Используя
полученные нами расчетные величины, нашли коэффициенты a и b, а затем и теоретические значения уровней, которые занесли в
таблицу 13 (см. приложение).
тыс. руб.
На основании
имеющихся данных построим график динамики прибыли от реализации продукции.
фактическое значение прибыли
выровненное значение прибыли по уравнению
прямой
Показания рисунка
4 свидетельствуют о том, что за последние годы предприятие является убыточным.
Сложившаяся ситуация говорит о том, что руководству предприятия необходимо
принимать экстренные меры, иначе предприятие вскоре может оказаться банкротом.
4.
Индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции.
Индекс
представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления
уровней сложных социально-экономических показателей. Индексы и индексный метод
анализа очень широко применяется для характеристики изменения уровня сложных
экономических показателей, а так же в аналитических целях. Предпосылкой для
проведения анализа в индексной форме является возможность представления
результативного экономического показателя произведением двух или более
составляющих (определяющих 110 факторов) или суммой таких произведений.
Задача индексного
анализа состоит в том, чтобы рассчитать изменение сложного показателя при
изменении величины только одного фактора так, чтобы величина других факторов
была бы сохранена на определенном постоянном уровне.
В основе приема
аналитических индексных расчетов лежит принцип элиминирования изменений
величины всех факторов, кроме изучаемого. При построении индексов, оценивающих
влияние отдельных факторов на изменение сложного показателя, необходимо иметь в
виду, что общий результат изменения этого показателя представляет собой сумму
изменения за счет влияния всех исследуемых факторов, формирующих этот
показатель.
Проведем
индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК
«Дьяконовский» и проанализируем изменения этих показателей во времени за счет
изменения объемов продукции и уровня цен.
Используя расчеты
приведенные в таблице 14, произведем следующие вычисления:
1) Определим
индекс выручки и абсолютное изменение выручки от реализации продукции:
Таблица
14 – Реализация основных видов продукции.
Вид продукции
|
Кол-во реализованной продукции,
ц.
|
Себестоимость 1ц. реализованной
продукции, руб.
|
Средняя цена реализовации, руб.
|
Стоимость реализованной продукции,
тыс. руб.
|
Затраты на продукцию, тыс. руб.
|
2002г.
|
2004г.
|
2002г.
|
2004г.
|
2002г.
|
2004г.
|
базисн.
2002г.
|
отчетн.
2004г.
|
условн.
|
базисн.
2002г.
|
отчетн.
2004г.
|
условн.
|
Символы
|
g0
|
g1
|
Z0
|
Z1
|
p0
|
p1
|
g0p0
|
g1p1
|
g1p0
|
g0Z0
|
g1Z1
|
g1Z0
|
Зерно
|
23022
|
12457
|
148
|
277
|
201
|
285
|
4627,4
|
3553,1
|
2505,9
|
3407,3
|
3453,4
|
1845,1
|
Подсолнечник
|
926
|
113
|
257
|
407
|
4990
|
31443
|
4620,8
|
3553,1
|
563,9
|
237,9
|
45,9
|
29,1
|
Итого по растениеводству
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
9248,2
|
7106,2
|
3069,7
|
3645,2
|
3499,4
|
1847,2
|
Молоко
|
3981
|
5079
|
563
|
441
|
1161
|
699
|
4621,9
|
3550,2
|
5896,7
|
2241,3
|
2239,8
|
2859,5
|
Мясо КРС
|
145
|
101
|
5076
|
8743
|
31869
|
35178
|
4621,0
|
3552,9
|
3218,8
|
736,0
|
883,1
|
512,7
|
Итого по животноводству
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
9242,9
|
7103,2
|
9155,5
|
2977,3
|
3122,9
|
3372,2
|
Всего:
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
18491,1
|
14209,4
|
12185,2
|
6622,6
|
6622,2
|
5246,3
|
I выручки
Δ выручки
2) Вычислим
индекс объема продукции и абсолютное изменение выручки за счет объемов
продукции:
I объема продукции
Δ объема
продукции
3) Определим
индекс цен и абсолютное изменение выручки за счет цен:
I цен
Δ цен
4) Найдем взаимосвязь между этими
индексами и абсолютными изменениями:
I выручки = I объема продукции * I цен
- верно
Δ выручки = Δ объема
продукции + Δ цен
-4282 тыс. руб. = -6306 тыс. руб. +
2024 тыс. руб. – верно
Из проведенных
расчетов мы видим, что за анализируемый период размер выручки от реализации
основных видов продукции в СХПК «Дьяконовский» уменьшился на 4282 тыс. руб. или
на 23 %. При этом:
а) за счет
объемов реализованной продукции уменьшилась на 6306 тыс. руб.
