После того как
советский лидер Михаил Горбачев начал проводить политику гласности и открытости
Советского Союза, власть СМИ в 1985-1990 годах заметно выросла. На этой стадии
ключевую роль играли печатные издания, обличавшие неэффективную и авторитарную
коммунистическую партию и советский госаппарат. Таким образом, в то время,
когда многие институты советской эпохи рушились, СМИ выполняли функцию
связующего элемента российского общества. При этом пресса вырвалась из-под
тотального контроля государственных институтов, и профессия журналиста стала
очень престижной и популярной. За этот период резко выросли тиражи печатных
изданий.
3. Периодическая печать в
современной России.
Несмотря на почти
пятнадцать лет преобразований в России, на рынке СМИ государство остается
ведущим игроком как по охвату аудитории и коммерческим возможностям, так и в
качестве регулятора рынка. На региональном рынке прессы государство использует
как инструмент влияния систему субсидий. Развитие частных СМИ как бизнеса было
ограничено малой емкостью рекламного рынка, низким уровнем корпоративного
менеджмента, отсутствием профессиональной сплоченности внутри медиаиндустрии и
отсутствием эффективных механизмов для лоббирования интересов медиаиндустрии в
целом.
Выпуск всей
печатной продукции страны обеспечивают более 6 тысяч полиграфических
предприятий различных форм собственности. В это число вошло около тысячи
частных предприятий, возникших в течение последних нескольких лет. (см. табл. 1[13])
Таблица
1.
Рост
числа российских печатных СМИ
Год
|
газеты
|
журналы
|
кол-во
|
прирост,%
|
кол-во
|
прирост,%
|
1999
|
12359
|
25,2
|
7101
|
20,5
|
2000
|
15145
|
22,5
|
8773
|
23,5
|
2001
|
18505
|
22,1
|
10697
|
21,9
|
2002
|
22117
|
19,5
|
13059
|
22,1
|
2003
|
23749
|
7,4
|
14332
|
9,7
|
В свою очередь
структура журнального рынка выглядела следующим образом (табл. 2).
Таблица 2.
Структура журнального рынка России
Категория
|
Доля в суммарном годовом
тираже, в %
|
Доля в суммарном годовом
объеме, в %
|
Количество изданий
|
Кроссвордные
|
14,9
|
5,1
|
36
|
Телегиды
|
14,7
|
13,1
|
8
|
Женские
|
13,9
|
19,1
|
66
|
Развлекательные
|
11,5
|
5,4
|
15
|
Молодежные
|
5,4
|
3,9
|
26
|
Мужские
|
4,4
|
4,8
|
28
|
Автомобильные
|
4,1
|
5,1
|
26
|
Деловые и экономические
|
4,1
|
5,1
|
26
|
Интерьер, дизайн, строительство
|
3,9
|
9,1
|
64
|
Детские
|
3,3
|
1,4
|
46
|
Прочие
|
20,9
|
25,6
|
259
|
По состоянию на 1
октября 2005 года всего в Российской Федерации зарегистрировано 62 971 средство
массовой информации. Из них 50 621 - печатные.[14]
Если говорить о
структурных изменениях в российских средствах массовой информации, то, прежде
всего, надо отметить уход от вертикали, которая была характерна для советской
системы. Это был отказ от той структуры, вершину которой венчала центральная
газета страны «Правда», за ней следовала другая периодика рангом пониже. Ныне
вертикальное устройство претерпело существенные изменения, в принципе уступив
место горизонтальным структурам, которые не имеют единого руководящего центра и
действуют параллельно. Такая организация деятельности журналистики существенно
преобразила картину средств массовой информации в России. Это привело, в свою
очередь, к возникновению иных соотношений внутри самих СМИ с точки зрения
удовлетворения потребности в информации, качественно изменив состояние информационного
пространства в стране.
Сегодня, когда
старая структура центральной прессы разрушена, ситуация сложилась в пользу
местной и региональной периодики. В одной только столице России современный
рынок печати включает в себя сотни изданий различных направлений.
В целом по России
доминируют общественно-политические издания. В последнее время резко возросло
количество развлекательных и элитных изданий, изданий деловой и экономической
направленности, уменьшилось количество литературно-художественных и
научно-популярных печатных СМИ.
Государство
по-прежнему является регулятором рынка СМИ и оказывает существенное воздействие
на динамику развития и содержание печатных изданий и рекламной деятельности.
На
государственную поддержку социально значимых печатных СМИ по статье 4560000
«Периодическая печать» из федерального бюджета на 2005 год были предусмотрены
средства в сумме 47 582,0 тыс. рублей. Единовременные целевые субсидии по этой
статье выделялись изданиям для инвалидов, ветеранов, детским, молодежным,
культурно-просветительным и литературно-художественным, регулярно выходящим в
свет не менее одного года и имеющим подписной тираж не менее одной тысячи
экземпляров. Всего в 2005 году по этой статье было профинансировано 222
периодических печатных изданий из 49 регионов России.
