Существуют несовместимые
ценностные ориентации, обладатели которых практически всегда испытывают напряженность,
потенциально агрессивны, являются потенциальным источником возникновения
социального конфликта в организации. К таким несовместимым ориентациям можно
отнести нацеленность на свободу поведения при осуществлении своей деятельности
и жесткий всеобъемлющий контроль; ориентацию на использование собственных сил и
на помощь и вмешательство извне и т.д.
7. Различия в
манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях,
образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень
взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
8.
Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как
причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта,
мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию с точки зрения других.
Однако каждая из
этих причин может стать толчком, первым шагом к конфликту только при наличии
определенных внешних условий. К этим условиям относятся, по мнению многих
исследователей, следующие:
• технические
условия конфликта, существующие в организации: наличие лидеров в конфликтующих
группах, степень организованности и сплоченности группы в конфликте, наличие
или отсутствие устойчивых коммуникаций, наличие определенных целей у участников
конфликта и т.д.;
• политические
условия: условия применения власти руководителем, осознание зависимости и
степени неравенства подчиненными, условия подчинения исполнителей;
• социальные
условия: жесткость или либеральность нормативной системы организации,
соотношение между статусами и ролевыми требованиями, наличие неформальных
групп, идентификация работников с группой, мобильность членов организации,
степень институционализации участников конфликта и т.д.;
• психологические
условия: эмоциональный настрой соперников, наличие устойчивой ориентации на
противоборство, энергетика членов организации, попадающих в конфликтную
ситуацию.
Протекание
конфликта в организации. Ни один конфликт в организации не начинается сразу. Обычно
выделяют следующие стадии протекания конфликта:
1) латентную
стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию
открытого конфликта,
3) стадию
разрешения конфликта.
На латентной,
т.е. скрытой, стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру
конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база
предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект
возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно
претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как
конфликтной. Зарождение каждого конфликта связано с наличием объекта, обладание
которым, достижение или принадлежность к которому вызывает ограничение
потребностей двух (или более) субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект
должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников.
Обычно этот объект может быть поделен и на основе переговоров, но в момент
зарождения конфликтной ситуации путей к этому соперники не видят и их агрессия
направлена друг на друга.
В предконфликтной
стадии отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но именно
здесь начинаются скрытые конфликтные взаимодействия. Хотя члены организации и
социальные группы имеют достаточно подробные сведения друг о друге, до
предконфликтной стадии они, как правило, не оценивают другие группы или членов
организации как потенциальных соперников в конфликте. Такая оценка осуществляется
только на конфликтной стадии.
В свою очередь, в
развитии предконфликтной ситуации выделяют несколько этапов.
1. Определение
причин конфликта, когда члены организации определяют, кто блокирует их
потребности и какова доля их участия в этом процессе. Так, руководитель может
определять, кто именно из подчиненных противодействует его распоряжениям,
какова степень их сплоченности, имеются ли возможности совместных действий; в
ходе конфликта каждая из соперничающих групп определяет степень воздействия
другой группы на их по пытки достигать своих целей и т.д.
2. Оценка
ресурсов и возможностей соперников (например, члены группы узнают, что их
соперники обладают прочными связями с руководством своей организации или с
организацией более высокого уровня). Оценка имеет важное значение для развития
всего конфликта, так как в случае неблагоприятной для себя оценки возможностей
соперника социальная группа или индивид могут отказаться от конфронтации,
отступить. Оценка предшествует мобилизации ресурсов (финансовых, материальных,
информационных и т. д.), которая является первым шагом в осуществлении
конфликтных взаимодействий.
3. Поиск
сторонников и союзников в конфликте. В организации, характеризуемой достаточно
тесными связями между структурными единицами, поиск сторонников происходит
практически в любом конфликте. Это объясняется тем, что вступивший в конфликт
ищет у членов организации поддержки или сочувствия в отношении своего положения
или своих действий. Например, как правило, подчиненный, вступивший в конфликт с
руководителем, начинает апеллировать к коллегам, рассказывать о своих проблёмах
и других подразделениях, представляя конфликтную ситуацию в выгодном для себя
свете. В то же время руководитель может разъяснять подчиненным свою позицию в
отношении конфликтующего подчиненного, конечно же, в определенном ключе.
