандартизации (ИСО) пересмотрела стандарты ИСО серии 9000
версии 1994 г. В результате комплекс документов, состоявший, более чем, из 20
стандартов содержит четыре базовых стандарта:
·
ИСО
9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»
·
ИСО
9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования».
·
ИСО
9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению
качества»
·
ИСО
19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и
охраны окружающей среды».
15 декабря 2000 г. были опубликованы в
качестве официальных стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004. Стандарт ИСО
19011 принят в III квартале 2001 г.
Основополагающими
являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между
собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и
раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели
процесса менеджмента качества, но разные области применения.
·
ИСО
9001:2000 устанавливает минимально необходимый набор требований к системам
качества и применяется для целей сертификации и аудита.
·
ИСО
9004:2000 содержит методические указания по созданию систем менеджмента
качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий.
Оба стандарта применяются ко всем
категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть
разработаны конкретными отраслями.
Стандарты ИСО
9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы как совместимые со стандартами других
систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления
охраной окружающей среды.
Пересмотренный
стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии
1994 г. В основе стандартов ИСО 9000 находятся восемь принципов менеджмента
качества:
1.
Ориентация
на потребителя - организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать
их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться
превзойти их ожидания.
2.
Лидерство руководителя – руководители обеспечивают единство цели и
направления деятельности организации.
3.
Вовлечение
работников –
работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение
дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4.
Процессный
подход –
желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и
соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5.
Системный
подход к менеджменту – выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных
процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации
при достижении ее целей.
6.
Постоянное
улучшение –
постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как
ее неизменную цель.
7.
Принятие
решений, основанное на фактах – эффективные решения основываются на анализе данных и
информации.
8.
Взаимовыгодные
отношения с поставщиками – организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения
взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Стандарты, таким
образом, являются воплощением принципов TQM (Total Quality
Management – всеобщее управление
качеством).[6]
Стандарт имеет
другую структуру, которая базируется не на 20 элементах, как было раньше, а на
четырех блоках процессов управления. Это концептуальная основа новой версии
семейства стандартов ИСО 9000.
Основные разделы
стандарта ИСО 9001:2000:
4. системе
менеджмента качества;
5.ответственность
руководства;
6.менеджмент ресурсов;
7.процессы
жизненного цикла
8.измерение,
анализ, улучшение.
Разрешена
адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не
применяются организацией. Это относится к организациям, проведших подготовку к
регистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9003.
Блок «Процессы
производства продукции и (или) услуги» может рассматриваться как переменный, то
есть при определении области сертификации выбираются те процессы, которые
реально выполняются предприятием. Остальные блоки в модели системы менеджмента
качества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтому
все элементы этих блоков должны выполняться.
Следует уделить
внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация может исключить только те
требования системы менеджмента качества, которые не влияют на работоспособность
организации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителя
продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиям
регламентов.
В процессе
подготовки к переходу на новую версию стандартов следует учитывать, что версия
стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к
изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать
минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного
планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения
системы управления качеством.
Обязательным
является документирование всего шести процедур:
·
управление
документацией;
·
управление
записями о качестве;
·
внутренние
аудиты;
·
управление
несоответствующей продукцией;
·
корректирующие
действия;
·
предупреждающие
действия.
Отсутствие документированных процедур какого-либо
процесса должно быть каким-то образом компенсировано (например, в ходе обучения
(сотрудников) или предприятия по своему усмотрению могут увеличить количество
документированных процедур.
Пересмотренный
стандарт ИСО 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности
организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и
общества в целом. При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст
соответствующего раздела ИСО 9001:2000.
Действующий
стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. В него вошли основы систем
менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и
определения (нормативный раздел).
Совместный стандарт ИСО 19011 с момента его
публикации заменил действующие в области аудита систем менеджмента качества и
систем управления окружающей средой стандарты ИСО 10011 (части 1, 2, 3), ИСО
14010, ИСО 14011 и ИСО 14012. Остальные стандарты семейства ИСО 9000 либо будут
отменены (ИСО 9002; ИСО 9003), либо переведены в разряд технических отчетов,
имеющих статус рекомендаций (например, ИСО 10013).
В связи с описанными
и еще предстоящими изменениями в стандартах ИСО серии 9000 пересмотрены
национальные российские стандарты ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ Р 40.005,
и введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. .[7]
Инновационное
применение стандартов ИСО 9000. Центральной концепцией ИСО 9000, подчеркивающей
всеобъемлющую и системную природу менеджмента качества, является «система
менеджмента качества». Это основная концепция системного подхода к лидерству и
управлению, под которой нельзя понимать отдельную схему, встроенную в компанию.
