Молодежная газета:взгляд читателя
«Стань
журналистом – 2008»
Молодежная
газета: взгляд читателя.
Выполнил: Никита Ильин, 11 б класс
МОУ
Кезская средняя
общеобразовательная
школа № 1.
2008
Оглавление.
1.
Введение.
|
3
|
2.
Основная
часть. Периодическая печать в России дореволюционного периода.
|
3
|
3.
Советская
периодическая печать и реклама.
|
6
|
4.
Периодическая
печать в современной России.
|
8
|
5.
Проблемы
создания качественного издания молодежной газеты. Проект молодежного журнала.
|
10
|
6.
Заключение.
|
11
|
7.
Список
литературы.
|
13
|
Введение.
Как известно, издание
первой газеты в России учредил в 1710 году Петр I. Называлась она –
«Ведомости». Для ее создания требовались многие часы кропотливой работы
нескольких человек.
Со временем
появились новые издания, увеличились тиражи и читательская аудитория,
усовершенствовались технологии создания газеты.
Газеты сегодня –
неотъемлемая часть нашей жизни, один из главнейших источников информации,
«четвертая власть» в государстве. Газетный мир очень богат и разнообразен.
Витрины киосков пестрят разноцветными изданиями. А современный круг читателей
прессы сегодня просто огромен. От ребенка дошкольного возраста до пенсионера,
от домохозяек до бизнес-леди, от заядлых рыбаков до не менее заядлых
автолюбителей.
В данной работе я
рассмотрел особый тип современных изданий, особый, и поэтому весьма интересный.
Это молодежная пресса. Сегодня ее тиражи составляют сотни тысяч экземпляров. И
не меньшее число наименований молодежных изданий.
Также мной были
изучены проблемы создания качественного издания для молодежи, а в конце работы
мной будет представлен свой проект молодежной газеты.
Но для начала
обратимся к истории периодической печати в России с дореволюционного периода и
до нашего времени.
Основная Часть.
1. Периодическая печать в России
дореволюционного периода.
Средства массовой
информации неоднократно становились предметом научного анализа. Представление
об эволюции средств массовой информации в России дают исследования,
предпринятые еще в дореволюционный период[1],
а также оценки этого периода в трудах современных ученых[2].
Первое рекламное
агентство в России было открыто в XIX веке предпринимателем Метцелем. Именно
ему принадлежит и расхожая фраза: «Реклама есть двигатель торговли»[3].
XIX в. стал для
нашей страны веком появления рекламных изданий, которые в Европе возникли
гораздо раньше - в первой половине XVII в. Начало XIX в. ознаменовано в России
созданием таких новых столичных газет, как «Санкт-Петербургские коммерческие
ведомости» (1802), «Северная почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809), «Гений
времени» (1807), «Северная пчела» (1825), «Коммерческая газета» (1825) и
«Земледельческая газета» (1834). Причем частные объявления, по утверждению
некоторых исследователей истории российской рекламы, были разрешены только в
«Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях», тогда как другие
исследователи полагают, что исключительное право печатать частные объявления в
Российской империи в данный период времени предоставлялось только «Губернским
ведомостям», монополия которых на рекламу продлилась до начала 60-х гг.[4]
Надо
сказать, что в общественно-политической жизни России XIX века произошел ряд
событий, оказавших значительное влияние на развитие отечественных средств
массовой информации. Журналистика в этот период становится не только
летописцем, но и активным участником общественно-политических событий.
Отечественная война 1812 года способствовала росту национального самосознания,
подъему вольнолюбивых настроений в обществе, обострила внимание к
социально-политическим вопросам современности. Восстание на Сенатской площади
25 декабря 1825 года обозначило глубокие противоречия в социально-политической
жизни России, раскол в среде русской прогрессивной интеллигенции. Эти два
события во многом определили дальнейших ход отечественной истории и развитие общественно-политической
мысли и прогрессивной периодической печати.
На
страницах печати обсуждать положение крестьянства, значение просветительской
деятельности среди народа и др. В первой четверти XIX века России возникло
около 150 новых периодических изданий - официальных и частных, столичных и
провинциальных.[5]
Именно в то время закрепляется приоритет журнала перед другими видами
периодики, утверждается общественный и профессиональный статус журналиста,
формируются новые жанры русской периодической печати.
