Меню
Поиск



рефераты скачать Конструирование и использование показателей в исследовании систем управления

Конструирование и использование показателей в исследовании систем управления

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

2. ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»

3. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ

4. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение


Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.

Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является по­казатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функ­ционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение осо­бенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невоз­можны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые очень широко используются в настоящее время, когда существует компьютерная техника, открывающая в этом отно­шении очень большие возможности. Но многие характеристики можно оце­нить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочета­ние первого и второго.

Целью моей работы является изучение формирования и применения показателей. Основные задачи, при этом, можно выделить следующие: изучение понятия и роли показателей и оценок, их формирования, способы измерений  и оценок, а также возможность использования показателей в различных сферах управленческой деятельности.

1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ


Практически ни  в одной сфере человеческой деятельности невозможно обойтись без измерения. Тем более невозможно представить себе науку без измерения. Об этом говорит афоризм известного физика прошлого века Уильяма Томсона (лорда Кельвин):

"Если вы в состоянии измерить и выразить то, о чем вы говорите, в числах, то вы кое-что об этом знаете, но если вы не можете измерить это и выразить в числах, ваши знания скудны и неудовлетворительны".

Несмотря на некоторую категоричность, эта мысль заслуживает самого серьезного внимания. В заостренной форме в афоризме выражена идея о необходимости изучения предмета с количественной стороны.

Кельвин одним из первых начал говорить о важности измерения в процессе человеческого познания, о том что любая теория начинается прежде всего с измерения.

Этот принцип нашел подтверждение, прежде всего в так называемых точных науках, таких как физика, математика, химия. Измерение в таких науках как экономика, социология, психология, история стали появляться позднее и всегда вызывали много споров. Вплоть до нашего времени многие специалисты отрицают саму возможность измерения в этих областях.

Однако такая точка зрения противоречит общему ходу человеческого познания, в котором неизбежно сочетаются количественные и качественные характеристики. Качество и количество суть неотъемлемые характеристики объектов и явлений окружающего нас мира, поэтому при познании этих объектов человек всегда прибегает и к качественным, и к количественным характеристикам. Только количественного или только качественного описания будет явно недостаточно для полного описания объекта, независимо от природы этого объекта.

Поэтому и любая область человеческих знаний, по видимому, должна органично сочетать качественный и количественный подход к предмету своего исследования. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к тому, что знания человека в этой области будут недостаточно полными. Чрезмерное увлечение количественными характеристиками приводит к потери связи модели и реального объекта, когда за обилием формул теряется физический (экономический, социальный и т.п.) смысл модели. Напротив, полный отказ от использования количественных методов приведет к тому, что в результате исследования будет получено размытое и противоречивое словесное описание, ничего конкретно не объясняющее, практическое использование которого невозможно. Исследователь любого объекта  или явления независимо от его природы, будь-то химическая реакция, физический процесс, неизвестный объект материального мира, экономические, социальные или политические процессы в обществе, должен суметь найти оптимальное сочетание количественных и качественных характеристик, которое позволит всесторонне изучить объект исследования.

Общие закономерности измерений изучаются в рамках теории измерений.

Объектами измерений являются свойства или качества определенного объекта. Вес, цвет, умственные способности - это типичные примеры для иллюстрации смысла, который здесь придается слову "свойство".

Свойства существуют только в связи с реальными объектами, такими, как физические тела, электромагнитные волны, люди и организации.

Таким образом, измерение заключается в количественном, численном выражении определенных свойств, качеств объекта.

Некоторые свойства объекта имеют непосредственно количественное выражение, это так называемые количественные признаки. Количественными признаками являются, например, возраст человека, который может быть точно выражен числом лет, число работников предприятия, объем реализации в натуральном или денежном выражении и т.п.

Качественные признаки не могут быть непосредственно выражены числами, поскольку отличаются друг от друга не количеством, а качественным содержанием. Как правило, качественный признак представляет собой достаточно сложный комплексный показатель, который может включать в себя множество признаков более низкого уровня иерархии, как количественных, так и качественных. Например, если для характеристики экономики данного государства, ввести признак "налоговый климат", то очевидно, что он будет складываться из множества количественных признаков: доля ВВП, изымаемая в виде налогов; общее количество налогов в государстве; распределение налогового бремени между производством и потреблением и т.д. Налоговый климат в стране характеризуется также и качественными признаками: имеющиеся льготы в налогообложении; общая направленность налоговой политики государства (фискальный характер налоговой политики, политика, стимулирующая производство, потребление, защищающая отечественного товаропроизводителя, направленная на привлечение инвестиций и т.д.); правовой культурой в области налоговых взаимоотношений и др.

2. ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»


Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр.

Каждое явление имеет определенные свойства, которое выражается в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показате­ли, дающие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отли­чии от других характеристик, важности для оценки данного явления.

Показатель — это оцененная соответствующим образом характерис­тика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.)

Вообще показатели играют очень важную роль в управлении. Они вы­полняют три функции.

Показатель является формой представления информации. Именно в пока­зателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. От этого по­вышается эффективность ее использования, скорости обработки. Конечно, только в том случае, если показатель не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в практике управления.

Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, реше­ний. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в анали­тическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления.

