В порядке внесения
изменений и дополнений в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”
можно было бы предложить отразить в нем особенности налогообложения
потребительских сельскохозяйственных кооперативов как некоммерческих
организаций, вопросов участия государственных средств в формировании паевого
капитала и имущества кооператива, движения паев, более четко изложить вопросы
разграничения обязательных и дополнительных паев, стимулирования инвесторов,
использования прибыли и дохода, дифференцирования вопросов управления в
производственных и потребительских кооперативах.
Необходимость
развития кооперации, как наиболее отвечающей интересам сельскохозяйственных
товаропроизводителей правовой формы организации производства, уже не
оспаривается никем и стала общепризнанной истиной. Несмотря на это,
кооперативные формы агропромышленных предприятий с трудом пробивают себе
дорогу.
Помимо неблагоприятных
макроэкономических условий, в которых находится как сельское хозяйство, так
и смежные с ним отрасли экономики (неупорядоченность и высокий уровень
налогообложения, крайне неудовлетворительное состояние финансирования
производства, высокий диспаритет цен на сельскохозяйственные продукты и
средства производства промышленного происхождения, кризис неплатежей и т.д.), сильное
сдерживающее влияние на развитие всех видов аграрной кооперации оказывают
также:
- недостаточная
правовая и экономическая подготовка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- недоучет
сущности и принципов кооперации;
- несовершенство
кооперативного законодательства;
- слабая
государственная, муниципальная и общественная поддержка формирования
кооперативных форм деятельности;
- отсутствие
у широких масс сельскохозяйственных товаропроизводителей навыков хозяйственной
самостоятельности и предпринимательства.
Тем не менее,
объективные потребности развития сельскохозяйственного производства, требующие
защиты экономических интересов аграрной сферы в системе межотраслевых
хозяйственных связей, для успешного противостояния эксплуатации со стороны
крупных торговых, промышленных и финансовых предприятий и организаций, диктуют
необходимость объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и создания
ими собственных структур по переработке и реализации продукции,
производственному снабжению, агросервису, кредитно-финансовому и страховому
обслуживанию на базе взаимопомощи.
В последнее время
в государственной политике по отношению к кооперативному сектору в
агропромышленном комплексе наметились позитивные изменения, которые оказывают
стимулирующее влияние на развитие сельскохозяйственной кооперации. В
Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного
производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Президентом
Российской Федерации 18 июня 1996г.[1], развитие
сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции было признано
одним из важнейших направлений аграрной реформы. В Программе отмечалось, что
развитие кооперации создаст основу для становления новых производственных
отношений. Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по
следующим основным направлениям:
сельскохозяйственная
производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии,
объединении имущественных и земельных паев для производства, переработки и
сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнения других видов деятельности,
исходя из интересов коллектива;
кооперация
крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения
животноводства и выполнения других работ;
кооперация для
переработки сельскохозяйственной продукции, снабженческая и сбытовая, иные ее
формы;
кредитная и
страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей
кредитами за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств и
оказания услуг по производственному и личному страхованию.
Учитывая
объективную необходимость обеспечения финансовой устойчивости функционирования
агропромышленных формирований в переходный период, ставилась задача
поддерживать создание ассоциаций и союзов, включающих сельскохозяйственные,
промышленные предприятия и другие. Агропромышленная интеграция будет
осуществляться в различных формах - концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные
формирования по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной
продукцией и продовольствием. Получат развитие многоотраслевые структуры
холдингового типа, интегрирующие на акционерных началах материально-технические
и финансовые ресурсы крупных фирм и других предпринимательских структур, а
также отдельных регионов, такие, как финансово-промышленные группы,
объединяющие сельскохозяйственных товаропроизводителей с промышленными
предприятиями, банковскими и другими структурами на региональном и
межрегиональном уровнях.
Кредитные
кооперативы станут более эффективным средством распределения государственных
кредитов сельскохозяйственным заемщикам, а также источником первоначального
капитала для мелкого бизнеса на селе, который призван решить проблемы создания
сельской инфраструктуры и применения избыточной рабочей силы непосредственно в
сельском хозяйстве.
Содержащиеся в
этой Программе положения, касающиеся фермерского хозяйства и
сельскохозяйственной кооперации, нашли конкретизацию и более расширенное
рассмотрение в утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 декабря 1996г. №1499 Федеральной целевой программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы[2].
