В фреске
«Распятие апостола Петра» страх и безысходность, покорная пассивность и
беспокойство переданы в образах зрителей казни Петра. Насильно согнанные на это
устрашающее зрелище, бессильные перед злобой и жестокостью палачей, они не
смеют выразить свои чувства. И только гневный, испепеляющий взгляд самого
распятого апостола напоминает о могучей внутренней энергии образов пророков и
сивилл зрелого Микеланджело.
При всей
одухотворенности героев поздних росписей, при цельности общего решения,
усилившейся обобщенности форм, силуэтов, гармоничности колорита, в поздних
росписях утрачивается та уверенность и мощь восприятия жизни, тот крепкий и
безошибочный рисунок и могучая светотеневая моделировка, которые были присущи
его ранним и зрелым живописным творениям.
Графические и
скульптурные произведения этого периода проникнуты глубочайшим лиризмом,
отмеченным печатью трагической безысходности.
В графических
работах Микеланджело преобладающей становится тема распятия Христа, которую он
многократно варьирует. Эмоциональная насыщенность образов нарастает с каждым
последующим вариантом. Графический язык, зыбкий, расплывчатый, словно
возвращается к экзальтированным религиозным драматическим образам
средневековья, хотя и несет в себе черты более разработанного и сложного
метода, развитие которого будет осуществляться великими реалистами мирового
искусства XVII в. и прежде всего Рембрандтом.
Тема оплакивания
Христа («Пьета»), которой Микеланджело начинал свой творческий путь, завершает
творчество скульптора. Причем, как и в графике, каждая последующая вариация
этой темы приобретает все более трагическое выражение.
Отказываясь от
классически ясной и уравновешенной двухфигурной композиции, рассчитанной на
определенную главную фронтальную точку зрения, отличающую его «Пьету» собора
св. Петра, Микеланджело обращается к композициям более усложненным, включающим
три или четыре фигуры, требующих многих точек зрения. Среди этих поздних
скульптурных групп так называемая «Пьета из Палестрины», еще рассчитанная на
фронтальную точку зрения, связана с более ранними образами могучей пластикой
фигуры Христа, которого с трудом удерживают Мария и Иоанн.
Еще более
эмоциональна и усложнена композиционно четырехфигурная «Пьета», или, точнее,
«Положение во гроб» флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, которую
Микеланджело предназначал для своего надгробия.
К мысли о смерти
старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. Он готовил себя к
стоическому и мудрому ее принятию.
Работа над
«Положением во гроб» шла медленно. А в 1555г. Микеланджело разбил эту, еще
незавершенную группу. И только благодаря кропотливым стараниям его ученика
Тиберио Кальканьи, восстановившего группу, она была сохранена для потомства.
Группа «Положения
во гроб» объединяет фигуры Богоматери, Марии Магдалины и Иосифа Аримафейского,
поддерживающих снятое с креста тело Христа. В образе Христа с огромным
мастерством передана идея жертвенности. Вся группа покоряет глубокой
человечностью, особой одухотворенностью и глубиной чувств.
Последнее из
скульптурных произведений Микеланджело, нард которым он работал еще за
несколько дней до смерти, так называемая «Пьета Ронданини» (начата ок. 1555г.),
вновь возвращает нас к варианту двухфигурной композиции. Христос и Мария здесь
словно слиты воедино. Их фигуры удлиненных пропорций, хрупкие невесомые
напоминают о позднеготических изваяниях.
Острота изломов
форм, их ритмичность достигает апогея. В положении голов, прижатых одна к
другой, в выражении лиц чувство безмерной скорби, полной отчужденности от всего
земного – трагедия одиночества, которую испытал на себе великий художник. Сама
незавершенность произведения воспринимается как единственно возможная
пластическая форма для выражения этой остроты переживания.
Захваченный
религиозными идеями, волнами контрреформации, Микеланджело «приходит к
отрицанию всего того, чему он поклонялся в молодости, и, прежде всего – к
отрицанию цветущего обнаженного тела, выражавшего сверхчеловеческую мощь и
энергию», - пишет В. Н. Лазарев
В этот поздний
период творчества, когда изобразительные образы утрачивают в живописи,
скульптуре и графике Микеланджело героическое начало, обретая черты повышенной
эмоциональности, пессимизма, обреченности, когда во всем искусстве Италии
широко распространились маньеристские тенденции. Микеланджело обратился к иным
областям искусства - к поэзии и архитектуре.
