Меню
Поиск



рефераты скачать Кооперация сельских товаропроизводителей в сфере производственного обслуживания

В порядке внесения изменений и дополнений в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” можно было бы предложить отразить в нем особенности налогообложения потребительских сельскохозяйственных кооперативов как некоммерческих организаций, вопросов участия государственных средств в формировании паевого капитала и имущества кооператива, движения паев, более четко изложить вопросы разграничения обязательных и дополнительных паев, стимулирования инвесторов, использования прибыли и дохода, дифференцирования вопросов управления в производственных и потребительских кооперативах.

Необходимость развития кооперации, как наиболее отвечающей интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей правовой формы организации производства, уже не оспаривается никем и стала общепризнанной истиной. Несмотря на это, кооперативные формы агропромышленных предприятий с трудом пробивают себе дорогу.

Помимо неблагоприятных макроэкономических условий, в которых находится как сельское хозяйство, так и смежные с ним отрасли экономики (неупорядоченность и высокий уровень налогообложения, крайне неудовлетворительное состояние финансирования производства, высокий диспаритет цен на сельскохозяйственные продукты и средства производства промышленного происхождения, кризис неплатежей и т.д.), сильное сдерживающее влияние на развитие всех видов аграрной кооперации оказывают также:

- недостаточная правовая и экономическая подготовка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- недоучет сущности и принципов кооперации;

- несовершенство кооперативного законодательства;

- слабая государственная, муниципальная и общественная поддержка формирования кооперативных форм деятельности;

- отсутствие у широких масс сельскохозяйственных товаропроизводителей навыков хозяйственной самостоятельности и предпринимательства.

Тем не менее, объективные потребности развития сельскохозяйственного производства, требующие защиты экономических интересов аграрной сферы в системе межотраслевых хозяйственных связей, для успешного противостояния эксплуатации со стороны крупных торговых, промышленных и финансовых предприятий и организаций, диктуют необходимость объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и создания ими собственных структур по переработке и реализации продукции, производственному снабжению, агросервису, кредитно-финансовому и страховому обслуживанию на базе взаимопомощи.

В последнее время в государственной политике по отношению к кооперативному сектору в агропромышленном комплексе наметились позитивные изменения, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие сельскохозяйственной кооперации. В Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации 18 июня 1996г.[1], развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции было признано одним из важнейших направлений аграрной реформы. В Программе отмечалось, что развитие кооперации создаст основу для становления новых производственных отношений. Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:

сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнения других видов деятельности, исходя из интересов коллектива;

кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства и выполнения других работ;

кооперация для переработки сельскохозяйственной продукции, снабженческая и сбытовая, иные ее формы;

кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств и оказания услуг по производственному и личному страхованию.

Учитывая объективную необходимость обеспечения финансовой устойчивости функционирования агропромышленных формирований в переходный период, ставилась задача поддерживать создание ассоциаций и союзов, включающих сельскохозяйственные, промышленные предприятия и другие. Агропромышленная интеграция будет осуществляться в различных формах - концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Получат развитие многоотраслевые структуры холдингового типа, интегрирующие на акционерных началах материально-технические и финансовые ресурсы крупных фирм и других предпринимательских структур, а также отдельных регионов, такие, как финансово-промышленные группы, объединяющие сельскохозяйственных товаропроизводителей с промышленными предприятиями, банковскими и другими структурами на региональном и межрегиональном уровнях.

Кредитные кооперативы станут более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, а также источником первоначального капитала для мелкого бизнеса на селе, который призван решить проблемы создания сельской инфраструктуры и применения избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве.

Содержащиеся в этой Программе положения, касающиеся фермерского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации, нашли конкретизацию и более расширенное рассмотрение в утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996г. №1499 Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы[2]. Основные программные мероприятия направлены на создание организационных, экономических, правовых и социальных условий эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации, совершенствование механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации разработана и 7 июля 1997г. утверждена Программа развития сельскохозяйственной кооперации на период до 2000 года[3]. В ней предусматривается широкий спектр мероприятий по созданию правовых, экономических, организационных условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и других кооперативов и их союзов. В системе государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации приоритеты отдаются сельскохозяйственным кооперативам в сфере производства продукции и продовольствия, а также оказания услуг товаропроизводителям.

