Культура обслуживания на предприятиях питания
Культура
обслуживания на предприятиях питания.
Культура
обслуживания- это организационная культура направленная на обслуживание
клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических
навыков и умений.
Культура
обслуживания диктуется политикой предприятия, поддерживается системой поощрения
персонала и рядом других мер. Сегодня распространено понимание культуры
обслуживания в узком смысле, как совокупность правил вежливости (этика
поведения) однако данное понятие следует рассматривать значительно шире во всех
его состояниях и при проявлении всех его элементов.
Культура - от
лат. возделывание, воспитание, обработка. Общепринято деление культуры на
материальную и духовную, поэтому культура включает в себя совокупность
материальных и духовных благ и ценностей, а также способы деятельности
человека по их созданию и использованию.
Культура
обслуживания – это неотъемлемая часть общей культуры общества, и ее следует
рассматривать как определенный уровень развития процесса обслуживания,
получающиеся выражения в психологических, этических, эстетических,
организационно – технических и других аспектах. На предприятиях питания все эти
аспекты взаимосвязаны и взаимозависимы.
Культура
обслуживания вырабатывается каждым предприятием. Проявление высокой культуры
обслуживания, определяется через поведение персонала, который четко знает, как
действовать в любой ситуации, и что от него ждут клиенты, руководство, а также
высокая культура делает работников целеустремленными и заставляет с уважением
относится к своему предприятию.
Культура
обслуживания – это сложное комплексное понятие, слагаемыми которого являются:
1.безопасность и
экологичность при обслуживании
2.эстетика
интерьера, создание комфортных условий обслуживания.
3. наличие
достаточного количества столовой посуды, приборов, и столового белья.
4. знание
психологических особенностей личности и процесса обслуживания
5. знание и
соблюдение персоналом этических норм обслуживания
6. знание и
соблюдение правил, устанавливающих порядок и очередность обслуживания гостей
7. знание
специальных правил предложения и отпуска различных блюд и напитков, а также
технических навыков и приемов их подачи
8. знание
основных правил сервировки стола.
Безопасность и
экологичность при обслуживании.
На любом
предприятии питания в первую очередь должны быть обеспечены безопасность жизни,
здоровья и имущества гостей. В здании должны быть аварийные выходы, лестницы,
информационные указатели и т. д.
Предприятия
питания должны быть оснащены системой оповещения, средствами защиты от пожаров,
которые предусматриваются правилами пожарной безопасности.
На предприятиях
питания должны беспрекословно соблюдаться: санитарно – эпидемиологические нормы
и правила, состояние сантехнического и производственного оборудования, удаления
отходов, эффективная защита от насекомых и грызунов. Согласно СанПинам
рекомендуется отводить под кухню 1/2 или 2/3 площади ресторана. Для
обеспечения безопасности клиентов огромное внимание уделяется чистоте посуды и
приборов. Требуемую степень чистоты и определенную дезинфекцию гарантирует
процесс мойки в посудомоечных машинах при высокой t.
Особые требования
в отношении безопасности предъявляются персоналу.
Прежде всего,
весь персонал должен пройти подготовку по безопасным методам работы, знать и
соблюдать правила пожарной безопасности, охраны труда и технической
безопасности.
Все работники
предприятия должны подлежать периодическому медицинскому освидетельствованию.
При поступлении на работу все сотрудники обязаны пройти медицинский осмотр,
прослушать курс по санитарно – гигиенической подготовке. Рестораны, заботящиеся
о безопасности своих клиентов, регулярно организовывают дополнительные семинары
для работников кухни. Цель данных семинаров – предотвращение опасности
инфекционного заражения, как клиентов, так и самих работников.
