Меню
Поиск



рефераты скачать Личность и творчество Сальвадора Дали

       3.3.3. Сюрреализм – C¢ est moi

      Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую энергию. В его творчестве начался плодотворный период. В это время его личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами и установками остальной группы и привел к полному разрыву с Бретоном и другими сюрреалистами. Теперь Дали никому не принадлежал и утверждал: "Сюрреализм – с¢ est moi"[10]. «Не  стоит придавать слишком большого значения просчитанной мании величия, наигранному нарциссизму «божественного» Дали. Но то место, которое он занимает в художественной картине  двадцатого столетия, окажется долговечнее этих шлаков и перегибов»[11].

         Вдобавок к своим исследованиям Дали начал использовать прием двойственного изображения, при котором предметы могли рассматриваться как один или как два объекта. Одним из самых простых вистов на это новое поприще стала "Призрачная повозка" (1933), где два пассажира, пересекающие долину Ампурдан неподалеку от Кадакеса на крытой повозке, влекомой лошадью, оказываются также башнями далекого города, а колеса выглядят как палки, торчащие с обеих сторон дороги. В левом углу картины находится разбитая амфора, намек на то, что разрушенный римский город Ампуриас находится неподалеку от Ампурдана, который также присутствует в другой загадочной картине под названием "Химик Ампурдана в поисках абсолютно ничего" (1936).
      Теперь у Дали было несколько путей, по которым он мог освобождать вдохновение из подсознания: фрейдистско - сексуальная тема, параноидально - критический метод, при котором он хорошенько взбалтывал мысли, как сумасшедший в бреду, и теории современной физики. Освободив себя от нитей, связывающих его с ограниченным миром своего дома, он был свободно блуждающим исследователем им самим же созданной вселенной.   Последний дерзкий взгляд на детство отразился в картине "Призрак сексуальной привлекательности" (1932) , где юный Дали в матросском костюмчике на фоне знакомого пейзажа Коста Брава смотрит на стоящую на коленях и поддерживаемую костылями женскую фигуру, груди и живот которой сделаны из серых каменных мешков. Голова женщины переходит в утес позади ее. Гала также почти всегда присутствовала на его картинах и набросках для картин.      Как бы в качестве подтверждения своей личностной направленности Дали написал откровенный "Портрет Галы" (1935), где снова появился "Ангел".      Несмотря на измены, отношения между Галой и Дали оставались для художника очень важными и до самой смерти жены в 1982 году были неотъемлемой частью его жизни и важным фактором в зарабатывании средств к существованию. Ее чувства по отношению к нему менее ясны. Она никогда не высказывала свои взгляды и мнения, однако имела огромное влияние на Дали даже тогда, когда, как утверждают слухи, у нее было несколько других любовников.

      3.4.  Сюрреалист-Знаменитость

      По возвращении из  поездки в Соединенные Штаты в 1937 году, Дали участвует в другой международной выставке сюрреалистов, на этот раз - в Париже. Теперь он создал сюрреалистическую композицию "Дождливое такси". Она представляла собой такси с обнаженным манекеном (какие обычно выставляют в витринах) на заднем сиденье. Его тело было покрыто живыми улитками. Кроме того, в салон лилась вода из дыр в крыше. Работа вызвала большой шум и гнев критики.   Дали примирился со своим новым статусом личности, что выразилось в его многозначительной картине "Метаморфозы Нарцисса" (1936-37) (приложение 7). Это была его самая удачная картина того периода с двоякими образами. На первый взгляд кажется, что на ней изображены конечности двух фигур на обычном фоне. Но затем можно заметить, что конечности в левой части картины принадлежат фигуре человека, частично скрытого в тени и смотрящегося в воду, которая отражает его изображение, - изображение Нарцисса. Справа - набор похожих форм, но теперь конечности - это пальцы, держащие яйцо, из трещин которого вырастает цветок нарцисса.
      Думается, что миф о Нарциссе интерпретирован здесь Дали как история его собственного превращения через Галу. Поглощенный собой юноша, ранее озабоченный мастурбацией и кастрацией, теперь стал членом нормального сексуального союза, изображенного на втором плане картины в стиле, напоминающем активный мир работ эпохи Возрождения. Даже шахматное поле было позаимствовано из картины Беллини.