Поэзия
сопровождала Микеланджело всю жизнь, с того времени, когда юношей познакомился
он с творениями Данте и Петрарки. Раннее из дошедших до нас стихотворений
самого Микеланджело датировано 1502г., но наибольшее число его стихотворений
приходится на последние десятилетия его жизни.
В поэзии он
предпочитал сжатые формы: мадригал, эпиграмму, стансы, которые он посвящал и
дарил своим друзьям. Не всегда совершенная по рифме поэзия Микеланджело, свежая
и глубокая, отличается удивительной емкостью мысли.
Подлинных высот,
философской глубины и лиризма достигает Микеланджело в поздних стихотворениях.
В них в прекрасной поэтической форме он воплотил свою скорбь по утраченной
свободе родной Флоренции, тревогу за будущее родины, преклонение перед
красотой, тоску и сознание неизбежности смерти. Особое значения имеют
стихотворения, поднимающие вопросы художественного творчества, раздумья
художника о проблемах мастерства
Наиболее
значительное произведение Микеланджело позднего периода – собор св. Петра в
Риме, выдающееся архитектурное сооружение позднего Возрождения. Архитектура
занимала определенное место в творчестве Микеланджело и раньше. Но она была
либо непосредственно связана с его живописными и скульптурными произведениями,
как в росписях свода Сикстинской капеллы или при создании ансамбля капеллы
Медичи, либо представляла эпизодические заказы, оставшиеся в проектах. Таким
был заказ папы Льва X на перестройку фасада церкви
Сан Лоренцо во Флоренции, порученный Микеланджело в 1516г.
К проблемам
архитектуры Микеланджело подходил, прежде всего, как скульптор. В этой области
он не получил специального образования, но соприкосновение с творениями
выдающихся архитекторов того времени – Браманте, Джулиано да Сангало и других
способствовало освоению им этой специфической профессии. В архитектуре
Микеланджело воспринимал и ценил, прежде всего, массу, пронизанную движением,
единым ритмом, органическую форму, вылепленную или изваянную, оживающую под
воздействием яркого южного солнечного освещения.
Как к живому
организму подошел Микеланджело и к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо.
Используя свой дар скульптора, свое знание античной культуры, он предполагал
соединить в этом фасаде архитектуру и скульптуру.
Разделенный на
два этажа раскрепованным карнизом и мощным аттиком, фасад завершался небольшим
фронтом. По вертикали первый этаж должен был члениться колоннами, а второй –
пилястрами коринфского ордера. Между колоннами и пилястрами и в первом, и во
втором этаже, в нишах должны были размещаться статуи и рельефы. Совершенствуя
свой проект, Микеланджело усиливал значение рельефов и всей скульптурной части.
Он исполнил глиняную и деревянную модели фасада, однако этому его проекту, как
и ряду других, не суждено было осуществиться. Годы напряженной работы пропали
даром. В 1520г. заключенный с Микеланджело договор на постройку фасада Сан Лоренцо
был расторгнут.
Надолго
растянулась работа Микеланджело над проектом первой в Западной Европе публичной
библиотеки – Лауренцианы.
Библиотека
размещалась на втором этаже одной из построек внутреннего дворика церкви Сан
Лоренцо во Флоренции. По проекту Микеланджело сооружался вестибюль и читальный
зал. Постройка шла с 1524 по 1526г., но завершилась только в 15559г.; когда
Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы, ставшей главной
достопримечательностью вестибюля библиотеки. Именно благодаря расширяющейся в
нижней части трехмаршевой лестнице, небольшому почти квадратному помещению
вестибюля, Микеланджело сумел придать характер величавый и внушительный. Высота
вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. Причем нижний ярус, завершенный
карнизом, воспринимается как своего рода постамент для массивного среднего
яруса.
Динамика,
напряженность, тревожный ритм величавого вестибюля и лестницы как бы
подчеркивают значение входа в спокойный, громадной протяженности зал
библиотеки, светлый и гостеприимный.
С 1546 г.
