Если при приемке грузов от транспортной организации будут обнаружены
признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или
повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе требовать проверки
груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который составляется
с участием представителей транспортной организации (железной дороги). В этом
акте фиксируют характер нарушений, количество недостающего или испорченного
груза. Коммерческий акт служит основанием для предъявления претензий о возмещении
стоимости выявленного ущерба виновнику - транспортной организации (железной
дороге или поставщику).
Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает
их заведующему складом.
При отсутствии расхождений с документами: товарно-транспортной накладной на
перевозку грузов автомобильным транспортом (ф. ТТН-1) или товарной накладной на
отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей (ф. ТН-2) поступившие
материальные ценности приходуются на склад.
Для приема поступивших товарно-материальных ценностей, количество или
качество которых не совпадает с данными сопроводительных документов,
специальной комиссией составляется Акт о приемке материалов (ф. М-7). Он
составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного
лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации (по согласованию
с поставщиком). Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным
лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации как первичный
документ по приходу ценностей, а второй - отделу материально-технического
обеспечения - для предъявления претензий поставщику.
Поступление однородных материалов (гравия, песка, щебня и др.) у одного и
того же поставщика несколько раз в день оформляется специальными талонами,
действие которых ограничивается днем сдачи. Водитель сдает груз покупателю и
одновременно передает указанный талон. Последняя поездка оформляется
грузоотправителем (поставщиком) товарно-транспортной накладной на перевозку
грузов автомобильным транспортом (ф. ТТН-1). Товарно-транспортная накладная на
перевозку грузов автомобильным транспортом является документом строгой
отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, а
также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она
является документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у
грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского,
оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие
из-за пределов Республики Беларусь, оприходуются на основании документов,
выписанных грузоотправителем.
Как правило, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным
транспортом выписывается в четырех экземплярах. Четвертый экземпляр остается у
грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.
Второй и третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями
(штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются
водителю или экспедитору. Первый экземпляр сдается водителем или экспедитором
грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных
ценностей у получателя груза. Второй и третий экземпляры, заверенные подписями
и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий,
служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и
высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к
путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления
заработной платы водителю. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и
предназначается для списания товарно-материальных ценностей.
Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные
экземпляры товарно-транспортных накладных. Например, если на одном автомобиле
одновременно перевозятся несколько партий грузов в адрес нескольких
грузополучателей, товарно-транспортная накладная выписывается каждому
грузополучателю в отдельности.
Для оформления отпуска и приемки товарно-материальных ценностей,
перемещение которых осуществляется без участия автомобильных транспортных
средств, например почтой или нарочным, используется товарная накладная (ф.
ТН-2), являющаяся, как и товарно-транспортная накладная, документом строгой
отчетности. Товарная накладная (ф. ТН-2) служит основанием для списания
товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а
также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.
Товарная накладная (ф. ТН-2) выписывается отправителем, как правило, в
двух экземплярах. Первый экземпляр накладной предназначается для оприходования
товарно-материальных ценностей у грузополучателя получателя товара. Второй остается
у отправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.
Согласно Закону Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость»,
вступившему в силу с 1 января 2000 года, в ТТН-1 и ТН-2 в разделе «Сведения о
грузе» указываются следующие реквизиты: «Ставка НДС», «Сумма НДС», «Всего
стоимость с НДС». В первичных учетных документах указанные реквизиты
указываются отдельно по каждой позиции.
Помимо этого, Закон предусматривает обязательное ведение продавцами
продукции и товаров книги продаж и журнала учета выдаваемых первичных учетных
документов, и покупателями товаров - журнала учета получаемых от поставщиков
первичных учетных документов, применяемых при отгрузке товаров, и книги
покупок. Во всех вышеуказанных документах должны быть указаны реквизиты по
налогу на добавленную стоимость.
На склады поступают также материалы из цехов своей организации, которые
изготавливаются в подсобных производствах; ценности, полученные при ликвидации
основных средств, от брака и т. п. Они приходуются на склады по
требованиям-накладным на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. М-11).
