Сегодня на российском рынке насчитывается не один десяток отелей,
связанных сетевыми «узами». В основном они позиционируют в категории «четыре-пять
звезд», в то время как трехзвездочный сегмент до сих пор остается неосвоенным.
С точки зрения концентрации брендов, как обычно, лидируют американцы. Наиболее
массированную атаку ведет корпорация Marriott International, объединяющая в
Москве гостиницы Royal Aurora, Grand, Tverskaya, Renaissance Moscow и
планирующая в ближайшее время пополнить свою коллекцию новым объектом
–Courtyard by Marriott, строительство которого ведется в Вознесенском переулке.
Не менее прочные позиции занимает сеть Hyatt, представленная в Москве одним, но
очень сильным проектом: отель Ararat Park Hyatt вышел на рынок в 2002 году,
потеснив в сегменте de luxe грандов более ранней застройки. В регионах на
сегодняшний день крупнейшим международным гостиничным оператором в
является- «Radisson SAS», представленный в Сочи. В данную сеть входят три
отеля: «Лазурная», «Парк Отель» – на побережье, «Пик Отель» – на горнолыжном
курорте «Красная Поляна». Компания Radisson SAS имеет на сегодняшний день
самое большое присутствие международной гостиничной сети на территории России и
в постсоветском пространстве.
Американская компания Best Western – вторая по величине цепочки в
России и других государствах бывшего СССР. Помимо Москвы и Новгорода компания
имеет отели во многих прибалтийских государствах Литве, Латвии, Эстонии. Отель
«Нептун» в Санкт – Петербурге – единственный трехзвездочный отель,
представленный в цепочке компаний на территории России. Компания стремительно
заполняет нишу недорогих четырехзвездочных гостиниц. Она обратила внимание на
пустующую нишу трехзвездочных отелей, удобных не только для организованных
путешественников, но и для бизнесменов «средней руки». Внедрившись с отелями
туристского класса на рынок прибалтийских государств, компания, возможно,
начнет свое освоение этого сегмента и в России. Вероятно ее гостиница в Санкт –
Петербурге станет предприятием отработки технологий и накопления опыта.
Компания Marco Polo в период с 1991 по 1993 г. Открыла четыре отеля:
два в Москве и по одному в Санкт – Петербурге и Новгороде, таким образом став
самой крупной гостиничной цепочкой в России. Однако удержаться на рынке не
смогла и постепенно ее предприятия перешли в другие системы. Так, гостиницы
Палас Отель в Москве и Санкт – Петербурге вошли в систему Шератон. Новгородская
компания «Береста Палас» перешла в систему Бест Вестерн.
Английская гостиничная корпорация «Форте» имеет договора с двумя
московскими гостиницами «Националь» и «Moscou Country Club» - единственный
загородный пятизвездочный отель, отвечающий самым строгим международным
стандартам. Он уникален поскольку до его появления в Подмосковье существовали
лишь пансионаты и дома отдыха, не способные обеспечить гостя всеми необходимыми
удобствами.
Международная корпорация “Bass Internatuional” управляет еще одним
загородным отелем «Холидей инн Виноградово», ориентированным на транзитных
пассажиров, так как расположена недалеко от «Шереметьево –2», а также отелем
«Холидей Инн Лесная».
Компания “Marriott Intrernational” имеет
несколько отелей в России, ориентированных на бизнес туристов- корпоративных
клиентов и индивидуалов.
На сегодняшний день
в России представлены следующие компании:
Западные гостиничные
сети, представленные в Москве и Санкт-Петербурге
Компания
|
Отели в Москве
|
Количество номеров
|
Отели в Санкт-Петербурге
|
Количество номеров
|
Accor
|
Novotel Centre, Novotel
Sheremetyevo 2
Софитель
|
255; 472
195
|
Novotel Centre
|
233
|
Marriott
|
Marriott Royal Aurora,
Marriott Tverskaya, Marriott Grand, Renaissance Moscow
|
234; 162; 390; 475
|
Renaissance St. Petersburg
Baltic
|
102
|
Kempinski
|
Baltschug Kempinski
|
234
|
Гранд отель Европа
|
301
|
Orient Express
|
нет данных
|
нет данных
|
Grand Hotel Europe
|
301
|
Forte
|
Националь
Moscou Country Club
|
231
нет данных
|
Angleterre, Astoria
|
192; 240
|
Starwood
|
Sheraton Palace
|
214
|
Шератон Невский
Палас
|
287
|
SAS Rezidor
|
Radisson Slavyanskaya
|
410
|
Radisson SAS Royal
|
164
|
Meridien
|
Le Royal Meriden Nationa,
Moscow Country Club
|
221; 131
|
нет данных
|
нет данных
|
Corinthia
|
нет данных
|
нет данных
|
Nevskiy Palace
|
285
|
InterContinental Hotels
|
Holiday Inn, Vinogradovo;
Holiday Inn, Lesnaya Street
|
154; 301
|
нет данных
|
нет данных
|
Hyatt
|
Ararat Park Hyatt
|
219
|
нет данных
|
нет данных
|
Best Western
|
Best Western Art Hotel
|
209
|
Hotel Neptune
|
138
|
