Конфликт в организации и управление конфликтами
Федеральное
агентство по образованию
Сочинский
Государственный Университет туризма и Курортного дела
Институт
экономики и менеджмента
Кафедра
“Менеджмента”
РЕФЕРАТ:
по
дисциплине «Теория организации»
на
тему: «Конфликт в организации и управление конфликтами»
Выполнила:
Коваленко
А.Н.
Сочи
2006
Конфликт в
организации и управление конфликтами
Организационные
конфликты.
Причины
возникновения конфликта и его протекание.
Управление
конфликтом в организации.
Организационные
конфликты.
Наверное, каждому из вас доводилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Повседневная
жизнь буквально пронизана ими. Практика деятельности организаций
свидетельствует, что современным руководителям необходимы глубокие знания и
навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Управленец как человек,
постоянно работающий с людьми, должен уметь предотвращать возникновение
конфликта, выводить людей из состояния вражды, разрешать споры.
Современная наука
управления признает, что конфликт является неотъемлемой частью
жизнедеятельности организации. Что же такое конфликт?
Как и многие
понятия в теории, социологии и психологии управления, конфликт имеет немало
различных определений и толкований. Многие специалисты дают ему такое
определение: «Конфликт – (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание
конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на
определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация,
нанесение ущерба и уничтожение соперника».
Но здесь конфликт
ассоциируется с враждой и конфронтацией. Между тем конфликт – это не
обязательно негативное явление. Многие социологи и политологи считают, что
общество не может существовать без конфликтов. Наиболее отчетливо этот подход
представлен в трудах Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Отечественный
социолог И.Д. Ладанов считает, что конфликт помогает участникам трудового процесса,
когда они попадают в конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации,
обратиться с своим неиспользованным резервам и сделать многое для того, что
кажется невозможным в обычных условиях. По мнению К.А. Радугина, конфликт – это
не аномалия или дисфункция в деятельности организаций, а норма отношений между
людьми, необходимый элемент жизни, дающий выход социально-психологической
напряженности и порождающий изменения в деятельности организации. Поэтому
различают два теоретических подхода к понятию конфликта.
1. Конфликт – это
столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов,
позиций, взглядов). Соответственно, конфликт социальный – попытка достижения
вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже
уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От
конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов,
жестким ведением борьбы. Таким образом, сторонники этого подхода описывают
конфликт как явление негативное. Большинство работ по технологии работы в
конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое
называют «управлением конфликтом», «управлением конфликтной ситуацией«. Главной
целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой
для себя.
2. Конфликт – это
система отношений, процесс развития и взаимодействия, заданные различиями
субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).
Сторонники этого подхода считают конфликт естественным условием существования
взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества,
хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке
не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их
информационной и социальной блокады.
Второй подход
предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия,
теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма.
Вместо «решения», «разрешения» и других подобных терминов применяют термин
«преодоление», подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает
развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную,
а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и
организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее
разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях. Данный подход не
отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной
манипуляции (не всякой) в начальных фазах конфликта, но основывается, прежде всего,
на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом
риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу.
Конфликтология
выработала две модели описания конфликтов: процессуальную и структурную. В
процессуальной модели акцент делается на динамике конфликта, зарождении
конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного
поведения, исходе конфликтного взаимодействия. Структурная модель описывает
условия, лежащие в основе конфликта, определяет его пара метры и основные
черты.
Большинство
социологов сходится на том, что конфликт – это отсутствие согласия между двумя
и более сторонами. Субъектами конфликтного взаимодействия в организации вы
ступают как отдельные индивиды, так и социальные группы. Их обычно обозначают
как «оппонентов». При этом каждая из сторон стремится к тому, чтобы была
принята ее точка зрения или ее цель, препятствуя другой стороне делать то же
самое. Конфликт – это особый тип взаимодействия субъектов организации (оппонентов),
столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются
разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой
любого конфликта является накопившиеся противоречия, объективные и субъективные,
реальные и кажущиеся.
Наиболее
конфликтогенной в социальных взаимодействиях является сфера управления и
управленческих отношений. В процессе осуществления управленческих функций в различных
областях социальной действительности проявляются условия, в которых объективно
и субъективно формируется конфликтность. Управление как один из самых сложных
видов социальных отношений, связано с большим количеством проблем и противоречий,
создающих систему предпосылок конфликтности в этой сфере. Объективные
предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления коренятся в
субъективных различиях восприятия социальных норм людьми, в их индивидуальной
неповторимости отношений к процессам целенаправленной, скоординированной работы
и совместного труда. В процессе таких отношений мотивация и интересы субъектов
управления не всегда совпадают, часто бывают противоположными и по раз ному
осознаются. Это приводит к формированию конфликтности.
Итак, под
конфликтами в сфере управления необходимо понимать конфликты, возникающие в
системах социально го взаимодействия субъектов и объектов управления. Источниками
любых конфликтов в сфере управления являются противоречия, которые переходят в
конфликт, как только для этого сформируются определенные условия и возможности.
Каждому виду и типу конфликтов соответствуют свои, специфические противоречия.
Эти противоречия, в конечном счете, обусловлены структурой и содержанием
социального взаимодействия – спецификой управления.
