Помимо названных звеньев общей системы судов в каждом
американском штате имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рассматривать
дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило,
лишь краткосрочным лишением свободы, а также гражданские дела с небольшой
суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальных
городских, полицейских судов, иногда судов графств, судов общих сессий и т.п.
Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно обладающие
профессиональной юридической подготовкой.
Во многих штатах действуют также суды специальной
юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по
налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям
штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушении правил дорожного
движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних,
нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о
правонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям, не заботящимся
о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях,
пытаются разрешать семейные конфликты.1
Назначения на
все судейские должности в федеральных судах производятся президентом США с
согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом
кандидатуру. 2 К кандидатам на должности федеральных
судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в
этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или
университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Федеральные
судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в
результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных
федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок
либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.
Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством
других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными
полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего
штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета. В ряде
случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального
атторнея (прокурора), либо генерального атторнея штата, либо местного
атторнея (графства, города). Все эти должностные лица действуют автономно и не
находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные окружные
атторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полной
независимостью от генерального атторнея США, возглавляющего департамент
(министерство) юстиции. В 1978 г. был учрежден институт независимых
прокуроров, не подчиненных министру юстиции. Независимые прокуроры,
назначаемые Конгрессом, по своей инициативе рассматривают в соответствии с
законом об этике государственных служащих дела самых высокопоставленных
должностных лиц.
Важнейшая функция
атторнеев — поддержание обвинения в суде. При этом на стадии предания
суду представители обвинения в подавляющем большинстве случаев вынуждают
обвиняемого заключить так называемую сделку о признании вины. Она
означает обычно, что тот дает согласие на разбирательство его дела без участия
суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком
преступлении (например, в краже вместо ограбления) либо не требовать вынесения
смертного приговора, лишения свободы и т.п. Атторнеи вправе обжаловать в
вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных приговоров,
вынесенных судом присяжных. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи
выбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаря
поддержке той или иной политической партии.1
Полиция федерации состоит из
формирований, исходящих во многие федеральные департаменты, а также полиции округа
Колумбия, где находится столица страны. Основным среди формирований,
подчиненных центральному правительству, является созданное в 1908 г. Федеральное
бюро расследований Министерства юстиции (ФБР). К его подследственности
отнесено более 200 видов правонарушений, ответственность за которые
предусмотрена федеральным законодательством, в том числе почти все
преступления, имеющие политический характер и затрагивающие государственную
безопасность. Общей задачей ФБР является поддержание законности путем расследования
нарушений федерального уголовного законодательства, контрразведывательная
деятельность, оказание помощи другим федеральным и местным правоохранительным
службам.
Помимо ФБР
Министерству юстиции подчинены Служба маршалов (выполняет решения федеральных
судов) и Бюро тюрем. Казначейство США ведает Секретной службой,
занимающейся обеспечением безопасности президента и других высших должностных
лиц США, борьбой с фальшивомонетничеством и подделкой государственных ценных
бумаг, охраной объектов Казначейства в Вашингтоне, расследованием нарушений
законов о государственном имуществе и др. Казначейство руководит работой Бюро
по наркотикам, Береговой охраной и Таможенным бюро. К числу наиболее мощных
федеральных формирований принадлежит и Корпус военной полиции
Министерства обороны США. Члены его несут службу не только на национальной
территории, но и в других местах дислокации американских вооруженных сил.
Собственную
полицию, состоящую приблизительно из 2 тыс. человек, имеет Почтовая служба
США. Это формирование правомочно проводить расследования более чем по 100
составам преступлений, предусмотренных федеральным законодательством и имеющих
отношение к деятельности почты, грабёж, кража со взломом, воровство почтовых
отправлений, их хищения, мошенничество, незаконная пересылка взрывчатых
веществ, наркотиков и др.). Кроме того, его сотрудники осуществляют провождение
особо ценных грузов и охрану ведомственных объектов и транспорта.1
Полицейские организации штатов и других административно-территориальных единиц
США независимы одна от другой и от федеральной полиции.
Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам и
представительство интересов сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты.
Американские адвокаты действуют либо в составе адвокатских контор, либо
самостоятельно. Адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, и государственные
атторнеи объединены в ассоциации юристов штата (членство в такой ассоциации в
некоторых штатах является обязательным условием для занятия соответствующей
практикой). В масштабах всей страны деятельность этих объединений
координируется и направляется Американской ассоциацией юристов, насчитывающем
около 600 тыс. членов и представляющей собой весьма влиятельную политическую
силу. Эта ассоциация играет важную роль в процессах сближения законодательства
штатов, она нередко предлагает изменения в федеральном законодательстве,
занимается вопросами профессиональной этики и др.