Предусматриваются разработка и принятие Федеральных законов: “О сельских кредитных кооперативах”, “О сельских страховых кооперативах”, внесение дополнений и изменений: в Гражданский кодекс Российской Федерации в части введения в главу 4 нормы, содержащей понятие “сельскохозяйственный кооператив” и определяющей специфику его статуса и функционирования, а также в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” в части конкретизации порядка формирования имущества кооперативов и организации управления кооперативом, принципов создания союзов кооперативов и управления ими.

Таким образом, государство предусматривает целый ряд мер содействия развитию кооперативного сектора и повышению его роли и влияния в стабилизации сельскохозяйственного производства и повышении его эффективности, формировании рыночных отношений в агропромышленном комплексе.

Правовой базой для организации и деятельности сельскохозяйственных предприятий на кооперативной основе является, как уже отмечалось, Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” от 8 декабря 1995г. В Законе речь идет о правовом регулировании всех звеньев сельскохозяйственной кооперации, а не только ее первичного звена - кооперативов. Согласно ст.1 рассматриваемого Закона, сельскохозяйственная кооперация - это система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.

Согласно этому Закону, производственные кооперативы создаются для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Основными видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственные артели, или колхозы, и так называемые кооперативные хозяйства (коопхозы).

В колхозах паевые взносы членов, будь то денежные средства, земельные участки, другое имущество, поступают в паевой фонд кооператива и становятся его собственностью. Решение о форме (денежной или натуральной) и размерах возвращения члену “нового” колхоза (или его наследнику) принадлежащего ему пая в случае его выхода из колхоза принимает общее собрание.

В коопхозах объединяемые для совместной производственной деятельности земельные участки в паевой фонд кооператива не передаются, оставаясь в собственности члена. По отношению к производственным кооперативам действует положение Гражданского кодекса РФ о субсидиарной ответственности их членов по обязательствам кооператива, чего не допускалось даже в советских колхозах.

Согласно Закону, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, как объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц), в зависимости от вида их деятельности, подразделяются на перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и комплексные.

Потребительский кооператив может быть образован при наличии не менее двух юридических или пяти физических лиц. Не менее 50% объема деятельности этих кооперативов должно приходиться на их членов. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы функционируют преимущественно на базе наемного труда.

Закон устанавливает в кооперативах институт ассоциированных членов, которыми могут быть физические или юридические лица, внесшие в кооператив паевые взносы. Они получают дивиденды, но не имеют на собраниях права голоса.

Среди основных принципов создания и функционирования кооперативов в вышеназванном Законе (ст.2) закреплены принципы распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; ограничения дивидендов по дополнительным паям членов и паям ассоциированных членов кооператива.

Преимущество в кооперативе (в отличие, например, от акционерного общества) отдается объединению труда и его оплате, а распределение дивидендов по паям (по капиталу) используется в качестве дополнительного средства материального стимулирования.

Согласно Закону, кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива. Размер оплаты труда члена производственного кооператива определяется в зависимости от его личного трудового участия и доходов кооператива. Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной форме. Среди сведений, которые обязательно должны включаться в устав кооператива, являются характер и порядок личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию.

Источником для оплаты за объем выполненных работ и отработанное время является валовой доход, а дополнительное стимулирование по труду и собственности осуществляется из прибыли. Закон (ст.36) предусматривает определенный порядок ее распределения:

Из прибыли кооператива, определяемой по бухгалтерскому балансу, делаются отчисления в резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды; осуществляются обязательные платежи в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

Следуя рекомендациям Гражданского кодекса РФ о возможности формирования части имущества производственного кооператива с режимом неделимого фонда, Закон “О сельскохозяйственной кооперации” вопрос о формировании неделимых фондов (кроме резервного) предоставляет решать самим кооперативам: уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенную часть принадлежащего кооперативу имущества составляют неделимые фонды (п.5 ст.34). Такой подход в нормотворчестве к неделимым фондам кооперативов, на наш взгляд, явно принижает роль и значение этих фондов для стабильной и успешной работы кооперативов, особенно сельскохозяйственных. Преобладающая часть основных средств кооперативов представляет собой недвижимость, не участвующую в гражданском обороте. Существует экономическая необходимость за счет неделимых фондов создавать стоимость всего недвижимого имущества производственного и социально-бытового назначения.

Движимое имущество в основных средствах производства (сельскохозяйственная техника, продуктивные животные), а также запасы семян и кормов, незавершенное производство и др. могут находиться в паевом фонде и делиться в денежном выражении на паевые взносы в соответствии с уставом кооператива.