Основные программные мероприятия направлены на создание организационных,
экономических, правовых и социальных условий эффективного функционирования
крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, формирование рыночной
инфраструктуры на основе кооперации, совершенствование механизма
государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов.
В Министерстве
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации разработана и 7 июля
1997г. утверждена Программа развития сельскохозяйственной кооперации на период
до 2000 года[3]. В ней предусматривается
широкий спектр мероприятий по созданию правовых, экономических, организационных
условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных производственных,
перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и
других кооперативов и их союзов. В системе государственной поддержки
сельскохозяйственной кооперации приоритеты отдаются сельскохозяйственным
кооперативам в сфере производства продукции и продовольствия, а также оказания
услуг товаропроизводителям.
Предусматриваются
разработка и принятие Федеральных законов: “О сельских кредитных кооперативах”,
“О сельских страховых кооперативах”, внесение дополнений и изменений: в
Гражданский кодекс Российской Федерации в части введения в главу 4 нормы,
содержащей понятие “сельскохозяйственный кооператив” и определяющей специфику
его статуса и функционирования, а также в Федеральный закон “О
сельскохозяйственной кооперации” в части конкретизации порядка формирования
имущества кооперативов и организации управления кооперативом, принципов
создания союзов кооперативов и управления ими.
Таким образом,
государство предусматривает целый ряд мер содействия развитию кооперативного сектора
и повышению его роли и влияния в стабилизации сельскохозяйственного
производства и повышении его эффективности, формировании рыночных отношений в
агропромышленном комплексе.
Правовой базой
для организации и деятельности сельскохозяйственных предприятий на
кооперативной основе является, как уже отмечалось, Федеральный закон “О
сельскохозяйственной кооперации” от 8 декабря 1995г. В Законе речь идет о
правовом регулировании всех звеньев сельскохозяйственной кооперации, а не
только ее первичного звена - кооперативов. Согласно ст.1 рассматриваемого
Закона, сельскохозяйственная кооперация - это система различных
сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными
товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных
потребностей.
Согласно этому
Закону, производственные кооперативы создаются для совместной деятельности по
производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для
выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном
трудовом участии членов кооператива. Основными видами производственных
кооперативов являются сельскохозяйственные артели, или колхозы, и так
называемые кооперативные хозяйства (коопхозы).
В колхозах паевые
взносы членов, будь то денежные средства, земельные участки, другое имущество,
поступают в паевой фонд кооператива и становятся его собственностью. Решение о
форме (денежной или натуральной) и размерах возвращения члену “нового” колхоза
(или его наследнику) принадлежащего ему пая в случае его выхода из колхоза
принимает общее собрание.
В коопхозах
объединяемые для совместной производственной деятельности земельные участки в
паевой фонд кооператива не передаются, оставаясь в собственности члена. По
отношению к производственным кооперативам действует положение Гражданского
кодекса РФ о субсидиарной ответственности их членов по обязательствам
кооператива, чего не допускалось даже в советских колхозах.
Согласно Закону,
сельскохозяйственные потребительские кооперативы, как объединения
сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц), в
зависимости от вида их деятельности, подразделяются на перерабатывающие,
сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические,
животноводческие, кредитные, страховые и комплексные.
Потребительский
кооператив может быть образован при наличии не менее двух юридических или пяти
физических лиц. Не менее 50% объема деятельности этих кооперативов должно
приходиться на их членов. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы
функционируют преимущественно на базе наемного труда.
Закон
устанавливает в кооперативах институт ассоциированных членов, которыми могут
быть физические или юридические лица, внесшие в кооператив паевые взносы. Они
получают дивиденды, но не имеют на собраниях права голоса.
Среди основных
принципов создания и функционирования кооперативов в вышеназванном Законе
(ст.2) закреплены принципы распределения прибыли и убытков кооператива между
его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной
деятельности кооператива; ограничения дивидендов по дополнительным паям членов
и паям ассоциированных членов кооператива.
Преимущество в
кооперативе (в отличие, например, от акционерного общества) отдается
объединению труда и его оплате, а распределение дивидендов по паям (по
капиталу) используется в качестве дополнительного средства материального
стимулирования.
