Конституционное право Германии
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
Дисциплина:
Конституционное право зарубежных стран
РЕФЕРАТ
по
теме: «Конституционное право Германии»
Подготовил:
Студент
567 группы
факультета
Юриспруденции
Огурцов
А.А.
Белгород
– 2008г.
План
1.
Общая характеристика
Основного закона 1949 г. и порядок его изменения.
2. Федеральные государственные
органы
3. Судебная власть.
4. Федеративное устройство и
местное самоуправление.
Введение
Федеративная
Республика Германия относится к числу высокоразвитых стран с демократическим
политическим режимом. Граничит с девятью государствами, площадь составляет
около 357 тыс. кв. км, население около 84 млн., из которых немцы составляют
95,1%, турки – 2,3%, итальянцы – 0,7%. В стране проживает около 8 млн. иностранных
переселенцев. По вероисповеданию большинство (45 %) – протестанты, католики
составляют 37%, мусульмане – 2 %. Германия занимает четвёртое место в мире по
объёму ВВП, 15 (наряду с Францией) – по доле ВВП на душу населения.
1. Общая
характеристика Основного закона 1949 г. и порядок его изменения.
Конституция
Германии 1949г. официально именуется Основным законом, поскольку при принятии
этот акт рассматривался как временный, считалось, что конституция будет принята
для всей Германии после преодоления её раскола. В 1990г. была создана комиссия
для подготовки постоянной конституции, но в 1992г. комиссия пришла к выводу,
что Основной закон 1949г. соответствует современным условиям.
Основной
закон разработан и принят 8 мая 1949г. Парламентским советом, состоявшим из 65
делегатов. 12 мая он был санкционирован военными губернаторами, а в период с 16
по 22 мая - ландтагами земель, за исключением Баварии. Основной закон состоит
из краткой преамбулы и 14 разделов (три из которых были включены дополнительно
уже в период его действия), 146 статей.
Раздел
I Основного закона посвящен основным
правам. Это довольно примечательная его особенность. Ведь, как правило,
конституции начинаются с общих характеристик государства, а в Основном законе
такие характеристики содержатся лишь в разд. II «Федерация и земли», в котором регулируются не только
отношения между Федерацией и ее субъектами, но также основы политического
строя. Последующие разделы, кроме самого последнего, регулируют государственную
организацию Федерации.
По
форме правления Германия представляет собой парламентарную республику, учитывая
весьма сильную позицию главы Федерального правительства — Федерального
канцлера, некоторые немецкие исследователи характеризуют ФРГ как «канцлерскую
республику». Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что
«конституционный строй в землях должен соответствовать принципам
республиканского, демократического и социального правового государства». При
характеристике демократического государства конституционный законодатель
исходит из представления о том, что народ является носителем государственной
власти и её единственным обладателем. Предпочтение при этом отдаётся
представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной
инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с
изменением территориального устройства Федерации (ст. 29), что резко сужает
возможности их практического применения. В качестве примере можно привести
референдум в землях Берлин и Бранденбург в 1996 г. по поводу их слияния.
Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга
проголосовали против.
Черты
правового государства нашли своё закрепление в таких конституционных принципах,
как верховенство конституции и верховенство закона; учреждение независимого
суда и запрещение создания чрезвычайных судов; приоритет общепризнанных норм
международного права, которые являются составной частью федерального права и
непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории
Федерации лиц. Согласно ст. 24, Федерация может законом передавать суверенные
права межгосударственным учреждениям, а земли в той мере, в какой они
компетентны осуществлять государственные полномочия и выполнять государственные
задачи, могут с согласия Федерального правительства передавать суверенные права
приграничным учреждениям, создаваемым совместно с территориальными единицами
сопредельных государств. В целях сохранения мира Федерация может вступать в
систему взаимной коллективной безопасности и соглашаться при этом на
ограничения своих суверенных прав, ведущие к мирному и прочному порядку в
Европе и между народами мира и обеспечивающие его.
