Конструирование и использование показателей в исследовании систем управления
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
2. ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»
3. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
4. СИСТЕМА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Одной из сложных
и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния,
изменений, тенденций и пр.
Оценка — это установление наличия и
степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель.
На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и
развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных
черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие
управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления.
Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше
вероятность успешного, рационального решения.
Оценки могут быть
различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые
очень широко используются в настоящее время, когда существует компьютерная
техника, открывающая в этом отношении очень большие возможности. Но многие
характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень
эффективно сочетание первого и второго.
Целью моей работы
является изучение формирования и применения показателей. Основные задачи, при
этом, можно выделить следующие: изучение понятия и роли показателей и оценок,
их формирования, способы измерений и оценок, а также возможность использования
показателей в различных сферах управленческой деятельности.
1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ
ИЗМЕРЕНИЙ
Практически ни в
одной сфере человеческой деятельности невозможно обойтись без измерения. Тем
более невозможно представить себе науку без измерения. Об этом говорит афоризм
известного физика прошлого века Уильяма Томсона (лорда Кельвин):
"Если
вы в состоянии измерить и выразить то, о чем вы говорите, в числах, то вы
кое-что об этом знаете, но если вы не можете измерить это и выразить в числах,
ваши знания скудны и неудовлетворительны".
Несмотря на
некоторую категоричность, эта мысль заслуживает самого серьезного внимания. В
заостренной форме в афоризме выражена идея о необходимости изучения предмета с
количественной стороны.
Кельвин одним из
первых начал говорить о важности измерения в процессе человеческого познания, о
том что любая теория начинается прежде всего с измерения.
Этот принцип
нашел подтверждение, прежде всего в так называемых точных науках, таких как
физика, математика, химия. Измерение в таких науках как экономика, социология,
психология, история стали появляться позднее и всегда вызывали много споров.
Вплоть до нашего времени многие специалисты отрицают саму возможность измерения
в этих областях.
Однако такая
точка зрения противоречит общему ходу человеческого познания, в котором
неизбежно сочетаются количественные и качественные характеристики. Качество и
количество суть неотъемлемые характеристики объектов и явлений окружающего нас
мира, поэтому при познании этих объектов человек всегда прибегает и к
качественным, и к количественным характеристикам. Только количественного или
только качественного описания будет явно недостаточно для полного описания
объекта, независимо от природы этого объекта.
Поэтому и любая
область человеческих знаний, по видимому, должна органично сочетать
качественный и количественный подход к предмету своего исследования. Перекос в
ту или иную сторону неизбежно приводит к тому, что знания человека в этой
области будут недостаточно полными. Чрезмерное увлечение количественными
характеристиками приводит к потери связи модели и реального объекта, когда за
обилием формул теряется физический (экономический, социальный и т.п.) смысл
модели. Напротив, полный отказ от использования количественных методов приведет
к тому, что в результате исследования будет получено размытое и противоречивое
словесное описание, ничего конкретно не объясняющее, практическое использование
которого невозможно. Исследователь любого объекта или явления независимо от
его природы, будь-то химическая реакция, физический процесс, неизвестный объект
материального мира, экономические, социальные или политические процессы в
обществе, должен суметь найти оптимальное сочетание количественных и
качественных характеристик, которое позволит всесторонне изучить объект
исследования.
Общие
закономерности измерений изучаются в рамках теории измерений.
Объектами измерений являются
свойства или качества определенного объекта. Вес, цвет, умственные способности
- это типичные примеры для иллюстрации смысла, который здесь придается слову
"свойство".
Свойства
существуют только в связи с реальными объектами, такими, как физические тела,
электромагнитные волны, люди и организации.
Таким образом, измерение
заключается в количественном, численном выражении определенных свойств, качеств
объекта.
Некоторые
свойства объекта имеют непосредственно количественное выражение, это так
называемые количественные признаки. Количественными признаками
являются, например, возраст человека, который может быть точно выражен числом
лет, число работников предприятия, объем реализации в натуральном или денежном
выражении и т.п.
Качественные
признаки
не могут быть непосредственно выражены числами, поскольку отличаются друг от
друга не количеством, а качественным содержанием. Как правило, качественный
признак представляет собой достаточно сложный комплексный показатель, который
может включать в себя множество признаков более низкого уровня иерархии, как
количественных, так и качественных. Например, если для характеристики экономики
данного государства, ввести признак "налоговый климат", то очевидно,
что он будет складываться из множества количественных признаков: доля ВВП,
изымаемая в виде налогов; общее количество налогов в государстве; распределение
налогового бремени между производством и потреблением и т.д. Налоговый климат в
стране характеризуется также и качественными признаками: имеющиеся льготы в
налогообложении; общая направленность налоговой политики государства
(фискальный характер налоговой политики, политика, стимулирующая производство,
потребление, защищающая отечественного товаропроизводителя, направленная на
привлечение инвестиций и т.д.); правовой культурой в области налоговых
взаимоотношений и др.
2. ПОНЯТИЕ
«ПОКАЗАТЕЛЬ»
Какой бы ни была
оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к
определенным показателям, которые характеризуют ее относительную
определенность, законченность, количественное выражение, возможность
использования в качестве стимулирования и пр.
Каждое явление
имеет определенные свойства, которое выражается в комплексе характеристик. В
свою очередь, характеристики имеют показатели, дающие возможность судить о
степени ее проявления, развитости, отличии от других характеристик, важности
для оценки данного явления.
Показатель — это оцененная
соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы,
процесса и пр.)
Вообще показатели
играют очень важную роль в управлении. Они выполняют три функции.
Показатель
является формой представления информации. Именно в показателях информация
используется в сжатом виде, агрегируется. От этого повышается эффективность ее
использования, скорости обработки. Конечно, только в том случае, если
показатель не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в
практике управления.
