Американские интересы можно охарактеризовать следующим
образом: энергоресурсы, геополитическая стабильность, военная безопасность. При
этом борьба Белого дома за соблюдение демократии и прав человека во всем мире
не является самоцелью, а представляет собой, во-первых, инструмент давления на
те или иные режимы, а во-вторых, является отражением весьма спорного убеждения
американской политической элиты, что только демократические режимы могут
обеспечить социальную стабильность. Все это необходимо учитывать при анализе
стратегии США в Центральной Азии.
Стратегические интересы Китая в Центральной Азии сопоставимы
с аналогичными интересами России. Пекин в не меньшей степени, чем Москва
заинтересован в экономическом сотрудничестве с государствами региона, в их
природных ресурсах, а также в сохранении стабильности на своих западных
границах. У тех специалистов, которые рассматривают появление американских
военных баз в регионе как угрозу безопасности КНР, должна вызвать удивление та
сдержанность, которую проявлял Пекин на протяжении всего 2002 г. Этому может
быть только одно объяснение: реальное пересечение геополитических интересов США
и Китая и узел противоречий между ними лежат далеко не в Центральной Азии, а в
зоне АТР, в Тайваньском проливе. Тем более, что ткань китайско-американских
отношений представляет собой настолько сложную структуру, в которой тесно
переплетены взаимная заинтересованность и взаимные противоречия, что
геополитическое соперничество между ними в Центральной Азии является лишь одним
из многих элементов.
Тем не менее, несмотря на внешнюю сдержанность, Китай
проявлял беспокойство относительно дальнейших перспектив Центральной Азии,
неясной позиции России и судьбы ШОС. На наш взгляд, Пекин придает чрезмерное
значение этой организации, видя только в ней единственный для себя путь
геополитического влияния на Центральную Азию и достижения консенсуса с Москвой.
Стремительное появление США в регионе продемонстрировало, помимо всего прочего,
насколько пока еще слабой геополитической конструкцией является ШОС.
По-видимому, в Пекине сделали вывод из этого опыта. Но определять стратегию КНР
в отношении Центральной Азии, как и всю внешнюю политику страны, уже будет
новое руководство партии: в ноябре 2002 г. состоялся 16-й съезд КПК, на котором
произошло обновление руководящего состава партии и народной Республики. Это означает,
что какое-то время Пекин будет занят пересмотром и модернизацией своей внешней
политики. В настоящее время представляется сложным предсказать, какие
направления новое руководство Китая выберет в качестве приоритетных. Но в любом
случае и вне зависимости от того, как будут складываться китайско-американские
или китайско-российские отношения, прежние приоритеты Пекина в отношении
Центральной Азии будут сохраняться. Таким образом, можно с достаточно большой
долей вероятности прогнозировать, что в лице КНР страны региона будут иметь
стабильного геополитического партнера.
Еще несколько лет назад Европа рассматривалась в качестве
альтернативной Соединенным Штатам экономической и политической силы, способной
взять под свое геополитическое влияние Каспийский регион и Центральную Азию.
Эти надежды в политических кругах Европейского Союза выросли в результате
различных широкомасштабных проектов, которые финансировал ЕС на территории
Восточной Европы и СНГ - программа ТАСИС, ТРАСЕКА, ИНОГАТЭ и др. Но на этом примере,
как и в ходе войны на Балканах, еще раз подтвердилась истина, что, будучи
экономическим гигантом, Евросоюз не может пока еще по ряду объективных причин
достичь статуса эффективной геополитической силы.
Претензии европейских политиков видеть в ЕС геополитическую
державу с глобальным влиянием наиболее ярко проявляются на двух примерах:
во-первых, это создание единой европейской армии и проведение общей внешней
политики и стратегии Евросоюза; во-вторых, это стремление установить
европейский контроль над энергетическими ресурсами Центральной Евразии, в
первую очередь в Каспийском регионе. События после 11 сентября и операция в
Афганистане продемонстрировали иллюзорность и преждевременность таких ожиданий.
Вклад европейских держав (кроме Великобритании) в военную операцию был
символическим, а солидарность с США - риторической. С трудом европейские
компании отстаивают свои интересы в Иране и на Каспии, но пока нет и намека на
масштабный приток инвестиций из стран ЕС. Фактически повисла в воздухе европейская
идея создать Пакт стабильности для Каспийского моря под эгидой Евросоюза.
Единственным инструментом европейского влияния в этой области остается
Европейская Энергетическая Хартия, к которой несколько лет назад присоединился
и Казахстан.
