Китайско-российские отношения на современном этапе
КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ПЛАН
Введение................................................................................................. 3
1. Перспективы стратегического партнерства
России и Китая............ 8
2. Российско-китайские торгово-экономические
отношения............. 14
3. Китайско-российские отношения в Центрально-азиатском
регионе 20
Заключение........................................................................................... 27
Список использованной литературы................................................... 35
На рубеже 80-90-х годов в отношениях между СССР и КНР
произошел радикальный поворот от полемики к конструктивному диалогу и
переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества на
международной арене к сотрудничеству и партнерству.
Важным шагом на этом пути стал визит М.Горбачева в КНР в мае
1989[1]
г. Переговоры на высшем уровне с китайскими руководителями и подписанное 18 мая
1989 г. советско-китайское коммюнике официально подтвердили нормализацию
советско-китайских отношений и положили начало качественно новому этапу их
развития.
"Закрыть прошлое, открыть будущее" - так определил
Дэн Сяопин цель этой первой после длительного перерыва (в 20 с лишним лет)
встречи на высшем уровне.
Нормализация отношений, зафиксированная в совместном
документе, свидетельствовала, что СССР и КНР не намерены возвращаться к
стратегическому союзу 50-х годов, но и не допустят конфронтации между ними,
подобной той, что была в 60-х и 70-х годах.
С декабря 1996 г. стал функционировать механизм регулярных встреч глав
правительств двух стран, которые проводятся не менее одного раза в год
поочередно в Москве и в Пекине.
Со временем отношения между Россией и Китаем устойчиво
развивались, интересы совпадали, а позиции по многим вопросам стали общими и
обоюдными.
На сегодня по словам многих экспертов, российско-китайское
взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение
авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых
делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение
Договора по ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического
порядка.
Россия и Китай имеют единый взгляд по такой проблеме, как
борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным
терроризмом.
Россия и Китай занимают единую позицию по проблеме
целостности России (Чечня) и Китая (Тибет, Синьцзян). Китай поддерживает
действия Правительства России в Чечне. Позиция России в отношении
"тайваньского вопроса" остается неизменной и заключается в том, что
правительство Китайской Народной Республики является единственным законным
правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой составной частью территории
Китая.
Важным подтверждением сохранения общих позиций стал недавно
подписанный в Москве новый российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе
и сотрудничестве.
Данное событие в мировой политике, оказалось довольно
значительным. По сути дела договор подвел итоги десятилетнего сотрудничества
между Китаем и Россией. Круг вопросов оказался довольно широк: проблемы
стратегической безопасности и стабильности в мире, региональная безопасность,
поиск новых резервов в развитии двусторонних связей. Договор является
бессрочным, поскольку после первых 20 лет действия каждое последующее пятилетие
автоматически продлевается.
Примечательно, что в новом российско-китайском договоре
отмечается, что "дружественные отношения двух стран являются
межгосударственными отношениями нового типа, строящимися на основе не
вступления в союз, не конфронтационности и ненаправленности против третьих
стран".
Однако стоит заметить, что причины и визита китайского
руководителя и подписание нового договора между Китаем и Россией расцениваются
аналитиками довольно неоднозначно.
Ряд аналитиков усматривают антизападную направленность
российско-китайского договора и рассматривают его как своего рода совместный
ответ на предполагаемое развертывание США системы НПРО. Тем более, что в
подписанном по итогам переговоров Московском совместном заявлении руководители
России и Китая принципиально подтвердили важность сохранения Договора по ПРО от
1972 года в его нынешнем виде, поскольку он является "краеугольным камнем
стратегической стабильности и основой сокращения стратегических наступательных
вооружений".
Зарубежные наблюдатели также указывают, что
российско-китайские отношения стали приоритетными во внешней политике Кремля во
многом из-за планов расширения НАТО. И переговоры лидеров РФ и КНР будут иметь
важное значение для укрепления стратегического партнерства двух стран.
Газета "Таймс" отмечает, что РФ и КНР испытывают
настороженность в связи с попытками США установить новый мировой порядок при их
лидирующей роли. С точки зрения Пекина, Запад во главе с США проявляет к нему
все большую враждебность, а РФ ищет партнера для сдерживания американского
глобального влияния.
Зарубежные эксперты указывают, что РФ и КНР намерены
выступить против политики гегемонии и создания блоков, имея в виду планы
расширения НАТО и упрочение американо-японской системы безопасности в
Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Многие российские политики отмечают, что внешняя политика
России будет наверняка переориентирована на восток, если Запад не
продемонстрирует понимание интересов Москвы при расширении НАТО.
