Это достигается
как посредством методики оценки, так и соответствующей организацией ее
проведения.
4. СИСТЕМА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Оценки могут быть
различными. В каждом конкретном случае исследователю приходится выбирать тот
вид, который может быть наиболее приемлемым и эффективном. Этот выбор
определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями
оценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что все
они в конечном итоге связаны с деятельностью человека и его человеческими качествами.
Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые
даже вообще выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки
необходимо строить на статистическом анализе, либо использовать
социометрические методы тесты и экспертные оценки.
1. По области и
масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и
локальные. Так проявляются и проблемы управления. Одни из них имеют общий
характер, другие — ограничены какой-либо областью деятельности. Методология
исследования должна предусматривать различие этих видов.
2. Оценки могут
быть простыми и сложными, в зависимости от того, предполагают ли они множество
расчетов или построены на измерении первичной информации. В сложных оценках
нередко случается нарушение валидности показателей, смещение акцентов
актуальности и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаев
при конструировании показателей.
3. В оценках
большую роль играет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию
можно выделить оценки эпизодические и периодические. Первые вызываются
необходимостью конкретной ситуации, возникновением и обострением новых
проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторингом
качества.
4. Всякая оценка
отражает потребность поиска и решения проблем и требует затрат определенных
ресурсов. Поэтому можно дифференцировать оценки по критерию точности измерения
параметров. Существуют оценки точные и приблизительные (грубые, предварительные,
ориентировочные, порядковые). Вторая группа способствует экономии ресурсов при
поиске ведущих проблем. Но глубокий анализ и ответственные исследования
необходимо строить на предельно строгих и точных оценках.
5. По организации
оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Часто
используется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры и
коллектива, и личности — опыт, образование, квалификация, мотивы, социальность
и пр.
6. Методика
проведения оценки имеет ключевое значение в ее корректности. В исследовании
управления часто используются два вида оценки — тестовая и экспертная. Не
исключаются и их различные комбинации.
Тестовая оценка
может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех
экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования
экспертных групп и организации их работы.
7. По получению
информации и методике ее обработки можно выделить также статистическую и
нестатистическую оценку. Искусство исследования, помимо всего прочего
проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах.
Показатели,
используемые в исследовании системы управления, различны. Их совокупность, а
также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому
большое значение имеет выбор необходимых показателей или при отсутствии
подходящих, их конструирование.
Для выбора
показателей необходимо сделать классификацию, которая упорядочивает все их
разнообразие и показывает, помимо прочего, каких показателей для проведения
исследования недостает.
В любом исследовании
существует предмет и объект. В исследовании управления в качестве объекта
исследования выступает система управления, т. е. совокупность взаимосвязанных
действий субъекта управления, позволяющих согласовывать по общей цели
деятельность людей. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние,
функционирование и развитие этой системы.
Показатели
состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений,
свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов
и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления.
Показатели
состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и
экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики,
показатели, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и
развития системы управления.
Существует другая
группа показателей, отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие
изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми,
характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики,
показатели функционирования и развития. Первые включают те процессы, которые
позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений,
сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций,
полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.).
Вторые отражают
появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые
варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового
качества.
Показатели
предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их
использования.
Действительно,
реальное управление — это осознание и формулирование цели, распределение и
использование ресурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец,
учет конкретных условий, которые и ограничивают возможности использования
ресурсов, и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть,
учесть, использовать для достижения цели.
Предмет
управления отражает множество показателей: экономические,
материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это
показатели, выделяемые по составу ресурсов, основным характеристикам цели и
условиям ее достижения.
В исследовании
используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и
сложные. Простым показателем является, например, количество работников в
отделе, сложным (их иногда называют синтетическими, расчетными) является
показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат
времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и
методики расчета. Конечно, именно такие показатели являются основой
современного управления, ибо они полнее отражают те функции, которые присущи
показателям.
