2.2. Раннее творчество и интриги
Четыре
года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата.
Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий,
основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского
отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых
своих картинах на протяжении многих лет. В Мадриде Дали познакомился с людьми,
которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль,
который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов
на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим на него огромное
влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых
популярных драматургов Испании. Во время гражданской войны он был застрелен
солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. Отношения между Дали и Лоркой
были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки
"Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и
костюмы для постановки "Марианы Пи-неды" Лорки. Как Бюнюэль, так и Лорка
являлись частью новой интеллектуальной жизни в Испании. Они бросали вызов
консервативным и догматическим доктринам политической верхушки и католической
церкви, которые, в основном, формировали испанское общество того времени. Новые
идеи стимулировали и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к
несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он начал учиться и
откуда был исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди
студентов. К этому времени на его счету уже была первая персональная выставка,
прошедшая в ноябре 1925 года в Галерее Делмо в Барселоне, где ее благосклонно
встретили. Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования
новых течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал
себя в качестве импрессиониста в "Автопортрете с шеей в стиле
Рафаэля" (1921-22) (приложение 1). Горы в Кадакесе на втором плане картины
стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания
картины в стиле кубизма. Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо,
Дали написал еще один автопортрет: "Автопортрет с "Ла
Публичитат"[5].В
1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и
моряк" (приложение 2). Она вошла в число семнадцати картин,
экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.
2.3. Ничего нового
Дали
пока не видел оригиналы современных картин, хотя в Барселоне в 1920 году прошла
выставка современного искусства. В то время на художника оказали большое
влияние журнальные репродукции. В 1926 году Дали вместе с семьей совершил
поездку в Париж, мировой центр искусства. Там он побывал в мастерской Пикассо.
Однако Дали не спешил в следующую поездку в Париж. Возможно, он хотел понять,
что он там ищет. Но кроме того, как это выяснилось позже, когда ему пришлось
часто переезжать, чтобы поддержать свой растущий мировой статус, он не любил
менять привычную обстановку Кадакеса и Коста Брава в Каталонии.
Другим фактором, влиявшим на образ мышления
Дали в тот период, было отсутствие у него настоящего интереса к развитию новых
эстетических подходов в технике письма. Совершенство техники, достигнутое
художниками Ренессанса, как вскоре он признается сам себе в глубине души,
нельзя улучшить. Это предположение подтвердилось после поездки в Брюссель,
которую он совершил во время визита в Париж. Искусство фламандских мастеров с
их удивительным вниманием, уделяемым деталям, произвело на Дали огромное
впечатление. Когда Дали вернулся в Кадакес после изгнания из Академии искусств,
он продолжал писать в своем стиле. На картине, "Фигура девушки на
скале" (1926) он изобразил свою сестру лежащей на камнях. Внешне казалось,
что полотно написано в стиле Пикассо, однако оно не походило по духу на его
работы, и было просто реалистическим изучением перспективы. Вторая выставка
работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была
встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая. Возможно, благодаря этому отец
Дали несколько смирился с шокирующим исключением своего сына из Академии после
которого исчезла любая возможность сделать официальную карьеру.
Дали с удовольствием вернулся к восхищению
мастерами Ренессанса и на время забыл о Париже. Но в 1929 г. пришло приглашение
от друга Бюнюэля, которое художник не мог не принять. Его пригласили в Париж
для работы над сюрреалистическим фильмом с использованием образов, выловленных
из подсознания человека. Фильм назывался "Андалузский пес".
Теперь этот фильм является классикой
сюрреализма. Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и
задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда. Среди самых
шокирующих кадров есть и по сей день знаменитая сцена, которую, как известно,
придумал Дали, где глаз человека разрезается пополам при помощи лезвия.
Разлагающиеся ослы, которые мелькали в других сценах, тоже являлись частью
вклада Дали в работу по созданию фильма После первой публичной демонстрации
фильма в октябре 1929 года в Театр дез Урсулин в Париже, Бюнюэль и Дали сразу
же стали известными и прославленными. Два года спустя после "Андалузского
пса" вышел Золотой век". Критики приняли новый фильм с восторгом. Но
потом " он стал яблоком раздора между
Бюнюэлем и Дали: каждый утверждал, что он сделал для фильма больше, чем другой.
Однако несмотря на споры, их сотрудничество оставило глубокий след в жизни
обоих художников и направило Дали на путь сюрреализма.
Глава
3. Дали – король сюрреализма
3.1. Реалист и Сюрреалист
Даже
до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества.
