2.
Конституция
– важный политический документ. Она выражает политический и социальный
компромисс между различными силами, достигаемый в процессе политической борьбы.
В этом смысле она является итоговым документом, закрепляющим итоги этой борьбы
и вместе с тем отражающим достигнутую ступень развития общественных отношений,
которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участников
политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс. Многие
современные исследователи на Западе проводят различие между политической и
социальной конституцией. Под политической конституцией понимается, прежде
всего, та часть ее содержания, которая относится к организации и формам
осуществления государственной власти. Это главная часть, ядро любой
конституции, что, кстати, находит отражение даже в официальном названии
некоторых основных законов (Политическая конституция Мексики 1917г.,
Политическая конституция Никарагуа 1987г., Политическая конституция Колумбии
1991г.).
·
для
многих современных конституций характерно такое свойство, как программность.
Оно находит отражение в нормах-принципах, нормах-целях, которые устанавливают
основные направления, перспективы и цели развития общества и государства,
определяют содержание деятельности государственных органов, в том числе и
законодательных, то есть являются базой текущего законодательства.
3.
Любая
конституция является идеологическим документом, ибо отражает определенную
систему взглядов и идей. Конституция является также мировоззренческим
документом, оказывающим большое влияние на духовную жизнь общества,
способствующим распространению и утверждению определенных политических и
правовых идей, представлений, ценностей. Конституция как наиболее авторитетный
закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека,
собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе
дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе. И с другой
стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общечеловеческие
ценности. Тем же, кто не уважает ни того, ни другого, в случае нарушения
конституции грозят соответствующие санкции.
Таким
образом, конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы
организации государственной власти и правовое положение личности. Сущность и
содержание конституции проявляются в совокупности свойств (юридических,
политических, идеологических), характеризующих ее качественное своеобразие как одного
из элементов политической системы общества.
Вопрос № 2. Форма и структура конституций.
Форма
конституций - это способ организации и выражения конституционных норм.
Прежде
всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось,
может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае
общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной
мере обладают высшей юридической силой.
Единым
и единственным конституционным актом является в соответствующей стране,
например, Основной закон Германии, Конституция Испании, Политическая
конституция Мексики 1917 года. Применительно к Германии и Мексике надо при этом
иметь в виду, что в силу их федеративного устройства конституции там имеются
также у субъектов федераций - германских земель и мексиканских штатов, но на
федеральном уровне указанные выше конституционные акты - единые и единственные.
Напротив,
конституция Швеции состоит из трех нормативных актов - Формы правления 1974
года, в которой урегулированы основы государственного строя, основные свободы и
права и система государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и
Акта о свободе печати 1974 года. В Чехословакии конституция состояла из
множества конституционных законов, из которых лишь один назывался Конституцией.
В некоторых других странах конституционные законы, как отмечалось, уступают по
своей юридической силе собственно конституции и частью ее не являются
(например, в той же Швеции или Италии).
В
зависимости от формы выделяют следующие виды конституций:
1.
Писаные конституции – представляют собой основной закон, обладающий высшей
юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от
порядка принятия и изменения других законов.
а)
кодифицированные конституции – представляют собой единый писаный акт,
регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций
большинство).
В
зависимости от степени кодификации кодифицированные конституции можно
подразделить на:
-
развернутые (конституции Греции, Португалии и др.). Такие конституции нередко
содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое
законодательство. В настоящее время нередки акты, в которых число положений,
несвойственных конституциям, весьма и весьма значительно. Например, ст. 27 «О
собственности» и ст. 107 «О судебной процедуре» в Конституции Мексики могли бы
составить отдельные законодательные акты, как и ряд положений Конституции Индии
1950 года. Так, шестое приложение к последней, регулирующее управление племенами
в штатах Ассам, Мегхалайя и союзной территории Мизорам, вполне могло бы
составить отдельный закон, а ст. 371 - 371-е, включающие специальные положения
в отношении штатов Махараштра и Гуджерат, - большую часть конституций этих
штатов (штаты в Индии, кроме штата Джамму и Кашмир, конституций не имеют).
Конституции Мексики, Индии, Малайзии разительно контрастируют в этом отношении
с основными законами США, Японии, в которых - создается такое впечатление - нет
ничего лишнего с конституционной точки зрения.
-
неразвернутые (Конституция Франции 1958г., Конституция США).
б)
некодифицированные конституции – представляют собой несколько писаных
нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в
равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии,
Канады, Австрии).
2.
Смешанные конституции - частично они писаные и включают парламентские законы и
судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из
обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании
включает законы {статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о
Палате общин (управление делами) 1978 года, далее - судебные прецеденты (так
называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными
соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция
эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов
законами, принимаемыми Парламентом.
3.
Неписаные конституции - вообще незафиксированные в документах, но они
существуют обычно временно - после революций, переворотов и т.п., как,
например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989
года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего
законодательства, если не противоречат сущности и целям нового режима.
Деление
конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и
при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи.
Например, французский Премьер-министр по Конституции ответствен только перед
нижней палатой Парламента - Национальным собранием, но на практике несет
ответственность и перед Президентом Республики.
Структура конституций.
В
данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть,
как правило, единых и единственных - охватывающих в одном документе все нормы
высшей юридической силы. Эта структура, за редким исключением, имеет
стандартизированный вид и включает в себя:
1.
Преамбула (введение), которая предусмотрена в большинстве конституций. В
преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия
ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала
государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и
идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы
преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не
являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных
положений конституции. Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат
провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской
Конституции 1946г., продолжающая действовать), они могут иметь то же
юридическое значение, что и нормы основной части конституции.