В федеральном
бюджете на 2006 года на финансирование социально значимых проектов в
общефедеральных, региональных и местных печатных СМИ Российской Федерации
выделено 150 582,0 тыс. рублей. Одновременно (кроме изданий для инвалидов по
зрению) изменяется принцип предоставления субсидий. Если до 2005 года
включительно финансовая поддержка по данной статье оказывалась лишь изданиям
определённой тематический направленности, то с 1 января 2006 года на конкурсной
основе на неё могут претендовать печатные СМИ любой тематической
направленности, но только под реализацию конкретных социально значимых
проектов.[15]
4. Проблемы создания качественного издания молодежной газеты.
Проект молодежного журнала.
Молодежные газеты
и журналы – одни из самых ярких и красочных творений современного издательского
мира. Их главная задача – воспитание подрастающего поколения, его просвещение
во всех областях знаний, помощь в саморазвитии и становлении собственного «Я».
Однако не все издания на сегодня следуют этим, казалось бы, столь важным целям.
Издатели подобных газет и журналов гонятся, в первую очередь, за прибылью,
нежели за качеством издания. В своих газетах они раздувают скандалы и
происшествия в жизни популярных людей, используют известные нам методы желтой
прессы, загромождают страницы изданий излишней рекламой. За глянцевой обложкой
зачастую прячется грязный мир сплетен, разврата и пошлости. Такие газеты сами
того не замечая, воспитывают молодежь в своем духе. Иногда они переходят все
дозволенные границы морали. Разве возможно допускать это в молодежной прессе?!
Читая подобные
издания, молодой человек получает меньше полезной, нужной, объективной
информации. Так недолго дойти и до деградации личности!
Поэтому сегодня
так важно уметь создавать качественные газеты, уметь их читать, следить за
сферой печатного мира.
Говоря о цензуре,
нужно отметить, что она нужна и даже важна, но в определенных количествах.
Я, как будущий
журналист, разработал собственный проект молодежного журнала. Такого журнала,
который мне и самому было бы интересно почитать.
Прежде чем
создавать обложку и придумывать название, нужно подумать о том, что мы будем
печатать в журнале, о чем будем рассказывать нашей молодой аудитории, какие
темы и вопросы будем поднимать на страницах журнала, а о чем писать не будем.
Нужно четко определить эту грань.
Главное в любом
журнале – диалог между издателем и читателем.
Несомненно, в
журнале должны печататься статьи познавательного характера, связанные с
изучением истории народов и культур мира, с изучением мира растений и животных,
с развитием современных наук и открытий. Конечно, весь материал должен
излагаться на простом, понятном читателю языке, в интересной форме, с
использованием фотографий.
Также необходимо
наладить постоянную обратную связь с читателем. Т. е. проводить опросы и
анкетирование, печатать статьи и заметки, присланные читателями.
Особо важно в
молодежном журнале обсуждение волнующих проблем, таких как половое созревание и
воспитание, проблемы общения взрослых и детей, детей между собой, вопросы
профессиональной ориентации молодежи, проблемы поддержания здоровья и
профилактики вредных привычек. Здесь важен разговор специалиста с читателем на
страницах журнала.
Отчасти можно
вести разговоры о политике, выход в свет новых законов, касающихся жизни
подростков и молодежи.
В журнале нужно
проводить творческие мастерские, печатать творческие работы самих читателей.
Другим важным
нюансом является разговор между читателями. Значит необходимо создание колонки
поиска друзей по переписке.
Статьи о жизни
популярных людей также должны быть включены в журнал. Но требования к ним
особенные. Не в коем случае нельзя допускать в печать сплетни о знаменитостях,
их личной жизни, откровенные признания и фотографии.
Ежемесячно
необходимо проводить опрос мнения читателей о качестве издаваемого журнала.
Особенно важно
использование современных технологий. У газеты должен быть свой сайт в
Интернете, электронные адреса редактора и журналистов.
Неотъемлемой
частью востребованного читателем журнала является яркая обложка, такая, чтобы
сразу бросалась в глаза, но не откровенными заголовками и фотографиями, а
красочностью и контрастом.
Хорошими в
журнале должны быть не только статьи, но и грамотность редактора, дизайнера,
рекламного агента. Бумага, на которой будет издаваться журнал, должна быть
приятной на ощупь, желательно глянцевой.
Таким образом,
учитывая все вышеуказанные нюансы, мы сможем выпускать качественный,
востребованный на рынке прессы журнал для молодежи. Несомненно, он будет
радовать глаз читателя. Молодой человек будет с нетерпением ждать выхода в свет
нового выпуска его любимого журнала.