После
1834 года альманахи утрачивают характер массового литературно-общественного
явления. Распространение альманахов дало основание В.Г. Белинскому назвать
литературу 20-30-х годов XIX века «по преимуществу альманашною».[6]
К
1840 году роль и значение печати в общественной жизни России значительно
возросли. Но революционная ситуация в Европе способствовала усилению контроля
над печатью, что выразилось в учреждении Николаем I специального комитета,
который ревизовал столичные издания и требовал от редакторов «согласия с видами
нашего правительства».
Характеризуя
влияние прогрессивной печати 40-х годов на общественное мнение, В.Г.Белинский
писал: «Вся сфера современного общественного движения теперь выражается словом
«пресса»; это живой пульс общества, по биению которого вернее, нежели по
какому-нибудь другому признаку, можно судить о состоянии общества... Нет
стороны в обществе, которая бы теперь не выражалась прессою, не жила в ней и
ею»[7].
В
начале ХХ века существенно укрепились позиции официальной правительственной
прессы: «Правительственный вестник», «Сенатские ведомости», «Московские
ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Гражданин» и др. Многие из них
получали щедрые субсидии из засекреченного фонда. А.С. Суворин писал по этому
поводу: «Мещерский получает по 3000 рублей в месяц на «Гражданина» из казенных
сумм Министерства внутренних дел, получает без расписки, прямо из рук в руки…»[8].
Либеральная
пресса пыталась дискутировать с откровенно консервативными изданиями, намекать
на необходимость серьезных реформ в стране. Показательна судьба газеты
«Россия», которая начала выходить в 1899 г. и быстро завоевала популярность у читателей. Публикация фельетона А.В. Амфитеатрова «Господа Обмановы» в январе 1902 г. стала одновременно и звездным часом, и причиной гибели издания.[9] В этот же период в
России появилось много нелегальных изданий, газеты: «Вперед» (1904), «Искра»
(1905), «Пролетарий» (1905).
Количество
газет и журналов в 1905-1907 гг. стремительно росло и превысило 3300
наименований. Появилась легальная партийная печать. Динамика суммарных разовых
тиражей разных типов периодических изданий в период 1860-1914 гг. представлена
на диаграмме (рис. 1[10]).
Рис. 1. Динамика суммарных разовых тиражей разных типов периодических
изданий (в тысячах экземпляров)
Следует
сказать несколько слов о «малой прессе». Рассчитанная на полуобразованного
городского читателя, она стала возникать в первые пореформенные годы
(«Петербургский листок», «Петербургская газета»). Широкое ее развитие
датируется началом 1880-х годов, когда появились такие издания, как «Московский
листок», «Новости дня», «Свет». Весь материал в «малой прессе» подавался
завлекательно и доступно, чтобы читатель начал читать, прочел, не отрываясь, и
понял текст. В ряде отношений она занимала промежуточное место между реликтами
еще полуфольклорной устной словесности и печатью в собственном смысле слова.
Характерно, что низовая газета выписывалась и хранилась в трактирах - местах
скопления народа, разговоров и обмена слухами, нередко запечатлевая уже
циркулирующие слухи. Читательскую аудиторию «малой прессы» составляли нижние
слои городского населения: мелкие купцы и чиновники, приказчики, прислуга,
ремесленники, грамотные рабочие.
Низовая
газета, в этих своих жанровых формах давая функциональный эквивалент слухам,
устным рассказам «бывалых людей» о необычных случаях и экстраординарных
событиях (быличкам), втягивала аудиторию в сферу воздействия печатного слова. К
концу XIX века газета получает широкое распространение во всех слоях городского
населения.
Таким
образом, дореволюционный период характеризовался в основном становлением
российских печатных изданий, а также печатной рекламы. Но главным приоритетом
лучших газет и журналов являлась не коммерческая, а общественно-политическая
тематика публикаций.
2. Советская периодическая печать и реклама.
Периодическая
печать советского времени представляла собой важную черту и идеологический
рупор государства. В 1980-е годы исследователи описывали тот период следующим
образом: «Важно, чтобы различные средства массовой информации и пропаганды
действовали как части единой системы. Они обязаны не подменять, а дополнять
друг друга»[11].