Стратегическое партнерство между Москвой и Пекином может
стать серьезной угрозой для США и стран Европы как в дипломатическом, так и
военном отношении, считает ряд аналитиков.
На сегодня существует и довольно интересная точка зрения
относительно заметного и активного укрепления российско-китайских отношений.
"Интернэшнл геральд трибьюн" полагает, что Западу
не только не следует беспокоиться по поводу дальнейшего сближения РФ и КНР, но,
напротив, необходимо содействовать процессу разрядки напряженности между двумя
странами.
Тем более, что Запад уже выиграл от улучшения
российско-китайских отношений: КНДР готова к диалогу с Южной Кореей, у Москвы
появился стимул нормализовать отношения с Токио и активизировать сотрудничество
с Пекином в деле международного контроля над вооружениями.
Многие аналитики и эксперты все больше склоняются к единому
мнению, отмечая, что говорить о создании российско-китайского альянса,
противостоящего Западу, преждевременно, так как к этому пока не готовы ни
Россия, ни КНР.
По мнению российского аналитика Александра Иванова, причины
визита китайского лидера в Москву связаны не только с международным контекстом
событий и потребностями двустороннего формата отношений, но и связаны с
ситуацией в самом Китае. В частности в скором времени в китайском руководстве
готовится смена поколений, будут избраны новые руководители партии, государства
и правительства. Отсюда возможно, что с помощью договора председатель КНР
стремится сохранить преемственность в отношениях с Москвой. А будущий
российско-китайский договор не противоречит нормализации китайско-американских
или российско-американских отношений.
Однако если рассмотреть глубже интересы Китая, то можно
увидеть, что с помощью укрепления связей с Россией Китай намерен поднять свой
политический вес в глазах США по сравнению с Японией, которая, как известно,
является стратегическим союзником Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, за всем этим стремлением заключить незыблемый договор можно
разглядеть заинтересованность Китая в использовании альянса с Россией против
Японии и Индии для ослабления их давления на региональную политику в Азии.
В свою очередь заинтересованность России в укреплении
отношений с Китаем накануне саммита "большой восьмерки" также далеко
не случайна.
По мнению аналитиков, двусторонний российско-китайский формат должен быть
встроен в глобальные процессы. Поскольку для России Китай является на сегодня
важным "мостом" экономической интеграции в АТР. Китай демонстрирует
удивительные успехи в плане темпов роста экономики, привлечения иностранных
инвестиций, использования западного технологического опыта.
Со своей стороны, по мнению азербайджанского политолога
Махира Халифазаде, Россия способна предложить Китаю сотрудничество в военной
области: создание новой военной техники, подготовка военных кадров, продажа
современной авиатехники. Сотрудничество в области ядерных вооружений.
И все же союз России и Китая больше следует рассматривать как
налаживание цивилизованных и взаимовыгодных отношений. Поскольку высокий
уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это
важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в
целом.
1. Перспективы
стратегического партнерства России и Китая
В 2001 году, вступая в новое тысячелетие, Россия и Китай
отметят первые пять лет с того дня, как в Совместной российско-китайской
декларации, подписанной в Пекине 25 апреля 1996 года, был, выдвинут тезис о возможности
стратегического взаимодействия России и Китая в XXI веке[2].
Первоначально идея была обозначена как поддержание и
развитие между двумя государствами “долговременных и стабильных отношений
добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества”, что “отвечает
коренным интересам двух стран и народов, благоприятствует сохранению и
укреплению мира, стабильности и развитию в Азии и во всем мире”[3].
В Совместном российско-китайском коммюнике от 26 июня 1995
года уже говорилось об “активном и взаимовыгодном сотрудничестве между двумя
странами в различных областях в соответствии с принципами, зафиксированными в
двух российско-китайских декларациях, в духе обращенного в XXI век
конструктивного партнерства”[4].
А в 1996-м стороны применили в оценке перспектив отношений РФ
с КНР формулу “развивать отношения равноправного доверительного партнерства,
направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке”.
Понимание такого развития событий, общее видение перспектив
становления новой системы международных отношений были продиктованы как
внутренней логикой развития российско-китайских отношений, так и поведением
третьих стран на мировой арене и в Восточной Азии. Тезис о стратегическом
взаимодействии был сформулирован во время подготовки очередного визита
президента Б. Ельцина в Китай. Когда он и тогдашний министр иностранных дел Е.