Не реже одного
раза в два года обслуживающий персонал должен сдавать экзамен по санитарному
минимуму. На каждого работника заводится личная медицинская книжка (свидетельствующая
о перенесенных инфекционных заболеваниях) и свидетельствующая о сдаче
санитарного минимума. Наиболее частый способ распространения пищевых инфекций
на предприятиях питания – это грязные руки персонала, поэтому следует
осуществлять контроль количества и частоты мытья рук персонала. Использовать
обычное мыло недостаточно необходимо специальное дезинфицирующее мыло или
моющее средство. Для сушки рук следует использовать одноразовые полотенца.
Пример:
предприятие Макдоналдс.
10 случаев, когда
персонал должен мыть руки:
После курения
После еды
После посещения
туалета
Перед началом
работы
После мытья полов
и уборки мусора
После касания
униформы
После чихания и
кашля
После смены
рабочего участка
После работы с
деньгами
После касания
волос и лица
Кроме того,
всякий сотрудник, находящийся на смене должен мыть руки каждые полчаса с
отметкой в специальном контрольном бланке, t воды должна быть 43 – 46 градусов, продолжительность мытья не менее 30
секунд, с использованием бактерицидного мыла, с последующей обработкой
дезинфицирующим раствором, а ряд операций выполнять только в одноразовых
перчатках.
Предприятия
питания должны располагаться только в экологически благоприятных районах.
Эстетика
интерьера, создание комфортных условий обслуживания.
Интерьер представляет
собой внутренне организованное пространство в помещении предприятия питания.
Одновременно выступает средой действия и средой восприятия. К помещениям
предприятий питания относят: залы, бары, коктейль – холлы, буфеты. Входную
границу, где начинается обслуживание, составляет вестибюль с гардеробом,
основной зал и санитарный узел.
Залы – основные
помещения предприятий питания, где обслуживают гостей. Их решения и их
расположение влияет на планировочное решение, объемную композицию и архитектуру
всего здания. Очень важно обеспечить рациональную связь торговых залов с
производственными и вспомогательными помещениями.
В частности зал
должен быть расположен таким образом, чтобы в него не проникали шумы
производственных помещений и запахи кухни.
В решении интерьера
учитывается специализация предприятия питания, контингент клиентов, применяются
методы обслуживания и ряд других факторов. При этом важно максимально раскрыть
связь интерьера и окружающей среды. Этого можно достичь путем применения
различных архитектурных приемов, это часто играет не меньшую роль, чем хорошая
кухня.
Особое значение
для оформления интерьера имеет решение проблемы цвета и освещения. Цвет и
освещение должны быть подчинены процессу обслуживания клиентов, так как
пребывая в зале ресторана клиент испытывает на себе воздействие цвета.
Очевидно, что влияние может быть как благоприятным, так и отрицательным,
поэтому цветовая гамма должна быть тщательно продумана с целью создания в залах
атмосферы уюта.
Голубой и зеленый
вызывают впечатление шири, дали и безграничности. Голубой снимает возбуждение,
устраняет бессонницу, рассеивает навязчивые мысли.
Зеленый расширяет
капилляры и успокаивает.
Холодные оттенки
вызывают сокращение ритма сердечной деятельности, понижают t тела и поэтому благоприятно воздействуют
на людей в жарких и душных помещениях.
Красный цвет
учащает сердцебиение, повышает давление, стимулирует работу мозга.
Неблагоприятное
воздействие на человека оказывают очень темные тона в больших количествах. Печаль
и отрицательные эмоции способствуют возникновению чувства усталости и
утомленности.
Решая, в какой
цветовой гамме, будет выдержан интерьер важно учитывать размеры и освещенность
помещения. Для большого ресторанного зала можно использовать насыщенные цвета,
для малого зала это неприемлемо. Недостаток площади можно зрительно
компенсировать, используя холодные оттенки, а для больших залов теплые.
Важно определить
какие будут композиционные принципы. Цветовые решения, основанные на резких
контрастах, будоражат и повышают жизненный тонус. Композиции, построенные на
тонких нюансах, способствуют спокойствию.
Вторым важнейшим
фактором является освещение. Естественное природное освещение способно влиять
на настроение людей, тоже происходит и с искусственным освещением. Если
освещение плохое это вызывает чувство угнетенности.
