3)
если
действующая конституция не может быть приведена в соответствие путем ее
частичного изменения с учетом тех существенных перемен, которые произошли в
политической, социальной и экономической жизни общества.
Существуют
следующие способы принятия конституций:
1.
Октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы
государства (монарха). Такие конституции в начале прошлого века часто именовались
хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик XVIII предоставил на основе собственной
власти. В более позднее время октроированными были марокканская Конституция
1911 года, японская 1889 года, абиссинская 1937 года. Монархи октроировали
конституции, конечно, не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате
народных выступлений (как теперь говорят - социального взрыва). Данный способ
наименее демократичный и уходит в прошлое. Лишь в нескольких монархических
государствах современные конституции были «дарованы» монархом (конституции
Катара 1962г., Саудовской Аравии 1992г., Непала 1962г., Свазиленда 1978г.
Впрочем, последние две отменены).
После
второй мировой войны октроированными стали называть (по крайней мере, в
советской литературе) конституции, дарованные метрополиями своим колониям при
изменении формы колониального господства или при освобождении от него. Вряд ли
нужно доказывать, что и эти конституции - не бескорыстный дар, а результат
национально-освободительной борьбы колониальных народов.
2.
Договорный характер принятия конституции. Такие конституции редко встречались в
прошлом и почти не встречаются в настоящее время[5]. Обычно это были
договоры между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли
всего народа. Они свидетельствовали о таком соотношении политических сил, при котором
монарх уже не был в состоянии даровать собственную конституцию. Одним из первых
таких договоров был Конституционный акт Вюртемберга 1819 года. Примерно такой
же характер имел и ряд английских писаных актов, принимавшихся Парламентом
(Билль о правах 1689г., Акт об управлении 1709г.).
Договорная
процедура, но несколько иного характера, имела значительное место в
конституционной практике балканских государств, освободившихся от османского
ига. Речь идет о конституциях Греции 1844 года, Румынии 1866 года, Болгарии
1879 года. В этих странах выборные собрания предлагали должность главы
государства иностранным династиям при условии, что они будут согласны с
соответствующими конституциями.
Элементы
договорного характера встречались при создании конституций и после второй
мировой войны. Например, предоставление независимости Кипру было оформлено
Цюрихско-лондонскими соглашениями 1959 года между Великобританией, Турцией и
представителями греческой и турецкой общин острова. Конституция Кипра, принятая
в 1960 году, предусмотрела, что ее основополагающие статьи, указанные в третьем
приложении к Цюрихскому соглашению от 11 февраля 1959 года, не подлежат ни
изменению, ни отмене.
3.
Принятие конституции избирательным корпусом. Возросшая роль народных масс в
политической жизни привела к тому, что по порядку своего принятия большинство
ныне действующих конституций являются народными, как их называли в XIX веке. Источником такой конституции
является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное
собрание либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.
а)
чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием (именуется еще
конституантой) - выборным органом, который имеет главной или единственной целью
создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента.
Обычно учредительное собрание распускается после выполнения своей задачи и
поэтому может быть признано национальным представительством особого рода.
Известны, впрочем, случаи, когда учредительное собрание после принятия
конституции преобразовывалось в обычный парламент, как было, например, в Греции
в 1975 году. В литературе встречается деление учредительных собраний на:
-
суверенные - окончательно принимающие конституцию (например, французское
учредительное собрание 1848г.);
-
несуверенные - вырабатывающие лишь текст конституции, который затем
утверждается иным способом, чаще всего референдумом (например, в той же Франции
первое и второе учредительные собрания 1946г.). Учредительные собрания
вырабатывали конституции во Франции, Италии, Югославии в 1945-1947 годах, в
Португалии в 1975-1976 годах, в Болгарии и Румынии в 1990-1991 годах и во
многих других странах. Обычно такие конституции - наиболее демократические.
б)
существует практика, когда действующий парламент официально преобразуется в
учредительное собрание, рассматривающее проект конституции в соответствии со
специальной процедурой (Шри-Ланка – 1972г., Танзания – 1977г., Замбия –
1992г.).
в)
в ряде случаев конституция разрабатывается и принимается парламентом без формального
преобразования в учредительное собрание, с применением обычной парламентской
процедуры, предусматриваемой отменяемой конституцией (например, конституция
Шри-Ланки 1978г. на основе ст. 51 конституции, конституции Мозамбика 1990г.,
Вьетнама 1992г., Грузии 1995г. и др.).
г)
конституция принимается надпарламентским выборным органом (Индонезия, Китай,
Монголия). Так, в Индонезии основной закон 1945г. предусматривает, что новая
конституция принимается Народным консультативным конгрессом, состоящим из Совета
народных представителей (парламента) и представителей от районов и групп
населения. В Китае это Всекитайское собрание народных представителей – орган,
аналогичный бывшему Съезду народных депутатов в России, к компетенции которого
относилось принятие конституции (ст. 104 Конституции РСФСР 1978г. с
поправками). Таким же органом был Великий народный хурал, принявший конституцию
Монголии 1992г.
д)
иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на
утверждение парламента или народа.
Значение
использования референдума при принятии конституции может быть различным. Одно
дело, когда референдум проводится для утверждения конституции, гласно
разработанной и принятой парламентом или учредительным собранием, и другое, -
когда народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному келейно, в
недрах правительственных структур. Очевидно, что освящение на референдуме акта,
принятого парламентом или учредительным собранием, отвечает требованиям
демократии, если референдум проводится в спокойной обстановке, без
одностороннего давления на избирателей. Так были проведены референдумы по двум
конституционным проектам во Французской Четвертой Республике в 1946 году
(первый проект избиратели отклонили); референдумами были утверждены
выработанные учредительными собраниями или парламентами конституции Италии 1947
года, Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Румынии 1991 года и многие
другие.