     3.5. Искусство и Гражданская Война

      Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франке и верных ему войск против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали.
      Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936) (приложение 8). Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой" Пикассо. Но она менее соответствует общественному вкусу из-за ее очевидных сексуальных обертонов.
      В картине доминирует фрагмент голого женского тела. Грудь жестоко сжимается шишковатой рукой. Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами,- едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего" как символ нигилизма современной жизни.      Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такие как войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события в Испании. Свои непроходящие страхи он выразил в "Осеннем каннибализме" (1936), где переплетенные пальцы едят друг друга. Ужас художника смягчен здесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане как выражение мысли о том, что такие события, даже гражданская война, преходящи, а жизнь все равно продолжается.
      Комментарий Дали гражданской войны в Испании был назван просто "Испания" (приложение 9). Картина была написана в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. На этой двусмысленной, параноидально - критической работе изображена фигура женщины, опирающейся локтем на комод с одним открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани. Верхняя часть тела женщины соткана из маленьких фигурок, большая часть которых - в воинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На втором плане изображена пустынная песчаная равнина.
      Многие друзья Дали стали жертвами гражданской войны на его родине. По привычке он старался не думать о плохом. Одним из способов забыть была анестезия разума, для которой идеально подходил сон. Это отражено в картине "Сон" (1937), где художник создал один из самых сильных образов. Голова без туловища покоится на непрочных подпорках, которые могут обломиться в любой момент. В левом углу картины изображена собака, которую тоже поддерживает подпорка. Справа вырастает деревня, похожая на одну из деревень побережья Коста Брава. Остальное пространство картины, кроме далекой маленькой рыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство художника.
      В другой группе картин, где проявилось беспокойство Дали по поводу явно приближающейся мировой войны, использовалась телефонная тема. В "Загадке Гитлера" (около 1939) изображены телефон и зонтик на пустынном пляже. Картина намекает на неудачную встречу премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Как в "Возвышенном моменте", так и в "Горном озере", написанных в 1938 году, художник использовал (кроме телефона) изображение костыля, типичный для Дали символ дурных предчувствий.
      Во время гражданской войны в Испании Дали и Гала посетили Италию, чтобы посмотреть работы художников эпохи Возрождения, которыми Дали больше всего восхищался. Они также побывали на Сицилии. Это путешествие вдохновило художника написать "Африканские впечатления" (1938). Семейная пара вернулась во Францию, где ходили слухи о скорой войне в Европе, и нашла время, чтобы еще раз побывать в Соединенных Штатах в первой половине 1939 года.
      Неумолимо надвигающийся ужас тревожил Дали. Сразу же после начала войны в сентябре 1939 он оставил Париж и отправился в Аркашон, что на морском побережье южнее Бордо. Отсюда Гала и он перебрались в Лиссабон, где среди бегущих от войны они встретили знаменитого дизайнера Эльзу Скьяпарелли, для которой он уже разрабатывал платья и шляпы, и кинорежиссера Рене Клера.

       Глава 4. Жизнь в Америке

        В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотруд­ничал с кинорежиссёром Альфре­дом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спек­таклям, писал, рисовал и выставлял свои работы.

В американский период худож­ник приступил к циклу картин на ре­лигиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадон­на порта Льигат» (1949 г.), «Откры­тие Америки Христофором Колум­бом» (1959 г.) и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его плени­ло «редкое совершенство замысла»[12]. В 1949 г. Дали даже удостоился ауди­енции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом ху­дожник внимательно следил и за до­стижениями научной мысли. Он на­писал «Атомную Леду» (1949 г.) и «Ядерный крест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проник­нуть в тайны Вселенной. В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин.

К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению, не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.

Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй мировой войны.

После войны, в 1948 г., вернув­шись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Аме­рику с выставками и лекциями. Евро­па также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он час­то приезжал в Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотогра­фией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамо­ту), написал трагедию на француз­ском языке.

Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественного коллекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Дали написал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе Катерины Корнел (1951) и Лоренса Оливье в роли Ричарда III(1951). Портреты, как источник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портрет дочери Франсиско Франко Кармен Бордью-Франко был подарен испанскому лидеру в 1974 году на специальной церемонии. Самой значительной картиной Дали 1951 года была "Распятие Христа от святого Иоанна" с распятием, висящим в небе над Порт Лигат. Эта безукоризненная и ненавязчивая картина без каких-либо сюрреалистических обертонов, была продана Художественной галерее Глазго. Однако сразу же после того, как ее повесили, она была порезана вандалом, протестующим против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной за картину галереей. (За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продажи входных билетов и прав на производство репродукций.) Еще одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется "Евхаристический натюрморт". На ней изображен покрытый скатертью стол с лежащими на нем хлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали простотой. Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по поводу его возвращения на родную землю в Порт Лигат.

Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова проявилась в 1955 году в "Тайной вечере", где коленопреклоненные фигуры, завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив Порт Лигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тема так же сильна во "Вселенском соборе" (1960), куда Дали поместил и свое изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманная сцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий Святой Дух.

Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники оставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки Христофором Колумбом" (1958). На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в сложной сине-серой композиции. Или в "Святой Деве Гуадалупской" (1959) с ее пирамидальной композицией: два священника стоят на коленях на облаках, из которых вырастает восхитительная ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком. Дали также искал новые подходы в технике письма и даже экспериментировал со специально изготовленным ружьем, стреляя из него гвоздями и кусками металла по рисункам.

      

       Глава 5. Конец Мечты

         5.1. Театр – музей Дали

          Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хоть его творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобы вновь родиться. Однако более важным было сохранение работ, что стало его основным проектом. Он направил на это всю свою энергию.
      Художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялся за перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно разрушенного во время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский геодезический купол. Зрительный зал был расчищен и разделен на сектора, в которых могли быть представлены его работы разных жанров, включая спальню Маэ Уэст и большие картины, такие как "Галлюциногенный тореадор".

        Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы. Эта легенда очень понравилась Дали, великому мистику, который посвятил другую часть своего музея эротике. Как он часто любил подчеркивать, «…эротика отличается от порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе - только неудачи»[13].
      В Театре-музее Дали было выставлено много других работ и прочих безделушек. Салон открылся в сентябре 1974 года и был похож не столько на музей, сколько на базар. Там, среди прочего, были результаты экспериментов Дали с голографией, из которой он надеялся создать глобальные трехмерные образы. (Его голограммы сначала выставлялись в галерее Кнедлер в Нью-Йорке в 1972 году. Он перестал экспериментировать в 1975 году.) Кроме того, в Театре - музее Дали выставлены двойные спектроскопические картины с изображением обнаженной Галы на фоне картины Клода Лорэна и другие предметы искусства, созданные Дали.
      Спрос на работы Дали стал сумасшедшим. Издатели книг, журналы, дома мод и режиссеры театров боролись за него. Он уже создал иллюстрации ко многим шедеврам мировой литературы, таким как Библия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Милтона, "Бог и монотеизм" Фрейда, "Искусство любви" Овидия. Он также создавал сюрреалистические композиции, такие как "Посмертная маска Наполеона на носороге", "Гадлюциногенный тореадор" с барабанами, ножницами, ложками, мягкими часами, увенчанный короной, или "Видение де л'Андж с большим пальцем Бога и двенадцатью апостолами".
      Культ Дали, обилие его работ в разных жанрах и стилях привели к появлению многочисленных подделок, что вызвало большие проблемы на мировом рынке искусства. Сам Дали был замешан в скандале в 1960 году, когда подписал много чистых листов бумаги, предназначаемых для создания оттисков с литографических камней, хранимых у дилеров в Париже. Было выдвинуто обвинение в незаконном использовании этих чистых листов. Однако Дали оставался невозмутимым и в 1970-х продолжал вести свою беспорядочную и активную жизнь, как всегда продолжая поиск новых пластичных путей исследования своего удивительного мира искусства.

        