Все это создает предпосылки для активного экономического
сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии. Географические и
экономические реалии показывают, что наиболее перспективным рынком для
каспийских углеводородов является европейский. В целом ЕС, безусловно, является
мощным стабилизирующим фактором в мире, что подтверждается, к примеру, на
Ближнем Востоке. Таким образом, геополитическое укрепление ЕС и усиление его
влияния на Центральную Азию через интенсификацию экономического, политического
и институционального сотрудничества в будущем можно рассматривать как
позитивный процесс. И не следует забывать, что как участники ОБСЕ мы
рассматриваемся в Брюсселе как часть европейского политического и
цивилизационного пространства, как элемент "Большой Европы - от Ванкувера
до Владивостока".
Суть геополитической интриги, закрученной вокруг судьбы
каспийской нефти, общеизвестна и состоит в ответе на вопрос: кто будет
контролировать магистральные трубопроводы, соединяющие каспийские месторождения
с потенциальными рынками сбыта? С точки зрения классической геополитики
победителем будет считаться тот, кто сможет держать под контролем нефтепроводы.
Такой подход в некоторой степени объясняет прежнее навязчивое
стремление Вашингтона любой ценой добиться того, чтобы магистральный
трубопровод не зависел от России и Ирана. Но он все же не дает целостной
картины происходящего. До сих пор нет ясности с точными объемами нефтяных
ресурсов на Каспии, реальной стоимости их добычи и транспортировки и т.д.
Поскольку США ведут крайне сложную игру в Персидском заливе, нацеленную на
радикальное и долгосрочное понижение цен на нефть после установления своего
контроля в Ираке, трудно предсказать, какая судьба ждет каспийские проекты. При
падении мировых цен на нефть до 16 долларов за баррель и ниже коммерческая
разработка каспийской нефти, в том числе казахстанской, становится
проблематичной. С другой стороны, в последнее время США демонстрируют решимость
в отношении Каспия и других источников энергоресурсов Центральной Евразии; они
намерены превратить их в серьезную альтернативу ближневосточной нефти в
качестве источника энергии для экономики Запада. Такую же позицию занимают и
европейские страны. Если ход событий будет развиваться по этому сценарию, то
геополитическая картина в Центральной Азии должна в перспективе
стабилизироваться.
Обзор внешней политики Казахстана в течение года, прошедшего
после событий 11 сентября, показывает, что в этот период внешняя политика
нашего государства была чрезвычайно активной. Во-первых, Астана сразу же поддержала
борьбу с международным терроризмом и антитеррористическую кампанию в
Афганистане. Казахстан не только с первых дней выразил свою солидарность с
подвергшимися террористической атаке США, но и первым дал согласие на
использование своего воздушного пространства авиацией антитеррористической
коалиции. Это решение имело большой политический смысл и оказало влияние на
внешнюю политику РК в течение последнего года.
Данный фактор способствовал тому, что проблема безопасности
оставалась одним из центральных вопросов внешнеполитической активности
Казахстана в течение этого года. Тема безопасности в Центральной Азии
затрагивалась в рамках саммита СНГ в Алматы, а также саммитов ДКБ и ШОС, в
которых активное участие принимал Казахстан. Самым значительным событием в этой
области стало первое Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии,
проведенное в Алматы в июне 2002 г.
Саммит СВМДА не только показал актуальность проблем
безопасности для нашего региона и в целом азиатского континента, но и
практически доказал, что казахстанская инициатива, с которой впервые выступил
Президент Н.Назарбаев десять лет назад в ООН, превратилась в политическую
реальность и неотъемлемую часть международных отношений.
Внешнеполитическая хроника РК за последний год показывает, что
Астана поддерживала интенсивные отношения со всеми своими традиционными
партнерами в Центральной Азии, СНГ, Европе, Америке и Азии. Казахстан сохранил
и развивал дальше основные направления своей многовекторной внешней политики. В
сложных условиях международной антитеррористической кампании многовекторная
политика РК еще раз подтвердила свою целесообразность.
Следует обратить внимание еще на один аспект внешней политики
РК в этот период: несмотря на то, что Казахстан активно поддерживал
внешнеполитические связи на двустороннем уровне, за последний год в нашей
политике заметно возросло значение регионального фактора и многосторонних
связей. Главный вывод, который следует из анализа нашей внешней политики,
заключается в том, что она сохранила свой сбалансированный и взвешенный
характер.
Казахстан находится в относительно более благоприятном
положении с точки зрения внешнеполитической безопасности, чем его соседи по
региону. Но вопросы сохранения безопасности и стабильности нашего государства,
тем не менее, не теряют свою актуальность. Анализ сложных и противоречивых
процессов в международной жизни, и геополитике после 11 сентября 2001 г., в
которые был вовлечен Казахстан и весь Центральноазиатский регион, только
подтверждает этот факт.