Положение
о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность
обязывает, что пользование ею должно служить общему благу, что земля, её недра,
природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных
формах, но только законом. В немецкой литературе сложилась точка зрения,
согласно которой социальное государство – это организация, помогающая слабому,
стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов
справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.1
В
политической системе Германии важную роль играют политические партии, которые
согласно ст. 21 могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешения
или уведомления; их назначение – содействовать формированию политической воли
народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна
соответствовать демократическим принципам; партии должны представлять публичный
отчёт о своём имуществе, фондах и источниках средств; партии могут быть
признаны Федеральным конституционным судом антиконституционными, если стремятся
причинить ущерб основам свободного демократического строя, поставить под угрозу
существование страны. Более подробно статус партий определяется специальным
законом о политических партий 1967 г. с последующими изменениями. В частности,
партия утрачивает права партии, если в течение шести лет не выдвигает
кандидатов в Бундестаг или ландтаги земель.
Закон
об изменении Основного закона нуждается в одобрении 2/3 членов Бундестага и 2/3
голосов Бундесрата. Недопустимо изменение Основного закона, затрагивающее
разделение Федерации на земли и сотрудничество земель, принципиальное участие
земель в законодательстве, а также принципы, заложенные в ст. 1 и 20. В ст. 1
говорится об обязанности государства уважать и защищать достоинство человека, о приверженности немецкого
народа нерушимым и неотчуждаемым правам человека и о том, что конституционные
основные права связывают все три ветви власти в качестве непосредственно
действующего права. Одно из последних изменений было связано с защитой
животных. Германия стала первой страной в Европейском союзе, где защита
животных возвышена до конституционного уровня.1 На практике было принято
свыше полутора сотен поправок, в результате чего в тексте появились три новых
раздела, более четырёх десятков новых статей, полностью или частично отменены,
дополнены или изменены порядка 80 статей (некоторые из статей пересматривались
по нескольку раз).2
Охрану
Основного закона осуществляет Федеральный конституционный суд, обладающий
весьма широкой компетенцией.
Вопрос 2. Федеральные государственные органы.
По
вопросу о понятии парламента Германии существуют различные взгляды и в
немецкой, и в отечественной литературе. В законодательной деятельности
участвуют: Бундестаг (Союзное собрание), Бундесрат (Союзный совет) и Президент
республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное
рассмотрение.
Бундестаг
согласно
избирательному закону состоит из 600 депутатов (на практике их всегда больше в
силу особенностей избирательной системы) и избирается по смешанной
избирательной системе на четыре года путем всеобщих, прямых, равных, свободных
выборов при тайном голосовании. Половина депутатов избирается по мажоритарной
системе по одномандатным избирательным округам, другая половина — по спискам
политических партий с 5 процентным заградительным барьером.
Активным
избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они
не лишены избирательных прав, не признаны недееспособными, не находятся под
опекой ввиду умственной недееспособности или в психиатрической клинике. Все эти
ограничительные меры осуществляются только по решению суда. Другое требование
для активного избирательного права — трехмесячный ценз оседлости, но не на
территории общины (низовой административно-территориальной единицы), а на
территории всей Германии.
Для
выдвижения кандидата в одномандатном округе достаточно 200 подписей избирателей
округа. Партии, имеющие в Бундестаге не менее пяти депутатов, могут выдвигать
кандидатов в округе от имени партии без сбора подписей. Каждая партия может
получать пожертвования, но они не могут превышать в общей сложности около 110
млн. евро. Сведения о пожертвованиях свыше 10 тыс. евро должны быть
опубликованы. Допускаются пожертвования от граждан Европейского союза. Партии,
набравшие на федеральных выборах не менее 0,5 % голосов, получают
финансирование также из государственного бюджета: около 0,7 евро за каждый
голос за первые 5 млн. голосов (далее применяется иное исчисление).