Показатели могут
быть количественными и качественными. Это разделение их носит в определенной
степени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в
количественных параметрах и единицах. Это разделение отражает лишь возможности
точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. Если персонал можно
выразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например,
социально-психологическую атмосферу коллектива можно отразить лишь в
показателях "хорошая" или "плохая", или в сочетании этих
субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше
представить как группу показателей приблизительных и грубых оценок и
показателей точных количественных оценок. В практике исследования необходимы и
те, и другие.
Показатели в их
функции средства воздействия имеют определенный организационный статус. Можно
по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного,
инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом
определенных требований, которые и определяют организационный статус
показателя. Регламентные — обязательны для выполнения
(продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество
работников и пр.); нормативные — регулируют деятельность
по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести
персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.);
инструктивно-информационные — дают возможность полнее
учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.
Комплекс,
разнообразие, сочетание и методологическая основа показателей — все это важные
факторы успеха в исследовании управления. Показатели отражают уровень развития
исследовательской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система показателей
формируется сознательно и включает не только существующие, но специально
разработанные и сконструированные показатели. Управление обогащается новыми
показателями и это позволяет глубже осваивать и понимать тенденции его
развития. В результате измерение качественных признаков представляет собой
достаточно трудную задачу. Между тем, управление большинством реальных систем
зачастую требует точного измерения именно качественных, трудноформализуемых
показателей.
В любом измерении
присутствует три составляющие: непосредственно объект измерения, измерительный
прибор или стандарт измерения и наблюдатель,
то есть человек, который фиксирует значение измеряемой величины. Наблюдателем
может быть и тот, кто осуществляет сведение данных статистической отчетности и
ее обработку.
Наблюдатель
неизбежно присутствует в процессе измерения. Поскольку особенности
человеческого восприятия, его органов чувств, другие субъективные факторы
вносят свои погрешности в процесс измерения, не учитывать которые нельзя.
На первом
этапе
составляется анкета и подбирается выборка экспертов. В качестве экспертов
привлекаются наиболее авторитетные и квалифицированные специалисты, имеющие
большой опыт работы в данной области.
На втором
этапе
отобранные эксперт заполняют анкеты, причем при этом выполняются требования
анонимности и изолированности. Эксперты не общаются друг с другом, чтобы
избежать возможных искажений.
На третьем
этапе
производится обработка заполненных анкет и проверка согласованности ответов.
Если ответы согласованы, то выдается конечный результат. В том случае, если
оценки несогласованы, производится уточнение вопросов анкеты, экспертов
знакомят с ответами других экспертов. Затем производится повторный опрос и его
результаты вновь проверяют на согласованность. Такая процедура повторяется до
тех пор, пока не будет достигнута согласованность ответов.
Проверка
согласованности ответов может проводиться с помощью графиков.
Точность измерения.
Измерение - это
сопоставление определенному свойству объекта некоторого числа, характеризующего
это свойство. Результат измерения, то есть число, может использоваться для
анализа состояния объекта, прогнозирования дальнейшего развития ситуации и, в
конечном итоге, для принятия решения.
Таким образом, от
того, насколько некоторое число, называемое результатом измерения соответствует
действительному положению дел зависят не только текущие выводы о состоянии
объекта, но и последствия принятых решений, будущее развитие событий. Поэтому
ясно, почему во всех случаях огромное внимание уделяется точности измерений.
Любое измерение
производится в конкретных условиях, которые не остаются постоянными, а
изменяются. Меняться может состояние самого измеряемого объекта, внешние
условия, стандарт измерения, состояние измерительного прибора, и даже состояние
наблюдателя. Совершенно очевидно, что все эти изменения непременно скажутся на
результатах измерения, поэтому при проведении серии измерений одного и того же
объекта мы получим различные значения измеряемой величины.
Таким образом,
абсолютно точных измерений не бывает, в измерениях всегда присутствует
некоторая погрешность.
Погрешность
измерения - это отклонение измеренного значения некоторой величины от ее
истинного значения.
Важной
особенностью погрешностей является тот факт, что выявить погрешности можно
только при нескольких измерениях. В случае одного единственного измерения мы не
можем говорить о возможной величине погрешности. Оценить точность измерения в
случае единственного измерения нельзя. В таких же науках как экономика и
социология, зачастую просто невозможно повторить измерение, вследствие чего
оценивать точность измерений в этих областях обычными методами затруднительно.