На картине "Фигура женщины у окна" (приложение 3), написанной в 1925
году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в
Кадакесе. Полотно пропитано духом нереальности сна, хотя написано в дотошном
реалистическом стиле. В нем присутствует аура пустоты и одновременно чего-то
невидимого, что притаилось за пространством картины. Кроме того, картина
создает ощущение тишины. Если бы это была работа импрессионистов, зритель
чувствовал бы ее атмосферу: слышал бы море или шептание бриза, но здесь
кажется, что вся жизнь замерла. Фигура Анны-Марии изолирована, она находится в
другом мире, и ее широкий зад, часть женского тела, которым Дали был одержим,
лишен чувственности женских образов Ренуара или Дега.
Дали рисовал образы, знакомые разуму:
людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку
сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности
превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то мере это
несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были
знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но выстраивались в
ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Впоследствии Дали
назовет свой уникальный подход "параноидально - критическим методом"
– «…это спонтанный метод иррационального познания, основанный на
систематической и критической ассоциациях и бредовых интерпритациях»[6] Как утверждал художник, он
освобождался от подсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его
отличием от сумасшедшего было то, что он не был таковым.
Дали пока что не был членом группы сюрреалистов,
возглавлямых Андре Бретоном и Максом Эрнстом, но благодаря дружбе с другим
каталонским художником и сюрреалистом Хоаном Миро он влился в новое движение,
которое начало все больше влиять на художественные и литературные круги
Европы. При поддержке Миро, Дали был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году,
сразу же после его приезда в Париж. 1929 год
стал для Дали судьбоносным. Закончив работу над "Андалузским псом",
художник вернулся в Кадакес, чтобы поработать над выставкой своих картин,
которую согласился устроить осенью парижский торговец произведениями искусства
Камиль Гоэманс. Среди многочисленных гостей Дали в то лето посетил поэт Поль
Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой Галой. Она вскоре стала
любовницей, а затем и женой Дали. Дали много работал. Сюжет большого числа
картин основывался на его сложных проблемах сексуальности и отношений с
родителями. В "Великом мастурбаторе" голова, как мягкий вариант
скалы на побережье Кадакеса, вырастает из массивной глыбы. Шея переходит в
женскую голову, чьи губы стремятся к неясным гениталиям на теле мужчины. Его
окровавленные колени наводят на мысль о каком-то кровопролитии, возможно,
кастрации.
Эта картина стала вехой в творчестве Дали.
В ней он выразил свою постоянную озабоченность сексом, насилием и чувством
вины. На картине также присутствует нагромождение скал, которые будут
сопровождать его на протяжении всего творчества, и такой типичный для Дали
образ, как саранча - одно из насекомых, населяющих его кошмары. По брюшку насекомого
ползут муравьи, что наталкивает на мысль о коррупции. Чуть ниже женской головы
находится лилия калла, чей желтый пестик в форме фаллоса вырастает из мягких
бледных лепестков. Эта глубоко личная картина имеет очень большое значение. Она
навеяна Дали его собственным подсознанием.
Дали
наслаждался шоком, вызванным в обществе как "Андалузским псом", так и
своими картинами. Но вместе с тем его картина "Святое сердце"
вызвала нежелательные личные последствия. В центре картины был изображен силуэт
Мадонны со Святым Сердцем, Вокруг силуэта было грубо нацарапано: "Иногда
мне нравится плевать на портрет моей матери". То, что, возможно,
задумывалось Дали как небольшая рекламная шутка, показалось его отцу
осквернением святой памяти его первой жены и матери семейства. К его
недовольству картинами сына примешивалось и неодобрение связи Дали с Галой
Элюар. В результате отец запретил Дали когда-либо посещать дом семьи. Согласно
его последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями совести, обстриг все
волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе.
3.2. Приход Галы
Гала Элюар
(урожденная русская Елена Делувина-Дьяконова) была казалась Дали утонченной
самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших художественных кругах
Парижа, в то время как он был всего - на всего простым молодым человеком из
маленького провинциального городка на севере Испании.
Сначала Дали был поражен красотой Галы и
разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не
знал, как вести себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В
свою очередь, Галу смущал этот напряженный молодой человек и его озабоченность
мастурбацией и кастрацией. Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Дали и Гала
нашли выход из сложившейся проблематичной ситуации в сексе. "Первый
поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши
языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг
друга до самой сути нашего бытия"[7].
Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на
теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о
неистовом сексуальном освобождении молодого человека. Когда эта парочка впервые
сбежала вместе, они заперлись в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от
Марселя и отрезали себя от остального мира. Это бегство продолжалось всю их
супружескую жизнь, даже тогда, когда Дали стал скандально знаменитым. Гала -
чьей реакцией на неистовую страстную любовь Дали были, как утверждают, слова:
"Мой мальчик, мы никога не расстанемся"[8] - стала для него не просто
удовлетворяющей его страсть любовницей. Когда она в конце концов бросила своего
мужа и переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как отличный организатор,
деловой менеджер и патронесса. А когда они наконец-то поженились в 1934 году,
бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей на брачной церемонии.