В настоящее время
искусственные источники света настолько разнообразны по дизайну и техническим
возможностям, что могут удовлетворить запросы любого клиента. Выбирая источник
искусственного света, следует исходить из того насколько он гармонирует по
стилю и цвету с интерьером зала, но не нужно забывать о его функциональном
назначении. Достаточно ли он дает света и приятен ли этот свет для глаз. Нужно
тщательно продумать композицию помещения. Специалисты считают: для того чтобы
помещение было уютным и комфортным в нем должно быть не менее трех источников
искусственного света. Желательно использовать все три вида освещения: фоновое
(общее), рабочее, акцентирующее (декоративное). Общая композиция света является
удачной, если светильники, расположенные на различных уровнях имеют различную
интенсивность света, освещение можно варьировать.
Также
целесообразно использовать освещение разных зон, с помощью света можно
преобразить интерьер зала. Можно создать эффект парящего потолка. Особое
внимание нужно уделить организации наружного освещения самого здания, вывесок и
подходов к зданию. Оно должно гармонировать с окружающей средой и привлекать
внимание. Если предприятие расположено на шумной городской магистрали, то
освещение должно быть динамичным и ярким, а если ресторан или кафе расположены
в тихих уголках города, то предпочтительно спокойное освещение, гармонирующее с
уютным интерьером.
Основным
организационным и функционирующим элементом интерьеров предприятий питания
оказывающим влияние на создание комфортных условий является мебель. К мебельным
изделиям предъявляются следующие специальные требования:
Соответствие
мебели с характером работы предприятия, поскольку самообслуживание или
обслуживание официантами влияет на площадь стола, рассчитанную на одно место.
Соответствие
типу торгового зала.
Удобство –
соотношение между высотой стола и высотой сиденья стула, высотой подлокотников
и спинкой кресла.
Гигиеничность,
которую обеспечивает использование соответствующих отделочных материалов.
Главным предметом
меблировки предприятий питания является стол. Основные конструктивные элементы
– это столешница и опоры. Столешницы могут быть разных конфигураций – круглые,
овальные, треугольные и самых разных размеров.
По виду опоры
столы могут быть одно, двух, трех, четырех опорные. Размеры столов определяются
их назначением – для ресторана – обеденные, фуршетные, банкетные.
При организации
интерьера не нужно забывать о том, что современного человека сегодня волнуют
проблемы охраны окружающей среды и собственного здоровья. Такая позиция
накладывает определенные ограничения на полет фантазии архитектора и дизайнера.
При оформлении интерьера наблюдается тенденция к использованию экологически
безопасных материалов, изготовленных на экологически чистых производствах.
Дизайн интерьера
также успешно используется в качестве маркетингового и брейдингового
инструмента. Особенности и индивидуальность интерьера ресторана, кафе или бара,
становятся важнейшими акцентами в рекламе этих предприятий, помогают создать
собственный неповторимый имидж, сформировать в среде общественного питания
образ высоко комфортного, надежного и солидного предприятия.
Наличие
достаточного количества столовой посуды, приборов и столового белья.
Важным условием
обеспечения высокой культуры обслуживания на предприятиях питания, является
наличие достаточного количества столовой посуды, приборов и столового белья,
содержащихся в безукоризненном порядке. На предприятиях питания используется
посуда различных видов:
Фарфоровая
Фаянсовая
Стеклянная
Хрустальная
Металлическая
Деревянная
Пластмассовая
Посуда разового
использования
Количество
посуды, ее комплектность зависит от типа предприятия, мощности, разнообразия
меню, режима работы, форм обслуживания, категории предприятия питания и других
факторов.
Все столовые
приборы делятся на 2 категории: основная и вспомогательная.
Основные, служат
для приема пищи, вспомогательные для расклада блюд:
Закусочный прибор
– нож и вилка. Используется для сервировки стола при подаче холодных блюд и
закусок всех видов, а также для некоторых горячих закусок, отличаются от
столового прибора меньшими размерами.