4. Скрытые
конфликтные взаимодействия, которые включают маскировки, провокации и другие
способы психологического воздействия на соперников.
Суть
предконфликтной стадии – подготовка открытых конфликтных взаимодействий,
расширение зоны конфликта, т.е. вовлечение в конфликтную ситуацию других
подразделений организации и отдельных личностей. Для этой стадии характерен
особый психологический настрой – социальная напряженность, которая обусловлена
чувством неудовлетворенности и угрозы, повышением эмоциональной возбужденности,
нарушением механизмов регуляции поведения.
Вместе с тем,
именно на этой стадии может быть эффективна профилактика конфликта, т.е. такая
организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия которая
исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между
ними. Ведь предконфликтная ситуация обычно возникает постепенно, и здесь особенно
важно верно сориентироваться и применить нужный прием, сделать необходимый ход.
Для
предупреждения конфликта важно знать не только, что делать, но и как добиться
развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Соответственно,
технология предупреждения конфликта – это совокупность знаний о способах,
средствах и приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность
действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых раз решаются возникшие
противоречия.
Стадия Открытого
конфликта отличается двумя признаками, появление которых свидетельствует о
наступлении непосредственно конфликта. Первый – наличие ясно выраженной
установки на борьбу с соперником. При отсутствии такой установки полномасштабный
конфликт не разгорится, так как члены группы будут отказываться от конфликтных
действий в силу боязни, равнодушия, расслабленности или других причин.
Установка на борьбу особенно важна для лидеров групп, цель которых –
поддерживать стремление к противоборству у остальных членов групп. Второй
признак – наличие инцидента, т.е. ярко выраженных столкновений между
соперниками. При этом используются следующие ресурсы:
• ресурсы
принуждения включающие в себя материальные средства, силовые ресурсы, статусные
ресурсы (на пример, должности в организации);
• авторитет и
экспертные качества, к которым, в частности, относятся эксклюзивные знания,
способности и интуиция;
• все значимые,
влиятельные и авторитетные связи, которые имеют какое-либо отношение к данной
конфликтной ситуации;
• престиж и
общественное мнение членов организации
• информационные ресурсы,
которые актуальны, нужны и могут быть использованы в данной конфликтной
ситуации.
Для введения
ресурсов в конфликтную ситуацию используется открытость границ системы, нормы
культуры организации и коммуникационные каналы.
На следующем
этапе развития конфликта происходит значительное усиление интенсивности
конфликтных взаимодействий. Если причина не исчезает и конфликт не удается погасить
усилиями управляющих подразделениями и высшего руководства, он переходит на
эмоциональный уровень, когда соперники испытывают сильную неприязнь друг к
другу.
Признаком
перехода скрытой стадии конфликта в открытую является переход сторон к
конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет
собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы
взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения
противником его целей и осуществление своих собственных целей.
Другими
признаками конфликтных действий являются:
• расширение
числа участников;
• нарастание
числа проблем, образующих комплекс при чин конфликта, переход от деловых
проблем к личностным;
• смещение
эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств,
таких как не приязнь, ненависть и т.п.;
• возрастание
степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Разрешение
конфликта. При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения,
взаимным уступкам и восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию
разрешения и завершения.
Частичное
разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное
поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, интеллектуальная и эмоциональная
сфера, породившая конфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не
полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются
административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина
конфликта не устраняется.
Полное разрешение
конфликта достигается тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной
ситуации – и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой результат достигается,
например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны
или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.
Конфликт далеко
не всегда проходит все указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и
разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не
замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда конфликт не
начнется. Конфликт не начнется также в том случае, если вслед за возникновением
его объективных причин они тотчас же устраняются.