Согласно Закону,
кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов
кооператива. Размер оплаты труда члена производственного кооператива
определяется в зависимости от его личного трудового участия и доходов
кооператива. Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной
форме. Среди сведений, которые обязательно должны включаться в устав
кооператива, являются характер и порядок личного трудового участия в
деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение
обязательства по личному трудовому участию.
Источником для
оплаты за объем выполненных работ и отработанное время является валовой доход,
а дополнительное стимулирование по труду и собственности осуществляется из
прибыли. Закон (ст.36) предусматривает определенный порядок ее распределения:
Из прибыли
кооператива, определяемой по бухгалтерскому балансу, делаются отчисления в
резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды;
осуществляются обязательные платежи в бюджет в соответствии с действующим
законодательством.
Следуя
рекомендациям Гражданского кодекса РФ о возможности формирования части
имущества производственного кооператива с режимом неделимого фонда, Закон “О
сельскохозяйственной кооперации” вопрос о формировании неделимых фондов (кроме
резервного) предоставляет решать самим кооперативам: уставом кооператива может
быть предусмотрено, что определенную часть принадлежащего кооперативу имущества
составляют неделимые фонды (п.5 ст.34). Такой подход в нормотворчестве к
неделимым фондам кооперативов, на наш взгляд, явно принижает роль и значение
этих фондов для стабильной и успешной работы кооперативов, особенно
сельскохозяйственных. Преобладающая часть основных средств кооперативов
представляет собой недвижимость, не участвующую в гражданском обороте.
Существует экономическая необходимость за счет неделимых фондов создавать
стоимость всего недвижимого имущества производственного и социально-бытового
назначения.
Движимое
имущество в основных средствах производства (сельскохозяйственная техника,
продуктивные животные), а также запасы семян и кормов, незавершенное
производство и др. могут находиться в паевом фонде и делиться в денежном
выражении на паевые взносы в соответствии с уставом кооператива.
Формирование
неделимого фонда было признано одним из обязательных принципов кооперации
Международным Кооперативным альянсом, считалось обязательным по Положению о
кооперативных товариществах и их союзах в России от 20 марта 1917 года, по
типовым уставам колхозов в 20-е годы, Примерным уставам колхозов 1935, 1969 и
1988 гг. Создание неделимых фондов в колхозах было закреплено в Законе “О
кооперации в СССР” (1988г.). В этом Законе предусматривалось, что при
ликвидации колхозов и других сельскохозяйственных производственных кооперативов
стоимость имущества, отнесенная к неделимому фонду, распределяется между
членами кооператива. По ныне действующему Закону “О сельскохозяйственной
кооперации”, при ликвидации кооператива оставшиеся после удовлетворения
требований кредиторов денежные средства или иное имущество передается членам
кооператива и распределяется между ними пропорционально их обязательным паям,
если иное не предусмотрено уставом данного кооператива (п.4 ст.44). При
ликвидации кооператива объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый
фонд, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания
иным сельскохозяйственным организациям (п.3 ст.44). Такое решение, безусловно,
правильное. Однако по отношению к объектам производственной инфраструктуры
(мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и др.) Законом не установлена
строгая обязанность кооператива включать их в свой неделимый фонд (пп.4-8
ст.10).
Конкретное соотношение
между паевым и неделимым фондами в сельскохозяйственном кооперативе должно
устанавливаться в уставном порядке, по решению членов кооператива.
Согласно п.6
ст.34 Закона “О сельскохозяйственной кооперации”, кооператив в обязательном
порядке формирует резервный фонд, который является неделимым и размер которого
должен составлять не менее 10% от паевого фонда кооператива. Порядок
формирования резервного фонда устанавливается уставом кооператива.
Оставшаяся часть
прибыли подлежит распределению внутри кооператива по решению членов кооператива
в соответствии с уставом. По Закону, не более 30% от прибыли кооператива,
подлежащей распределению, может использоваться на выплату причитающихся по
дополнительным паям членов и паям ассоциированных членов кооператива
дивидендов. Оставшаяся часть прибыли направляется на кооперативные выплаты.