Депутаты
имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в Бундестаге с
другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты
обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на
месте совершения преступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет
депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за
клеветнические высказывания в парламенте. Денежное вознаграждение депутата
составляет около 8 тыс. евро в месяц.1
В
соответствии с конституцией и регламентом заседаниями Бундестага руководит
избранный им на весь срок полномочий президиум — председатель и его заместители
(на немецком языке должность председателя, как и многие другие председательские
должности, называется «президент», в данном случае президент Бундестага). Он
осуществляет распорядительную деятельность в здании Бундестага, ему подчинены
службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем, без его разрешения
в помещении палаты не может производиться обыск, а также другие следственные
действия. Председателю Бундестага помогают избранные палатой заместители.
Председатель и заместители образуют президиум палаты. Совет старейшин включает
председателя, его четырёх заместителей и 23 депутата, представляющих фракции
(пропорционально численному их составу). Совет составляет планы работы
Бундестага на весь год и каждую неделю, предварительную смету парламентского
бюджета, занимается строительными и ремонтными вопросами, комплектованием
библиотеки.1 Секретари Бундестага также относятся к
его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с
делопроизводством.
В
Бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет
не менее 5% членов Бундестага, в иных случаях создается депутатская группа).
Руководство фракций участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в
создании специализированных постоянных комитетов (комиссий) и определении их
председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя
фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. Он принимает
повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на
пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комитетам
(комиссиям) и назначает их председателей, решает процедурные вопросы. В
необходимых случаях создаются различные временные комиссии — следственные,
ревизионные и др.
В
германском праве не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг считается
находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на
пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более
или менее продолжительный период, когда Бундестаг не заседает вообще. Заседания
Бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть
закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.
Бундесрат
(69 членов)
является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются
правительствами земель из их состава (органами исполнительной власти земель) и
отзываются ими (нередко это премьер-министры земель). Поэтому какого-либо срока
полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный
членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности
населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли с населением менее 2
млн. Бремен, Гамбург, Мёкленбург – Верхняя Померания, Саар) имеют трех представителей,
свыше 2 млн. – четырёх представителей, свыше 6 млн. (Гессен) – пять
представителей, свыше 7 млн. (Бавария, Нижняя Саксония и др.) – 6 представителей.
При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее
представителей (следоваельно, в данном отношении земли неравноправны: более
крупные имеют большее число голосов, больший вес при принятии решений
Бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от
имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли
действуют в Бундесрате по инструкциям своего правительства).
В
Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата
переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем по мере надобности
(обычно через две-четыре недели по пятницам). Он обязан созвать заседание по
требованию представителей, по крайней мере, двух земель, а также по требованию
федерального правительства. Бундесрат участвует в издании актов правительства.
Акты правительства и федеральных министров, имеющие политическое значение,
нуждаются в его одобрении.
Законодательный
процесс. Правом
законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты
Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю
палату. Депутаты Бундестага вносят законопроекты в Бундестаг только
коллективно: от имени фракции либо, если собраны подписи не менее 5% общего
числа депутатов Бундестага. Члены Бундесрата вносят законопроекты в Бундестаг
также группой (от земли), но направлять их в Бундестаг они могут только через
федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение.
Законопроекты правительства должны сначала вноситься в Бундесрат (для получения
мнения земель), а затем с мнением Бундесрата в течение шести недель должны быть
переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может
передать его в Бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты (она будет
рассматривать его потом).
Принятый
Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. Есть две процедуры принятия
текста последним. По некоторым вопросам согласие Бундесрата обязательно: для
законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об
отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам Бундесрат не
соглашается с текстом, принятым Бундестагом, а предлагает изменения и
дополнения, создается согласительный комитет из представителей Бундестага и
Бундесрата. Если согласительный комитет поддерживает решение Бундестага, то
Бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный
Бундестагом. Если комитет решение Бундестага не поддерживает, то Бундестаг
должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая
согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам
Бундесрат обладает, хотя и несколько ослабленным, правом вето.
Законопроекты
по другим вопросам, принятые Бундестагом, тоже должны передаваться в Бундесрат.
Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный
комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг вправе
принять закон без согласия Бундесрата. У Бундесрата сохраняется право в течение
двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается
Бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым
большинством голосов общего числа депутатов.
Страницы: 1, 2, 3
|