Требования-накладные (ф. М-11) на возврат неиспользованных материалов
выписываются лишь в том случае, если ценности отпускались по ним, а не по
лимитно-заборным картам, так как в последних предусматривается учет возврата
материалов, ранее отпущенных в производство.
Материальные ценности, находящиеся в стадии технической приемки или
лабораторного испытания, приходными документами не оформляются, а учитываются
материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы,
ожидающие приемки» и «Материалы, находящиеся на ответственном хранении». До
выяснения результатов приемки такие товарно-материальные ценности должны
храниться на складах обособленно и не расходоваться.
Материалы со складов организации отпускаются в цехи для изготовления
продукции, на хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или
реализации как излишние или ненужные.
Для оформления расхода материалов применяются различные документы: ведомости
на отпуск запасных частейлимитно-заборные карты, акты-требования на замену
(дополнительный отпуск) материалов, требования-накладные на отпуск (внутреннее
перемещение) материалов, комплектовочные ведомости, раскройные карты и др.
Лимитно-заборные карты (ф. М-8) - это накопительные документы,
используемые для оформления регулярного отпуска на производственные цели
лимитируемых материалов. Они являются оправдательными документами для списания
материальных ценностей со склада и служат для текущего контроля за соблюдением
установленных лимитов их отпуска.
Лимитно-заборные карты выписывает отдел материально-технического
обеспечения или плановый отдел в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие,
год с отрывными месячными талонами на фактический отпуск). Один экземпляр
карты передается потребителю (цех, участок), а второй - на склад пли в кладовую
цеха (участка). В каждом экземпляре указываются установленный лимит,
наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие данные.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом (кладовой) при
предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты.
Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов,
после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка)
расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель цеха
(участка), что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в
них записей.
По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передаются в
бухгалтерию для отражения расхода материалов на соответствующих счетах
бухгалтерского учета.
По лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не
использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не
составляется.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими
допускается только по разрешению руководителя организации или главного
инженера. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный
отпуск) материалов (ф. М-10) в двух экземплярах, из которых первый с распиской
получателя остается на складе, а второй с подписью заведующего складом выдается
на руки получателю. В требовании наряду с другими реквизитами должно быть
указано, на какие цели отпускаются материалы.
Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри организации
и их отпуска хозяйствам организации, расположенным за пределами его
территории, применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение)
материалов (ф. М-11).
Обязательной предпосылкой правильного учета материалов и обеспечения их
сохранности служит хорошая организация складского хозяйства. Складские
помещения должны быть приспособлены к приемке, хранению и отпуску материалов.
Для этого помещения складов должны быть изолированы, оборудованы
сигнализацией, необходимым количеством стеллажей, ячеек, поддонов, средствами
механизации и весоизмерительными приборами. Внутри склада каждая группа,
подгруппа и вид материальных ценностей должны храниться в определенном месте в
соответствии со строго продуманной системой. К каждому месту хранения
прикрепляется материальный ярлык.
Приказом руководителя организации устанавливается система материальной
ответственности лиц, работающих на складах. С ними заключаются договоры о
материальной ответственности. Учет материалов на складах и в кладовых ведется
непосредственно материально-ответственными лицами (заведующими складами, секциями,
кладовыми). В отдельных случаях с согласия материально ответственных лиц
допускается возлагать ведение карточек складского учета на учетчиков (операторов).
На складах (кладовых) материально ответственными лицами ведется
количественно-сортовой учет материалов. Порядок учета материальных ценностей на
складах зависит от применяемого метода. Наиболее прогрессивным и рациональным
методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод повышает качество бухгалтерского
учета и контроля за состоянием, движением и сохранностью ценностей.
Документация по движению материалов и выведению их остатков легко поддается
механизированной обработке. К основным принципам этого метода относятся
следующие:
– оперативность и достоверность количественного учета на складах,
осуществляемого материально ответственными лицами в карточках складского учета
материалов;
– систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в
местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских
операций по движению материалов и ведением складского учета, предоставление
работникам бухгалтерии права сверять соответствие фактических остатков
материалов в натуре с данными текущего складского учета;
– осуществление бухгалтерией учета материальных ценностей в денежном
выражении по учетным ценам в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест
хранения - складов и кладовых, материально ответственных лиц и групп
материалов, а при обработке документов на ЭВМ – в разрезе номенклатурных
номеров;
– систематическая взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета
путем сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененных
по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского
учета.
