Конституционные основы местного самоуправления в РФ
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт
высшего и послевузовского образования
Кафедра
государственного строительства и права
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Конституционное (государственное) право России»
на
тему:
Конституционные
основы местного самоуправления в Российской Федерации
_______________
(отметка)
|
Выполнил
студент 3-го курса группы №
45
факультета «Юриспруденция»
по специализации «Правовое обеспечение государственной службы»
Меньшов А.Н.
|
Москва
2006
СОДЕРЖАНИЕ
|
Страница
|
Введение
|
3
|
Местное самоуправление: понятие,
конституционное закрепление
|
5
|
Правовые, территориальные,
организационные основы
местного самоуправления
|
8
|
Финансовая основа местного
самоуправления
|
11
|
Заключение
|
18
|
Приложение
|
20
|
Список использованной литературы
|
23
|
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление составляет одну из основ
Конституционного строя РФ. Эти заглавные строки Федерального закона № 131 «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
почти год действующего на территории нашего государства и приближающего власть
к народу, стали символом реформы всей структуры муниципальных образований.
Однако не стоит забывать, что
основным моментом становления современной модели организации местного
самоуправления стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года действующей
Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования
местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне[1].
С
этого момента начался поворотный этап в становлении и развитии местного
самоуправления в России.
Правда,
впервые закрепленное в конституционной практике российского государства
положение о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти, относительно. Государство устанавливает юридические
рамки такой самостоятельности, законодательно определяет пределы полномочий
местного самоуправления, его место во взаимоотношениях государства – общества -
личности.
Нельзя
говорить и об абсолютной обособленности и тем более оторванности органов
местного самоуправления от органов государственной власти. Органы местного
самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с
законами и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
За последние 10-12 лет проводилось
неоднократное реформирование структуры местного самоуправления, менялась ее
законодательная база. Выдержит ли новую радикальную перестройку, осуществляемую
в связи со вступлением в силу 1 января 2006 года 131-го Федерального закона? Пойдет
ли он на пользу системе власти на местах? Не будет ли противоречить
конституционным основам местного самоуправления, закрепленным в главе 8[2]
главного закона страны?
Исследование этих и других факторов делают
выбранную тему «Конституционные основы местного самоуправления в Российской
Федерации» актуальной для исследования в рамках изучения курса «Конституционное
право РФ».
Цель настоящей работы состоит в том,
чтобы, опираясь на законы, научные источники, оперативную информацию раскрыть
понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные
черты и особенности. Значительное внимание уделить конституционным основам
взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления,
полномочиям местного самоуправления, роли местного самоуправления в
осуществлении народовластия.
Местное самоуправление: понятие,
конституционное закрепление
В демократическом государстве, таком
как Россия, разделение властей происходит не только по горизонтали - на
законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на
центральную и местную власть.
В федеративном государстве, которым
является Российская Федерация, такое разделение еще более дифференцируется:
выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная
(субъектов федерации) и местная власть.
Наличие местных органов власти
обусловливается тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии
эффективно решать разноуровневые проблемы. Единообразный централизованный
подход в управлении не может учесть всех особенностей большого количества
местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является
предоставление местным сообществам определенной автономии в решении «местных
дел».
Согласно ст. 3 Европейской хартии о
местном самоуправлении[3] под ним понимается право
и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Концептуальные основы построения
существующей и развивающейся системы местного самоуправления в России, такие,
как самостоятельная форма осуществления власти народа, экономическая основа
местного самоуправления, муниципальная собственность наряду с другими формами
собственности, заложены в Конституции Российской Федерации.
Местное самоуправление относится к
основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения
путем принятия поправок к Конституции РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»).
Положения главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть
пересмотрены только Конституционным Собранием.
По своей природе местное
самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный
конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное
самоуправление признается как политический институт в системе народовластия.
Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы
местного самоуправления.
Местное самоуправление занимает
«центральную позицию» между государством и обществом. Именно здесь этот
общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и
укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования
интересов общества и государства.