Сущность конфликта
в современной организации. Организация – это сложное целое, которое включает в себя не
только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами,
но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в
струю туре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему
отношений внутри организационной струю туры. Кроме того, различные
подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в
различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении
ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать
властные функции.
Являясь важнейшей
ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей,
специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой
процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для
развития своих членов. Здесь в среде непосредственного общения закладываются
первоначальные представления людей, формируются мнения, закрепляются привычки,
проявляются склонности, утверждается общественная репутация работников.
Взаимные связи и
отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и
под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических,
нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные
нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают
и конфликтные ситуации.
Конфликт в организации
– это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе
взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка;
это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное
расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают
вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения
членов коллектива. Такое рассогласование происходит:
1) когда работник
не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации.
Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное
выполнение своих обязанностей и т.п.;
2) когда
требования, предъявляемые к работнику, противоречивы и неконкретны. Например,
низкое качество должностных инструкций или непродуманное распре деление
должностных обязанностей может привести к конфликту;
3) когда имеются
должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает
участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение
функций ревизора нормирования оценки, контроля.
Организационные
конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и
условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и
инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы
и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение
заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д.
По оценке С.С.
Фролова общей чертой всех организационных конфликтов является реальная или
мнимая блокада потребностей (или препятствие удовлетворению потребностей)
отдельного члена организации или социальной группы. Если блокада потребностей
осознана членами организации или социальной группы и произошла идентификация
источника блокады потребностей (например, члены группы осознали, что их
значимые потребности блокированы представителями администрации), то далее
следует реакция на блокаду, которая может быть двух типов – отступление или агрессия.
Отступление – это
реакция на блокаду потребностей, которая сводится к кратковременному или
долговременному отказу от удовлетворения этих потребностей. Очевидно, что при
такой реакции на блокаду не происходит конфликта в организации. Отступление
может быть двух видов:
• сдерживание –
состояние, при котором индивид (или социальная группа) отказывается от
удовлетворения потребности из страха, в надежде получить определенные блага в
другой области (заменителей) или удовлетворить потребность спустя какое-либо
время более легким путем, с меньшими издержками. В этом случае индивид (социальная
группа) перестраивает свое сознание, полностью подчиняясь требованиям ситуации,
и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности;
• подавление –
уход от реализации целей при удовлетворении потребности под воздействием
внешнего принуждения, когда индивид постоянно испытывает чувства несправедливости,
обиды, возмущения, а также постоянное желание немедленного удовлетворения
потребностей (или эти чувства существенно изменяют коллективное сознание
группы), но эти чувства и желания загоняются вглубь и могут в любой момент выйти
наружу в форме агрессии при определенных, благоприятных для этого условиях.
Агрессия – это
ответная реакция на блокаду, которая может привести к конфликту. Агрессия –
враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий по отношению к
другому индивиду (или другой социальной группе). Выражается она в поведении,
направленном на нанесение физического и морального вреда или ущерба другому.
Агрессивные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида
(или социальной группы), и с этого момента начинается социальный конфликт. Но
даже очень сильная агрессия может не привести к социальному конфликту, если она
не вызывает соответствующей агрессивной ответ ной реакции.
Социологи в
структуре конфликтов обычно выделяют:
1) участников
конфликта;
2) конфликтную
ситуацию как базу конфликта;
З) поведение,
направленное на разрушение намерений другой стороны;
4) границы
конфликта.
Основные
участники конфликта — противодействующие стороны (оппоненты, противники). Это
те участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные
действия друг против друга. Они как бы составляют стержень конфликта. Если одна
из сторон по какой-либо причине «выходит из игры», конфликт прекращается. Кроме
непосредственных участников конфликта, существуют и другие участники, которые
играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов
конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими
интересами, и субъектов которые не преследуют собственных интересов и не влияют
на исход противоборства как, например, люди, случайно втянутые в конфликт,
толпа. Ими манипулируют другие для достижения своих целей.
Понятие
конфликтной ситуации не совпадают с понятием конфликта, так как характеризует
лишь предпосылку, почву для возникновения реального конфликта, включающего,
кроме того, реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов Объективная
конфликтная ситуация может сложиться как помимо воли и желания будущих противни
так и быть созданной одной из сторон.
Говоря о природе
конфликтных взаимодействий, социологи отмечают их кумулятивный характер, т.е.
каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем
более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все
большее число членов организации или, переходя на внешний уровень, все боль шее
количество организаций. Это может означать, что даже несущественное событие,
стычка между представителями различных подразделений организации или между
представителями различных структурных уровней организации (на пример, между
руководителем и подчиненными) может по степенно привести к острому
крупномасштабному конфликту.
Виды (Типы)
конфликтов в организации. В социальной психологии существует многовариантная типология
конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, конфликт
может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством
служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его
заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и
организацией в которую она входит; между организациями и группами одного или
раз личного статуса.
Возможны также
классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящихся
в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в
подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.
Конфликты могут
явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений
в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах, оценках.
Конфликты
различают и по их значению для организации, а также по способу из разрешения.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных
конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны,
проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит
организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные
конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда
перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает
эффективность работы группы и организации.
Страницы: 1, 2, 3
|