Меню
Поиск



рефераты скачать Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому основная стратегическая задача – сделать все возможное, чтобы вступивший в силу 131-й ФЗ «заработал», чтобы оптимальная система распределения полномочий по уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных категорий муниципальных образований создавали стимулы социально-экономического развития.

Но сегодня приходится констатировать, что реформа местного самоуправления практически не принесла положительных результатов. И прежде всего это связано с многочисленными недоработками и пробелами в федеральном законодательстве, регулирующем эту сферу.

По неоптимистическим прогнозам организации «Всероссийский совет местного самоуправления»[5], в 2007 году в России могут появиться первые муниципалитеты, объявившие дефолт. По данным Конгресса муниципальных образований, лишь 2% муниципалитетов в РФ обеспечены собственными доходами, а налоговая бюджетная обеспеченность в них за первое полугодие 2006 года снизилась на 5%. При этом суммарная кредиторская задолженность муниципалитетов  сейчас, по оценкам специалистов, составляет 36 млрд рублей.

Согласно проекту бюджета на 2007 год собственные налоговые доходы муниципалитетов вырастут не более чем на 11%, что не только не позволит местному самоуправлению взять на себя ряд переданных ему функций с регионального уровня, но и приведет к невозможности органов местного самоуправления решать уже находящиеся в ведении вопросы местного значения.  

Речь о грозящем кризисе шла и на недавнем семинаре в Иркутске, где ряд ораторов заявил, что сегодняшнее относительное спокойствие в муниципалитетах - это не что иное, как затишье перед бурей. И если в ближайшее время проблемы действующего законодательства не будут разрешены, то через некоторое время произойдет кризис местного самоуправления.

Изменить ситуацию можно путем развития межбюджетных отношений на основе нормативного определения (в натуральных показателях) объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы.

Необходимо признать, что наша страна (а вместе с ней и местное самоуправление) еще пока находится в переходном периоде. Развитие местного самоуправления - процесс длительный. Поэтому и грядущие изменения в системе организации местной власти надо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Приложение

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»

Статья 50. Муниципальное имущество


1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

1.1. В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1.2. В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

(часть первая.2 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

(п. 16 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

(п. 18 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 120-ФЗ)

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

(п. 15 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

(п. 16 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

(п. 21 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

6. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Список использованной литературы

1.   Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. - М.: РАГС, 1997.

2.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. – М., 2002.

3.   Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: БЕК, 1998.

4.   Конституционное право. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998.

5.   Конституция Российской Федерации.

6.   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра, 1998.

7.   Коммерсантъ. - № 177 (3508). – 22.09.2006 г.

8.   Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М., 1997.

9.   Конституционное (государственное) право. Справочник. / Под ред. В.И. Лафитского. - М.: Юристъ, 1995.

10.        Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» от 06.10.2004 г.

11.        Федеральный закон № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий».



[1] В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти // Глава 8, ст. 12 главы 1 Конституции РФ.


[2] Глава 8.

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.


Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.


Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.


Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

[3] Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №  15, ст. 1695). Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года.

[4] См.: Приложение к настоящей работе. – С. 20.


[5] Коммерсантъ. - № 177 (3508). – 22.09.2006 г.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.