Использование сальдового метода учета материальных ценностей предполагает
ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов.
Осуществляется он в карточках складского учета материалов (ф. М-12).
Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под
расписку передает их заведующему складом (кладовщику). Для учета выданных
карточек в бухгалтерии ведется Реестр выдачи карточек (по произвольной форме).
Записи по приходу и отпуску материалов в карточки складского учета
производятся на основании первичных документов по приходу и расходу материалов
в день совершения операций с выведением остатка после каждой записи. Записи
операций по отпуску и возврату материалов по лимитно-заборным картам
производятся в карточках складского учета по мере закрытия карт, но не позднее
первого числа следующего за отчетным месяца. При этом в течение месяца
лимитно-заборные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского
учета (ф. М-12).
Карточки хранятся на складе в специальных
ящиках, они располагаются по группам и подгруппам материальных ценностей, а
внутри их по номенклатурным номерам.
Работники бухгалтерии систематически, но не реже одного раза в неделю
(декаду) непосредственно на складах в присутствии заведующего складом проверяют
правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в
карточки складского учета и подтверждают это своими подписями. Выявленные расхождения
и ошибки здесь же устраняются. Одновременно с этим работник бухгалтерии
производит приемку первичных документов, а заведующий складом - их сдачу.
Приемка-сдача первичных документов оформляется специальным Реестром
приемки-сдачи документов (ф. М-13).
Проверенный и принятый реестр (ф. М-13) вместе с приложенными первичными
документами передается для дальнейшей обработки в бухгалтерию организации.
С согласия материально ответственных лиц подтверждением приемки-сдачи
документов может служить роспись работника бухгалтерии в карточке складского
учета о проверке записей по каждой операции.
Для взаимной связи количественно-сортового (складского) учета материалов
с данными бухгалтерского учета по каждому складу в бухгалтерии ведется
Ведомость учета остатков материалов на складе (ф. М-14), которая на практике
получила название сальдовой книги. Она открывается в бухгалтерии по
каждому складу на год в разрезе групп, подгрупп и номенклатурных номеров с
указанием единиц измерения, учетных цен и остатков в натуральном и денежном
измерении на первое число месяца.
В течение месяца
Ведомость учета остатков материалов на складе находится в бухгалтерии и
используется для справочных целей. В конце месяца она передается на склад для
переноса сведений об остатках материалов (в натуральном выражении) на конец
месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру. После
этого она передается в бухгалтерию, где количественные остатки таксируются и
подсчитываются итоги по группам (подгруппам) материалов и в целом по счету.
Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации
сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других материальных
ценностей в Типовом Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен
синтетический счет 10 «Материалы». Этот счет активный, инвентарный. По дебету
данного счета отражаются остатки материалов на начало и конец отчетного периода,
и их поступление на склады (кладовые), а по кредиту - их выбытие (расход).
Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» либо по фактической
стоимости их приобретения (заготовления), либо по учетным ценам. Фактическая
стоимость приобретения (заготовления) материалов складывается из их стоимости
по покупным ценам и расходов по заготовке и доставке ценностей на предприятие.
При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по
этим ценам и фактической стоимостью приобретения (заготовления) ценностей
отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».
На счете 10 «Материалы» группировка информации по видам материальных
ценностей осуществляется на субсчетах.
К счету 10 «Материалы» открываются следующие субсчета: 10-1 “Сырье и
материалы”; 10-2 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”; 10-3 “Топливо”;
10-4 “Тара и тарные материалы”; 10-5 “Запасные части”; 10-6 “Корма”; 10-7 “Семена
и посадочный материал”; 10-8 “Строительные матариалы”; 10-9 “Сырье, продукция и
материалы, переданные в переработку на сторону”; 10-10 “Инвентарь и
озяйственные принадлежности”; 10-11 “Специальная одежда на складе”; 10-12 “Специальная
одежда в эксплуатации”; 10-13 “Удобрения”; 10-14 “Средства защиты растений,
животных и медикаменты”; 10-15 “Прочие материалы”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|