Рассматривая возможные сценарии развития российско-китайских
отношений на рубеже XXI века и в более отдаленной перспективе, многие
эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического
партнерства России и Китая[17], но даже, в некоторых
вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же
время есть и другие политологи, которые говорят о "китайской угрозе"
и очень высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии.
Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов.
Смена правительств в КНР и РФ в 1998
г., напряженная социально-политическая и экономическая обстановка в России,
нестабильное положение на Северном Кавказе и в Таджикистане, перманентные
забастовки и антиправительственные выступления шахтеров Кузбасса и Дальнего
Востока, стихийные бедствия в ряде районов России - все это не может не
отразиться на поступательном развитии российско-китайских отношений.
Есть основания предполагать что в связи с затянувшимся
кризисом в России в политике КНР могут произойти определенные коррективы в
сторону ее прохладного и даже жесткого отношения к нашей стране, во всяком случае
перевода этих отношений на сдержанно-официальную и прагматическую основу.
Сегодня очевидно, что медовый месяц российско-китайских
отношений закончился.
В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы
как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях
Главной и первоочередной задачей для российской стороны в
отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и
практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на
равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое
взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но
и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых
решений.
В плане двусторонних отношений российская сторона придает
первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе
регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав
правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие
решения, определяющие основные направления развития двусторонних отношений.
Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему
регулярных встреч на высшем уровне, наполняя каждую из них конкретным
содержанием и не допуская, чтобы они со временем обесценивались и приобретали
формальный характер. В этом залог добрососедских и деловых отношений их
дальнейшего укрепления и развития.
В деле согласования позиций сторон по конкретным политическим
и международным проблемам весьма эффективной является существующая система
консультаций по линии МИД двух стран. Для согласования неотложных срочных
вопросов получена хорошая возможность использовать установленную "горячую
линию" правительственной связи между Москвой и Пекином.
С учетом накопленного опыта и достигнутых успехов в
урегулировании пограничных вопросов соответствующим пограничным комиссиям и
группам двух стран следовало бы продолжить эту работу и на базе соглашений 1991
и 1994 гг. подготовить и подписать новый Договор о границе между РФ и КНР,
решив тем самым окончательно пограничные проблемы. Нерешенность вопроса о
принадлежности островов у Хабаровска и на реке Аргунь - мина замедленного
действия и ее надо устранять. Лучше это делать в спокойной, мирной обстановке.
Основой для действий сторон должна стать совместная Декларация Б.Ельцина и Цзян
Цзэминя от 10 ноября 1997 г. о завершении демаркации Восточного участка
российско-китайской границы.
Экономические и торговые отношения двух стран на практике
заметно отстают от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия
и взаимопонимания. Здесь сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия
и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы
сотрудничества в различных областях. В декабре 1996 г. был создан механизм
регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Работает российско-китайская
комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В
ноябре 1997 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям
экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме
отражены пожелания и намерения сторон.
По мнению сторон, на современном этапе важными, если не
главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества,
становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны
соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов
из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство
Ляньюньганской АЭС. Разрабатываются планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии
из Иркутской области в Китай, проекты освоения газовых месторождений на
территории Китая, строительства угле-проводов в КНР на основе российской
технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации,
создания совместных предприятий.
Подписано межправительственное торговое соглашение на
1997-2000 гг. Создан российско-китайский комитет по приграничному и
межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, достигнуто соглашение о
создании на границе Читинской области зоны беспошлинной торговли; готовится
соглашение о временной трудовой деятельности граждан двух стран, т.е.
контролируемой трудовой миграции.
В рамках совместной Комиссии по подготовке регулярных встреч
глав правительств образуются межправительственные подкомиссии по
торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в областях
энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями
соответствующих министерств и ведомств. Обсуждаются вопросы о создании в России
совместно с КНР зоны технико-экономического развития, о создании ассоциации
машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей
"Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом,
проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и
подготовке соглашений по .широкому спектру торгово-экономического
сотрудничества.
Однако, к сожалению, на практике большинство из этих
соглашений, планов и договоренностей выполняются с большим напряжением или не
выполняются вовсе. Так, торжественные заверения сторон о намерении довести
товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов
оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля
составила 6 млрд. долларов т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд.
долларов, а в первом квартале 1998 г. она уменьшилась еще на 5% по сравнению с
тем же периодом 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел
ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь
сократила закупки товаров ширпотреба из Китая. Россия проиграла тендер на
поставку энергооборудования для ГЭС “Санься”, а предполагаемые доходы от
поставки оборудования для АЭС в Цзянсу в сумме 2 млрд. долларов в течение шести
лет не компенсируют утраченных шансов. Из-за финансовых трудностей сократился
объем взаимных инвестиций двух стран, без чего нельзя ожидать расширения
торгово-экономического сотрудничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|