Кооперативные
выплаты - часть прибыли кооператива, распределяемая между его членами
пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной
деятельности кооператива (ст.1 Закона). При решении вопроса о размере
кооперативных выплат для расчетов используется утвержденный бухгалтерский
баланс. При этом в потребительском кооперативе убытки распределяются в
соответствии с долей участия члена кооператива в хозяйственной деятельности, в
производственном кооперативе - в соответствии с размерами паевого взноса и
(или) оплаты труда (п.5 ст.36).
Кооперативные
выплаты - новая структурная часть распределения прибыли. В Законе обозначены
три направления их распределения:
1) на выплату в
потребительском кооперативе не членам кооператива пропорционально их участию в
его деятельности, если данные выплаты предусмотрены уставом потребительского
кооператива; 2) на пополнение паевых взносов членов кооператива, на которое по
решению общего собрания кооператива может направляться до 80% суммы
кооперативных выплат, оставшихся после соответствующих выплат не членам
кооператива; 3) остаток кооперативных выплат выплачивается членам кооператива в
порядке, установленном уставом кооператива.
Далее в Законе
следует расшифровка механизма реализации кооперативных выплат, направленных на
пополнение паевых взносов членов кооператива (п.3 ст.36). Эти выплаты могут
использоваться на:
1) увеличение
паевого фонда кооператива, если общим собранием членов кооператива принято
соответствующее решение;
2) погашение
полностью или частично паевых взносов членов кооператива, по которым подошли
сроки погашения. Погашение паевых взносов осуществляется в случае, если в
кооперативе имеются средства сверх установленного уставом размера паевого
фонда, включая кооперативные выплаты, направляемые на его увеличение. Погашение
паевых взносов членов кооператива не производится до формирования паевого фонда
кооператива в полном размере, за исключением случаев погашения паевых взносов
ассоциированных членов кооператива.
Таким образом, в
Законе нет однозначного указания на распределение кооперативных выплат только
по труду. Несмотря на ограничение распределения прибыли по паям
(собственности), оно будет иметь место и в производственных кооперативах.
Новым в Законе “О
сельскохозяйственной кооперации” является разделение паевого вклада членов
кооператива на обязательный и дополнительный. Обязательные паи в
производственном кооперативе устанавливаются в равных размерах, в потребительском
кооперативе - пропорционально объему участия в хозяйственной деятельности
кооператива. Дополнительный пай вносят члены кооператива по своему желанию
сверх обязательного пая и по нему получают дивиденды, в размере и в порядке,
которые предусмотрены уставом кооператива. Важное правило установлено п.5 ст.35
Закона о порядке внесения в паевой фонд земельных участков, земельных и
имущественных долей и иного имущества либо имущественных прав, где сказано, что
учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении. Часть
оценочной стоимости паевого взноса, превышающая размер обязательного пая,
передается с согласия члена кооператива в его дополнительный пай. В зависимости
от принятых в кооперативе размеров обязательного и дополнительного паев будет формироваться
структура паевого фонда и, следовательно, база распределения прибыли. В
результате при одних и тех же доходах кооператива могут быть разные размеры
поощрения его членов по паям (по собственности).
На практике
довольно сложным является вопрос установления размера равного обязательного пая
при реорганизации хозяйств в производственные кооперативы. Здесь необходимо,
используя Закон, учитывать конкретные условия хозяйства, а также имеющийся уже
практический опыт по реализации этого Закона и научные рекомендации, содержащие
различные варианты решения вопросов об установлении имущественных паев,
земельных долей и других.
Закон изобилует
противоречиями, декларативностью, излишней детализацией ясных вопросов и
упоминанием вскользь весьма важных для функционирования кооперативов аспектов
(неясно, например, как определяется размер “обязательного” паевого взноса,
каковы принципы паенакопления каждого члена как в производственном, так и в
обслуживающем кооперативе, принципы деятельности и функции генеральной
дирекции, как должны распределяться прибыль или доход в производственном
кооперативе и др.).
Широкое
применение Закона “О сельскохозяйственной кооперации” поднимает и ряд других
вопросов, предусмотренных в нем, но не имеющих конкретных механизмов их практической
реализации. Например, это касается определения субсидиарной ответственности
членов кооператива по обязательствам кооператива: в производственном
кооперативе - в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем
0,5 % обязательного пая; в потребительском кооперативе - в пределах невнесенной
части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (пп.2,3 ст.37).
