Критический анализ государственной молодежной политики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
КУРСОВАЯ РАБОТА
КРИТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Выполнил: Абрамов П.А. 3985гр
Проверил: Копытина О.И.
Курган, 2008
Введение………………………………………………………………………...3
Понятия
«Государственная молодежная политика» и «молодежь»........6
Общественное обсуждение Проекта Стратегии
государственной молодежной политики………………………………………………………..7
Анализ стратегии Государственной молодежной
политики…………….9
Вывод…………………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………….22
Приложения…………………………………………………………………..23
Введение.
Как указано в предпосылках принятия Стратегии
государственной молодежной политики, Государственная молодежная политика
является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание
условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации
молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на
социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности
и укрепление национальной безопасности.
Государственная молодежная политика
формируется и реализуется органами государственной власти и местного
самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений,
неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
От позиции молодежи в общественно-политической
жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп
продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди
должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским
призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична.
В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33
процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только
2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных
организаций.
В условиях глобализации и вынужденного притока
мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития
российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Начиная с 90-х годов прошлого века число
молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось
до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению
количества неполных семей.
Одной из наиболее острых проблем, которая
встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на
модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы,
вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют
рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Процентные ставки по
ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей.
Очевидно, что молодежь в значительной части
обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья,
который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди
быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед
российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и
потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых
людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное
пространство.
Проведенный анализ и прогноз условий развития
России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования
по выработке нового стратегического подхода к государственной молодежной
политике.
Актуальность исследования.
Анализ ситуации в Курганской области свидетельствует, что число проблем,
встающих перед молодежью, значительно превышает общую ситуацию по Российской
Федерации.
Например, доля молодежи среди незанятого населения Курганской области достаточно
высока: свыше 25% от общего числа безработных - это молодежь. Между тем в целом
по России, на сегодняшний день "достаточно высок" уровень безработицы
среди молодых людей в возрасте 15-24 лет - 6,4%. Получается, что из каждых 100
молодых людей не трудоустроены шесть человек!!!
В Курганской области показатели нездоровья детей и молодежи требуют
самого пристального внимания. Большую тревогу вызывает наркологическая ситуация
в молодежной и, особенно, в подростковой среде. Из числа совершенных
преступлений удельный вес подростковой преступности составляет почти 12%. При
ухудшающейся демографической ситуации за год заключается 7,6 тысяч браков, а
разводятся 5 тысяч семей, на 100 родов ежегодно делается 189 абортов. Более 6
тысяч молодых семей стоят на очереди на улучшение жилищных условий.
Многообразие проблем молодежи определяет
межведомственный характер молодежной политики, требует сочетания отраслевого
подхода с самым тесным взаимодействием органов государственной власти, органов
местного самоуправления и общественных объединений.
Исходя из всего вышеизложенного, сам собой
напрашивается вывод о том, что проблемы молодежи и Молодежной политики
Курганской области на сегодняшний день особенно актуальны и требуют
немедленного вмешательства со стороны специалистов по работе с молодежью.
Целью данного исследования необходимо считать выявление
несоответствий между настоящей Стратегией государственной молодежной политики Российской
Федерации и путями ее осуществления в Курганской области на сегодняшний день.
Задачей исследования является изучение и описание несоответствий присутствующих
в настоящей Стратегии государственной молодежной политики Российской на
сегодняшний день.
Гипотеза исследования заключается в следующем - при осуществлении
Государственной молодежной политики на территории Курганской области допущены
серьезные ошибки, которые могут привести к вполне предсказуемым последствиям.
При достаточно быстром росте негативного отношения молодежи к законодательной
власти ситуация ухудшается негативным отношением власти к самой молодежи. В
тексте Стратегии допущены некоторые ошибки и несоответствия.
Понятия «Государственная молодежная
политика» и «молодежь»
Прежде всего, следует остановиться на определении понятий.
Первое – государственная молодежная политика.
Как видно из текста Стратегии государственной
молодежной политики Российской федерации – «Государственная молодежная политика
является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание
условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации
молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на
социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее
конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.»
В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993г. «Об основных
направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»
указано, что «государственная молодежная политика проводится в отношении
граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от
14 до 30 лет».
Следующее понятие – молодежь.
В Стратегии государственной молодежной
политики (от 18 декабря 2006 года N 1760-р) указано, что, молодежь России –
граждане Российской федерации в возрасте от 14 до 30 лет. В ряде законов
субъектов Российской Федерации также говорится о лицах молодежного возраста,
например, в Законе Московской области «О государственной молодежной политике»
указано, что молодые граждане (молодежь) - лица в возрасте от 14 до 30 лет,
место жительства которых расположено на территории Московской области.
Общественное
обсуждение Проекта Стратегии государственной молодежной политики.
Обсуждение проекта Стратегии государственный
молодежной политики в Российской Федерации на период 2006 - 2016 гг. состоялось
14 сентября 2005 года в Москве. Проект разработан группой специалистов
Министерства образования и науки РФ при участии представителей ряда
общественных организаций. В обсуждении также приняли участие представители
молодежных организаций, эксперты в области молодежной политики и журналисты.
Проект был в целом одобрен коллегией Министерства образования и науки 17
августа 2005 года.