Важным моментом в организации местного
самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.
В настоящее время в России еще
происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот
процесс, при функционировании современной модели местного самоуправления в
Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:
- на современном этапе развития российского
государства осуществляется переход от общегосударственной собственности к
многообразию форм собственности, включая и муниципальную, требующий
регулирования экономических процессов на местах и наличия достаточных
возможностей у местной власти в области урегулирования в деятельности малого и
среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;
- в России производство долгое время
было представлено крупными предприятиями, оказывавшими значительное влияние на
жизнедеятельность городов, тогда как влияние городов на крупные производства было
и остается сведено к минимуму; более того, процесс приватизации этих
предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;
- в России осуществляется и по сей
день не завершена экономическая реформа, чья особенность состоит в том, что
процесс разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается
существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах государства; здесь
обязательной задачей является перераспределение налогов по уровням в
зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит
заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании
данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к
финансированию на местах;
- развитие регионов и отдельных
территорий в России происходит неравномерно; различные условия для
хозяйственной жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов
требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к
развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.
Таким образом, для современной России
необходима система органов местного самоуправления, самостоятельных в области
экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь
государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные
на них социальные функции.
Одним из главных признаков новой
модели местного самоуправления является ответственность представительных
органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.
Принцип ответственности органов и
должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:
1. Эффективность обеспечения
местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований.
2. Учет и защиту интересов
населения муниципальных образований в деятельности органов местного
самоуправления.
3. Тесную связь с органами и
должностными лицами местного самоуправления.
Еще одним признаком самостоятельности
местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия
невмешательства органов государственной власти в вопросы местного значения,
перечень которых определен главой 3 Федерального закона № 131.
В Уставах муниципальных образований
специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной
собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе
осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать условия
использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию
муниципальной собственности. Закон закрепляет за органами местного
самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для
осуществления хозяйственной деятельности.
Правовые, территориальные, организационные основы
местного самоуправления
Термин «основы местного
самоуправления» является новым для российского государствоведения. Это понятие
введено в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» в связи с необходимостью установления
основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного
самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить
самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами,
независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать
условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.
Основополагающие начала деятельности
населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции
РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Основы
местного самоуправления определяются как совокупность правовых норм,
содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее
важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные,
правовые, финансово-экономические основы деятельности населения по решению
задач местного значения. Однако здесь следует обратить на следующие аспекты.
Во-первых, в данном определении
предполагается, что принципы могут быть установлены только на федеральном
уровне. Это вытекает из статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой
вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению федерации и
субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, основы местного
самоуправления могут определяться только законами.
Правовая основа местного
самоуправления
представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и
правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного
самоуправления и его предназначения как института в общей системе управления.
Но главное место в системе законов
занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются
федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные
акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.
Это означает, что нормативные
правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны
соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным
законам.
Такое же соотношение закона и
подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, все законы и подзаконные
акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным законам, а также нормативным правовым актам,
принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской
Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в
противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Соблюдение принципа соподчинения
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного
самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное
управление процессом становления и развития института местного самоуправления.
Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый
согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства.
Теперь о территориальной основе
местного самоуправления.
В п.1
ст.131 Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с
учетом исторических и иных местных традиций, то есть вводится как основной
поселенческий принцип территориальной организации самоуправления. Хотя он не исключает
осуществления самоуправления в границах иных территорий.
131-й Федеральный
закон ввел такие территориальные понятия для всей Российской Федерации, как
городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа,
внутригородские территории городов федерального значения. Для каждого из них
определен свой круг вопросов местного значения.
Говоря
о правовой основе местного самоуправления, следует отметить, что в соответствии
со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть
непосредственно через органы государственной власти и органы местного
самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации
народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия
и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем
случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов
местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» уточняет положения Конституции РФ.
Так, в
соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане
Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в
городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях посредством
участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм
прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного
самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3
|