На
практике наиболее часто интеллектуальный подлог, наказуемый по ст. 327 УК РФ,
встречается при изготовлении документа с помощью похищенных или незаконно
изъятых печатей, бланков, заранее проставленных подписей; при введении в
заблуждение лица, утверждающего документ (например, замена страницы, не
датирование документа и т. п.); в случае составления документа от имени
несуществующей (ликвидированной) организации с использованием ее реквизитов, и
т. п.
Таким
образом, состав преступления «подделка, изготовление и использование подложных
документов» (ст. 327 УК РФ) не только материальный, но и интеллектуальный подлог.
В
соответствии с Планом счетов учет расчетов с работниками по суммам, выданным им
под отчет на административно-хозяйственные, операционные и командировочные
расходы, осуществляется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Для
учета денежных средств, выданных и израсходованных подотчетными лицами на
административно-хозяйственные расходы, применяется унифицированная форма
"Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденная постановлением
Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. N 55.
Проверенный
бухгалтером авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на
это лицом и принимается к бухгалтерскому учету.
При
выдаче работнику аванса на командировку делается в учете запись:
Дебет
71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит
50-1 "Касса организации" - выданы работнику наличные денежные
средства (дорожные чеки) для оплаты командировочных расходов.
Если
денежные средства для оплаты командировочных расходов зачисляются на
корпоративную пластиковую карту, в учете следует сделать записи:
Дебет
55 "Специальные счета в банках",
Кредит
51 "Расчетные счета" (52) - перечислены денежные средства на
специальный карточный счет;
Дебет
71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит
55 "Специальные счета в банках" - учтена сумма аванса, выданного
работнику для оплаты командировочных расходов.
Порядок
отражения в учете расходов командированного работника зависит от цели
командировки.
Если командировка необходима для нужд
основного (вспомогательного или обслуживающего) производства, то расходы
работника отражаются проводкой:
Дебет
20 "Основное производство" (23, 29),
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке,
необходимой для нужд основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Если
командировка связана с управленческой деятельностью организации (например,
проверка деятельности филиала, участие в собрании акционеров), то расходы
отражаются записью:
Дебет
26 "Общехозяйственные расходы",
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке,
необходимой для управленческих нужд организации.
Если командировка была связана с продажами
товаров или готовой продукции, то расходы по ней отражаются записью:
Дебет
44 "Расходы на продажу",
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке,
связанной с продажей товаров или готовой продукции.
Затраты на командировку, связанную с
приобретением того или иного имущества, увеличивают его стоимость. Такие
затраты отразите записью:
Дебет
08 "Вложения во внеоборотные активы" (07, 10, 41),
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны затраты по командировке,
связанной с покупкой нематериальных активов или основных средств (материалов,
товаров).
Расходы по командировке, целью которой
является покупка и доставка материалов, товаров, приобретение или создание
основных средств, относятся на их стоимость, а не на счета учета затрат, если
авансовый отчет отражен до даты списания материалов в производство, ввода в
эксплуатацию основных средств. Цель командировки должна быть одинаково указана
во всех документах, оформленных в связи с командировкой: в приказе
(распоряжении) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), в
командировочном удостоверении (форма Т-10) и в служебном задании для
направления в командировку и отчете о его выполнении (форма Т-10а), в путевом
листе. Учет расходов по командировкам, связанным с приобретением и созданием
основных средств, требует более строгого подхода, чем по материалам, так как от
стоимости основных средств зависит сумма налога на имущество. Здесь
командировочные расходы учитываются в стоимости основных средств. В случае если
подотчетное лицо заявило о себе как о представителе организации, т.е.
предъявило доверенность, счет-фактура должен быть выписан.
Сумму НДС по командировочным расходам
списывается проводками:
Дебет
19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - учтена сумма НДС по
командировочным расходам;
Дебет
68 субсчет "Расчеты по НДС",
Кредит
19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" -
произведен налоговый вычет (на основании счетов-фактур, полученных от
поставщиков товаров (работ, услуг)).
Сумма
НДС по расходам непроизводственного характера к вычету не принимается. Такая
сумма списывается проводкой:
Дебет
91-2 "Прочие расходы",
Кредит
19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" -
списан НДС по расходам непроизводственного характера.
Если работник вашей организации ездил в
командировку, связанную с возвратом и транспортировкой бракованной продукции,
расходы по ней отражаются так:
Дебет
28 "Брак в производстве",
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке,
связанной с возвратом и транспортировкой бракованной продукции[7].
