Функции
Администрации Президента выполняет Исполнительное управление, созданное указом
Президента в 1939 г. В нём сосредоточены подразделения исполнительной власти,
подчинённые непосредственно Президенту и оказывающие ему помощь в выполнении им
своих обязанностей (около 2 тысяч человек). В состав Исполнительного управления
входят: Управление Белого Дома; Административно-бюджетное управление; Экономический
совет; Совет национальной безопасности; Управление по национальной политике
борьбы с наркотиками и др.)[15].
Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях,
вправе заключать международные договоры, которые нуждаются в ратификации
Сената. Когда Сенат отказывается поддержать договор необходимым большинством в
2/3. Президент может представить его обеим палатам в форме совместной
резолюции, которая требует простого большинства голосов.
В целях избегания
неопределённостью договорного процесса президенты всё чаще обращаются к
использованию исполнительных соглашений - международных договоров, которые
заключаются от имени США, но не требуют одобрения Сената.[16]
Президент является
главнокомандующим Вооруженными силами и национальной гвардией (милицией
штатов). На основе его решений американские войска вели войну против Испании
(1898 г.), во Вьетнаме, Ливане, бомбили Ливию, осуществляли военные операции в
Гренаде, Сомали, в 1999 г. (в составе сил НАТО) в Югославии, в 2003 г. в Ираке.
Всего войска за рубежом использовались более 200 раз, а к формальному
объявлению войны Конгресс прибегал только в пяти случаях. В соответствии с
Резолюцией о военных полномочиях 1973 г. прежде чем применить военную силу,
Президент обязан консультироваться с Конгрессом. Если военные действия
начались, Президент должен в течение 48 часов представить Конгрессу доклад в
письменном виде. Без санкции Конгресса военные действия могут продолжаться не
более 60 дней. В крайних случаях указанный срок продлевается ещё на 30 дней,
если Президент полагает, что это необходимо для безопасного вывода вооружённых
сил США.[17]
В сентябре 2002 г. Президент Дж.Буш обнародовал «Стратегию США в области
национальной безопасности», согласно которой США берут на себя роль
организатора и исполнителя мер противодействия международному терроризму вне
связи с деятельностью ООН.[18]
Президент имеет
важные полномочия по отношению к Конгрессу: он обращается к нему с ежегодными
посланиями о положении страны, с бюджетными посланиями, рекомендует принятие
определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует
законы и имеет право отлагательного вето. Традиционно вето может быть применено
только в отношении закона в целом. Однако закон от 9 апреля 19996 г. разрешает Президенту
аннулировать некоторые финансовые положения какого-либо закона. Решение об
аннулировании должно быть направлено в Конгресс не позднее 5 дней после
окончания соответствующей парламентской процедуры.[19]
Вето может быть
преодолено обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев в
каждой), причем на практике преодолевается значительное меньшинство всех вето
Президента (за всю историю страны — 105 из приблизительно 1430 вето). Для
подписания закона Президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишет
закон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силу без
подписи Президента. Если Президент не подпишет закон до окончания сессии
Конгресса, которому остается заседать менее 10 дней, действует так называемое
карманное вето: неподписанный закон на следующей сессии должен рассматриваться
как новый, с соблюдением полной процедуры. Он несет ответственность за
подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие
документы Конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров,
награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия.
Осуществляя свои
полномочия. Президент издаёт различные правовые акты, многие из которых
имеют нормативный характер: исполнительные приказы, которые основываются
на законах или на делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросы
государственного управления; реорганизованные планы, с помощью которых
вносятся изменения в систему органов исполнительной власти, но с последующем
утверждением Конгрессом; инструкции, директивы, правила и положения.1
Президент издаёт
специальный акт – Прокламации о введении чрезвычайного режима. В указанном акте
должны чётко фиксироваться основания введения чрезвычайного режима, территория
и срок его действия, правовые последствия, а также полномочия соответствующих
государственных органов и должностных лиц. Прокламация о введении чрезвычайного
положения должна быть незамедлительно передана в Конгресс США и опубликована в
официальном издании нормативных актов федеральной исполнительной власти. Однако
в одобрении или утверждении со стороны Конгресса Прокламация не нуждается.
