Сравнительная
характеристика препаратов-нутрицевтиков, представленных на рынке, приведена в
таблице 5.
Таблица
5. Сравнительная характеристика нутрицевтиков
Парафармацевтики
Парафармацевтики
на рынке представлены значительно лучше, чем нутрицевтики — доля марок
парафармацевтиков в местах продажи составляет около 92%; а доля имеющихся в
наличии парафармацевтиков в аптеках составляет 99,6% от всего ассортимента
средств для похудения, а в web-аптеках — 92,8% (см. табл. 4). При этом следует
отметить, что некоторые группы парафармацевтиков (например, очищающие чаи),
продаются не только в аптеках, но и на рыночных лотках. Лучше всего на рынке
представлены парафармацевтики американского (27,3%), российского (26,0%),
индонезийского (7,8%) и китайского (6,5%) производства. Также достаточно хорошо
представлены немецкие, польские и французские препараты (по 5,2%).
На
рынке можно найти все типы парафармацевтиков — аноретики, сжигатели жира (как
поглотители, так и расщепители жира), очищающие и балластные вещества, а также
комплексные препараты, сочетающие в себе действие нескольких типов средств для
похудения. При этом лидером по поставкам аноретиков является Германия (57,1% от
общего числа аноретиков, представленных на рынке), комплексные препараты и
поглотители жира поступают в основном из США (66,7% и 45,5% соответственно),
большая часть расщепителей жира, представленных на рынке, произведены в
Индонезии (60,0%). По очищающим веществам (к которым относятся в основном чаи
для похудения) лидируют Россия (33,3%), Китай (20,8%) и Польша (16,7%). Что
касается балластных веществ, то на рынке представлена только продукция
отечественного производства (табл. 6).
Таблица 6. Распределение
нутрицевтиков по странам-производителям
Цены
на различные парафармацевтики колеблются в весьма широком диапазоне: от 10 руб.
за упаковку микрокристаллической целлюлозы «Анкир-Б» производства ЗАО «Эвалар»
до 3765 руб. за немецкий препарат «Меридиа» производства Knoll AG BASF Pharma.
Следует отметить, что дороже всего обходятся аноректики и поглотители жира, а
дешевле всего худеть с применением балластных и очищающих веществ (табл. 7).
Так, средняя стоимость похудения с помощью аноректиков составляет 47,78 руб. в
день, а если для этого использовать балластные вещества, то можно похудеть,
тратя всего лишь в среднем по 4,4 руб. в день. Разброс цен на препараты одной и
той же группы может доходить до трех с половиной тысяч рублей.
Таблица
7. Характеристика цен на различные группы парафармацевтиков
Среди
парафармацевтиков в аптеках (табл. 8) можно найти больше всего наименований
очищающих средств (24 препарата) и комплексных препаратов (21 препарат). Что же
касается наличия данных марок в аптеках, то тут безусловное лидерство
принадлежит комплексным средствам (наличие в аптеках того или иного препарата
данной группы было зафиксировано 112 раз), далее с достаточно большим отрывом
следует группа расщепителей жира (их наличие было отмечено 80 раз), затем —
очищающие средства и поглотители жира (59 и 56 раз соответственно).
Таблица
8. Представленность различных групп парафармацевтиков
Перечень
наиболее часто встречающихся препаратов для похудения приведен в табл. 9
(препараты отсортированы по убыванию частоты их появления).
Таблица
9. Наиболее популярные препараты
Чаще
всего в аптеках и web-аптеках из препаратов для похудения встречается
«Ксеникал» производства швейцарской фирмы Хоффманн Ля Рош Лтд (Hoffmann- La Roche Ltd). По заявлению производителей,
Ксеникал блокирует часть жиров, поступающих с пищей, препятствуя их усвоению,
за счет чего и достигается снижение веса. В аннотации к препарату сказано, что
он препятствует усвоению примерно 30% жиров, поступающих с пищей; однако там же
предупреждают, что при большом потреблении жиров на фоне приема Ксеникала
возможны очень неприятные побочные явления. Поэтому при употреблении препарата
разработчики рекомендуют снизить потребление жиров и соблюдать диету. Отзывы людей,
принимавших Ксеникал, можно разделить на две примерно равные группы. По мнению
одних, Ксеникал дисциплинирует, помогает снизить потребление жирной пищи,
начать заниматься спортом, то есть все-таки способствует похудению. Другая
группа заявляет, что ничего, кроме неприятных побочных явлений, от применения
Ксеникала они не получили. Средняя стоимость Ксеникала в аптеках и web-аптеках
Санкт-Петербурга составляет 868,20 руб. за упаковку, которой при трехразовом
питании хватает на неделю. Однако у него есть одно преимущество — этот
препарат, в отличие от многих других, прошел клинические испытания. Но
подробнее на нем остановимся чуть позже.
Набирает
свою популярность новинка на рынке средств для похудения – БАД СЛИМ КОД. В основе
действия СЛИМ КОДа лежит жиросжигающее действие лекарственных растений,
дополненных L-карнитином, коэнзимом Q10 и микроцеллюлозой. Данная формула была
разработана в Швейцарии специалистами компании Newman nutrients AG и
представляет программу снижения
веса и коррекции фигуры.
Производители
СЛИМ КОДа утверждают, что действие препарата влияет на восстановление
способности организма регулировать вес и количество потребляемой пищи
самостоятельно. Изначально саморегуляция веса заложена в нас природой, а нарушаться
она может из-за несбалансированного питания и малоподвижного образа жизни.
