Результаты инвентаризаций должны быть оформлены инвентаризационными
описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей
и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в описях не
допускается. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных
записей и проставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления
должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально
ответственными лицами.
На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописью число
порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех
ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне
зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности учитываются.
Такой подсчет исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или
приписок. Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии и
материально ответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количество
порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества
ценностей в натуральных показаниях на последней странице и по всей описи в
целом.
На каждой инвентаризационной описи материально ответственное лицо дает
расписку следующего содержания: «Все ценности в настоящей инвентаризационной
описи с № по № комиссией проверены в натуре и в моем присутствии и внесены в
опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности,
перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении» (подпись,
дата). В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются в
отдельной описи под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие
во время инвентаризации», аналогичная опись составляется при отпуске
товарно-материальных ценностей (когда, от кого поступили, дата и номер
приходного документа, наименование, цена, количество, сумма).
Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные
ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным
лицом. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по
которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем
недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей должны быть получены от
материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании
представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает
характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим
определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и
бухгалтерского учета, заключения фиксируются в протоколе, который
рассматривается постоянно действующей инвентаризационной комиссией и
утверждается руководителем.
Качество проведения инвентаризаций устанавливают по данным
инвентаризационных описей, где проверяют наличие наименования предприятия,
места проведения инвентаризации (склад, цех, кладовая), времени ее проведения;
полноты записи наименований материалов, их марки, сортности, артикулов и
других отличительных признаков; порядок исправлений и указаний на каждой
странице описи прописью показателей, числа порядковых номеров
товарно-материальных ценностей и общего итога количества всех единиц в
натуральном выражении; наличие на инвентаризационных описях подписей членов
инвентаризационной комиссии, а также записи ответственных лиц с их подписью о
правильности проведения инвентаризаций и принятии ценностей на ответственное
хранение.
Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения,
проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть
результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или
результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов,
недостачи, излишков отдельных видов товарно-материальных ценностей.
Для проверки правильности оформления инвентаризационных описей используют
второй экземпляр инвентаризационной описи, первичные документы, данные
аналитического учета, калькуляций и прочее.
Первичные документы на оприходование и данные аналитического учета
используются, когда в инвентаризационных описях приведены наименования
материала без указания сорта, размера, марки, номера и других потребительских
свойств или в эти показатели внесены изменения. Достоверность записи
устанавливают путем взаимной сверки показателей этих документов с данными
инвентаризационной описи.
Количественный учет по сортности материалов восстанавливается но
документам, если по соответствующей группе материалов учет осуществляется и
суммарном выражении.
Достоверность приведенных остатков товарно-материальных ценностей в
сличительной ведомости проверяют по данным бухгалтерского учета и
инвентаризационной описи. Для проверки остатков по данным бухгалтерского учета
используют количественно-сортовой учет, оборотные ведомости, сальдовые
ведомости и другие в зависимости от принятого порядка ведения аналитического
учета в бухгалтерии.
В ходе ревизии проверяют правильность составления расчетов по списанию
потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Списание потерь
должно производиться по надлежаще оформленным документам с разрешения руководителя
по утвержденным нормам естественной убыли. При этом списание выявленной недостачи
должно быть не выше размеров недостачи по сличительной ведомости.
Отдельной инвентаризационной описью или актом с указанием периода
образования (по каждому виду товарно-материальных ценностей), причин потерь и
возможного их использования комиссией оформляются потери от порчи, брака и боя.
По решению руководителя может быть произведено списание потерь и недостач за
счет предприятия при наличии актов об уничтожении с указанием способов и
места, накладных по вывозу на свалку или сдачу в утиль.
Проверяется также порядок оформления списания потерь, проводится ли их
списание повторно или такие ценности предъявляются при следующих
инвентаризациях с целью изъятия из оборота доброкачественных ценностей.
При выявлении недостач и излишков отдельных ценностей, как исключение,
допускается зачет недостач излишками, образовавшимися в результате пересортицы
по одной и той же группе товарно-материальных ценностей (одному наименованию),
на одну и ту же дату, у одного и того же ответственного лица, за один и тот же
проверяемый период. Поэтому в ходе ревизии проверяют соблюдение установленного
порядка зачета недостач образовавшимися излишками и отнесения на виновных лиц
суммовых разниц в результате того, что стоимость недостающих ценностей выше
оказавшихся в излишке. А если конкретные виновники пересортицы не установлены,
то инвентаризационные разницы рассматриваются как недостачи сверх норм
естественной убыли и списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия или резервных фондов. Если пересортица образовалась не по вине
материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны
быть подробные объяснения причин данной пересортицы.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества
с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке.
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материальных ценностей
подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с
последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом
дебетуют счета 10 «Материалы», 40 «Готовая продукция» и др. и кредит счета 99
«Прибыли и убытки».
Недостачи, хищения, порчу или умышленное уничтожение материальных
ценностей относят в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и
кредит счетов 10, 40 и др. Недостающую сельскохозяйственную продукцию урожая
текущего года списывают по прогнозной стоимости, урожая прошлого года и
покупные материальные ценности – по фактической себестоимости.
Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании с него,
убытки от недостач или порчи списываются на финансовые результаты. В этом
случае, должны быть приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие
отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо
заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля
или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и
др.).