Формирование неделимого фонда было признано одним из обязательных принципов кооперации Международным Кооперативным альянсом, считалось обязательным по Положению о кооперативных товариществах и их союзах в России от 20 марта 1917 года, по типовым уставам колхозов в 20-е годы, Примерным уставам колхозов 1935, 1969 и 1988 гг. Создание неделимых фондов в колхозах было закреплено в Законе “О кооперации в СССР” (1988г.). В этом Законе предусматривалось, что при ликвидации колхозов и других сельскохозяйственных производственных кооперативов стоимость имущества, отнесенная к неделимому фонду, распределяется между членами кооператива. По ныне действующему Закону “О сельскохозяйственной кооперации”, при ликвидации кооператива оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов денежные средства или иное имущество передается членам кооператива и распределяется между ними пропорционально их обязательным паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива (п.4 ст.44). При ликвидации кооператива объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания иным сельскохозяйственным организациям (п.3 ст.44). Такое решение, безусловно, правильное. Однако по отношению к объектам производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и др.) Законом не установлена строгая обязанность кооператива включать их в свой неделимый фонд (пп.4-8 ст.10).

Конкретное соотношение между паевым и неделимым фондами в сельскохозяйственном кооперативе должно устанавливаться в уставном порядке, по решению членов кооператива.

 Согласно п.6 ст.34 Закона “О сельскохозяйственной кооперации”, кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10% от паевого фонда кооператива. Порядок формирования резервного фонда устанавливается уставом кооператива.

Оставшаяся часть прибыли подлежит распределению внутри кооператива по решению членов кооператива в соответствии с уставом. По Закону, не более 30% от прибыли кооператива, подлежащей распределению, может использоваться на выплату причитающихся по дополнительным паям членов и паям ассоциированных членов кооператива дивидендов. Оставшаяся часть прибыли направляется на кооперативные выплаты.

Кооперативные выплаты - часть прибыли кооператива, распределяемая между его членами пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной деятельности кооператива (ст.1 Закона). При решении вопроса о размере кооперативных выплат для расчетов используется утвержденный бухгалтерский баланс. При этом в потребительском кооперативе убытки распределяются в соответствии с долей участия члена кооператива в хозяйственной деятельности, в производственном кооперативе - в соответствии с размерами паевого взноса и (или) оплаты труда (п.5 ст.36).

Кооперативные выплаты - новая структурная часть распределения прибыли. В Законе обозначены три направления их распределения:

1) на выплату в потребительском кооперативе не членам кооператива пропорционально их участию в его деятельности, если данные выплаты предусмотрены уставом потребительского кооператива; 2) на пополнение паевых взносов членов кооператива, на которое по решению общего собрания кооператива может направляться до 80% суммы кооперативных выплат, оставшихся после соответствующих выплат не членам кооператива; 3) остаток кооперативных выплат выплачивается членам кооператива в порядке, установленном уставом кооператива.

Далее в Законе следует расшифровка механизма реализации кооперативных выплат, направленных на пополнение паевых взносов членов кооператива (п.3 ст.36). Эти выплаты могут использоваться на:

1) увеличение паевого фонда кооператива, если общим собранием членов кооператива принято соответствующее решение;

2) погашение полностью или частично паевых взносов членов кооператива, по которым подошли сроки погашения. Погашение паевых взносов осуществляется в случае, если в кооперативе имеются средства сверх установленного уставом размера паевого фонда, включая кооперативные выплаты, направляемые на его увеличение. Погашение паевых взносов членов кооператива не производится до формирования паевого фонда кооператива в полном размере, за исключением случаев погашения паевых взносов ассоциированных членов кооператива.

Таким образом, в Законе нет однозначного указания на распределение кооперативных выплат только по труду. Несмотря на ограничение распределения прибыли по паям (собственности), оно будет иметь место и в производственных кооперативах.

Новым в Законе “О сельскохозяйственной кооперации” является разделение паевого вклада членов кооператива на обязательный и дополнительный. Обязательные паи в производственном кооперативе устанавливаются в равных размерах, в потребительском кооперативе - пропорционально объему участия в хозяйственной деятельности кооператива. Дополнительный пай вносят члены кооператива по своему желанию сверх обязательного пая и по нему получают дивиденды, в размере и в порядке, которые предусмотрены уставом кооператива. Важное правило установлено п.5 ст.35 Закона о порядке внесения в паевой фонд земельных участков, земельных и имущественных долей и иного имущества либо имущественных прав, где сказано, что учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении. Часть оценочной стоимости паевого взноса, превышающая размер обязательного пая, передается с согласия члена кооператива в его дополнительный пай. В зависимости от принятых в кооперативе размеров обязательного и дополнительного паев будет формироваться структура паевого фонда и, следовательно, база распределения прибыли. В результате при одних и тех же доходах кооператива могут быть разные размеры поощрения его членов по паям (по собственности).