В первые годы
советской власти реклама полностью сводилась к политическому типу. Советская
власть использовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения
в Красную армию, поднятия морального духа этой армии, сбора средств и
пожертвований и др.
Следует отметить
достаточно высокий профессиональный уровень лучших образцов этой рекламы.
Прежде всего, он определялся талантом людей, разрабатывавших ее. К ним
необходимо отнести, в первую очередь, В. Маяковского, Д. Моора, А. Родченко, К.
Юона, А. Дейнеку и др.
После окончания
гражданской войны и перехода к новой экономической политике (НЭПу) государство
временно допускает существование частного собственника. При этом
государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором.
Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следствие, в
стране возрождается торговая реклама. При Высшем Совете Народного Хозяйства
(ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.
Как одно из
основных рекламных средств реанимируется реклама в прессе. В ноябре 1921 года в
центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений.
А уже в 1923 году поступления от рекламы в газету составили более двух третей
доходов от ее издания.
В 1922 году при
газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений
«Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу
промышленных товаров для сельских жителей. Появляются другие рекламные конторы:
«Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения), коммерческое агентство «Связь»
(при Наркомае почт и телеграфов, почтовая реклама); «Викреклама» (изготовление
и размещение рекламных плакатов в регионах); «Промреклама» (при ВСНХ,
размещение рекламы промпредприятий); «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой
рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).
Указанные
организации имели довольно мощную по тем временам производственную базу.
Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и
использовала для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов,
арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» выполняла
также функции методического центра. Ее сотрудники консультировали по вопросам
рекламы представителей государственных и кооперативных предприятий. В 1925 году
на Международной художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов
этих авторов был удостоен серебряной медали. Их работы, выполненные для
Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы.
В 1935 году
Наркомат внутренней торговли СССР издал постановление «Об использовании методов
рекламы для расширения товарооборотов». В соответствии с этим решением создана
контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства
рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной
конторы.
Политическая
реклама в условиях тоталитаризма практически полностью ассоциировалась с
коммунистической агитацией и пропагандой. Если же попытаться оценить
общераспространенное отношение к рекламе, то коротко его можно охарактеризовать
следующим образом. Хозяйственные руководители в подавляющем большинстве случаев
ее игнорировали. Скептически к рекламе относилось и большинство населения.
Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление
рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.
Для координации
рекламной деятельности в масштабах страны в последующие годы был учрежден
Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. С 1971 года начинается
издание журнала «Реклама» (вначале он выходит как печатный орган
Межведомственного совета). Позже начинают выходить журналы «Коммерческий
вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х - начале 80-х годов в СССР
выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном - это
приложения к областным и вечерним городским газетам.
Именно в
советские времена возникла формула «средства массовой информации», на Западе же
используется другой оборот - «средства массовой коммуникации» (СМК).
Исторически пресса складывалась и развивалась как один из механизмов
возникающего общественного мнения, как элемент нарождающейся публичной сферы.
Поэтому на Западе массовая печать (а затем - радио, телевидение и т. п.)
возникала как форма выражения интересов различных общественных групп,
институтов, организаций, партий, как канал взаимодействия, конкуренции и
сотрудничества между ними. В России же издание газет (как впоследствии в СССР
радио - и телевидение) было, прежде всего, делом государственным.
Все отношения
печати с обществом и его институтами строго регулировались постановлениями и
инструкциями, издаваемыми руководящими партийными и партийно-правительственными
органами. Функции идеологической и партийной цензуры исполняла специально
созданная для этого организация - Главлит, уполномоченные которой вычитывали
каждый номер любой газеты и другого печатного периодического издания и в зависимости
от его содержания давали разрешение на выход в свет.
Газетно-журнальный
информационно-пропагандистский комплекс Советского Союза к 1985 г. представляли 13,5 тыс. периодических изданий. Эта были, в том числе 40 всесоюзных, 160
республиканских, 329 краевых, областных, окружных, 711 городских, 3020
районных, 3317 низовых, 97 газет автономных республик и областей. Газеты
издавались на 55 языках народов СССР и 9 языках зарубежных стран. В 130 странах
тиражом около 1 млн. экз. выходила на английском, французском, немецком,
испанском и арабском языках газета «Московские новости».[12]
Страницы: 1, 2
|