Отметим также,
что в большинстве случаев прекращение конфликтных взаимодействий означает лишь
подавление конфликта или переход к новому конфликту при ином соотношении
ресурсов противодействующих сторон. Например, руководитель с помощью властных
средств воздействия на подчиненных добивается прекращения их противодействия
его решениям. Но такое положение весьма неустойчиво, поскольку конфликт между
руководителем и подчиненными просто загоняется вглубь, но нисколько не
продвигается по пути разрешения.
Управление
конфликтом в организации. Итак, конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более
сторонами (индивидами или группами). Каждая из сторон стремится к тому, чтобы
была принята ее точка зрения или ее цель. При этом она препятствует другой
стороне делать то же самое. Поэтому конфликт зачастую ассоциируется с угрозами,
агрессией, враждебностью, прочими эмоционально ми проявлениями. Естественно,
что широко распространено мнение: конфликт всегда нежелателен и его необходимо
незамедлительно разрешать, чтобы не допустить разрушения человеческих
взаимоотношений.
Конфликты могут иметь
как рациональную так и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют
управление конфликтами на основании:
•
целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
• изменения
установок и ценностных ориентаций соперников.
Эти виды
управления конфликтом, по С.С.Фролову, реализуются в различных способах:
организационных, социо-культурных и социально-психологических.
Организационные
способы управления конфликтом характеризуются целенаправленным воздействием
управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей,
причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии
этих подразделений. Цель таких воздействий – ослабление конфликтных
взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта
(например, с переходом к сотрудничеству). Важным моментом при выборе конкретного
организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта
(рациональный или эмоциональный) и его причин. Основными организационными
способами разрешения конфликта являются следующие.
1. Образование
подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение
целенаправленно разбивается на ряд автономных образований с различными, но
пересекающимися целями. Смысл этого приема – снижение сплоченности одной из
сторон конфликта. При успешном формировании подгрупп члены каждой из них будут
идентифицировать себя только со своей подгруппой, осознавать себя членами
подгруппы, отделенными от других подгрупп. В конечной счете это приводит к ослаблению
целеустремленности в конфликтных взаимодействиях и сокращению степени участия
членов подгрупп в конфликте. Такой способ управления конфликтом час то
применяется для уменьшения интенсивности конфликта между администрацией и
подчиненными.
2. Введение
независимых контролирующих элементов, когда создаются комиссии по разрешению
спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы, которые призваны
осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению.
В зависимости от характеристик конфликтной ситуации (характера причин, остроты
или длительности) такое управление может преследовать цели:
• затягивания
времени для прохождения критической точки конфликта, после чего возможно более
эффективное воздействие на соперников;
• поиск
компромисса на основе переговоров членов не зависимой группы со всеми
участниками конфликта.
З. Замена лидеров
или руководителей отдельных групп, подразделений. Отсутствие лидера,
организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к на рушению
координации действий в отношении соперника. При этом у рядовых членов группы
появляется желание исключить возникающую неопределенность в собственных
действиях путем или выхода из конфликтной ситуации, или поиска нового лидера,
способного отстаивать интересы группы. Это явление может стать основой
эффективного управленческого воздействия на поведение членов организации.
4. Перемещение
членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот исключительно организационный
способ заключается в замене наиболее активных членов конфликтующих групп. Здесь
важно учитывать пространственный принцип перемещения, т.е. зачастую до статочно
разделить членов конфликтующих сторон по территориальному признаку, чтобы
снизить интенсивность конфликтных взаимодействий или вообще погасить конфликт.
5. Изменение
содержания труда. При использовании данного способа происходит переключение
интересов с конфликта на выполнение работы, достижение целей при выполнении
заданий. Конечно, таким образом очень редко удается погасить конфликт, однако
достигается ослабление его интенсивности, прохождение критической точки
конфликта.
Социологические и
культурные способы управления конфликтами. В данном случае объектом
управленческого воз действия являются социальные отношения между членами
организации, а также социальные нормы организации, ценности ее членов, коммуникационные
сети. К социологическим и культурным способам управления конфликтами относятся
следующие.