        5.2. Конец мечты       

         У Сальвадора Дали было две мечты: одна родилась из идей, кишащих у него в голове, другая была результатом юношеских мечтаний прожить полноценную жизнь с необходимыми удобствами. Первая, полностью его собственная, иногда слегка приоткрывалась и позволяла внешнему миру, никогда до конца не понимавшему загадку ума художника, уловить свой отблеск. Вторая была взлелеяна Галой и друзьями, которые помогли ему получить признание и достичь мировой славы. Признание важной роли Галы в своей жизни Дали постоянно выражал в своих работах. Ее влияние, как музы и натурщицы, было очень важным для большинства его картин. В конце 1960-х благодарность Дали приняла более ощутимую форму: он купил для нее замок в Пубол, неподалеку от Фигераса, украсив его своими картинами и снабдив всеми удобствами и сделав роскошным. Остается неясным, хотела ли Гала иметь замок. Многие считали, что она хотела бы жить в Тоскании. Неясно также, означал ли подарок жене замка начало раздельной жизни. Жизнь и деловое партнерство Гала - Дали были настолько нераздельными, что невозможно было представить их полный разрыв.
      Всю жизнь с Дали Гала играла роль серого кардинала, предпочитая оставаться на втором плане. Некоторые считали ее движущей силой Дали, другие - ведьмой, плетущей интриги.      Гала и Дали всегда управляли своими делами и его постоянно растущим богатством с расторопной деловитостью. Именно она настояла на том, чтобы брать деньги за его выступления перед публикой, и внимательно следила за частными сделками по покупке его картин. Она была необходима физически и морально, поэтому, когда она умерла в июне 1982 года, он понес тяжелую утрату.
      Подталкиваемый сильным желанием быть рядом с ее духом, Дали переехал в замок Пубол, почти прекратив появляться в обществе. Несмотря на это, его репутация росла. В 1982 году Музей Сальвадора Дали, открытый в Кливленде, штат Огайо, и содержавший большую часть его работ, собранных Е. и А. Рейнолдз Морз, переехал во внушительное здание в Санкт-Петербурге, штат Флорида. Центр Жоржа Помпиду в Париже устроил большую ретроспективу работ Дали в 1979 году, которая позже была послана через Ла-Манш в галерею "Тейт" в Лондоне. Двойной показ ретроспективы позволил широким слоям населения Европы ознакомиться с работами Дали и принес ему огромную популярность.
      Среди наград, посыпавшихся на Дали как из рога изобилия, было членство в Академии изящных искусств Франции. Испания удостоила его наивысшей чести, наградив Большим крестом Изабеллы-католички, врученным ему королем Хуаном Карлосом. Дали был объявлен Маркизом дэ Пубол в 1982 году.   Несмотря на все это, Дали был несчастен и чувствовал себя плохо. Он ушел с головой в работу. Всю свою жизнь он восхищался итальянскими художниками эпохи Возрождения, поэтому начал рисовать картины, навеянные головами Джульяно дэ Медичи, Моисея и Адама (находятся в Сикстинской капелле) кисти Микеланджело и его "Снятием с креста" в церкви святого Петра в Риме. Он также начал рисовать в свободном стиле. Линейный, экспрессионистский стиль письма, напоминающий манеру Винсента ван Гога, проявился в такой его картине, как "Кровать и прикроватный столик яростно атакуют виолончель" (1983), где четкие классические линии ранних работ Дали уступают более свободному, более романтичному стилю.   А в 1984 году Дали чуть было не лишился жизни. Он уже несколько дней был прикован к постели, когда каким-то образом загорелась кровать. Возможно, причиной была неисправная лампа при кровати. Запылала вся комната. Ему удалось доползти до дверей. Роберт Дэшарне, управляющий делами Дали на протяжении многих лет, спас его от смерти, вытащив из горящей комнаты.      Дали получил тяжелые ожоги, и с тех пор о нем было мало слышно. Вскоре поползли неизбежные слухи о том, что Дали был полностью парализован, что он болен болезнью Паркинсона, что его насильно держат взаперти. И даже о том, что он на протяжении нескольких лет физически не мог делать те работы, которые продолжали появляться под его именем.       Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, yмер 23 января 1989 года, со свойственной ему при жизни странностью, он лежит непохороненный, как сам и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.


                                    

                                 

                                      Заключение        

       Последней  работой великого Дали была картина "Ласточкин хвост", простая каллиграфическая композиция на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.
      Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы "Kara n mehra" ("Гадь и ешь"), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание.
      Работая над своей последней картиной, Дали однажды признался редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни, существования и важных воспоминаниях.[14] При этом нельзя иногда не подумать, что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника. Как большинство художников, включая таких современных мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона искусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатого  века.


        Вокруг имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные споры, и всё же этого мэтра современного  искусства невозможно заключить в какие – либо рамки. Поочерёдно он был художником, поэтом, теоретиком и сценаристом. Каталонец по происхождению, он делал первые шаги в Мадриде, довольно робкие, по его тогдашнему представлению. Как художник, он некоторое время блуждал между куббизмом и реализмом, и именно сюрреализм связавший его с Миро, Танги и Эрнстом, помог ему  найти своё место.      За несколько лет он стал одной из ключевых фигур движения и занял важное место в его летописи. На протяжении всей его творческой жизни в голове его кипели идеи. Когда сюрреализм оказался узником возрастающей политизации, Дали поднял его на более высокий  художественный уровень, продемонстрировав полотна , расслаивающиеся на реализм и бред. Роль, которую сыграл  Дали в жизни группы сюрреалистов, была очень существенной, поскольку он сумел возродить дух скандала и провокации. Но как бы не был силён в Дали этот неистовый дух, человек из Фигераса остаётся величайшим гением, и, несомненно, более уравновешенное потомство воздаст ему должное.                  