На практике довольно сложным является вопрос установления размера равного обязательного пая при реорганизации хозяйств в производственные кооперативы. Здесь необходимо, используя Закон, учитывать конкретные условия хозяйства, а также имеющийся уже практический опыт по реализации этого Закона и научные рекомендации, содержащие различные варианты решения вопросов об установлении имущественных паев, земельных долей и других.

Закон изобилует противоречиями, декларативностью, излишней детализацией ясных вопросов и упоминанием вскользь весьма важных для функционирования кооперативов аспектов (неясно, например, как определяется размер “обязательного” паевого взноса, каковы принципы паенакопления каждого члена как в производственном, так и в обслуживающем кооперативе, принципы деятельности и функции генеральной дирекции, как должны распределяться прибыль или доход в производственном кооперативе и др.).

Широкое применение Закона “О сельскохозяйственной кооперации” поднимает и ряд других вопросов, предусмотренных в нем, но не имеющих конкретных механизмов их практической реализации. Например, это касается определения субсидиарной ответственности членов кооператива по обязательствам кооператива: в производственном кооперативе - в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем 0,5 % обязательного пая; в потребительском кооперативе - в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (пп.2,3 ст.37).

Убытки кооператива, причиненные ему по вине члена данного кооператива, возмещаются за счет уменьшения размера паевого взноса этого члена или в ином порядке, установленном Законом (п.5 ст. 37).

Таким образом, и вопросы возмещения убытков так или иначе связаны с системой распределительных отношений в сельскохозяйственных кооперативах и требуют тщательного осмысления и внимательного, обоснованного подхода к решению, равно как и уточнение порядка формирования паевых фондов, размеров обязательных паев, кооперативных выплат и их использования.

 







Рекомендуемая литература:

1.          Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы: Науч.тр. ВИАПИ РАСХН. М.: Энциклопедия русских деревень, 2000. вып.4, 432 с.

2.          Агропромышленный комплекс России. Стат. сборник МСХ Российской Федерации, М., 2001.

3.          Арашуков В.П. Собственность и формы хозяйствования в АПК. М.: ГУЭП «Эфес», 1999. – 17,2 п.л.

4.          Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. - М.: 1998.

5.          Вершинин В.Ф. и др. Комментарий к федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». М.: Изд. ИПО Профиздат, 1997. – 206 с.

6.          Вершинин В.Ф., Шаффланд Ю. Комментарий к федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». – М.: Изд. ИПО «Профиздат», 1997. – 206 с.

7.          Володин В.М. Производственная кооперация в сельском хозяйстве (теория, методология, опыт). Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора экономических наук. – М.: ГУП «Агропрогресс», 2001. – 57 с.

8.          Голышев М.Е. Формирование многоукладной экономики в агропромышленном комплексе Нижегородской области. Нижний Новгород, 2001. – 127 с.

9.          Гордеев А.В. и др. Реформирование хозяйственных отношений в аграрной сфере. М.: Информагротех, 1999. – 224 с.

10.     Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. (Федеральный закон от 30.11.94 г. N 52-ФЗ).

11.     Добрынин В.А. Кооперация в сельском хозяйстве. – М.: Уч.-изд. центр «Земля России», 1999. – 117 с.

12.     Дорофеева Н.А. Организационно-экономические основы создания и функционирования МТС. кн. «Социально-экономические проблемы развития АПК», Москва, 2000,с.197-204.

13.Дорофеева Н.А. Технико-экономическое обоснование создания машинно-технологической станции. ж. "Экономика сельского хозяйства России, №10,2000, с.11.

14.Дорофеева Н.А. Эффективность услуг МТС для сельских товаропроизводителей, ж. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий,№11,2000, с.21-23.

15.Дорофеева Н.А., Жукова О.И. Организационно-экономические проблемы создания и функционирования МТС (опыт и перспективы). Москва, ВНИЭСХ, 1999, с.47

16.     Дуэль И.И. и др. Акционерные общества в сельском хозяйстве. М.: Изд. Росагрофонда, 1999. – 252 с.

17.     Злобин Е.Ф. Рыночная модель аграрного сектора региона. – М.: АгриПресс, 2000. – 404с.

18.     Злобин Е.Ф., Гришин Ю.А. и др. Методические рекомендации по созданию и функционированию предприятия интегрированного типа (на примере ЗАО «Агрофирма «Нива – Верховье»). – М.: ВНИЭТУСХ, 1997. – 49 с.