Marco Polo Hotels and
Resorts
|
Марко Поло Пресня
|
68
|
Нет данных
|
Нет данных
|
IMP Group LTD
|
Отель Аэростар
|
413
|
Нет данных
|
Нет данных
|
Renaissannce Hotels
|
Олимпик Пента
Ренессанс
|
473
|
Нет данных
|
Нет данных
|
Западные гостиничные
сети, представленные в российских регионах
Компания
|
Город
|
Отель
|
Количество номеров
|
SAS Rezidor
|
Сочи
|
Radisson SAS Lazurnaya
Hotel, Radisson SAS Lazurnaya Peak
Radisson Sas Park Hotel
|
300; 49
447
|
Marriott
|
Самара
|
Marriott Renaissance
|
196
|
Protea*
|
Красноярск,
Екатеринбург, Новосибирск
|
"Яхонт"
|
68
|
Choice
|
Тюмень
|
"Тюмень"
|
201
|
Corston**
|
Липецк, Казань,
Новороссийск
|
нет данных
|
нет данных
|
Accоr**
|
Новороссийск,
Екатеринбург
|
Ibis, Novotel
|
200
|
Best Western
|
Новгород
|
Береста
|
Нет данных
|
Marco Polo
|
Новгород
|
Нет данных
|
Нет данных
|
Stеin
|
Cочи
|
Grand Hotel Rodina
|
42
|
**Ведется
строительство.
|
Операторы международных цепей работающих в России считают, что этот
рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Динамика
прироста основных экономических показателей здесь выше, чем на соседних рынках.
Все это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают
перспективы проникновения/расширения своего присутствия в России. И даже идут
на некоторое снижение (по сравнению с началом 90-х годов) цен на свои услуги.
Планируются множество проектов по строительству гостиниц под брендом
иностранной гостиничной цепи. Так в Москве снесенную гостиницу «Интурист»
должен заменить отель класса de luxe, действующий под брендом Ritz Carlton. В
более отдаленной перспективе в рамках нового комплекса зданий на месте
гостиницы «Москва» будет сдан в эксплуатацию отель Four Seasons,а в 2007 году в
столице появится третий Novotel сети Accor, открывающийся в Гостином дворе».
Относительно новый оператор на отечественном гостиничном рынке - Hyatt
International - также не собирается останавливаться на одном отеле в Москве.
Следующий его проект - Grand Hyatt Moscow, который откроется в 2008 г. Он
станет частью комплекса "Москва-Сити".
В Перми представители американской инвестиционной компании Delta
Capital Management должны обсудить с местными властями возможность
строительства в городе одной или нескольких гостиниц «западного типа». Delta,
управляющая инвестиционным фондом «США - Россия», объявила, что фонд собирается
вложить 8 млн долларов в совместный проект с Rezidor SAS и двумя европейскими
инвестиционными фондами, шведским Swedfund и датским The Investment Fund for
Central and Eastern Europe. Партнеры намерены построить в России сеть гостиниц
эконом-класса под всемирно известным брендом Country Inn, принадлежащим Rezidor
SAS
Country Inn - гостиничный бренд, ориентированный на потребителей
среднего класса, для которых важным фактором является цена. В США и Европе
сейчас работают более 325 этих гостиниц. В России же сегмент гостиничного
рынка, ориентированный на представителей среднего класса, совершенно не развит.
Международные гостиничные сети предпочитают строить комплексы, ориентированные
на VIP-клиентов. Особенно «туго» с качественными недорогим отелями в российских
регионах. Именно на открытие отелей эконом-класса и рассчитан проект. Всего
Delta планирует открыть 50 гостиниц по всей России в течение десяти лет.
Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составляет около 400
млн долларов. Классический формат гостиницы - это 80-120 номеров по цене от70
до 90 долларов. В гостинцах будут все стандарты, которые существуют у Country
Inn по всему миру, поэтому в итоге региональные центры получат качественный
гостиничный сервис по сравнительно недорогой цене.
Похожий проект есть и у группы МЕНАТЕП, которая намерена
инвестировать в строительство недорогих гостиничных комплексов в России более
300 млн долларов. Управляющей компанией МЕНАТЕП выбрала американскую
гостиничную сеть Marriott (бренд, под которым они будут работать в России, пока
не определен). Всего планируется возвести более 40 отелей среднего класса в
30–40 городах России. На первом этапе из средств группы будет инвестировано
30–40 млн долларов на строительство нескольких отелей в Москве и Питере
вместимостью примерно по 150 номеров каждый. В зависимости от места расположения
стоимость номера в таких гостиницах будет колебаться в пределах от 70 до 100
долларов. Следующий этап – выход в регионы. Скорее всего, считают эксперты,
«покорив» столицу и Питер, МЕНАТЕП пойдет в наиболее успешные российские города
с высоким уровнем деловой активности, прежде всего Нижний Новгород, Самару,
Екатеринбург.