                                    Источники

1. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80

2. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993, стр. 64

3. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/  Б.Соколов. – М.: Спика, 1994, стр.56

4. Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992, стр. 73

5. С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 102

6. Фрейд З. /Психология бессознательного/ А.И. Текучёв, М.: Наука, 1991

7.  Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.:  Аврора, 1994, стр.164


                            

                             Список литературы 

1.     Алпатов М.В. / Искусство / М.В. Алпатов.- М, Просвещение, 1969.

2.     Альке Фердинанд / Философия сюрреализма/ М.Р.Савченко. – М.: Шарм, 1977.

3.     Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996.

4.     Веймарн Б.В. /Всеобщая история искусств/Б.В.Веймарн. – М.: Искусство, 1965, т.6, книга1.

5. Гриненко Г.В. /Хрестоматия по истории мировой культуры/  Г.В.Гриненко.- М.: Искусство»,  1998.

6.   Дали С. /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989.

7.     Дали С. /Дневник одного гения/ О.Л. Щукина. – М.:Феникс, 1999.

8.     Дешарн Р. /Дали – альбом/ Р.Д. Супов.- Лозанна, Спика, 1996.

9.     Драч Г.В. /Культурология в вопросах и ответах/ Г.В. Драч.- Р-на-Д.: Феникс, 1997.

10. Зарецкая Д.М. /Мировая художественная культура / В.В.Смирнова.- М.: Феникс, 1998.

11. Ильина Т.В. /история искусств Западной Европы/ Т.В.Ильина. – М.: Искусство, 1993.

12.  Ионина Н. А. /100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000

13. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М.Каменев.- М.: Искусство, 1993.

14. Кантор А.М. /Изобразительное искусство ХХв./ А.В. Трошин. – М.: Академический проект, 1970.

15.  Лебедянский М. /Сальвадор Дали. Серия ХХв.: страны, мастера/ М. Лебедянский.- М.: Просвещение, 2000.

16. Луначарский А.В.  /Молодая Французская Живопись/ А.В.Луначарский. – М.: Просвещение,  1913.

17.  Лукшин И.П. Современное искусство Запада/ И.П. Лукшин.- М.: Рохос, 1986.

18. Мартынов В.М. /Мировая художественная культура/ В.М.Мартынов.- Минск.: ТетраСистемз, 1997.

19. Малахов Н.Я. /О модернизме/ Н.Я.Малахов. – М.: Культура, 1975.

         20. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/  Б.Соколов. – М.: Спика, 1994.

21. Полевой В.М. /Популярная художественная энциклопедия/ В.М. Полевой.- М.: Советская энциклопедия,1986.

22. Пикон Гэтон /Сюрреализм 1919-1939/ Т.Л.Налитова.- М.: Рохос, 1995.

23.  Полонске О. /Между розами и львом: безумная география С.Дали/ Журнал «Вояж» №46 – июнь, 2000.

24. Радугин А.А. /Хрестоматия по культурологии/ А.А.Радугин.- М.: Центр, 1998.

25. Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992.

26. Рожин А.И. /Сальвадор Дали. Искусство/ А.И.Рожин.- М.: Аврора, 1989.

27.  Селиванов В.В. /Искусство ХХв./ В.В.Селиванов.- Л.: Искусство, 1991.

28. Тургин В.С. /По лабиринтам авангарда/ В.С.Тургин, - М.: Просвещение, 1993.

29. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.:  Аврора, 1994.

30. Шишова Н.В. / История и культура / Н.В.Шишова.- М.: Логос, 1999г.








[1] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.81

[2] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80

[3] Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.:  Аврора, 1994, стр.164

[4] Фрейд З. /Психология бессознательного/ А.И. Текучёв, М.: Наука, 1991

[5] Одна из барселоновских газет

[6] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.272

[7] Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/  Б.Соколов. – М.: Спика, 1994, стр.56

[8] С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 186

[9] анаморфоз – искажение изображения, часто оптическое

[10] Перевод с франц. – это я…

[11] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80

[12] Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993, стр. 64

[13] С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 102

[14] Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992, стр. 73


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.