Наконец, показатели всегда связаны с интересами человека, они сущест­вуют в поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой нет и не может быть без приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать и реально выступает в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.

Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются.

1. Требования валидности заключается в соответствии показателя кон­кретным целям его использования. Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить и измерить. К сожалению, в практике управления нередки случаи, когда показатель отражает не те процессы или явления, которые мы хотели бы оценить. Это очень часто быва­ет с показателями, например, эффективности управления, степени организованности, вообще со сложными и синтетическими показа­телями. Иногда показатели бывают настолько "засорены" сопутст­вующими факторами, что главное в них пропадает и тонет в сово­купности второстепенностей.

2. Требование размерности особенно важно для количественных пока­зателей. Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и эконо­мических, социальных и технических.

3. Очевидно, не все явления и процессы можно количественно изме­рить. Отсюда и требование измеряемости, отражения возможностей количественной оценки. Показатели могут иметь словесную форму: увеличение, больше, меньше, допустимо, позитивная тенденция, приемлемо и т. д., но могут иметь и количественное измерение, ко­торое определяется не только потребностями точности, но и воз­можностями измерять или пределами точности в измерениях. Могут быть измерения грубыми, приблизительными, порядковыми, усред­ненными. Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов, подразделений, персонала и пр. Легко измерить рост, гораздо труднее — развитие.

4. Требование фактологичности отражает необходимость того, чтобы каждый показатель имел фактологическую основу, опирался на фак­ты и возможность их использования при конструировании или рас­чете показателя. Известно, что не всегда и не всякая информация отражает реальные факты действительности. Очень часто она несет в себе элемент субъективности, идеализации, желание видеть только то, что хотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях.

5. Требование допустимой простоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем проще он по конструкции, расчетам, условиям ис­пользования, структуре информации. Но существуют пределы уп­рощения, за которыми теряется назначение и валидность показателя.

6. Требование функциональной определенности, заключается не только в ясной принадлежности показателя к функции управления, но и в определенности роли показателя в процессе управления, его собственной функции — агрегация информации, средство анализа, рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и т.д.

7. В исследовании управлении используется множество различных по­казателей. Они должны быть увязаны друг с другом, представлять собой целостность по критериям объекта управления и цели его функционирования. Следовательно, должно действовать и требова­ние системности. Это важное требование "увязки" показателей, обеспечения их совместимости, соответствие интегрирующему на­значению цели. Это исключение дублирования и неоправданного пе­ресечения показателей, которые, как правило, запутывают понима­ние ситуации и проблемы.

8. Показатель должен отражать реальные потребности исследования уп­равления, быть ориентирован на практическое использование. Это также очень важное требование. Уже система показателей, на кото­рых строится исследование, может показать его характер, предпола­гаемую эффективность и практическую значимость.

Данные требования касаются многих сторон работы с показателями: кон­струирование показателей, их отбор и определение состава, методические приемы использования.

3. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценки разделяются на коллективные и индивидуальные. В прак­тике исследований используются как точные, так и приблизительные оцен­ки. По процессным признакам существуют оценки эпизодические и перио­дические; по масштабам оцениваемых явлений выделяются оценки общие и локальные; по организации и методикам проведения существуют простые и сложные оценки. Последние всегда построены на специальных расчетах, аг­регировании информации, построении синтетических показателей.

Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха иссле­дования.

Для оценки необходимо:

• выделение объекта и предмета оценки;

• установление критериев оценки и шкалы измерения;

• построение процедуры и системы оценки;

• выбор средств и методов оценки;

• использование результатов оценки.

Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка реальной действительности, глубокое понима­ние ситуаций, проблем, результатов или тенденций.

1. Принцип научности. В основе оценки всегда находятся методики ее проведения или осуществления. А они могут быть разными: можно оцени­вать на основе здравого смысла, богатого опыта, но можно строить оценку и на использования научных методов, математического моделирования, там, где это возможно. В этом случае и оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен подойти к ней с объективных пози­ций.

2. Важным дополнением этого принципа является также принцип целе­вого назначения. Оценка может проводиться вообще или быть ориентиро­вана на некоторые предположительные результаты, но может иметь и ясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования дея­тельности, группирования работников, нормирования работы, распределения финансовых средств и т. д. Целью оценки может быть и поиск путей разви­тия, установление закономерностей, контроль тенденций.

3. Принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто под­лежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, по­нятны, измеряемы. В результате такого подхода получается деформирован­ная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь харак­теристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность.

4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно, предварительно, но не бывает оценки без критерия. Крите­рий оценки — это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специ­фики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.

5. Принцип количественной определенности оценки. Оценивать мож­но в параметрах констатации качества, описания особенностей, но оценка может проводиться в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками: сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях систем управления необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристичес­кие оценки могут быть богаче и полезнее. Количественные измерения не­редко обедняют ситуацию.

6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фото­графией остановившегося мгновения, констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.

7. Но оценка — это не просто установление и измерение тех или иных характеристик, это, помимо прочего, и деятельность исследователя или группы исследователей, работа экспертов, математиков, программистов. И это обстоятельство не может не быть отражено в принципах оценки.

Принцип независимости заключается в том, что оценка должна быть от­делена, насколько это возможно, от личностных отношений, служебной за­висимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.