1. Изменение
содержания властных отношений. Прежде все го, следует изменить формы применения
власти и управленческого контроля за деятельностью членов организации. Особенно
эффективно изменение форм власти, что позволяет руководителю организации гибко
воздействовать на конфликтную ситуацию. В этом случае конфликтная ситуация
изменяется в результате ухода от агрессии благодаря прекращению блокирования
потребностей путем изменения способа воздействия на индивида. Прежняя ситуация блокирования
становится не актуальной, а замещающая ситуация еще не осмыслена и не
рационализирована, в связи с чем возникает иллюзия отмены блокирования. Это
обстоятельство дает возможность руководителям воздействовать на причины конфликта
и установки противоборствующих сторон, приближая ситуацию конфликта к
разрешению или гашению.
2. Изменение
отношений зависимости. Блокирование потребностей каждой из конфликтующих сторон
связано с отношениями зависимости. При этом зависимость представляется как
способность одной из сторон совершать действия, препятствующие удовлетворению
потребностей другой стороны. При рациональном конфликте ликвидация блокирования
потребности или перенос этого блокирования на другую потребность может привести
к снижению интенсивности конфликтных взаимодействий. Еще более сильным средством
управления конфликтной ситуацией является перевод отношений односторонней зависимости
в отношения взаимозависимости, что может стать путем к взаимному компромиссу и
последующему гашению конфликта.
З. Изменение
структуры неформальной социальной группы. Изменение структуры неформальных
отношений одной из конфликтующих сторон может ослабить ее сплоченность или
привести к возникновению новых неформальных групп, которые изменят степень
включенности конфликтующей стороны в конфликтную ситуацию. Для этого важно
выявить неформальные группы или коалиции, выяснить основу существования
неформальной группы (решение производственных вопросов неформальны ми методами,
родство, старые связи и знакомства, общее недовольство возникшей ситуацией),
определить неформальных лидеров. После этого появляется возможность изменить
отношения между членами неформальной группы путем введения, объекта
неопределенности в деятельность группы, перемещения неформальных лидеров,
изменения ценностных групповых ориентации или степени группового неформального
контроля за действиями членов данной группы.
4. Изменение
системы ценностей. Наиболее типичные при чины конфликтов в организации –
различие в ценностных ориентациях или пересечение интересов членов организации.
Для гашения, локализации и даже разрешения конфликта весьма важно изменить
отношение к ценностям в конфликтующих группах. Это удается путем демонстрации
более значимых ценностей или выгод, пропаганды, личного воздействия со стороны
руководите лей организации, имеющих целью отодвинуть на второй план ценности,
составляющие причину конфликта.
5. Введение и
принятие новых норм. Нормативное управление конфликтом основано на разработке,
внедрении и принятии новых норм, которые изменяют конфликтную ситуацию,
заставляют участников «играть по новым правилам». Очевидно, что новые правила
должны исключать возможность конфликтных взаимодействий. Это обстоятельство
позволяет участникам конфликта по-новому взглянуть на конфликтную ситуацию и
изменить свои претензии к противнику. Однако такой способ управления не
предполагает воздействия на причину конфликта, что подразумевает его
возобновление в будущем.
6. Изменение
отношения к деятельности. Очень часто причиной конфликта служат установки
участников конфликта относительно своей деятельности. Именно на этой почве
происходит столкновение интересов и появляется напряженность. Более того, у не
заинтересованных в содержании своей деятельности членов организации нередко
борьба и конфликт становятся основными интересами. В связи с этим следует изменить
содержание функций работника, направить его интересы на собственную
деятельность, отвлекая тем самым от конфликтных взаимодействий и одновременно
снимая основную причину конфликта.