Разработка стратегического видения молодежной
политики России на перспективу является необходимым для российского общества,
подчеркнул один из разработчиков Стратегии начальник отдела Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Сергей
Гиль. В связи с этим он напомнил о выпущенной под эгидой Евросоюза "Белой
книге молодежи Европы", в которой констатируется тяжелейший кризис, в
котором оказалось молодое поколение европейцев. "Если перед молодежью
Европы сейчас стоит ужасающий выбор, то он распространяется и на Россию",
- отметил он. "Молодому человеку предстоит жить в тех условиях, о которых
мы сейчас вообще ничего не знаем", - сказал Сергей Гиль. С этим, по его
словам, связан заложенный в проект Стратегии принцип максимального развития
самостоятельности и творческого потенциала молодежи.
"Важнейшее из грядущих изменений -
переход к самоорганизации общества, - говорится во введении к проекту
Стратегии. - Самоорганизация граждан негосударственных организаций, бизнеса и
их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего".
Как подчеркнул в своем выступлении другой
разработчик проекта Стратегии помощник заместителя министра образования и науки
РФ по молодежной политике Антон Лопухин, в этот документ заложены принципиально
новые подходы к решению задач молодежной политики. Впервые в практике
государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается
осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского
общества с привлечением грантовых процедур.
В предложенном проекте Стратегии впервые четко
сформированы приоритеты государственной молодежной политики:
- информирование молодежи о потенциальных
возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику (на основе
использования новейших коммуникационных технологий, а также создания единого
молодежного информационного пространства);
- развитие инновационной активности молодежи,
поддержка ее активности в социально-экономической, общественно-политической и
творческой сферах;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации (безработных, инвалидов, выпускников сиротских и
коррекционных учреждений, наркозависимых, "трудных" подростков,
молодых людей, освободившихся из мест заключения, и т.д.), в жизнь общества.
"Молодежная политика - один из важнейших
инструментов для модернизации страны", - подчеркнул Антон Лопухин. Также
он отметил важность разработки инструментов измерения параметров системного
изменения общества под влиянием определенной молодежной политики.
Выступавшие в ходе обсуждения представители
общественности отметили новизну подходов к решению проблем молодежной политики,
содержащихся в документе, и в целом одобрили его, внеся ряд предложений по его
совершенствованию.
Ранее в Российской Федерации разрабатывался
ряд подобных документов в области молодежной политики, однако ни один из них
так и не получил официального статуса.
Анализ стратегии Государственной молодежной
политики
СТРАТЕГИЯ
государственной молодежной политики в
Российской Федерации Принята
Распоряжением от 18 декабря 2006 года N 1760-р (см. Приложение 1).
Основные положения и цель Стратегии
Стратегия государственной молодежной политики
(далее Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность
приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи,
связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Исходя из вышесказанного, видно, что срок
действия Стратегии – 10 лет. Учитывая высокую скорость развития всех уровней
государства, и принимая во внимание тот факт, что при быстром изменении всего
общества, изменения главным образом затрагивают молодежь, можно смело
утверждать, что даже при четком структурировании Стратегии, срок в 10 лет является
слишком большим. Молодежь самая быстроразвивающаяся часть социума, и довольно
сложно предугадать, какой будет даже какая-то определенная часть молодых людей,
не говоря уже обо всей молодежи Российской Федерации.
Предпосылки принятия Стратегии
Государственная молодежная политика является
системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и
возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи,
для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на
социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее
конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Государственная молодежная политика
формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления
при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных
организаций и иных юридических и физических лиц.
Настоящая Стратегия ориентирована
преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в
том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также
на молодые семьи.
В связи со стремительным старением населения и
неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители
страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность -
источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего
поколения.
Не очень ясно, почему в Стратегии
на государственном уровне Правительство посчитало маловажным расписать
подробнее этот интересный момент. Без пояснений кажется, что сегодняшние
10-летние жители страны – станут основным трудовым ресурсом.
В Российской Федерации высок уровень
безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4 процента).
Как уже говорилось выше, получается, что из
каждых 100 молодых людей не трудоустроены шесть человек. Слишком очевидно, что
данные «несколько занижены» и цифры куда более высоки, и это не требует каких-либо
доказательств.
Цель и принципы реализации Стратегии
Целью государственной молодежной политики является
развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
Правительство делает упор не на самой
молодежи, а на том, какой товар и в каких количествах она может произвести – «реализация
потенциала», или, в крайнем случае, как ее этому научить – «развитие потенциала».
Государственная молодежная политика
разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом
социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
-
выделение приоритетных
направлений; (Как на молодежи заработать)
-
учет интересов и
потребностей различных групп молодежи; (Чем молодежь купить)
-
участие молодых граждан в
разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной
политики; (Именно производство)
-
взаимодействие
государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; (Контроль)
-
информационная открытость;
(Чтобы не возникало вопросов)
-
независимость оценки
результатов Стратегии. (Никто, кроме государства не может повлиять на оценку
результатов)
Стратегия рассматривает приоритетные
направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в
России.
Проекты, разработанные для реализации
приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют
возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола,
национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят
молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее
интересам.
Страницы: 1, 2
|