Заключение.
В процессе
развития общества в нем возникают и функционируют множество различных
институтов. Со временем возникает и такой общественный институт, как средства
массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени
возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их
элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую,
специфичную роль.
Печатные СМИ
возникают как средство удовлетворения потребности людей в общении. Это
межличностное - индивидуальное и коллективное - общение. Становясь средством
масштабного коллективного общения, пресса раскрывает возможность аккумуляции
массовых настроений, инициации различных состояний общества в целом и его
частей, а также информирования об этих состояниях. Она способствует определению
общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений.
Вместе с другими СМИ она становится не только средством формирования мнения
личности и общественного мнения, но и его выражения.
На протяжении
почти трех столетий газеты и журналы в России остаются незаменимым источником
информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама
пресса и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес
человечеству несколько новых средств массовой информации. В двадцать первом
веке печатные СМИ по-прежнему востребованы в обществе и выступают важнейшим
инструментом воздействия на массовое сознание, вкусы и интересы людей. Однако
появление у печатных СМИ в ходе общественного развития серьезных конкурентов:
радио, телевидение, Интернет, актуализирует задачу более глубокого исследования
процессов, происходящих на медиарынке.
Итак, мы
рассмотрели историю развития периодической печати в России на рубеже веков,
проследили тенденции ее развития.
Затем был
разработан проект молодежного журнала, который мог бы удовлетворять условиям
моего читательского взгляда. Хорошим финальным аккордом в данной работе мог бы
послужить выпуск макета разработанного издания.
Несомненно,
сегодня периодическая печать – это многофункциональный аппарат воздействия на
человека, его жизнь, моральные устои. Отчасти судьба человечества находится в
руках СМИ. Поэтому на данный момент нам очень важно качественное издание
прессы.
Список литературы.
1.
Абовян
А.В. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты: Автореферат дисс…канд.
филолог. Наук. – Ростов-на-Дону, 2004.
2.
Белинский
В. Г. Полное собрание сочинений. М., 1957. Т. IX. С. 161-162.
3.
Белинский
В. Г. Полное собрание сочинений, Т. VIII, Изд. Академии Наук СССР, - М., 1955,
С. 214.
4.
Дубин Б.,
Рейтблат А. Государственная информация и массовая коммуникация. //
Отечественные записки. - 2003. - № 4.
5.
Иваницкий
В. Поезд ушел. Бурное развитие СМИ в России привело к индустриальному кадровому
кризису. //Эксперт. 19 декабря 2005. #48 (494).
6.
История
мировой журналистики. /Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П.,
Лучинский Ю.В., Станько А.И. – третье изд. дополн. и исправл. – М.: ИКЦ «МарТ»,
Ростов н/Дону, 2003. – 432 с.; С. 126.
7.
История
мировой журналистики. С. 218.
8.
Печать
Российской Федерации в 2001 году: Статистический сборник. М., 2002. С. 134.
9.
Суворин
А.С. Дневник. – М., 1992. С. 203.
10.
Феофанов
О. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001. С. 16.
[1] См. например: Жулев П. Современный читатель из народа // Русская
школа. - 1912. - № 9.
[2] См.: Есин
Б. И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.
[3] Феофанов О. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001. С.
16.
[4] Абовян А.В. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты:
Автореферат дисс…канд. филолог. Наук. – Ростов-на-Дону, 2004.
[5] История мировой журналистики. /Беспалова А.Г., Корнилов Е.А.,
Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. – третье изд. дополн. и исправл.
– М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону, 2003. – 432 с.; С. 126.
[6] Белинский
В. Г. Полное собрание сочинений, Т. VIII, Изд. Академии Наук СССР, - М., 1955,
С. 214.
[7] Белинский
В. Г. Полное собрание сочинений. М., 1957. Т. IX. С. 161-162.
[8] Суворин
А.С. Дневник. – М., 1992. С. 203.
[9] История
мировой журналистики. С. 218.
[10] Дубин Б., Рейтблат А. Государственная информация и массовая коммуникация.
// Отечественные записки. - 2003. - № 4.
[11] См.: Средства
массовой информации и пропаганды. М.: Политиздат, 1984.
[12] См.:
Газетный мир. - М., 1971; Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. -
М., 1991.
[13] Печать
Российской Федерации в 2001 году: Статистический сборник. М., 2002. С. 134.
[14] Иваницкий В. Поезд ушел. Бурное развитие СМИ в России привело к
индустриальному кадровому кризису. //Эксперт. 19 декабря 2005. #48 (494).
[15] О государственной поддержке социально значимых проектов в печатных СМИ
Российской Федерации из средств федерального бюджета на 2006 год. //Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям. -
http://www.fapmc.ru/events/news/id/708611.html.
Страницы: 1, 2
|