Если
же на народное голосование выносится проект, подготовленный правительством
помимо парламента, а подчас и вопреки ему (в «социалистических» странах -
подготовленный в недрах аппарата компартии и лишь формально одобренный
парламентом), то конституционный референдум зачастую превращается в плебисцит,
на котором голосуется по существу доверие правительству (в «социалистических»
странах - руководству компартии). Избиратели в таких условиях обычно
подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные конституционные
акты. Например, Конституция Франции 1958 года одобрялась избирателями в
условиях острого политического кризиса, Конституция Чили 1980 года - в условиях
диктатуры генерала А. Пиночета, конституции ГДР 1968 года, Болгарии 1971 года,
Кубы 1976 года - в условиях тоталитарного режима, когда свобода выбора
избирателей либо отсутствовала, либо была серьезно ограничена.
Изменение
конституций.
Одним
из юридических свойств конституции, как отмечалось, является ее стабильность.
Из этого, однако, не следует, что конституция не подлежит ни при каких условиях
изменениям и дополнениям. В ней должны найти отражение качественные изменения
тех общественных отношений, которые составляли предмет регулирования в момент
принятия основного закона. В противном случае она рискует превратиться в
исторический документ, утративший нормативную силу и имеющий мало общего с реальной
действительностью. Юридической гарантией стабильности конституции является
особый порядок ее изменения, призванный обеспечить как статичность, так и
динамизм основного закона.
Традиционно
в конституционной доктрине конституции по способу изменения подразделяются на:
1.
Жесткие
конституции (изменяются в особом порядке, усложненном по сравнению с обычной
законодательной процедурой).
Жесткость
конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь,
способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству
конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций.
Чаще
всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного
большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование
парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особожестких
конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или
определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок
парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США
необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты
Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для
изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с
промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным
большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в
каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных
Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором
необходимо одобрение большинством действительных голосов.
Жесткость
является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии
1946 года, Конституция Дании 1953 года.
2.
Гибкие
конституции (изменяются в том же порядке, что и обычные законы).
Гибкие
конституции изменяются путем принятия обычного закона. Каждый последующий
закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или
устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся
обычным правом. Принятие последующего закона производится в том же порядке, что
и предыдущего. Так изменяются частично писаные конституции (Великобритания,
Новая Зеландия, Израиль) либо определенные части писаных (Индия).
Гибкие
конституции - это обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании. Однако
есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают
особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут
королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911
года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная
конституция), Конституцию Ганы 1960 года.
3.
Конституции
смешанного типа, в которых различные их части изменяются по-разному. Таких
конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений
Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты
представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и
голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и
порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь
единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции
изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим
утверждением на референдуме.
В
индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об
исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей
присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим
одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов.
Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий,
изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в
обеих палатах Парламента[6].
Способы
инкорпорирования поправок в текст конституции:
1)
простая
замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних
положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).
2)
прибавление
новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм,
которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки
публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция
Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абз. 6 ст. 245:
«Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут
публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой
после каждой измененной статьи на номер и дату поправки». Этот способ
использовался в бывшей Югославии и частично в Чехословакии.
Первый
способ имеет то преимущество, что не требует от правоприменителя или другого
лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из них
действуют в настоящий момент, а кроме того, обеспечивает легкую обозримость
всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда
видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться
необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу.
Заключение:
Конституция
представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев,
которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и
гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и
территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти,
их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Кроме
того, конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем
остальным законам и ей присущи специфические свойства.
Конституция
в данном смысле - это в своем роде закон законов. Она не может быть изменена
путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию
требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые
были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений,
но перестали теперь ей соответствовать.
Список используемой литературы
1.
Авакьян
С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной
России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 43-54.
2.
Алебастрова
И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юрайт-М,
2001. Гл. 2.
3.
Безруков
А.В. Правовая природа конституции в федеративном государстве // Право и
политика. 2003. № 4. С. 13-17.
4.
Златопольский Д.Л. Контроль за соблюдением
конституции и конституционные суды в государствах Восточной Европы // Вестник
Моск. Ун-та. Серия 11. Право. 1998. №2.
5.
Иовенко В.А. Конституционное правосудие в Латинской
Америке // Журнал российского права. 2000. №8.
6.
Конституции
государств Восточной Европы: Учебное и справочное пособие. - М., 1996.
7.
Конституции
зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – 592 с.
8.
Конституционное
(государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 1. Отв.
ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1996. Гл. 2.
9.
Конституционное
(государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. –
М.: Юриспруденция, 2001.
10.
Конституционное
право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И.
Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 3.
11.
Кравец
И.А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые
вопросы теории и практики) // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 113-124.
12.
Новые
конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. - М., 1997.
13.
Сравнительное
конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М.: «Манускрипт», 1996. – 730
с.
14.
Чиркин
В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл. 2.
15.
Чиркин
В.Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты //
Правоведение. 2003. № 2. С. 50-56.
[1] Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М.:
«Манускрипт», 1996. С. 63-64.
[2] Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М.:
«Манускрипт», 1996. С. 109-113.
[3] Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М.:
«Манускрипт», 1996. С. 132.
[4] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник В
4-х томах. Т. 1. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1993. С.
52-53.
[5] Можно отметить в связи
с этим договорный характер Основного Закона (Конституции) СССР 1924 года. В действующую
Конституцию Российской Федерации - России 21
апреля 1992г. внесены положения, сформулированные на базе Федеративных договоров, заключенных 31 марта 1992г., а
сами эти договоры включены в Конституцию
в качестве приложений.
[6] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник В
4-х томах. Т. 1. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1993. С.
57-58.
Страницы: 1, 2, 3
|