После объявления чрезвычайного положения в непосредственное подчинение
Президента переходит Национальная гвардия, которая в обычных условиях находится
под юрисдикцией штатов.
Прекращение
чрезвычайного режима, согласно Закону о национальном чрезвычайном положении
1976 г., осуществляется в трёх формах: а) прокламации президента о прекращении
чрезвычайного режима; б) совпадающей резолюции палат Конгресса о прекращении
чрезвычайного режима, не подлежащей вето со стороны президента; в)
автоматического прекращения чрезвычайного положения.[20]
Президент США
политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть
отрешён им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в
измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает
Палата представителей Конгресса, она же формулирует обвинение, принимаемое
большинством голосов общего состава палаты. Документ, содержащий обвинение,
передается в Сенат, который рассматривает дело по существу по правилам
уголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами
документов и т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела в Сенате
председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США.
Решение Сената принимается тайным голосованием, при этом требуется не менее 2/3
голосов от списочного числа сенаторов. В решении Сената говорится только об
отстранении Президента от должности или об отказе от этого. Если Президент отстранен,
он может быть, затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как
обычное лицо. Ни один Президент в порядке импичмента в США уволен с должности
не был, хотя Палата представителей возбуждала импичмент против Президента около
15 раз. До решения вопроса в Сенате дело дошло дважды (1868 г. — Э. Джонсон,
1999 г. — У. Клинтон). В обоих случаях 2/3 голосов в Сенате не было получено: в
1999 г. только 45 сенаторов считали, что Президент виновен в нарушении клятвы,
50 сенаторов в оказании давления на судебную власть.[21]
В порядке
импичмента могут быть смещены также некоторые высшие должностные лица —
вице-президент, министры, послы, федеральные судьи, губернаторы штатов и др. С
1797 г. импичменту подвергались около 15 человек (в том числе один министр,
один сенатор, а в большинстве — судьи), из них семь человек были признаны
виновными и отрешены от должности. Против Президента может быть обращен
гражданский иск не только как для представителя государства, но и как
физического лица. В соответствии с решением Верховного суда 1997 г. Президент
может быть вызван в суд, что и было осуществлено в отношении Президента У.
Клинтона, который был оштрафован на 90 тыс. долл. за ложь под присягой.[22]
Конституция не
упоминает о возможности отстранения Президента в связи с невозможностью
выполнять обязанности по состоянию здоровья и об отставке, но она имела место
(Президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 г., не дожидаясь угрожавшего
ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров
политических противников, что нарушало конституционный принцип тайны
коммуникаций).
Вице-президент
существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в
Сенате и выполняет отдельные поручения Президента. В 1985 г. по заявлению
президента Р.Рейгана его полномочия были переданы вице-президенту на период
действия наркоза во время проведения главе государства хирургической операции.[23] В 1947 г. был принят Закон о
преемственности президентской власти, который установил последовательность лиц,
замещающих пост президента, если он окажется вакантным. Законом определена
следующая очерёдность замещающих лиц: Вице-президент, Спикер Палаты представителей,
временный Председатель Сената, государственный секретарь и далее все
руководители министерств по хронологии их создания.[24] Поправкой ХХУ был урегулирован
вопрос о вакансии поста Вице-президента: его назначает президент и утверждают
обе палаты Конгресса. Так, в 1974 г., когда пост президента занял
вице-президент Дж. Форд, последний с одобрения Конгресса назначил
вице-президентом Н.Рокфеллера.
В целом, для
системы федеральных государственных органов характерно достаточное жёсткое
разделение полномочий при наличии гибких механизмов взаимодействия.