Примаков в апреле 1996 года направлялись в Китай, пришло известие, что США и
Япония договорились о стратегическом сотрудничестве по проблемам безопасности в
XXI веке. Причем независимые американские эксперты указывают, что усиление
американо-японского альянса в области безопасности и сотрудничества в оборонной
политике было вызвано пусками Китаем в марте того же года ракет в районе
Тайваньского пролива[5].
После получения известия о том, что президент США и
премьер-министр Японии именно в формате стратегического взаимодействия
обозначили параметры взаимоотношений своих стран в XXI столетии, российскими
дипломатами были проведены консультации с китайским руководством. Стороны
решили включить формулировку о возможности стратегического взаимодействия
России с Китаем в документ о встрече лидеров двух стран.
В российской и китайской печати по проблеме стратегического
взаимодействия РФ с КНР высказываются разнообразные точки зрения.
Например, сотрудник Института Азии и Тихого океана Академии
общественных наук КНР Тан Шипин считает, что стремление сторон к
стратегическому партнерству вызвано тремя причинами:
1)
расширением
НАТО на восток,
2)
укреплением
союза безопасности между США и Японией,
3)
ощущением
слабости России и Китая в однополюсном мире.
Анализируя пессимистические оценки некоторых российских
политологов относительно самой возможности такого партнерства России с Китаем,
имеющего якобы конъюнктурный характер, Тан Шипин замечает, что в Китае взгляд
на эту проблему “более оптимистический”, так как дебатируется не вопрос о том,
в интересах ли Китая такое партнерство, а как далеко оно может простираться[6].
Анализируя перспективы стратегического партнерства двух
стран, необходимо брать в расчет следующие обстоятельства.
Во-первых, построение отношений стратегического партнерства —
это процесс творческий, здесь не может быть догматизма, обе стороны должны
постоянно учитывать накопленный опыт и те изменения, которые происходят на
мировой арене. Например, изменение количества ядерных держав, развитие
“исламской революции”, договоренности 1999 года о сотрудничестве армии США и
японских сил национальной обороны и другие факторы.
Во-вторых, приход к руководству РФ президента В. Путина, как
уже показала практика, означает укрепление международных позиций России,
обновление ее связей с Востоком, открывает новые возможности в развитии
российско-китайских отношений. Наконец, опубликованная 14 июля 2000 года новая
Концепция внешней политики РФ в качестве одной из основных задач выдвигает
“поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными
объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами
России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических
отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия”[7].
Это положение и становится концептуальной базой российско-китайского
стратегического партнерства в XXI веке.
Какие еще возможны направления стратегического
взаимодействия? Сегодня много говорится о проблемах глобализации мировой
экономики, мировой политики, мирового информационного пространства. О
пристальном внимании китайского руководства к этим проблемам свидетельствует
прошедший в Пекине 14-16 июня 2000 года форум XXI века “Экономическая глобализация
— Азия и Китай”, на котором председатель КНР Цзян Цзэминь призвал к построению
“справедливого, честного и рационального нового мирового экономического
порядка”[8].
Глобализация — это объективный процесс. С появлением
Интернета темпы сближения цивилизационных комплексов существенно ускорились.
Если мы будем отстаивать принципы полицентрического мира, народы придут к
должной глубине и степени взаимопонимания, чтобы исключить военную силу для
решения любых политических, экономических и других проблем. Это исторический
императив. В современном мире иного не дано.
Россия и Китай могут взаимодействовать для решения важных
проблем глобализации. Хотелось бы упомянуть проект XXI века, который называется
“Трансконтинентальный экономический мост” (он носит также обиходное название
“Новый шелковый путь”). В Китае идея создания транспортного коммуникационного
моста через центральные районы Евразии сформулирована в качестве
государственной политики. Еще в 1996— 1997 годах было принято соответствующее
постановление Госсовета и правительства. Прошел целый ряд конференций. В Европе
нашлись институты, правительственные и неправительственные, которые также
поддерживают эту идею. В чем ее суть?
Главное — это развитие центральных, наименее развитых районов
Евразии. Имеются в виду Западный Китай (Тибет, Синьцзян, провинции Ганьсу,
Шанси), Монголия, бывшие среднеазиатские, центральноазиатские республики СССР,
нынешние страны СНГ, Афганистан. Речь идет о том, чтобы поднять эти народы до
уровня современного мира, то есть эта стратегическая задача совпадает с той,
которая поставлена китайским руководством для своей страны, — ускорить развитие
западных районов КНР. Важно, что эта проблема прозвучала в ходе переговоров
президента В. Путина в Пекине в июле 2000 года. Россия могла бы принять участие
в модернизации Западного Китая, “включая разработку нефтегазовых месторождений
и строительство газопроводов”[9].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|