Однако
в определенных условиях Бундесрат, напротив, может принимать законы
самостоятельно, без участия Бундестага. Это возможно в условиях объявления
Президентом по предложению правительства и с согласия Бундесрата состояния законодательной
необходимости в отношении конкретного законопроекта. Если правительство считает
законопроект неотложным, Бундесрат вправе принять его без согласия Бундестага
(при условии, что Бундестаг отклоняет закон). Законы, не затрагивающие вопросы
конституционного регулирования и суверенитета, может принимать также совместный
комитет, состоящий на 2/з из депутатов Бундестага и на '/3
— Бундесрата. Он принимает на себя права обеих палат в случае объявления
состояния обороны.
Парламент,
а именно Бундестаг, вправе делегировать органам исполнительной власти
полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции
федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже
правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся
общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов,
требуется согласие Бундесрата. Его согласие также требуется, если правительство
издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.
Бундестаг
формирует иные высшие органы государства: избирает Президента республики, канцлера,
8 конституционных судей, Уполномоченного по обороне, вице-председателя Счетной
палаты — органа финансового контроля.
Бундестаг
осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти. Правительство
несет ответственность только перед Бундестагом (не перед Бундесратом) как
коллективную, так и индивидуальную (коллективная ответственность выражается,
прежде всего, в ответственности канцлера — главы правительства, которое с
уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцлера
является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его
отставку. Суть такого вотума в том, что вопрос о недоверии канцлеру должен
голосоваться в Бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника
как единая, совокупная резолюция. Поскольку предложить кандидатуру нового
канцлера на практике может лишь партия (блок) большинства в парламенте,
конструктивный вотум недоверия применялся крайне редко.
Канцлер
и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с
требованием принять закон, необходимый правительству. В этом случае при
выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению Президента)
или роспуск Бундестага. Роспуск парламента по указу Президента также возможен,
если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.
Парламент
обладает и другими полномочиями, присущими законодательному органу:
ратифицирует международные договоры (это делает обычно Бундестаг, но на
некоторые договоры требуется согласие Бундесрата), объявляет состояние обороны
при условии угрозы агрессии.
Федеральный
Президент избирается
на пять лет косвенными выборами — Федеральным собранием, которое состоит из членов
Бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами
земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в Бундестаге. Выдвинуть
кандидата на должность Президента может любой член Федерального собрания (на
деле это делают партии). Президентом может быть избран гражданин, достигший 40
лет, обладающий избирательными правами. Для избрания в первых двух турах
необходимо абсолютное большинство, в третьем — относительное большинство. Одно
и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два пятилетних
срока.
Президент
не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных
представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в
состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся
извлечением прибыли.
По
конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он
представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует
дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, имеет
право вето (на деле его практически не применяет), осуществляет право
помилования и др. Однако для действительности таких актов (в том числе вето)
необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром.
Контрасигнатура не требуется для актов об увольнении федерального канцлера (при
конструктивном вотуме недоверия), при подаче им заявления об отставке, для
роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный
срок, для назначения в этих условиях даты выборов в Бундестаг, для предложения
кандидатуры нового канцлера. В этих обстоятельствах контрасигнатура почти
невозможна: все это делается, по существу, в условиях вакантности поста
канцлера.
Ответственность
Президента
заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в
умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть
только Бундестаг или Бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава
любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует
большинства в 2/3 в любой палате. Обвинение вносится в
Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение.
Отрешенный от должности Президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному
уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно
отстранить Президента от должности при предъявлении парламентом обвинения — до
решения дела по существу. Случаев подобного рода в Германии не было. Полномочия
федерального Президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им
своих обязанностей осуществляет председатель Бундесрата.
Федеральное
правительство состоит из канцлера и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые
должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав
руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав
наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия Бундестага). Положение
канцлера, обязанности министров, порядок работы правительства и другие вопросы
регулируются специальным регламентом, который утверждается Президентом.
Федеральный
канцлер избирается
Бундестагом по предложению Президента. Избранным считается лицо, которое
получит абсолютное большинство голосов в Бундестаге, т.е. федеральный Президент
практически может предложить, а Бундестаг избрать канцлером лидера партии
(коалиции партий), которая располагает большинством мест в парламенте. Если
предложенное Президентом лицо не получает абсолютного большинства голосов,
Бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Для избрания в первом туре
также требуется абсолютное большинство, во втором туре — относительное (второй
тур на практике не применялся). Министры назначаются Президентом по предложению
канцлера и увольняются канцлером (юридически — это делается актом Президента по
требованию канцлера).
Основные
направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры несут
ответственность перед канцлером, который вправе уволить министра, и перед
нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру.
При расхождении мнений федеральных министров решение принимает правительство.
Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой
уходят в отставку и министры.
В
целом, для Германии, нередко именуемой «канцлерской республикой» характерно
усиление роли исполнительной власти в лице Федерального правительства и
особенно Федерального канцлера, имеющего значительные полномочия по управлению
страной.
Вопрос 3. Судебная власть.
Особое
место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает
учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в г.
Карлсруэ и состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Возглавляет
работу всего суда и первого сената председатель Суда, работу второго сената —
вице-председатель. Избранные Бундестагом и Бундесратом судьи назначаются на
должность Федеральным Президентом на 12 лет. Предельный срок пребывания судьи в
должности – 68 лет.