7. Концентрация
интересов на нейтральном объекте. Что бы воздействовать на конфликтную
ситуацию, руководителям важно выиграть время. Полезным средством для временного
прекращения или ослабления конфликтных взаимодействий может служить
нейтрального объекта в ситуацию конфликта. Этот объект не должен быть задействован
в данной конфликтной ситуации, но в то же время должен привлекать внимание,
быть объектом интереса для участников конфликта. Для эффективного управления
конфликтом необходимо, чтобы:
• нейтральный
объект органично вписывался в конфликтную ситуацию, т.е. имел определенную
связь с конфликтом;
• вызывал интерес
у участников конфликта, привлекал внимание;
• не вызывал
напряженности и не служил причиной но ого конфликта.
8. Изменение
системы коммуникаций. В современной организации коммуникации могут служить
каналом для осуществления открытых и скрытых действий в конфликте. Хотя в
конфликтных взаимодействиях используются как формальные, так и неформальные
коммуникационные связи, особое внимание следует уделять неформальным
межличностным коммуникациям. Это объясняется тем, что в условиях достаточно замкнутой
Организационной культуры наибольшим доверием у членов организации пользуются
неформальные межличностные связи, которые затем подтверждаются и реализуются формальным
способом.
С их помощью
участники конфликта координируют собственные действия, оказывают мотивирующее
воздействие друг друга с целью продолжения конфликтных взаимодействий,
осуществляют скрытое воздействие на соперника путем маскировки, провокации,
скрытые движения. В связи с этим важно не только выявить неформальные меж
личностные связи, но и направить их на достижение сотрудничества, компромисса или
прекращение конфликтных взаимодействий. В данном случае большое значение имеет
управление межличностными связями на основе изменения коммуникационных ролей.
Например, возможными вариантами управления могут быть: отсечение связей лидера;
введение сторожа», т.е. лица, контролирующего связи в группе; исключение или,
наоборот, внедрение «связных», способных поддерживать связи с другими группами.
Социально-психологические
способы управления конфликтами. Здесь объектами воздействия являются
психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и
содержание межличностных отношений. К этим способам относят:
1. Изменение
установок по отношению к членам группы. Этот способ необходим в первую очередь
при управлении эмоциональными конфликтами, когда все внимание переносится на
личности соперников. Поэтому важно создать атмосферу сотрудничества, которая
позволяет членам соперничающих групп в ходе совместной деятельности оценить
соперников как партнеров. Кроме того, при таком способе управления конфликтом
возможно применение методов коррекции отрицательных стереотипов, изменения
целей, одобрения и др.
2. Изменение
мотивации членов организации. Поскольку мотивацию можно представить как силу,
побуждающую к действию, а при конфликте мотивация направлена прежде всего на
активизацию конфликтных взаимодействий, то для управления интенсивностью
конфликтных взаимодействий следует ослаблять мотивацию на противодействие по
отношению к соперникам. Это может быть достигнуто путем демонстрации
нерациональности конфликта, его разрушительных последствий и привлекательности
бесконфликтной работы. Такого же эффекта можно достичь через мотивацию
участников конфликта к основному виду деятельности. Как правило, появление
сильной мотивации к работе приводит к отвлечению членов организации от участия
в конфликте.
З. Введение
неформальных лидеров – наиболее давний и проверенный способ управления
конфликтом. Неформальные лидеры не только могут организовывать конфликты, направлять
деятельность его участников, но и способны создавать эмоциональную атмосферу
конфликта (поддерживать неприязнь, ненависть и установки на борьбу). Поэтому
приход нового лидера может кардинально изменить взаимоотношения между участника
ми конфликта. Основная трудность этого способа управления конфликтом в том, что
нового лидера должны принять в организации, слушать его советы, подчиняться его
решениям в условиях острого конфликта.
4. Создание
благоприятной эмоциональной атмосферы. Большинство причин конфликта связано с
общим недовольством, неудовлетворенностью, неприязнью, направленными на других
членов организации. Поэтому одним из способов снижения интенсивности конфликта
является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, охватывающей всех участников
конфликта. Это может снизить интенсивность конфликтных взаимодействий.