Показатель
является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование
показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу,
характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления.
Наконец,
показатели всегда связаны с интересами человека, они существуют в поле его
интересов, ибо отражают его деятельность, которой нет и не может быть без
приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать и реально
выступает в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности
деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее
показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и
мотивации.
Именно эти
функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним
предъявляются.
1. Требования
валидности заключается в соответствии показателя конкретным целям его
использования. Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить
и измерить. К сожалению, в практике управления нередки случаи, когда показатель
отражает не те процессы или явления, которые мы хотели бы оценить. Это очень
часто бывает с показателями, например, эффективности управления, степени
организованности, вообще со сложными и синтетическими показателями. Иногда
показатели бывают настолько "засорены" сопутствующими факторами, что
главное в них пропадает и тонет в совокупности второстепенностей.
2. Требование
размерности особенно важно для количественных показателей. Недопустимо
механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности,
например натуральных и экономических, социальных и технических.
3. Очевидно, не
все явления и процессы можно количественно измерить. Отсюда и требование
измеряемости, отражения возможностей количественной оценки. Показатели могут
иметь словесную форму: увеличение, больше, меньше, допустимо, позитивная
тенденция, приемлемо и т. д., но могут иметь и количественное измерение, которое
определяется не только потребностями точности, но и возможностями измерять или
пределами точности в измерениях. Могут быть измерения грубыми,
приблизительными, порядковыми, усредненными. Нельзя измерить
социально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов,
подразделений, персонала и пр. Легко измерить рост, гораздо труднее — развитие.
4. Требование
фактологичности отражает необходимость того, чтобы каждый показатель имел
фактологическую основу, опирался на факты и возможность их использования при
конструировании или расчете показателя. Известно, что не всегда и не всякая
информация отражает реальные факты действительности. Очень часто она несет в
себе элемент субъективности, идеализации, желание видеть только то, что
хотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях.
5. Требование
допустимой простоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем проще он по
конструкции, расчетам, условиям использования, структуре информации. Но
существуют пределы упрощения, за которыми теряется назначение и валидность
показателя.
6. Требование
функциональной определенности, заключается не только в ясной принадлежности
показателя к функции управления, но и в определенности роли показателя в
процессе управления, его собственной функции — агрегация информации, средство
анализа, рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и т.д.
7. В исследовании
управлении используется множество различных показателей. Они должны быть
увязаны друг с другом, представлять собой целостность по критериям объекта
управления и цели его функционирования. Следовательно, должно действовать и
требование системности. Это важное требование "увязки" показателей,
обеспечения их совместимости, соответствие интегрирующему назначению цели. Это
исключение дублирования и неоправданного пересечения показателей, которые, как
правило, запутывают понимание ситуации и проблемы.
8. Показатель
должен отражать реальные потребности исследования управления, быть
ориентирован на практическое использование. Это также очень важное требование.
Уже система показателей, на которых строится исследование, может показать его
характер, предполагаемую эффективность и практическую значимость.
Данные требования
касаются многих сторон работы с показателями: конструирование показателей, их
отбор и определение состава, методические приемы использования.
3. ПРИНЦИПЫ
ОЦЕНИВАНИЯ
Оценки
разделяются на коллективные и индивидуальные. В практике исследований
используются как точные, так и приблизительные оценки. По процессным признакам
существуют оценки эпизодические и периодические; по масштабам оцениваемых
явлений выделяются оценки общие и локальные; по организации и методикам
проведения существуют простые и сложные оценки. Последние всегда построены на
специальных расчетах, агрегировании информации, построении синтетических
показателей.
Выбор вида оценки
имеет большое значение в достижении успеха исследования.
Для оценки
необходимо:
• выделение
объекта и предмета оценки;
• установление
критериев оценки и шкалы измерения;
• построение
процедуры и системы оценки;
• выбор средств и
методов оценки;
• использование
результатов оценки.
Существуют
определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка
реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов
или тенденций.
1. Принцип
научности. В основе оценки всегда находятся методики ее проведения или
осуществления. А они могут быть разными: можно оценивать на основе здравого
смысла, богатого опыта, но можно строить оценку и на использования научных
методов, математического моделирования, там, где это возможно. В этом случае и
оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен
подойти к ней с объективных позиций.
2. Важным дополнением этого принципа
является также принцип целевого назначения. Оценка может
проводиться вообще или быть ориентирована на некоторые предположительные
результаты, но может иметь и ясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в
целях стимулирования деятельности, группирования работников, нормирования
работы, распределения финансовых средств и т. д. Целью оценки может быть и
поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.
3. Принцип
разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только
те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В
результате такого подхода получается деформированная оценка, которая не дает
полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении
оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте,
видеть разнообразие и достаточность.
4. Принцип
критериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно,
предварительно, но не бывает оценки без критерия. Критерий оценки — это точка отсчета,
шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей
оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее
оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.
5. Принцип количественной определенности
оценки.
Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но
оценка может проводиться в количественных показателях, которые дают точную
информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками: сравнивать,
синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях систем управления
необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом
нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут
быть богаче и полезнее. Количественные измерения нередко обедняют ситуацию.
6. Принцип
сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией
состояния той или иной характеристики, фотографией остановившегося мгновения,
констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее
богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции
изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо
сочетание того и другого.
7. Но оценка — это не просто
установление и измерение тех или иных характеристик, это, помимо прочего, и
деятельность исследователя или группы исследователей, работа экспертов,
математиков, программистов. И это обстоятельство не может не быть отражено в
принципах оценки.
Принцип
независимости заключается в том, что оценка должна быть отделена, насколько
это возможно, от личностных отношений, служебной зависимости, амбиций и
самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц,
доброжелателей или недоброжелателей.
Страницы: 1, 2
|