Если командировка связана с получением
организацией прочих доходов (например, заключение работником договора о
предоставлении имущества организации в аренду), то расходы командированного
лица списываются проводкой:
Дебет
91-2 "Прочие расходы",
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке,
связанной с получением организацией прочих доходов.
Такая
же проводка делается, если работник оплатил в командировке те или иные расходы
непроизводственного характера (например, расходы на осуществление спортивных
мероприятий, отдыха, развлечений и т.п.) и организация их возмещает.
Если работник израсходовал в командировке
сумму большую, чем выданный аванс, то эту сумму ему необходимо возместить.
Такую операцию отразите записью:
Дебет
71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит
50-1 "Касса организации" - возмещены работнику затраты по
командировке, превышающие ранее выданный аванс.
Остаток
неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по
приходному кассовому ордеру (форма N КО-1, утвержденная постановлением
Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. N 88) в установленном порядке:
Дебет
50 "Касса",
Кредит
71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму неизрасходованных денежных
средств, возвращенных в кассу организации.
Командировочные
расходы включаются в состав прочих затрат (п. 8 ПБУ 10/99).
Не следует забывать о том, что при выплате
зарплаты удержания не должны быть больше 20% от суммы заработной платы работника.
Размер удержаний может быть увеличен до 50%, если представлены два или больше
исполнительных документов. Если работник оспаривает данную ситуацию, то
денежные средства могут быть взысканы в судебном порядке. В этом случае
используются счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с
персоналом по прочим операциям".
В
бухгалтерском учете отражаются следующие проводки:
Дебет
94,
Кредит
71 - отражены денежные средства, не возвращенные в установленные сроки;
Дебет
70,
Кредит
94 - удерживаются из заработной платы работника не возвращенные в установленные
сроки денежные средства;
Дебет
73,
Кредит
94 - взысканы не возвращенные в установленные сроки денежные средства в случае,
когда они не могут быть удержаны из заработной платы работника организации.
Сумма расходов на проживание
командированного работника, оплаченная организацией, налогом на доходы
физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное
пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
не облагается (п. 3 ст. 217, п. 1 ст. 238 НК РФ, п. 4 постановления
Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 184, п. 10 Перечня выплат, на которые не
начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765).
Суммы НДС, уплаченные за наем жилого
помещения и дополнительные услуги, оказанные в гостинице в период проживания
(за исключением услуг баров и ресторанов, услуг по обслуживанию в номере, услуг
по использованию рекреационно-оздоровительных объектов), принимаются к вычету.
Для
этого необходимо, чтобы расходы были произведены для осуществления
деятельности, облагаемой НДС, и уменьшали налогооблагаемую прибыль фирмы.
Налоговый
вычет производится на основании:
1)
счета-фактуры гостиницы;
2)
расчетных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (кассовый
чек, бланк строгой отчетности и т.п.).
Сумма расходов на проживание
командированного работника и сумма расходов по проезду командированного
работника, оплаченная организацией, налогом на доходы физических лиц, единым
социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и
на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагается (п. 3 ст.
217, п. 1 ст. 238 НК РФ, п. 4 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. N
184, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС
России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765).
Документально не подтвержденные расходы налогооблагаемую прибыль организации не
уменьшают.
Расходы
по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному
работнику, включают:
1)
стоимость билета на транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и
т.д.);
2)
оплату услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;
3)
оплату за пользование в поездах постельными принадлежностями;
4)
стоимость проезда транспортом общего пользования к станции (пристани,
аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;
5)
сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
Сумма НДС по расходам, связанным с
проездом, принимается к вычету при условии, что пункты отправления и назначения
находятся на территории России.
Кроме
того, сумма НДС должна быть выделена в проездном документе (билет) отдельной
строкой. Счет-фактура в этом случае не требуется, так как билет является
бланком строгой отчетности.
Аналогично
принимается к вычету и сумма НДС при оплате в поезде постельных
принадлежностей, если она включена в цену билета.
Если
же стоимость постельных принадлежностей в цену билета не включена, а
подтверждается иными документами, счет-фактура обязателен.
Вы
можете предоставлять своим работникам денежные средства по договору займа. В
этом случае с работником заключается письменный договор.