Однако оценивать точность измерения необходимо всегда, поскольку без такой
оценки наши знания будут неполными.
Погрешность
измерения можно вычислить следующим образом:
Согласно
общепринятой классификации, все погрешности разделяются на систематические
и случайные, а также промахи. Систематические
погрешности остаются неизменными или меняются по некоторому определенному
закону при каждом повторном измерении. Примером систематической погрешности
может быть использование линейки с неточно нанесенными метками, при измерении
которой будет всегда получаться некоторое постоянное отклонение от истинного
значения длины. Примером систематической погрешности в экономических измерениях
может быть неверная методика подсчета какого-либо показателя, например,
величины национального дохода, когда в этот показатель включаются элементы, на
самом деле в него не входящие. В результате каждое новое определение
национального дохода будет на некоторую известную величину отличаться от
истинного значения.
Если известно
значение систематической погрешности или закон ее изменения, достаточно просто
исключить влияние этой погрешности на результат измерения. Второй вид
погрешностей, случайные погрешности, обладают всеми свойствами случайных
величин. Значения такой погрешности изменяется случайным образом, предсказать
ее появление невозможно.
Случайные
погрешности могут быть вызваны неверным совмещением штрихов на шкалах
измерительных приборов, резким и неучтенным изменением внешних условий,
психологическими факторами. В большинстве случаев можно считать, что случайные
погрешности компенсируют друг друга при достаточном числе измерений, поэтому от
них можно избавиться.
Разновидностью
случайных погрешностей является промах или грубая ошибка. Промахи по своим
значениям значительно превышают погрешности, которые могут появляться в ходе
данного измерения и, как правило, допускаются наблюдателем. Промахом может
быть, например, неверная запись результатов измерений. Устраняются промахи с
помощью специальных методов обработки результатов измерений. Наиболее простым
методом избавления от промахов является отбрасывание самого большого и самого
маленького значения измеряемой величины.
Даже в такой, казалось
бы, точной науке как физика очень хорошим считается измерение с погрешностью
меньше 10%, допустимым с точностью 10 - 20%. Нередко используются данные и еще
более приблизительных измерений. Поэтому и в других областях человеческой
деятельности при измерении следует считать допустимым точность измерений в 10 -
20%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, мне
хотелось бы сказать об особенностях процесса измерения показателей, которые
прямым образом влияют на их применение в сфере управления. Можно выделить
следующие наиболее существенные особенности измерения в управлении
организацией:
1. Большое количество
качественной информации, существенной для принимаемого решения. В большинстве
случаев, на практике, для принятия оптимального управленческого решения
недостаточно только количественных показателей, требуется анализ и учет
качественной, неопределенной информации. Оценка такой информации представляет
собой сложную и нестандартную задачу. Однако игнорирование качественных
показателей в процессе разработки и принятия управленческого решения
значительно повышает его риск.
2. Ограниченное время при
разработке и принятии управленческого решения. Принятие любого решения
происходит в условиях ограниченного времени. Любое оптимальное решение
обеспечивает полезный эффект для организации только в том случае, если оно
принято вовремя. Это связано с постоянным изменением как внешней, так и
внутренней среды организации. Особенно актуальна проблема ограниченного времени
для выработки решения на современном этапе. В результате, управленческое
решение необходимо принимать в кратчайшие сроки. Следовательно и измерение в
управлении должно осуществляться максимально оперативно.
Исходя из этих
особенностей, можно сформулировать следующее определение: Измерение в
управлении организацией это сбор и анализ количественных и качественных
показателей, направленный на оперативное получение информации, необходимой для
разработки и принятия управленческого решения с минимальным возможным риском.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Учебное пособие, изд. 2-е,
дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2.
Мухин
В.И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002.
3.
Чудновская
С. Н. Исследование систем управления. УМК – Тюмень, 2003.
4.
Системные
исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1981. - М.:
"Наука", 1981.
5.
Исследование
систем управления. Учебное пособие.- Тюмень, 2000.
Страницы: 1, 2
|