Чтобы выразить свои чувства к этой
удивительной женщине, Дали изобразил ее в виде Градивы, героини популярного
романа Уильяма Дженсена, где Градива предстает, как ожившая статуя из Помпей, в
которую влюбился молодой человек, что в конечном итоге изменило его жизнь. На
картине "Градива вновь открывает для себя антропоморфные развалины"
(приложение 4) на фоне скал, написать которые художника вдохновил скалистый пейзаж
Коста Брава, на переднем плане изображена Градива, моделью для которой
послужила Гала, окутанная скалой, на которой стоит чернильница, возможно, как
намек на ее бывшего мужа-поэта.
3.3. Прочность памяти
Образ
пустынного берега прочно засел в сознании Дали в то время Художник писал
пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо определенной тематической
направленности. Как он утверждал позже, пустота для него заполнилась, когда он
увидел кусок сыра камембер. Сыр становился мягким и стал таять на тарелке. Это
зрелище вызвало в подсознании художника определенный образ, и он начал
заполнять пейзаж тающими часами, создавая, таким образом, один из самых сильных
образов нашего времени. Дали назвал картину "Постоянство памяти"
"Постоянство памяти" была
завершена в 1931 году и стала символом современной концепции относительности
времени. Кроме того, картина вызывает у зрителя другие глубоко запрятанные
чувства, которые трудно определить. Спустя год после экспозиции в парижской
галерее Пьера Коле самая известная картина Дали была куплена нью-йоркским
Музеем современного искусства. Не имея возможности посещать отчий дом в
Кадакесе из-за запрета отца, Дали на деньги, полученные от мецената Виконта
Шарля де Ноэйля за продажу картин, построил новый дом на берегу моря,
неподалеку от Порт Лигат. Оставаясь верным своему инстинкту, художник нехотя
расставался со своим любимым побережьем и семейным гнездом. Теперь Дали был
убежден, как никогда, в том, что его целью было научиться писать, как великие
мастера Возрождения, и что при помощи их техники он сможет выразить те идеи,
которые побуждали его рисовать. Благодаря встречам с Бюнюэлем и многочисленным
спорам с Лоркой, который провел много времени у него в Кадакесе, перед Дали
открылись новые широкие пути мышления. Он начал создавать картины трех тематик:
легенда Вильгельма Телля, "Ангел" Милле и подсознательный мир Фрейда.
3.3.1. Вильгельм Телль и Ленин
Для
Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической пуповины, которая
связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано в плане тотемов и
табу. Первая картина художника, посвященная этой теме, называлась просто
"Вильгельм Телль" (1933) (приложение 5). В том же году он написал
"Загадку Вильгельма Телля". В ней легенда Вильгельма Телля смешана с
жизнью Ленина. Дали уже написал в 1931 году картину с использованием образа
Ленина: "Пристрастная. галлюцинация: явление шести голов Ленина на
рояле" (приложение 6), где голова русского революционера изображена в
сияющем ореоле на клавиатуре рояля в темной комнате. В комнате находится лишь
один отец, что-то созерцающий. Его рука покоится на спинке стула с вишнями. Это
- подсознательный образ наказания Дали в детстве, боязни отца и память о
тарелке с вишнями в комнате для наказаний.
В картине "Загадка..."
удивительно длинная ягодица Ленина подперта костылем, в то время как другой
костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. На земле, которую вот-вот
проломит нога Ленина, лежит ребенок в детской коляске. Ленин, очевидно, также
держит в руках ребенка с котлетой на голове, которого он скорее всего съест.
Общее значение картины в том, что ребенку угрожает опасность от фигуры отца, и,
возможно, она выражает чувства Дали к своему отцу и к сюрреалистам, чьи правила
начали его угнетать.
3.3.2.
"Ангел" Дали
Вновь
обретенная уверенность Дали в себе и в своей работе появилась благодаря
отношениям с Галой, женщиной, полностью его удовлетворявшей. Но он не был
настолько ослеплен любовью, чтобы не видеть другого значения их связи. Он
выразил это в своей новой мифологии "Ангела", самой известной картины
французского художника девятнадцатого века Жана-Франсуа Милле. На этой
знаменитой картине, горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее
благородные чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся, как
во время молитвы, после работы. В своих работах Дали дал совершенно другую
интерпретацию сцене Милле. Женщина стала похожа на хищную птицу, она отнюдь не
воздает благодарение за работу, которая дает им хлеб насущный каждый день, а
собирается напасть на своего спутника и съесть его. "Ангел" Милле
действительно появляется в картине Дали "Гала и "Ангел""
Милле незадолго до явления конического анаморфоза[9], написанной в 1933 году. Здесь
Гала изображена в комнате, в дверях которой находится фигура сидящего Ленина.
Максим Горький с омаром на голове выглядывает из-за двери. Над дверью висит
"Ангел" Милле, таким образом, снова две мифологии слиты воедино.
Страницы: 1, 2, 3
|