В целом, судебная
и правоохранительная система отличаются достаточно сложной организацией,
автономностью при разрешении дел.
Заключение
США являются
одним из редких примеров успешного существования системы, основанной на жёстком
разделении властей. Между тем такое положение потребовало определённого
изменения первоначальной модели. Президентская власть усиливается, несмотря на
все попытки Конгресса противостоять этому. В то же время Президент не может
действовать без поддержки Конгресса, и несмотря на разделение властей они тесно
сотрудничают, что необходимо для выработки компромисса. Его поискам
благоприятствует отсутствие идеологических разногласий, разделяющих ведущие
политические партии.
Список использованной
литературы:
1. Автономов А.С.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби»,
Изд-во Проспект, 2005.
2. Арбузкин А.М. Конституционное
право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
3. Боботов С.В. Конституционная
юстиция. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994.
4. Ведерникова О. Отбор
кандидатов на судебные должности: опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5.
5. Глигич-Золотарёва М.В.
Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.
6. Губанов А.В. Зубов И.Н.
Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999.
7. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю.
Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001.
8. Жакке Ж-П. Конституционное
право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002.
9. Зарубежное избирательное
право: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2003.
10. Зяблюк Н. США: новый закон о
лоббистской деятельности // Бизнес и право. 1996. № 3.
11. Касаткина Н.М. Глава исполнительной
власти субъекта федерации (зарубежный опыт) // Очерки конституционного права
иностранных государств Учебное и научно-практическое пособие Отв.ред.Д.А.
Ковачев. – М., 1999.
12. Конституционное (государственное) право
зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии
/ Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2001.
13. Конституционное право зарубежных
стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. 2-е
изд., перераб. М.: Норма, 2005.
1
Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред.
М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005. С. 442.
[1]
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т.
4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.:
Изд-во НОРМА, 2001. С. 33.
[2] Арбузкин
А.М. Конституционное право зарубежных стран:Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
С. 182.
[3]
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т.
4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.:
Изд-во НОРМА, 2001. С. 17-18..
[4] Чиркин
В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрист, 2005. С. 393.
[5] Зяблюк Н.
США: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и право. 1996. № 3. С.
46.
[6] Практика лоббизма в
Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации: научное издание
/п.А.Толстых. М.: Канон +, 2006. С. 177.
[7] Арбузкин
А.М. Конституционное право зарубежных стран:Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
С. 172.
[8] Боботов
С.В. Конституционная юстиция. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994. С.25-26.
1 Сборник нормативных правовых актов
зарубежного избирательного законодательства. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. С.
23
1 Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА,
2003. С. 5
[9] Чиркин
В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрист, 2005. С. 402.
[10] Шумилов
В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С.65.
1 Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие.
М.: Юристъ, 2004. С. 214..
[11] Лафитский
В.И. Правовое регулирование президентских выборов в США. М.: РЦОИТ, 2004. С.
50.
[12] Сборник нормативных правовых актов зарубежного
избирательного законодательства. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. С. 23
[13] Лафитский
В.И. Правовое регулирование президентских выборов в США. М.: РЦОИТ, 2004. С.
72.
[14]
Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит.,
1994. С. 96.
[15] Шумилов
В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С.99.
[16] Цаликова
М.Б. Президент и Конгресс США на международной арене // Конституционное и
муниципальное право. 2001. № 3. С. 28-29.
[17] Лафитский
В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Институты конституционного права
иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002. С.334-335.
[18] Арбузкин
А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
С. 184.
[19] Жакке
Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с
франц. М.: Юрист, 2002. С. 140.
1
Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред.
М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005. С. 473.
[20] Лафитский
В.И. Правовые институты чрезвычайного режима в США // Институты
конституционного права иностранных государств. М..: «Городец-издат», 2002. С.
421 – 429.
[21] Жакке
Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с
франц. М.: Юрист, 2002. С . 144.
[22] Чиркин
В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрист, 2005. С. 411.
[23] Автономов
А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК
«Велби», Изд-во Проспект, 2005. С. 373.
[24] Шумилов
В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С.75.
[25] Шумилов
В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С. 87.
1 Правовые системы стран мира, Энциклопедический
справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 611.
1
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд.,
перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. С. 415.
1
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрид. лит., 1993.
С. 185.
2 Подробнее: Ведерникова О. Отбор кандидатов на судебные должности:
опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5. с. 13-14.
1 Правовые системы стран мира,
Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд. М.: Изд-во
НОРМА, 2001. С. 616.
1
Губанов А.В. Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999. С. 68-69.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|