Убытки
кооператива, причиненные ему по вине члена данного кооператива, возмещаются за
счет уменьшения размера паевого взноса этого члена или в ином порядке,
установленном Законом (п.5 ст. 37).
Таким образом, и
вопросы возмещения убытков так или иначе связаны с системой распределительных
отношений в сельскохозяйственных кооперативах и требуют тщательного осмысления
и внимательного, обоснованного подхода к решению, равно как и уточнение порядка
формирования паевых фондов, размеров обязательных паев, кооперативных выплат и
их использования.
Рекомендуемая литература:
1.
Аграрная
реформа в России: концепции, опыт, перспективы: Науч.тр. ВИАПИ РАСХН. М.:
Энциклопедия русских деревень, 2000. вып.4, 432 с.
2.
Агропромышленный
комплекс России. Стат. сборник МСХ Российской Федерации, М., 2001.
3.
Арашуков В.П.
Собственность и формы хозяйствования в АПК. М.: ГУЭП «Эфес», 1999. – 17,2 п.л.
4.
Вахитов К. И. История
потребительской кооперации России: Учебное пособие. - М.: 1998.
5.
Вершинин В.Ф. и др.
Комментарий к федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». М.: Изд.
ИПО Профиздат, 1997. – 206 с.
6.
Вершинин В.Ф., Шаффланд Ю.
Комментарий к федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». – М.:
Изд. ИПО «Профиздат», 1997. – 206 с.
7.
Володин В.М.
Производственная кооперация в сельском хозяйстве (теория, методология, опыт).
Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора экономических наук. – М.:
ГУП «Агропрогресс», 2001. – 57 с.
8.
Голышев М.Е. Формирование
многоукладной экономики в агропромышленном комплексе Нижегородской области.
Нижний Новгород, 2001. – 127 с.
9.
Гордеев А.В. и др.
Реформирование хозяйственных отношений в аграрной сфере. М.: Информагротех,
1999. – 224 с.
10. Гражданский Кодекс Российской
Федерации. Часть первая. (Федеральный закон от 30.11.94 г. N 52-ФЗ).
11.
Добрынин В.А. Кооперация в
сельском хозяйстве. – М.: Уч.-изд. центр «Земля России», 1999. – 117 с.
12.
Дорофеева Н.А. Организационно-экономические
основы создания и функционирования МТС. кн. «Социально-экономические проблемы
развития АПК», Москва, 2000,с.197-204.
13.Дорофеева
Н.А. Технико-экономическое обоснование создания машинно-технологической
станции. ж. "Экономика сельского хозяйства России, №10,2000, с.11.
14.Дорофеева
Н.А. Эффективность услуг МТС для сельских товаропроизводителей, ж. Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий,№11,2000, с.21-23.
15.Дорофеева Н.А., Жукова О.И. Организационно-экономические проблемы
создания и функционирования МТС (опыт и перспективы). Москва, ВНИЭСХ, 1999,
с.47
16. Дуэль И.И. и др. Акционерные общества в
сельском хозяйстве. М.: Изд. Росагрофонда, 1999. – 252 с.
17.
Злобин Е.Ф. Рыночная
модель аграрного сектора региона. – М.: АгриПресс, 2000. – 404с.
18.
Злобин Е.Ф., Гришин Ю.А. и
др. Методические рекомендации по созданию и функционированию предприятия
интегрированного типа (на примере ЗАО «Агрофирма «Нива – Верховье»). – М.:
ВНИЭТУСХ, 1997. – 49 с.
19.
Искать формы и методы
совершенствования организации и управления предприятиями. – М.:ВНИИЭСХ, РАСХН,
2002. – 162с.
20.
Коваленко Н. Я. Экономика
сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация
авторов и издателей, Тандем: Издательство ЭКМОС, 1999. - 448 с.
21. Кочанов М.А. Экономические
отношения в системе производственного обслуживания сельского хозяйства. М.:
ВНИИТУСХ, 1998, с.226
22. Личные подсобные хозяйства: участие в
приватизации земли и кооперирование. М.: ВИАПИ, 1998. – 55 с.
23.
Макаренко А. П. Теория и
история кооперативного движения: Учеб. Пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
24.
Масленников В.П.
Кооперация аграрной сферы (опыт, проблемы, перспективы). – Москва, Издательство
Российского университета дружбы народов. – 1996, 188 с.