Французская гостиничная сеть Accor, отель бизнес-класса Accor строит
в Новороссийске. Проект, реализация которого начнется в мае, включает в себя
комплекс гостиничных зданий общей площадью около 100 тыс. кв. м. В нем будут
соседствовать трех- и четырехзвездочные отели Ibis и Novotel (обе марки
принадлежат Accor). Помимо Петербурга и Новороссийска Accor планирует открыть
гостиницы в Краснодаре, Ростове, Новосибирске и Уфе. Совокупный объем
инвестиций в пилотные проекты оценивается примерно в 150 млн долларов.
Orient-Express Hotels Ltd., которая в феврале 2005 г. приобрела
гостиницу "Гранд Отель Европа" в С.-Петербурге, также строит планы
дальнейшего проникновения в Россию. Так, рассматривается возможность
инвестировать средства в бутик-отель в С.-Петербурге и в загородный клуб
совместно с ЗАО "Европа Отель". Другой проект - круизное судно
класса люкс на маршруте Москва - "Северная Пальмира", причем
меблировка кают будет соответствовать гостиничным 5*.
Компания "Русские отели" с холдингом "Базовый
элемент" и совместно с приглашенной испанской сетью The Stein Group
намерена к лету текущего года реконструировать санаторий "Родина"
г.Сочи, который превратится в клубный (пять звезд плюс) отель. Консультировать
при строительстве и в дальнейшем управлять объектом будет международный
гостиничный оператор The Stein Group, который владеет и управляет подобными
отелями в Европе. Подрядчиком по реконструкции комплекса санатория "Родина"
выступает югославская компания Putevi. В The Stein Group сообщили, что объем
инвестиций в проект составит около $120 млн. В рамках соглашения компания The
Stein Group осуществляет консультации по комплексному оснащению отеля в
сегменте бутик-отелей. Кроме того, компания разрабатывает план развития
объекта, его позиционирование на курортно-туристическом рынке Сочи. Открытие
первой очереди отеля состоится в 2006 году, второй- в 2007 году . Участники
рынка считают, что проект должен быть успешным, хотя достаточно сложно
представить, как он будет позиционироваться. "Сегмент бутик-отелей до сих
пор не представлен в России. Разрабатывались концепции нескольких гостиниц
подобного формата, однако они пока не были реализованы. Поэтому можно сказать,
что проект "Русских отелей" в Сочи будет одним из первых в этом
сегменте",- замечает гендиректор консалтинговой компании Hotel Consulting
and Development Александр Лесник.
Всплеск активности западных операторов эксперты связывают со слабой
рыночной конкуренцией и положительной динамикой развития гостиничного бизнеса.
Например, в 2005 году средний дневной тариф в столичных отелях вырос
приблизительно на 30-33% и составил порядка 220 $, средняя загрузка держится на
стабильном уровне 69-70%. Процесс набирает обороты на фоне принятой
правительством Москвы программы по развитию гостиниц, которая предусматривает
троекратное увеличение номерного фонда и запуск более 200 новых объектов к 2010
году. Исходя из этого, можно утверждать, что двери для новых брендов в открыты.
А их – огромное множество: пока отсутствуют такие известные марки, как Hilton,
Westin, Conrad, Intercontinental, Crown Plaza и многие другие.
3.3 Формирование национальных гостиничных
сетей в России.
В советское время крупнейшие в индустрии гостеприимства организации
Интурист, Спутник, ВЦСПС создали национальные гостиничные цепи (сети), хорошо
известные как на внутреннем, так и на внешнем гостиничном рынках и дающие
огромные доходы самим фирмам и немалые деньги в казну государства в виде
налогов. Затем наступает тяжелое время для экономики страны в эпоху
революционных политических преобразований. Разрушение действующей системы в
туристской отрасли, а значит и в гостиничном секторе. И только в середине 90-х
годов намечаются тенденции к возрождению въездного, а позднее и внутреннего
туризма как отрасли, и, соответственно, к возрождению важнейшей её составляющей
- гостиничного сектора. Два года назад на одном из заседаний Правления
Российской Гостиничной Ассоциации, обсуждали проблемы развития индустрии
гостеприимства в стране, говорили и о создании национальных российских
гостиничных цепей, о наработке своих гостиничных брэндов, и, конечно, о
создании профессиональных управляющих компаний, которые смогли бы предложить
владельцам гостиниц внешнее управление. Всё это создало бы мощный импульс к
развитию гостиничной отрасли в России, включая все её регионы. И вот сейчас -
по прошествии этих двух лет можно отметить - начало в вопросе внешнего
управления гостиницами своими российскими управляющими компаниями положено.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|