Корпоративная стратегия
Введение
Существует
множество определений корпоративной стратегии. Первоначально термин использования
для описания набора решений, которые определяют цели компании, вырабатывают
основную политику, необходимую для достижения этих целей, и составляют перечень
бизнесов, к обладанию которыми компания должна стремиться. Понятый буквально,
данный термин будет означать, что корпоративная стратегия должна затрагивать
любую стратегическую проблему, с которой может столкнуться компания: начиная с
выхода Sony на рынок персональных
компьютеров до решения владельца ресторана, считающего, что в буфете должно
быть «все, что вы можете съесть».
Через какое то
время появилось понимание того, что следует различать стратегию делового уровня
– видение того, как строить устойчивые конкурентные преимущества на отдельном и
всех доступных рынках, и стратегию корпоративного уровня – «полный план для
диверсифицированной компании». Эти различия привели к разработке множества
ценных аналитических подходов и методов, применимых к стратегии каждого из этих
уровней. Раздвоение на проблемы делового и корпоративного уровней, однако, понизило
ценность многих важных сфер, где эти два уровня накладываются друг на друга, и
воспрепятствовало их интеграции.
Корпоративная
стратегия – это способ, которым компания создает стоимость, формируя и
координируя свои действия на различных рынках.
Это определение
имеет три важных аспекта.
Первый – делается
акцент на создании стоимости в качестве окончательной цели корпоративной
стратегии. Распределяется ли эта стоимость между акционерами или в дележе
участвуют и другие заинтересованные лица – решение об этом принимают те, кто
управляет корпорацией.
Долгое время
считалось, что разработка и реализация корпоративной стратегии лежат в сфере
ответственности высших руководителей. Исполнение этой функции требовало от
менеджеров, не только наличия навыков и видения перспектив развития корпорации,
необходимых для ее руководства; предполагалось, что, что они должны быть
зрелыми корпоративными гражданами, относящимися с должным вниманием ко всем
держателям акций.
Если согласиться
с данной точкой зрения, то, очевидно, можно допустить, что поведение и
деятельность менеджеров потребует не каких-то особых мер дисциплинарного
воздействия, а лишь незначительного контроля со стороны. Несмотря на весь этот
оптимизм, через какое то время в корпоративном управлении появилось множество
проблем.
В 1970-е годы
руководители корпораций широко критиковались не за сбрасывание с себя
«социальной ответственности», а за загрязнение воздуха и воды, за постоянные проявления
несправедливости при найме на работу, а также, в числе прочих нарушений, за
участие в незаконных сделках за границей.
Во второй
половине 1980-х годов обвинения против менеджеров изменились: на первое место
вышел недостаток внимания к их основным обязанностям перед акционерами. С одной
стороны, такое поведение объяснялось должностным несоответствием некоторых
старших менеджеров. Многие из менеджеров, руководивших фирмами делали вещи:
правильно – корректно проводили сделки, действовали необычайно разумно и т.п.,
- но при этом делали неправильные вещи: например, входили в бизнесы, в которые
не следовало входить. Или не могли приспособиться к новым технологиям и
глобальным угрозам со стороны конкурентов. Но, несмотря на то, что они
реализовывали неверные в своей основе стратегии, многие старшие менеджеры имели
настолько прочные позиции, что подолгу оставались на своих местах,
придерживаясь тех, же самых стратегий и разрушая при этом стоимость для
акционеров.
В 1990-е и 2000-е
годы в адрес старших руководителей выдвигалось все больше и больше обвинений в
том, что они действуют в своих собственных интересах, личных интересах в ущерб
интересам акционеров компании и сторонних пайщиков.
Второй -
концентрируется внимание на возможностях корпорации на многочисленных рынках
(конфигурация), включая ее продукцию, географическое и вертикальное разделение.
Третий –
акцентируется на том, как фирма управляет своими действиями и бизнесами,
которые находятся в рамках корпоративной иерархии (координация). Здесь
признается важность, как исполнения, так и формулирования корпоративной
стратегии.
Независимо от
вида стратегии, к реализации которой стремиться фирма, большая часть ее
стоимости будет, в конечном счете, образовываться в бизнес–подразделениях через
увеличение их способности производить и поставлять товары и услуги клиентам.