Вопрос 3. Судебная
власть и правоохранительные органы
В США функционируют параллельно единая федеральная система
судов и самостоятельные судебные системы штатов, округа Колумбия и четырех
федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит прежде
всего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным
законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по
спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между
гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска
превышает 10 000 долларов. По сумме исков
федеральная судебная компетенция начинается с 50 тысяч долларов.[25] К исключительной юрисдикции
федеральных судов относятся дела по уголовным преступлениям общефедерального
уровня, вопросы антитрестовского законодательства, банкротства, интеллектуальной
собственности, а также иски против Соединённых Штатов. Подавляющая часть
уголовных и гражданских дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно
небольшая их часть (5—10%) оказывается предметом разбирательства федеральных
судов.
В федеральную систему судов входят Верховный суд США,
апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Всю систему
федеральных судов возглавляет Верховный суд - единственное судебное
учреждение, упоминаемое в Конституции США, — состоит из девяти судей. Кворум,
необходимый для принятия решения, составляют шесть членов суда. Верховный суд
рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами,
по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и
некоторые другие. Основная его функция — рассмотрение жалоб на решения
нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут «федеральный
вопрос», а также просьб об отмене постановления любого суда, которым
признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или акт
Конгресса США. Верховный суд вправе также, если последует просьба
апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по
гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование.
Верховный суд принимает к разбирательству дела по своему усмотрению, если
признает их достаточно существенными и общезначимыми, что бывает относительно
редко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения лишь по 120—160
делам.1
Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве
судов промежуточной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В
настоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе
Колумбия, 11 — в каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3
до 10 штатов и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982
г. Апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по
таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда. В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до
23 судей. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членов
Верховного суда США.
Окружные суды (районные) — основное звено
федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с
учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех
округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях
США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из
которых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанции гражданские и
уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на
действия административных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по
большинству категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием
присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах
функционируют федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968
г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за
исполнением судебных решений. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их
дополнительные органы были учреждены суды по делам о банкротствах, которым
поручено рассмотрение этой весьма многочисленной категории дел.
Наряду с системой
общих судов существует несколько специализированных федеральных судов. Важное
место в ней занимает Претензионный суд, рассматривающий гражданские
иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10 000
долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и
по ряду других оснований. В 1980 г. был переименован в Суд по внешней
торговле прежний Суд по таможенным делам. Действует также Налоговый суд,
рассматривающий споры, которые возникают в связи с определением размеров
федеральных налогов и их уплатой. После террористического акта 2001 г.
Президент США, действуя в качестве главнокомандующего, учредил также
федеральные военные трибуналы для суда над иностранными террористами
(ранее военные трибуналы создавались в США только в военное время).
В США традиционно
значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида
приказов федерального судьи: Хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица
с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно
задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) — приказ судьи
прекратить бездействие и выполнить должное; запретительный инджанкшн — запрещение
должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо
действия или требование их прекращения.1
В американских штатах действуют весьма различающиеся между
собой системы судов. Чаще всего в штатах используются двух- и трехступенчатая
системы общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной
юрисдикции. Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название
верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным
судом. Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается председателем
суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом,
рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. В качестве суда
первой инстанции эти суды чаще всего издают лишь судебные приказы.
Суды промежуточной юрисдикции (апелляционные) созданы
в ряде штатов для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой
инстанции и других судебных учреждений. Основное звено судебной системы штатов
— суды общей юрисдикции (окружными судами). Дела в окружных судах
рассматриваются либо единоличными судьями, либо судьями с участием присяжных
заседателей. В настоящее время количество присяжных заседателей в
американских судах любых инстанций, в том числе и в федеральной системе судов,
составляет при разбирательстве уголовных дел 12 или меньше, но не менее шести
присяжных, при разбирательстве гражданских дел — чаще всего шесть. В
большинстве штатов для признания подсудимого виновным требуется вынесение
присяжными единогласного вердикта. Назначение подсудимому наказания, как
правило, входит в компетенцию только судьи, однако в некоторых штатах присяжные
своим вердиктом должны решать и вопросы наказания (о допустимости вынесения
смертного приговора и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|