В
договоре указываются сумма займа, срок, на который он выдается, а также порядок
возврата займа (целиком или частями, вносятся деньги в кассу или сумма займа
удерживается из зарплаты и т.д.).
Порядок
удержания средств из заработной платы работника также определяется договором.
Сумма займа, которая может быть удержана из заработной платы работника,
действующим законодательством не ограничена.
Если
срок возврата займа в договоре не указан, то работник обязан вернуть деньги в
течение 30 дней после того, как вы этого потребуете (ст. 810 ГК РФ).
В
договоре вы можете предусмотреть, что за пользование займом работник должен
уплатить проценты. Как правило, договор займа предусматривает, что проценты
выплачиваются ежемесячно, но вы можете установить и любой другой порядок их
уплаты.
Сумма
займа не облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом
и взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний.
Для
определения суммы материальной выгоды бухгалтеру необходимо:
1)
рассчитать сумму процентов по заемным средствам исходя из 3/4 ставки
рефинансирования Банка России (по займам, выданным в рублях) или 9% годовых (по
займам, выданным в валюте);
2)
вычесть из суммы процентов, определенных исходя из 3/4 ставки рефинансирования
Банка России (по займам, выданным в рублях) или 9 % годовых (по займам,
выданным в валюте), сумму процентов, которую должен уплатить сотрудник по
займу.
С
этой разницы налог удерживается по ставке 35%.
При
исчислении налога сумма материальной выгоды на налоговые вычеты не уменьшается.
Налог
на доходы с материальной выгоды работник должен уплачивать самостоятельно.
Однако он может поручить уплату налога организации. В этом случае работник
должен оформить нотариально заверенную доверенность. В доверенности должно быть
указано, что организация выступает в роли налогового представителя работника.
Взносом
на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное
страхование материальная выгода не облагается.
Сумма займа, выданного работнику,
учитывается на субсчете 73-1 "Расчеты по предоставленным займам".
При
выдаче займа дается проводка:
Дебет
73-1,
Кредит
50-1 (51) - сумма займа выдана работнику из кассы (перечислена с расчетного
счета на банковский счет работника).
Проценты,
начисленные по займу, отражается записью:
Дебет
73-1,
Кредит
91-1 - начислены проценты за пользование займом.
Сумму налога на доходы физических лиц с
материальной выгоды, полученной работником, при наличии соответствующей
доверенности отражается проводкой:
Дебет
70,
Кредит
68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" - налог на
доходы физических лиц с суммы материальной выгоды удержан из заработной платы
работника.
При
удержании суммы займа (процентов по нему) из заработной платы работника дается
проводка:
Дебет
70,
Кредит
73-1 - удержана сумма займа (процентов по нему) из заработной платы работника.
Если работник вносит сумму займа
(процентов по нему) в кассу или на расчетный счет организации, делается запись:
Дебет
50-1 (51),
Кредит
73-1 - работник внес сумму займа (процентов по нему) на расчетный счет
организации.
Пример
1
января 2005 г. ЗАО "Витязь" предоставило своему работнику А.Н.
Иванову заем в сумме 30 000 руб. на 6 месяцев.
Согласно
договору Иванов должен ежеквартально уплачивать проценты за пользование займом
в сумме 375 руб.
Вернуть
сумму займа "Витязю" Иванов должен по окончании действия договора.
Удержание
и уплату налога на доходы физических лиц с суммы материальной выгоды
осуществляет организация на основании доверенности, выданной Ивановым.
Проценты
по займу удерживаются из заработной платы Иванова. Оклад Иванова - 6500 руб.
С
января 2005 г. при исчислении налога на доходы физических лиц заработная плата
Иванова на стандартный налоговый вычет в 400 руб. не уменьшается, поскольку его
доход в этом месяце превысил 20 000 руб.
Организация
уплачивает взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний по ставке 3%, а единый социальный налог - по
ставке 26%.
Предположим,
что ставка рефинансирования Банка России - 13 % годовых.
Сумма
материальной выгоды, полученной Ивановым за I квартал 2005 г., составит:
30
000 руб. х 13%/365 дн. х 90 дн. х 3/4 - 375 руб. = 345,90 руб.
При
выдаче займа Иванову бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:
Дебет
73-1,
Кредит
50-1 - 30 000 руб. - сумма займа выдана Иванову из кассы.
В
апреле 2005 г. бухгалтер "Витязя" должен сделать проводки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|