Гиподинамия, употребление большого количества жирной пищи, пустых углеводов,
еды, насыщенной красителями и консервантами приводят к нарушению обменных
процессов и влекут за собою повышение веса. Составляющие СЛИМ КОДа
восстанавливают нормальный уровень метаболизма и активизируют сжигание жира в
организме. При этом нормализуется работа центров головного мозга, ответственных
за регуляцию аппетита и чувства насыщения. Прием препарата позволяет не
допускать переедания, что приводит к постепенному, физиологичному снижению
веса. Кроме этого СЛИМ КОД стимулирует работу внутренних органов - почек,
печени, желчевыводящих путей, кишечника и способствует выведению из организма
шлаков и токсинов. Снижение веса влияет как на улучшение качества жизни, так и
на общее оздоровление организма, повышение физической и умственной активности.
Средняя
стоимость 1 упаковки по городу составляет 1000 рублей, это значит, что один
день похудения обойдется в 50рублей, а это уже достаточно много, учитывая, что
это все-таки БАД, а не лекарственный препарат.
И еще
один, но забытый, препарат - знаменитая «СуперСистема 6», реклама которой с
Ларисой Долиной достаточно часто появляется на различных телеканалах (правда,
во многих источниках можно найти утверждения, что артистка похудела совсем не с
помощью «СуперСистемы 6»). По утверждению производителей, данный препарат
оказывает комплексное действие на организм: он снижает аппетит, предотвращает
образование жировых запасов в организме, разрушает уже имеющиеся жировые
отложения, подавляет тягу к сладкой пище, делает мышцы упругими и многое
другое. Что касается отзывов о применении препарата, то, во-первых, худеют
далеко не все принимающие «СуперСистему 6», во-вторых, «Суперсистема 6» многие
после похудения очень легко снова набирают вес, и, в-третьих, у некоторых
пациентов при приеме препарата наблюдается плохое самочувствие. В то же время
на сайтах распространителей этого препарата о нем можно найти только
положительные отзывы (что вполне естественно) — прилив энергии, похудение до 10
кг за один месяц, улучшение состояния кожи и ногтей и т. п. В заключение можно
сказать, что стоимость одной упаковки препарата, рассчитанной на 25—30 дней,
составляет в среднем 2 074,18 руб.
Отдельно
нужно остановиться на препаратах для похудения, продаваемых через телемагазины,
но которые уже начали появляться и в аптеках. Таким образом, продаются
индонезийская биодобавка для снижения веса «Идеал», разработка французских
ученых «BioBalance», недавно появившийся индонезийский же препарат и др. В то
же время ни один из этих препаратов не зарегистрирован в России как
лекарственное средство, поэтому на вопросы пациентов о них врачи чаще всего
отвечают, что не советуют им применять неизвестные препараты, не прошедшие
клинических испытаний. Про «БиоБаланс» сказать что-либо определенное трудно
вследствие отсутствия необходимой информации; из отзывов о применении этого
препарата следует лишь то, что эффективность его применения не превышает 3%. Отзывы
о «Флоресине» не лучше — женщины, принимавшие этот препарат, во-первых,
поправились, вместо того чтобы похудеть, во-вторых, ухудшилось общее
самочувствие, состояние ногтей и волос. А что касается мнения врачей об этом
препарате, то их ответы говорят сами за себя: препараты являются биодобавками,
не имеют конкретного механизма действия; исследования по поводу показаний и «Флоресина»
противопоказаний к приему этого препарата не проводились; состав препарата
неизвестен, побочные эффекты также неизвестны. Комментарии излишни[10].
ГЛАВА
II Маркетинговые
исследования с углубленным товароведческим анализом препарата Ксеникал
2.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В 1999 году на
российском фармацевтическом рынке появился новый препарат для лечения ожирения,
представленный швейцарской фармацевтической компанией Ф. Хоффман - Ля Рош,
называемый Ксеникал (Орлистат).
Состав: одна
капсула содержит орлистата 120мг.
Ксеникал - мощный
и специфический ингибитор желудочно-кишечных липаз, обладающий продолжительным
действием. Его терапевтическое действие осуществляется в просвете желудка и
тонкого кишечника и заключается в образовании ковалентной связи с активным
сериновым участком желудочной и панкреатической липаз, Инактивированный фермент
при этом теряет способность расщеплять жиры пищи, поступающие в форме
триглицеридов, на всасывающиеся свободные жирные кислоты и моноглицериды.
Поскольку нерасщепленные триглицериды не всасываются, возникающее вследствие
этого уменьшение поступления калорий в организм приводит к уменьшению массы
тела. Таким образом, терапевтическое действие препарата осуществляется без
всасывания в системный кровоток.
Показан для
терапии ожирения или избыточной массы тела в сочетании с умеренно гипокалорийной
диетой.
2.
2. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Анализ ситуации
на Российском рынке проводится по шести переменным маркетингового комплекса:
"PRODUCT"
(ПРОДУКТ)
"PRODUCER"
(ПРОИЗВОДИТЕЛЬ)
"PRICE"
(ЦЕНА)
"PEOPLE"
(ПОТРЕБИТЕЛИ)
"PLACE"
(ПОЗИЦИЯ, МЕСТО)
"PROMOTION"
(ПРОДВИЖЕНИЕ)
Анализ
потребности. Определение базового сегмента рынка.
По данным
Госкомстата и Минздрава, Российского статистического ежегодника 1998 года
издания.
Таблица 10.
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
Заболеваемость[5].
|