Рыбный прибор –
нож и вилка, используется при подаче вторых рыбных блюд. Вилка с четырьмя
короткими зубцами и углублением для отделения костей. Нож с коротким широким
лезвием в виде лопаточки.
Столовый прибор –
нож, вилка, ложка. Используется при подаче первых и вторых блюд, при отсутствии
специального прибора.
Десертный прибор
– нож, вилка, ложка. Используется при подаче сладких блюд. По размеру немного
меньше закусочного.
Фруктовый прибор
– вилка, нож с острым коротким лезвием. Отличается от десертного меньшими
размерами.
Особенности
подачи некоторых блюд вызывают необходимость использовать специальные приборы:
Прибор для икры -
состоит из лопаточки или ложечки и ножа. По форме нож похож на нож для масла с
широким закругленным лезвием. В ресторанах икру подают в специальной
хрустальной икорнице на серебряной подставке, обложенной льдом.
Прибор для устриц
– вилка и нож. Вилка имеет широкие острые зубцы, с ее помощью мясо устриц
отделяют от раковины
Щипцы для омаров
– с их помощью официант или гость разламывают суставы и клешни омаров и
лангустов. Вилка для омаров (пика).
Прибор для раков
– нож и вилка.
Щипцы для улиток
– предназначены для удержания раковин. При помощи острозагнутых зубцов вилки
улитку извлекают из раковины.
Как правило,
специальные приборы укладываются на подсобный стол и используются в тех
случаях, когда блюдо заказано.
Подбирая столовые
приборы, следует обратить внимание на то, чтобы они соответствовали посуде по
стилю.
На предприятиях
питания для оформления зала и обслуживания используются различные виды
столового белья:
Мольтоны – нижнее
покрывало из фланели, тонкого войлока или искусственной ткани с прорезиненным
покрытием, которые стелются непосредственно на столы с целью защитить их
поверхности от горячих блюд. Они также препятствуют скольжению и сдвиганию
скатертей и обеспечивают бесшумное обслуживание столов.
Скатерти должны
соответствовать форме и размерам, используемых столов и свисать со всех сторон
на 25 – 35 сантиметров. Последнее время все чаще используются длинные и широкие
скатерти, достигающие пола, сверху они накрываются сочетаемыми по цвету
салфетками.
Салфетки. Используются
большие по размеру – “салфетки – покрывала”, они по виду, цвету, качеству
подбираются под скатерть. Гостевые салфетки бывают квадратной формы, размером
40, 50, 60 квадратных сантиметров.
Официантские
ручники имеют прямоугольную форму и размер 40*80 сантиметров. Используются для
подачи блюд и обслуживания клиентов.
Классическим
материалом для столового белья является лен и хлопчатобумажная ткань, но в
настоящее время используется тонкое шелковое сукно, акрил, дралон, присент,
покулен.
Знание
психологических особенностей личности и процесса обслуживания.
Знание основных
психологических закономерностей позволяют людям в различных ситуациях находить
психологически правильное решение. Оно помогает не только воздействовать на
других людей, но и развивать в себе те качества, которые необходимы в этой
сфере деятельности.
В сфере
обслуживания общая закономерность в психологии имеет своеобразную окраску.
Поэтому для понимания поведения человека (клиента) работнику сервиса нужно
знать психологию процесса обслуживания, в частности мотивы, причины, цели,
которыми руководствуется клиент при посещении ресторана. Индустрия питания –
это специфическая сфера, где общение людей занимает более 20% рабочего времени.
Умение установить психологический контакт с клиентом – это профессиональное
качество работников ресторана, кафе и т. д. Знание психологии обслуживания
помогает персоналу:
Понять поведение
клиентов, для выбора наилучшего варианта их обслуживания.
Познать свой
внутренний мир в целях сознательного регулирования собственного поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|