2.
Основная часть (основное содержание), в которую входят нормы о правах и
свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных
органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о
статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом
разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем - о главе
государства и правительстве, дальше следуют нормы о судебной власти и, наконец,
об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала -
глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (например, в
Конституции Испании). Основная часть конституции подразделяется на разделы и
главы. Их количество и порядок расположения во многом определяется как
пределами конституционного регулирования, так и принципами, на которых основана
конституция.
3.
Заключительные, переходные и дополнительные положения.
Заключительные
положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок
вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной
части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о
государственных символах.
Переходные
положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных
норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних
конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных
положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части
конституции, а в виде параграфов или еще как-нибудь, с тем, чтобы показать их
специфический характер. В то же время они представляют собой неотъемлемую часть
конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда) потому, что
указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная
норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания
законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения
законодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные
положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и
содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил,
установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
4.
Приложения к конституциям, которые подчас имеют важное юридическое значение.
Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится
распределение компетенции между Союзом и штатами. По существу, каждое
приложение представляет собой развернутое изложение положения соответствующей
нормы, содержащейся в основном тексте конституции. Например, в ст. 246
Конституции Индии указывается, что парламент имеет исключительное право
принимать законы по любому вопросу, перечисленному в списке 1 приложения 7.
Такая связь приложения с конкретной нормой основного текста означает, что
приложение – составная часть структуры конституции, обладающая той же
юридической силой, что и другие нормы[3].
Писаные
некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала,
и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие
конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда
как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной
власти) не получили в них своего регулирования.
Язык
и стиль конституций.
На
этот счет имеются значительные различия в практике отдельных стран. Конечно,
есть обязательные требования к языку закона вообще, которые применительно к
основному закону приобретают особую значимость. Действительно, если в
конституции то или иное понятие обозначено одним определенным термином, то и
все остальное законодательство должно в соответствующих случаях пользоваться
именно этим термином, избегая других синонимов, чтобы не ставить правоприменителя
в затруднение относительно того, имеет он дело с одним и тем же понятием или с
разными.
В
европейских странах с романской правовой системой можно наблюдать тенденцию к
общедоступному словоупотреблению и сравнительно простым формулировкам. То же
можно сказать о японской Конституции и большинстве «социалистических»
конституций. В последних, правда, подчас стремление к простоте и доступности
текста, а также его чрезмерная политизация наносят ущерб юридической точности
при обозначении соответствующих понятий. Для конституций стран с германской
правовой системой характерны местами усложненные конструкции, однако они, хотя
и представляют известную трудность для неподготовленного читателя,
обеспечивают, зато высокую юридическую точность.
Пожалуй,
особо сложны для восприятия тексты конституций многих стран с англо-саксонской
правовой системой. Причина не только в том, что указанная система включает ряд
институтов, не имеющих аналогов в европейском континентальном праве, но и в
специфической стилистике.
Стиль
конституционных текстов в основном строго документальный, однако в некоторых
случаях (преамбулы, хартии, декларации о правах и свободах) употребляется так
называемый высокий стиль, призванный оказать определенное эмоциональное
воздействие. Для ряда стран с англо-саксонской и романской системами права
характерно при формулировании норм употребление будущего времени (эта
особенность в имеющихся у нас переводах конституций обычно не отражается). В
актах англо-саксонской правовой системы заметна детализация регулирования,
обеспечивающая необходимую точность толкования соответствующих правовых норм.
Что
касается переводов конституций зарубежных стран на русский язык, то нельзя не
отметить отсутствие единообразия в передаче иностранной правовой терминологии,
а подчас и знания реалий соответствующей страны. Например, одно и то же
немецкое слово «Bundesrat» применительно к Германии
переводится у нас «Бундесрат», а применительно к Австрии и Швейцарии —
«Федеральный (или Союзный) совет». В переводах итальянской Конституции, да и
многих других, для понятия «публичный» выбран эквивалент «государственный»,
тогда как «государственный» есть лишь разновидность «публичного». При работе с
переводными текстами конституций и других нормативных актов надо это
обстоятельство иметь в виду[4].
Таким
образом, форма конституций - это способ организации и выражения конституционных
норм. В зависимости от формы выделяют писаные, смешанные и неписаные
конституции.
По
своей структуре конституции обычно включают в себя следующие элементы:
преамбулу; основную часть; заключительные, переходные и дополнительные
положения; приложения.
Вопрос № 3. Порядок принятия конституций и внесения в них
изменений.
Конституция,
будучи основным законом, в отличие от других законов принимается и изменяется в
особом порядке, что находит отражение в современной доктрине конституционного
права, которая различает законодательную и учредительную власти. Обычные законы
принимаются и изменяются в порядке осуществления законодательной власти,
конституция – в порядке осуществления учредительной власти.
Необходимость
принятия конституции возникает в трех случаях:
1)
при
образовании нового государства. В этом случае конституция является не только
основным законом, но и учредительным актом, юридически оформляющим
возникновение нового государства. Таковы, например, первые конституции
государств, возникших в результате ликвидации колониальной системы, распада
советской, югославской и чехословацкой федераций в начале 90-х годов.
2)
при смене
политического режима в результате социальной революции – мирной или
насильственной (например, Конституция РСФСР 1918г., новые конституции в
постсоциалистических государствах), преобразования военных диктатур,
порожденных военными переворотами, в гражданские режимы, что особенно
характерно для политического развития освободившихся стран.
Страницы: 1, 2, 3
|