Если недостача либо порча материальных ценностей произошла по вине
предприятия (бесхозяйственности, запущенности в учете и др.), то она
списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Суммы, установленные в результате инвентаризации просроченной дебиторской
и кредиторской задолженности, зачисляются на финансовые результаты отчетного
года.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений
фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на
рассмотрение руководителя сельскохозяйственного предприятия, который принимает
решение о зачете.
Следует отметить, что стоимость недостач, порчи или иной утраты
материальных ценностей в пределах норм естественной убыли по распоряжению
руководителя предприятия списывается на издержки производства или по
направлениям использования, включая остаток продукции на складах. При этом
нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Убыль материальных ценностей в пределах установленных норм определяется после
зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по
пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача
ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому
наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм
убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Результаты
инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была
закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом отчете
предприятия.
По недостачам и
потерям, явившимся следствием злоупотреблений, главный бухгалтер и руководитель
предприятия должны направить материалы в следственные органы с целью
установления виновных лиц и взыскания причиненного ущерба.
3.
АНАЛИЗ
ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Анализ выполнения
плана материально-технического снабжения и эффективности использования
производственных запасов занимает особое место в общем анализе хозяйственной
деятельности предприятий АПК. От организации материально-технического снабжения
во многом зависит ритмичность работы предприятия, качество выпускаемой
продукции. Рациональное использование материалов и применение их прогрессивных
видов позволяют уменьшить стоимость израсходованных материалов, сократить время
обработки, а значит, снизить трудоемкость и фондоемкость продукции, и, в
конечном счете, ее себестоимость.
Для анализа
материальных ресурсов РУСПП «1-ая Минская птицефабрика» использовались
следующие источники информации: план экономического и социального развития
предприятия, план материально-технического снабжения, заявки, договоры на
поставку сырья и материалов, оперативные данные отдела материально-технического
снабжения и др.
Важным условием
бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в
материальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними и
внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие
от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренние источники –
это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление
материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения
достижений научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что на
исследуемом предприятии источники покрытия являются внешними, то есть
обеспечиваются за счет договорных обязательств поставщиков материальных
ресурсов.
Анализ
обеспечения потребности материальных ресурсов договорами и фактического их
выполнения на РУСПП «1-ая Минская птицефабрика» представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Обеспечение потребности материальных ресурсов для производства яиц договорами и
фактическое их выполнение в 2003 г.
Материал
|
Плановая
потребность, т
|
Заключено
договоров, т
|
Обеспечение
потребности договорами, %
|
Поступило
от поставщиков, т
|
Выполнение
договоров, %
|
Комбикорм
|
26256
|
27500
|
104,7
|
25790
|
93
|
Травяная
мука
|
131,18
|
135
|
102,9
|
133,97
|
99,2
|
Мясокостная
мука
|
196,27
|
214
|
109
|
198,6
|
92,8
|
Кормовой
жир
|
114,66
|
128,5
|
112
|
128,3
|
99,8
|
Сыворотка
|
410,06
|
457
|
114,4
|
457
|
100
|
Примечание.
Источник: собственная разработка
Анализ табл. 3.1
показывает, что потребность по всем видам, кроме комбикормов, материальных
ресурсов для производства яиц удовлетворяется полностью, план поставки сырья
перевыполнен в среднем на 3,7%. По всему предприятию этот показатель равен
5,9%. Данную тенденцию можно отметить двусторонне: с одной стороны наличие
запасов гарантируют предприятию бесперебойную работу, с другой увеличение
запасов сырья иммобилизуют часть финансовых средств, снижают их ликвидность. По
данным бухгалтерского баланса РУСПП «1-ая Минская птицефабрика» за 2003 г. в
течение года количество сырья и материалов увеличилось на 1537 млн. руб. (или
на 54,9%) и составило 4333 млн. руб. На 01.01.2004 данная статья активов
составляла 11% всего имущества предприятия.
Выполнение
договоров по поставке комбикорма составило 93%, фактически план поставки
данного вида сырья недовыполнен на 1,8% или на 466 тонн. Это повлекло
уменьшение объема производства продукции, которое при норме расхода в 16 т/тыс.
шт. яиц можно определить следующим образом:
(1)
где ∆К –
уменьшение объема производства продукции, Зф – фактические затраты, Зпл –
плановые затраты, НРпл – плановая норма расхода сырья.
Таким образом,
вследствие невыполнения плана поставки комбикорма на 466 тонн объем
производства яиц уменьшился на 29,1 тыс. шт.
На исследуемом
предприятии большое значение придается выполнению плана по срокам поставки
(материалов) ритмичности. Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению
плана производства и реализации продукции. Для оценки ритмичности применяют
коэффициент ритмичности, который определяется суммированием фактического
выполнения плана поставки материальных ресурсов, но не более запланированного
уровня. На основании данных по поставкам комбикорма рассчитаем коэффициент
ритмичности для данного вида сырья.
Таблица 3.2.
Ритмичность поставок комбикорма по кварталам 2003 г.
Квартал
|
Поставка
сырья, т.
|
Удельный
вес сырья, %
|
Коэффициент
выполнения плана
|
Доля
сырья, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
1
|
6564
|
5978
|
25
|
23,1
|
0,91
|
23,1
|
2
|
6564
|
6481
|
25
|
25,2
|
0,98
|
25
|
3
|
6564
|
6592
|
25
|
25,5
|
1,004
|
25
|
4
|
6564
|
6739
|
25
|
26,2
|
1,02
|
25
|
Всего
за год
|
26256
|
25790
|
100
|
100
|
0,98
|
98,1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|