5. Манипулятивное
воздействие на поведение членов организации. Некоторые современные способы
управления по ведением связаны с манипулированием сознанием участников
конфликта, когда основой управления является воздействие на подсознание
участников конфликта, совершаемое в обход психологических барьеров. Для этого
используются различные коммуникационные каналы, по которым передаются
специально подготовленные сообщения. В подготовке сообщений должны обязательно
принимать участие профессиональные психологи, которые способны воздействовать
на подсознание участников конфликта через их репрезентативные системы.
Большое значение
имеет способность самой организации нейтрализовать социально-негативные
конфликты, что является показателем сильной корпоративной культуры. При
подобной культуре в организации члены коллектива не опасаются обсуждать
возникающие конфликты и выявлять пред мет противоречия и проблемы, вырабатывая
при этом новые культурные образцы взаимодействия друг с другом в ситуации
конфликта. Более того, именно конфликты позволяют проверить на прочность управленческую
команду и принципы корпоративной культуры в организации, ценности коллектива и
руководителя, показывают «истинное лицо каждого человека или социальной группы.
Выигрывает и
развивается та организация, где к конфликтам относятся спокойно и
профессионально. Более того, если организация реализует инновационные
программы, то управленческий персонал должен быть обучен технологиям управления
и разрешения конфликтов. Это связано с тем, что любые социальные и
технологические инновации сопровождаются ужесточением конфликтов, риском,
высокой степенью неопределенности, наличием трудно прогнозируемо го побочного
результата и гибкостью форм. Коллективы, которые не готовы к конфликтам, не в
состоянии осуществлять инновационные программы, они их разрушат. Слабая
корпоративная культура не способна противостоять социально-негативным конфликтам.
Таким образом, в сильной корпоративной культуре должно быть место инновациям и
социально-позитивным конфликтам.
Итак, наиболее
распространенный подход к конфликту состоит в понимании его как «столкновения»,
«противоречия», «борьбы», «противодействия» личностей, сил, интересов, позиций
по причине их противоположности и несовместимости. При таком подходе конфликт –
явление негативное. Однако в последнее время немало социологов и психологов
склоняются к другому взгляду: конфликт – это «система отношений», «процесс
развития взаимодействия». Причем развитие взаимодействия происходит именно
из-за различий по интересам, ценностям или видам деятельности. Иными словами,
конфликт – это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различий.
С точки зрения
этих специалистов, некоторые конфликты могут быть полезны и даже желательны.
Ведь конфликт помогает выявить многообразие точек зрения, дать дополнительную
информацию, выделить и проанализировать несколько альтернатив, что способствует
более эффективному управлению. К позитивным функциям конфликта при этом относят
такие, как разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение
новой информации об оппоненте, сплочение организации в противоборстве с внешними
трудностями, снятие «синдрома покорности» у подчиненных, создание и поддержание
баланса сил и т.п.
В рамках этого
подхода профилактика конфликтов заключается в создании условий бескризисного и
быстрого перехода от одной фазы к другой для всех потенциально возможных
конфликтов, а управление конфликтом становится отдельной деятельностью по обеспечению
развития конфликтного взаимодействия, причем такого развития, чтобы был
возможен переход от одной фазы конфликта к другой: от фазы через компромиссную
к коммуникативной. При таком понимании конфликт становится естественным
условием существования людей и превращается в инструмент развития организации.
Ведь конфликты в организации все равно неизбежны, потому что люди различны
между собой. Всегда были, есть и будут противоречия как между отдельными людьми,
так и между группами, которые рано или поздно приведут к конфликтам. И задача
«руководить без конфликтов, по мнению этих авторов, не более чем миф. Конфликт
– это естественное состояние для любой системы: личности, семьи, фирмы,
общества. Задача управленцев – по возможности использовать внутреннюю энергию
конфликта для продвижения вперед.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конфликтология Учебное пособие.
Ростов н/Д, 2000.
2. Основы менеджмента: Учебное пособие
1 Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.
З. Психология и этика делового
общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2000.
4. Фролов С.С. Социология организаций.
— М., 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|