Микеланджело руководит перепланировкой одного из центральных ансамблей Рима –
Капитолия, где в центре площади по его проекту еще в 1538 г. была установлена бронзовая
античная конная статуя римского императора Марка Аврелия. Тогда же было принято
решение о застройке Капитолийского холма, который должен был превратиться в
центр городской планировки.
Практически
работа велась с 1540 по 1580 гг. Завершал ее архитектор Дакомо дела Порта по
проекту Микеланджело. Сегодня площадь Капитолия – одна из самых гармоничных и
целостных в своем ансамбле площадей Рима. Торжественная широкая лестница
приводит на вершину холма, где расположена площадь, с которой открывается
прекрасная панорама на центральную часть города. Площадь эта имеет
трапециевидную форму и замыкается тремя дворцами. По ее сужающимся сторонам
друг против друга высятся дворец Консерваторов и Капитолийский музей, а в
глубине – дворец Сенаторов. Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и
Капитолийский музей, Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение
дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот
прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора,
которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его
установлена статуя – медленно выступающего коня, на котором восседает Марк
Аврелий.
Открытые галереи
нижних и общие пилястры верхних этажей во в дворцах Консерваторов подчеркивают
протяженность и величие этих сооружений. Главенствует над площадью дворец
Сенаторов. Высящаяся над ним башня стала вертикальной осью площади.
С 1 января
1547г. после смерти архитектора Антонио да Сангалло Микеланджело был назначен
главным архитектором собора св. Петра. Так этот крупнейший католический собор,
строительство которого вели поочередно Браманте, Рафаэль и его ученик
Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, оказался в руках
Микеланджело. В это время как раз разгорелся спор между сторонниками
первоначально центрально – купольного проекта Браманте и базиликального проекта
Антонио да Сангалло.
При всей
неприязни к Браманте, Микеланджело ценил его дарование и считал, что
отступление от центрально – купольного плана- это «отступление от истины.»
Решительно
отклонив проект Сангалло, Микеланджело вернулся к проекту Браманте, подвергнув
его весьма основательной переделке. Связано это было со стремлением
Микеланджело к возможно большей ясности и простоте решения внутреннего
пространства, к объединению его, к подчинению всех деталей основной форме
равноконечного креста.
Работая над громадным
куполом, венчающим собор св. Петра, Микеланджело учитывал опыт сооружения
купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, возведенного Филиппо
Брунеллески.
Не повторяя
купола Брунеллески, Микеланджело сумел дать свою еще более внушительную концепцию.
Если Брунеллески возводил купол флорентийского собора на восьмигранном
барабане, сохранив в нем соответствующие восемь ребер, то Микеланджело дал
куполу собора св. Петра шестнадцатигранное основание, по существу, приближенное
к кругу. Барабан купола декорирован мощными спаренными колоннами и нишами между
ними.
Громадный,
цельный, торжественный купол собора св. Петра и теперь господствует над Римом,
утверждая мощь дарования его создателя. В этом архитектурном творении
Микеланджело в убедительных формах выразил свое ренессансное представление о
величии и грандиозных возможностях человека, веру в которые он пронес даже в
эти труднейшие годы своей жизни.
Заключение.
Микеланджело был
сыном своего века. Но он был и великим новатором, намного определившим свою
эпоху и указавшим пути развития гуманистического реалистического искусства на много
веков вперед. Ему выпал гордый удел – его искусство было вызвано к жизни
гигантским подъемом, взлетом творческой энергии человечества, который мы зовем
эпохой Возрождения. И он, сын своего времени – этой вершины вершин итальянской
истории, - воплотил его идеи и идеалы в скульптуре и живописи, в зодчестве и
слове – с размахом и мощью гения. И он же, когда «время пошло на склон», когда
инквизиция душила мысль и слово, остался непобежденным, страдающим, одиноким и
все–таки непобежденным, исполином, которому сродни горные высоты и твердость
каменной глыбы.
Вся его жизнь –
борьба за утверждение права человека на свободу, творчество, счастье. Жизнь –
долгая, полная превратностей, несбывшихся надежд, неосуществленных замыслов,
охватывающая более семидесяти лет ярчайшего горения. Уже на склоне лет
прославленный гений, непререкаемый авторитет в области искусства, все еще не
удовлетворенный собой, говорил, что «только начал читать по слогам в своей
профессии». Между тем того, что было им исполнено, с избытком хватило бы на
несколько творцов.