Таким образом, для создания стоимости, корпорация – чтобы оправдать свое
существование в качестве юридического лица, занимающегося многими видами
бизнеса, - должна уметь тем или иным способом вносить вклад в
конкурентноспособность своих бизнесов. Корпоративная стратегия способствует
пониманию стратегии бизнеса, так же как последняя, в свою очередь, дает
информацию для анализа. Он сфокусирован на отношениях между фирмой в целом и ее
частями, прежде всего на том, улучшается или ухудшается работа ее бизнес –
подразделений за счет того, что они входят в корпорацию.
Глава
1.Стратегия бизнес - подразделения.
В мире
совершенной конкуренции вся продукция гомогенна. Существует бесчисленные
покупатели и продавцы, имеющие доступ к полной информации, но не влияющие на
цену покупаемых товаров. В таком мире, не существует ни какой потребности в
стратегии, равно как и какой – либо выгоды от ее наличия.
Большинство
рынков, однако, не страдают совершенной конкуренцией; они дефицитны и
ассиметричны. Либо число продавцов и покупателей ограниченно, продукция
гетерогенна, информационные потоки искажены, либо какая-то фирма имеет
преимущество, обладая уникальными начальными условиями, не воспроизводимыми для
других, либо поставки ограничены. Тщательно отработанная стратегия помогает фирме
использовать в своих целях неэффективность рынка, которая существует здесь
ввиду несовершенства условий конкуренции и поэтому может играть существенную
роль при максимизации прибыли. В такой ситуации следование стратегии имеет две
жизненно важные цели.
Одна из них
связана с внешним позиционирование фирмы по отношению к ее конкурентам в данной
отрасли. Правильно используя сильные и слабые стороны компании, адекватно
реагируя на угрозы рынка и предоставляемые возможности, эффективная стратегия
может создать конкурентное преимущество, приносящее фирме прибыль, выше
среднеотраслевой. Поэтому понимание среды, в которой конкурирует корпорация,,
очень важно при формулирование любой стратегии.
Вторая цель
стратегии – внутренняя координация всей деятельности фирмы и инвестиций.
Стратегия предусматривает выбор позиции на рынке продукции без учета
эффективности, с которой этот выбор был осуществлен. Как только положение фирмы
на рынке определено, все виды ее деятельности (от исследований и разработок
продукта до его маркетинга) должны быть согласованы с этой позицией и друг с
другом. Точно так же должны осуществляться и инвестиции: необходимо, чтобы они
подкрепляли друг друга и, накапливаясь, приводили через какое-то время к
возникновению новых и более значительных конкурентных преимуществ.
1.1
Отраслевая
и конкурентная позиция.
Доходность
каждого бизнес - подразделения, имеющего свою собственную стратегию, может быть
разделена на две составные части: средний уровень доходности в данной отрасли и
отклонение от этого среднего числа, относящееся к конкурентным преимуществам
(или соответствующим недостаткам), которые возникают за счет стратегии,
реализуемой данной фирмой в рамках своей отрасли. Оценки относительной важности,
так называемых отраслевых эффектов фирмы меняется от исследования к
исследованию, но во всех работах высказывается единая точка зрения, что те и
другие очень важны. Широко используемый подход к анализу отраслевой доходности
и конкурентного преимущества был развит Майклом Портером. Созданная им методика
отраслевого анализа представляет собой систематический подход, позволяющий
изучать воздействие отраслевой структуры на результаты работы фирмы. Строгая
экспертиза внешней среды, в которой фирма, систематизировалась в рамках
методологии отраслевого анализа. Корректно выполненный отраслевой анализ
помогает установить, является ли данная отрасль привлекательной для среднего
конкурента; он также способен показать различия в прибыли, получаемой в
конкурентами в данной отрасли. Если смотреть шире, то можно сказать, что
отраслевой анализ высвечивает «конкурентный пейзаж» таким образом, чтобы помочь
сформулировать эффективные стратегии.
Развивая
отраслевую организационную экономику, Портер доказал, что среднеотраслевая
доходность в долгосрочном плане представляет собой функцию пяти параметров:
угроза со стороны новых участников рынка, покупательная способность,
возможности поставщиков, интенсивность конкуренции в рамках данной отрасли и
угроза замещения продукции или услуг. Портер также показал, что отраслевая структура
«сильно влияет на определение конкурентных правил, равно как и стратегии,
потенциально доступные данной фирме».
Данная
методология чаще всего используется для оценочного прогноза средней
долгосрочной доходности по отрасли.
|