25.
Новиков В.Н., Петров В.А.
и др. Положения по преобразованию акционерных перерабатывающих и обслуживающих
предприятий в кооперативные формирования. – М.: ЦНИИМ ГУП «Агропрогресс», 1996.
– 59 с.
26.
Об интегрировании агропромышленных
структур в Орловской области / Е.Ф. Злобин, А.С. Судорогин, А.И. Воропаев, А.И.
Наумов, В.Н. Кузьмин. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. – 40с.
27. Панкова К.И. и др. Аграрные преобразования и
система хозяйствования агропромышленных предприятий различных форм
собственности в Орловской области. М.: РАСХН, ВНИЭТУСХ, 2001. – 124 с.
28. Приватизация земли и реорганизация
сельскохозяйственных предприятий в России. ВИАПИ, 1995. – 168 с.
29.
Развитие
сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в условиях
стабилизации и возобновления экономического роста (опыт, проблемы, решения). –
М.:ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. – 276с.
30. Рекомендации
по организационно-экономическим вопросам создания и функционирования
машинно-технологических станций. Москва, ВНИИЭСХ, 2000,с.48.
31.Рекомендации по регулированию
производственно- экономических взаимоотношений при создании и функционировании
машинно-технологических станций. Москва, ВНИИЭСХ, 2001, с.55
32.Рекомендации
по формированию и функционированию рыночной системы ресурсного обеспечения и
производственно-технического обслуживания сельского хозяйства. Москва,
ВНИЭСХ,1998,с.50.
33.
Родионова О.А. Интеграция
в сфере агропромышленного производства: тенденции, механизмы реализации. – М.:
ВНИЭТУСХ, РАСХН, 2000. – 174с.
34.
Сельскохозяйственная
кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. 2-е изд., перераб. и
доп./Коллектив авторов; отв. ред. И. Н. Буздалов. Мн. - М.: «Армита-Маркетинг,
Менеджмент», 1998. 256 с.
35.
Семин А.Н. и др.
Сельскохозяйственная кооперация в России. – Изд. «Уралагропрогресс», 1995. –
179 с.
36.Система развития и регулирования
производственно-технических услуг в АПК. Москва, ВНИЭСХ, 1996, с.22.
37.
Ткач. А. В.
Сельскохозяйственная кооперация (курс лекций): Учебное пособие для студентов
высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: Издательско-
книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2002.- с.
38. Узун В.Я и др. Практикум – Задачи, деловые
игры и тезисы выступлений на семинаре. Том. 2. – М.: Росагрофонд, 197. – 127 с.
39. Узун В.Я. и др. Социально-экономический анализ
результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий. М.: Изд.
«Энциклопедия российских деревень», 1999. – 186 с.
40.
Узун В.Я., Петриков А.В. и
др. Сельскохозяйственный производственный кооператив. – М.: Изд. «Энциклопедия
российских деревень», 1999. – 181 с.
41. Федеральный закон «О
производственных кооперативах» от 08.05.96 г. N 41-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 14.05.2001 г. N 53-ФЗ).
42. Федеральный закон «О
сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95 г. N 193-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 07.03.97 г. N 47-ФЗ, от 18.02.99 г. N 34-ФЗ).
43.
Фомин Д.А., Храмцов Н.С.
Экономические основы развития агропромышленной интеграции / РАСХН Сиб. отд.
СибНИИЭСХ. – Новосибирск, 2000. – 120с.
44.
Фролов В.И. и др.
Положения по преобразованию приватизированного межлесхоза в потребительский
кооператив. – М.: ГУП «Агропрогресс», 1998. – 61 с.
45.
Фролов В.И., Лысенко Е.Г.
Развитие сельскохозяйственной кооперации (методика, практика, проблемы). – М.:
ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. – 176.
46. Шарыкин В.Е. и др. Реформирование
сельскохозяйственных организаций. М.: Отдел маркетинга АМБ – агро, 1998. – 223
с.
47.
Шмелев Г. И., Захаров И.
В., Соболев А. В. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в России.
Монография. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 194 с.
[1] Собрание законодательства РФ. 1996. №26. Ст.3061.
[2] Собрание
законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 157.
[3] Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1998, №3, с.46-48.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|