Подобно творениям
любимых Микеланджело мыслителей и поэтов – Платона, Данте, Петрарки, подобно
созданиям гениев следующих столетий – Шекспира и Гете, Баха и Бетховена,
Александра Иванова и Пушкина, Достоевского и Толстого – содержание произведений
великого мастера Возрождения бесконечно, бездонно, глубоко. Каждый век, каждое
новое поколение людей прочитывает их по-своему, находит в них ответы на свои
вопросы, отклик своим устремлениям.
Искусство
Микеланджело обращено к каждому человеку и ко всему человечеству. В этом его
непреходящий смысл и значение. Исполненные трагедийного пафоса и бесстрашной
жажды истины, совершенные пластически, образы Микеланджело говорят и сегодня о
высших общечеловеческих идеалах, о величии борьбы за них.
Список
литературы:
Первоисточники:
1.
Алтаев
Ал. Микеланджело.-Петрозаводск.:Карельское книжное издательство,1966
2. Кузьмина М.Т.Микеланджело
Буонарроти.-М.:Знание,1975.
Брошюра посвящена гениальному
итальянскому скульптору, живописцу, архитектору и поэту, одному из великих
представителей художественной культуры эпохи Возрождения.
3.Ротенберг Е.
Микеланджело.-М.:Искусство,1965
В этой книге автор не ставил перед
собой задачи дать целостный очерк жизни и творчества Микеланджело и счел
возможным сосредоточить свое внимание на некоторых основных вопросах
творческого метода Микеланджело, рассмотрение которых позволяет оценить
отдельные стороны его великого вклада в искусство итальянского Ренессанса.
Монографическая литература:
1.
Алпатов
М.Замахнувшийся мальчик Микеланджело. Этюды по истории западноевропейского
искусства.-М.,1963
2.
Гримм Г.
Микеланджело Буонарроти,т.1.-Спб,1912
3.
Губер А.
Микеланджело.-М.,1953
4.
Дживелегов
А. Микельанджело («Жизнь замечательных людей»).-М.,1938
5.
Кондиви
А. Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником
Асканио Кондиви.-Спб,1914
6.
Кушнеровская
Г.Микеланджело.- М.: Молодая гвардия,1977
7. Любимов Л. Небо не слишком высоко.
Золотой век итальянской живописи.- М.: Детская литература,1970
8. Роллан Р. Жизнь Микеланджело.
Собр. соч.,т.2.-М.,1954
9. Стам С.М.Корифеи Возрождения.
Книга вторая.-Саратов: Издательство Саратовского университета,1993
10. Шульц К. Камень и боль: Роман в 2
кн./Пер с чеш. Д. Горбова.-М.: Терра, 1997
Данная книга рассказывает о жизни
молодого Микеланджело Буонарроти, о его раннем творчестве. Глубоко и цельно
автором воспроизведен характер Микеланджело и характеры людей, окружавших его.
Учебные пособия:
1.
Алпатов
М.Всеобщая история искусств,т.2.-М.:Л.,1949
2.
Энциклопедия.
Искусство,т.7,ч.1/Глав.ред. М.Д. Аксенова.-М.:Аванта+,1997
Журналы:
1.Знамеровская Т.Титанические
образы//Искусство.-1964.-№2.
2.Павлинов П. О творческом методе
Микеланджело-скульптора//Искусство.-1964.-№2.
3.Шилейко-Андреева В. Великий мастер
художественного синтеза.//Искусство.-1934.-№4.
[1] Кондиви А. Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера,
написанная его учеником Асканио Кондиви.-Спб,1914.-с. 7
[2] Лазарев В.Н. Микеланджело. Цит. По сб.: «Микеланджело. Жизнь.
Творчество.».Составитель В. Грашенков.-м.,1964.-с. 18
[3] Роллан Р.Жизнь Микеланджело. Собр. соч., т.2.-М.,1954.
[4] Кондиви А. Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера,
написанная его учеником Асканио Кондиви.-Спб,1914.-гл.27
Страницы: 1, 2, 3, 4
|