Полномочия
Конституционного суда включают рассмотрение следующих категорий дел:
а)
о толковании Основного закона;
б)
споры о компетенции между Федерацией, причём в ФКС можно обращаться только
после решения Бундесрата о нарушении землёй права и только оспаривая это
решение;
в)
конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав;
г)
о соответствии Основному закону других актов федеральных органов
государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о
соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела
рассматриваются по ходатайству федерального правительства, правительства земли
или 1/3 депутатов Бундестага);
д)
конституционные жалобы общин или объединений в связи с нарушением права на
самоуправление;
е)
конституционные жалобы религиозных обществ, если их фундаментальное право на
свободу вероисповедания было нарушено вторжением в сферу их автономии;1
е)
об утрате и лишении граждан основных прав; об антиконституционности
политических партий;
ж)
об освобождении от должности Президента в связи с обвинением, представленным
Бундестагом и Бундесратом; о жалобах на решения Бундестага, касающихся
действительности выборов, приобретения или утраты членства депутатом
Бундестага; о перемещении или увольнении судей, нарушивших свои служебные
обязанности.
Основной
закон различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная,
финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем
судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом. При этом
общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к
компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов.
Верховный
федеральный суд возглавляет
систему общих судов. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из председателя суда,
председателей сенатов и членов суда, а также судебных следователей, которые
занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел. В состав
Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским, пять — по
уголовным делам и семь для рассмотрения специальных вопросов (по делам
картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.).
В
компетенцию суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на
приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по
первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов
земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Под
кассационным в ФРГ понимается обжалование (ревизия) приговора или решения суда
по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам
соответствия приговора фактическим обстоятельствам дела.1 Верховный
федеральный суд может пересмотреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам
в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговора.
Высшие
суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как
суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в
количестве от одного до четырех.
Суды земли слушают
дела по первой инстанции и по второй инстанции. В составе каждого суда земли,
возглавляемого его председателем, образуются палаты по гражданским (в том числе
торговым) делам и по уголовным делам. Дела, не представляющие большой
сложности, могут рассматриваться судьями единолично.
Суд
присяжных состоит из трех профессиональных судей и двух шеффенов. Он созывается
при необходимости рассмотреть уголовное дело по обвинению в умышленном убийстве
или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей
(поджоги, взрывы, попытки захватов самолетов, ограбление и вымогательство при
отягчающих обстоятельствах).
С
1976 г. во многих судах земли из больших палат по уголовным делам были выделены
палаты по экономическим преступлениям, связанным с нарушениями законодательства
о недобросовестной конкуренции, финансовой деятельности предприятий, налогах и
т.п.
Участковые
суды (706)
представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из
одного или нескольких участковых судей (в некоторых участковых судах их свыше
30). Участковому судье подсудны споры об аренде жилья и иных помещений, споры
между клиентами и владельцами гостиниц, между пассажирами и водителями
транспортных средств, туристами и бюро путешествий и т.п. В участковых судах
выделяется один или несколько судей, которые специализируются на рассмотрении
всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о разводе, выплате содержания
на детей и т.п.
Суд
шеффенов заседает в составе участкового судьи и двух шеффенов, составляющих
единую коллегию. Шеффены привлекаются к исполнению обязанностей по спискам
кандидатов, составляемым советом общины из числа проживающих в ней граждан,
достигших 30 лет и не имеющих ограничений (судимость, физические или
психические недуги, должностные обязанности и др.). Суды шеффенов вправе
рассматривать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к исключительной компетенции
судов земли или высших судов земли, но при условии, чтобы выносимое ими
наказание не превышало трех лет лишения свободы.1
В
систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по
делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых
обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди
в возрасте до 21 года, если суд сочтет, что их поведение носит
"подростковый характер". В этих же судах могут рассматриваться дела о
нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым
несовершеннолетних требуется допросить в качестве свидетелей. К числу такого же
рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты по делам
несовершеннолетних (в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов) и в
участковых судах — суд шеффенов по делам несовершеннолетних (в составе
профессионального судьи и двух шеффенов) и судья по делам несовершеннолетних.
Шеффенами по делам несовершеннолетних назначаются лица, имеющие опыт работы с
молодежью (как правило, один из них — женщина).
Суды
по трудовым делам призваны рассматривать споры между наймодателями и
индивидуальными работниками по вопросам оплаты труда, предоставления отпусков,
увольнения, а также конфликты между профсоюзами и объединениями
предпринимателей, в том числе о правомерности забастовки или закрытия
предприятия, и другие вопросы. Возглавляет эту систему Федеральный суд по
трудовым делам в г. Касселе, который состоит из пяти сенатов. В них в коллегиях
из трех профессиональных и двух "почетных" судей, представляющих предпринимателей
и профсоюзы, рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов
этой системы.
Система
судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с
социальным страхованием, выплатой пособий безработным и "вернувшимся на
родину", оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т.п.
Система этих судов возглавляется Федеральным судом, находящимся в г. Касселе. Он
состоит из 12 сенатов, в которых рассматриваются кассационные жалобы на
решения нижестоящих судов.
Система
финансовых судов создана главным образом для рассмотрения дел, связанных с
уплатой налогов и таможенных сборов. В Федеральном финансовом суде образовано
восемь сенатов, где в коллегиях из пяти профессиональных судей рассматриваются
кассационные жалобы на решения финансовых судов исключительно по вопросам
права, и только если спор идет о суммах, превышающих 10 000 марок.
Система
административной юстиции создана для рассмотрения жалоб физических и
юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также
споров между органами местного самоуправления, если они не относятся к компетенции
иных судов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции может
последовать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или
должностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но
осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управления.
Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в
Берлине.
Названные
пять высших судебных органов, возглавляющих отдельные системы судов, являются
самостоятельными и независимыми друг от друга. В случае противоречий между их
позициями по каким-либо существенным правовым вопросам созывается общий сенат
высших федеральных судов, который и выносит решение, обязательное для судов
всех систем и тем самым обеспечивающее единство судебной практики.
Страницы: 1, 2, 3
|