Стандарты ИСО 9000 направлены на открытие новых граней конкурентоспособности,
увеличение товарооборота и доли рынка, удержание потребителей, координацию
процессов внутри организации, повышение осведомленности сотрудников.
Цель стандартов
ИСО 9000 не может быть достигнута без инноваций. Конкурентоспособность требует
отличия от других, что, в свою очередь, ждет инновационного подхода.
Инновационное внедрение стандартов, может например, касаться руководящих идей и
принципов компании; средств производства; инфраструктуры. Инновационный подход
необязательно связан с обладанием новыми вещами. Он включает также
перегруппировку старых, известных элементов новым способом.[8]
Таким образом,
подводя итоги первой главы нашей работы, мы можем прийти к следующим выводам:
1. Качество - совокупность
характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить
установленные и предполагаемые потребности. Качество - философская
категория. В человеческой практике встречается разнообразие терминов
"качество".
2. Управление качеством - методы
и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения
требований к качеству. Обеспечение и улучшение качества в рамках системы
качества.
3. Система качества - совокупность
организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для
осуществления общего руководства качеством.
4. Разрабатываемые ISO стандарты
объединяются в семейства. ISO 9000 - семейство стандартов, относящихся к
качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать,
внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК
Глава
2.
2.1.
Общая характеристика организации и системы качества в НВК «Саха»
Характеристика
НВК «Саха».
Государственное учреждение «Национальная
вещательная компания «Саха» Республики Саха (Якутия) является республиканской
государственной теле- и радиовещательной компанией, созданной Указом Президента
Республики Саха (Якутия) от 3 марта 1992 года.
Основными целями деятельности НВК «Саха»
являются:
Освещение
международной, российской и республиканской политической, общественной,
экономической и культурной жизни населения;
Всестороннее
и объективное информирование населения о деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления;
Компания в своей
деятельности руководствуется Конституцией РФ и Конституцией РС (Я),
федеральными и республиканскими законами, указами и распоряжениями Президента
РФ и Президента РС (Я), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и
Правительства РС (Я) и уставом компании.
Предметом
Деятельности Компании является:
Телерадиовещание,
производство и распространение телерадиопрограмм;
Организация
теле -, радио-трансляций с места событий;
Журналистская
деятельность;
Сбор,
обработка, анализ, производство и распространение всех видов и категорий
информационной продукции;
Образование,
обучение и подготовка специалистов;
Оказание
физическим и юридическим лицам услуг по производству теле -, радио-продукции и
др.
Свое историческое
начало телевидение и радио берет с конца 50-х1 годов. Тогда Телецентр и
Якутское Телевидение существовали отдельно. Затем в 1992 году вышел приказ о
создании ГУ НВК «Саха».
НВК «Саха»
является единственной организацией, которая распространяет свое вещание на всю
территорию РС (Я), в отличие от своих конкурентов. Следовательно, на этом
уровне - региональном у НВК «Саха» нет конкурентов, кроме как центральных
телеканалов. На уровне столицы – Якутска у телевизионной стороны конкурентами
являются: ТРК «Алмаз», Медиа-холдинг «Столица», СТВ; у радиовещательной
стороны: Радио Виктория, Саха Виктория, Киин Радио, Радио СТВ и т.п.
Преимуществом НВК
«Саха» является то, что теле-, радиопередачи транслируются как на русском, так
и на якутском языках. Также у компании существует отдельный канал вещания, в
отличие от остальных представленных телевизионных организаций. Здесь
просматривается явное преимущество.
За 10 лет объем
собственного вещания республиканского телевидения возрос более чем в 2 раза: в
1992 году было 440 часов вещания, 2001 году – 1000 часов. В последние годы
Компания работает над качеством телепрограмм, сокращая продолжительность
отдельно взятых передач. Количество передач возросло в 3 раза.
Журналисты
компании стали постоянно участвовать в международных, российских, региональных
телефестивалях, конкурсах.
Анализ численности персонала.
Общая численность
Компании на 2005 год составляет 349 человек. Из них 167 (47,85%) мужчин и 184
(52,15%) женщины. (Примечание численность персонала взята без учета численности
улусных филиалов Компании) Изобразим это на диаграмме 1.2.1.
Диаграмма 1.2.1
Соотношение
мужчин и женщин почти одинаково. Что в свою очередь хорошо влияет на
неформальные связи в организации с положительной стороны, так как здесь нет
превосходства какого-либо пола.
Таблица 1.2.1
Общая численность занятых в
разрезе профессионального образования и по составу за 2002-2005 гг.
|