19.     Искать формы и методы совершенствования организации и управления предприятиями. – М.:ВНИИЭСХ, РАСХН, 2002. – 162с.

20.     Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей, Тандем: Издательство ЭКМОС, 1999. - 448 с.

21.     Кочанов М.А. Экономические отношения в системе производственного обслуживания сельского хозяйства. М.: ВНИИТУСХ, 1998, с.226

22.     Личные подсобные хозяйства: участие в приватизации земли и кооперирование. М.: ВИАПИ, 1998. – 55 с.

23.     Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учеб. Пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

24.     Масленников В.П. Кооперация аграрной сферы (опыт, проблемы, перспективы). – Москва, Издательство Российского университета дружбы народов. – 1996, 188 с.

25.     Новиков В.Н., Петров В.А. и др. Положения по преобразованию акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные формирования. – М.: ЦНИИМ ГУП «Агропрогресс», 1996. – 59 с.

26.     Об интегрировании агропромышленных структур в Орловской области / Е.Ф. Злобин, А.С. Судорогин, А.И. Воропаев, А.И. Наумов, В.Н. Кузьмин. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. – 40с.

27.     Панкова К.И. и др. Аграрные преобразования и система хозяйствования агропромышленных предприятий различных форм собственности в Орловской области. М.: РАСХН, ВНИЭТУСХ, 2001. – 124 с.

28.     Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. ВИАПИ, 1995. – 168 с.

29.     Развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в условиях стабилизации и возобновления экономического роста (опыт, проблемы, решения). – М.:ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. – 276с.

30.     Рекомендации по организационно-экономическим вопросам создания и функционирования машинно-технологических станций. Москва, ВНИИЭСХ, 2000,с.48.

31.Рекомендации по регулированию производственно- экономических взаимоотношений при создании и функционировании машинно-технологических станций. Москва, ВНИИЭСХ, 2001, с.55

32.Рекомендации по формированию и функционированию рыночной системы ресурсного обеспечения и производственно-технического обслуживания сельского хозяйства. Москва, ВНИЭСХ,1998,с.50.

33.     Родионова О.А. Интеграция в сфере агропромышленного производства: тенденции, механизмы реализации. – М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 2000. – 174с.

34.     Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. 2-е изд., перераб. и доп./Коллектив авторов; отв. ред. И. Н. Буздалов. Мн. - М.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1998. 256 с.

35.     Семин А.Н. и др. Сельскохозяйственная кооперация в России. – Изд. «Уралагропрогресс», 1995. – 179 с.

36.Система развития и регулирования производственно-технических услуг в АПК. Москва, ВНИЭСХ, 1996, с.22.

37.     Ткач. А. В. Сельскохозяйственная кооперация (курс лекций): Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2002.- с.

38.     Узун В.Я и др. Практикум – Задачи, деловые игры и тезисы выступлений на семинаре. Том. 2. – М.: Росагрофонд, 197. – 127 с.

39.     Узун В.Я. и др. Социально-экономический анализ результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий. М.: Изд. «Энциклопедия российских деревень», 1999. – 186 с.

40.     Узун В.Я., Петриков А.В. и др. Сельскохозяйственный производственный кооператив. – М.: Изд. «Энциклопедия российских деревень», 1999. – 181 с.

41.     Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.96 г. N 41-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 14.05.2001 г. N 53-ФЗ).

42.     Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95 г. N 193-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 07.03.97 г. N 47-ФЗ, от 18.02.99 г. N 34-ФЗ).

43.     Фомин Д.А., Храмцов Н.С. Экономические основы развития агропромышленной интеграции / РАСХН Сиб. отд. СибНИИЭСХ. – Новосибирск, 2000. – 120с.

44.     Фролов В.И. и др. Положения по преобразованию приватизированного межлесхоза в потребительский кооператив. – М.: ГУП «Агропрогресс», 1998. – 61 с.

45.     Фролов В.И., Лысенко Е.Г. Развитие сельскохозяйственной кооперации (методика, практика, проблемы). – М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. – 176.

46.     Шарыкин В.Е. и др. Реформирование сельскохозяйственных организаций. М.: Отдел маркетинга АМБ – агро, 1998. – 223 с.

47.     Шмелев Г. И., Захаров И. В., Соболев А. В. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в России. Монография. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 194 с.



[1] Собрание законодательства РФ. 1996. №26. Ст.3061.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 157.

[3] Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1998, №3, с.46-48.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.