б) за счет цен
увеличилась на 2024 тыс. руб.
Для проведения
индексного анализа прибыли воспользуемся вспомогательными расчетами,
приведенными в таблице 15.
Таблица
15 – расчеты вспомогательных величин для проведения индексного анализа прибыли.
Вид продукции
|
Кол-во реализованной продукции,
ц.
|
Себестоимость 1ц. реализованной
продукции, руб.
|
Средняя цена реализации, руб.
|
Вспомогательные величины, тыс. руб.
|
2002г.
|
2004г.
|
2002г.
|
2004г.
|
2002г.
|
2004г.
|
Символы
|
g0
|
g1
|
Z0
|
Z1
|
p0
|
p1
|
(p0-Z0)q0
|
(p1-Z1)q1
|
(p0-Z1)q1
|
(p0-Z0)q1
|
Зерно
|
23022
|
12467
|
148
|
277
|
201
|
285
|
1220,2
|
99,7
|
475
|
660,8
|
Подсолнечник
|
926
|
113
|
257
|
407
|
4990
|
31443
|
4382,8
|
3507,1
|
517,9
|
534,8
|
Итого по растениеводству
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
5603,0
|
3606,8
|
-429,6
|
1195,6
|
Молоко
|
3981
|
5079
|
563
|
441
|
1161
|
699
|
2380,6
|
1310,4
|
3656,9
|
3037,3
|
Мясо КРС
|
145
|
101
|
5076
|
8743
|
31869
|
35178
|
3885,1
|
2669,9
|
2335,7
|
2706,1
|
Итого по животноводству
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
6265,7
|
3980,3
|
5992,6
|
5743,4
|
Всего:
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
11868,7
|
7585,1
|
5563,0
|
6939,0
|
5) Определим
индекс прибыли от реализации продукции и абсолютное отношение суммы прибыли от
реализации продукции:
I прибыли
Δ прибыли = тыс. руб.
6) определим
индекс физического объема и абсолютное изменение прибыли за счет изменения
количества реализованной продукции:
I ф.о.
Δ ф.о. тыс. руб.
7) Определим
индекс цен и абсолютное отношение прибыли от реализации продукции за счет
средних цен реализации:
цен
Δ цен тыс. руб.
8) Определим
индекс себестоимости и абсолютное отклонение прибыли за счет изменения
себестоимости единицы продукции:
себестоимости
Δ
себестоимости тыс.
руб.
9) Найдем
взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями.
I прибыли = I ф.о. * I цен * I себестоимости
0,64 =
0,59*1,36*0,8
Δ прибыли = Δ
ф.о. + Δ цен + Δ себестоимости
-4283,6 = -4929,7
+ 2022,1 + (1376)
Проведенный
индексный анализ установил, что СХПК «Дьяконовский» является убыточным
производством, прибыль от реализации основных видов продукции уменьшилась на
4283,6 тыс. руб. Уменьшению прибыли способствовали изменения цен (за счет увеличения
цен прибыль сократилась на 2022,1 тыс. руб. или на 36,4 %) и изменения касающиеся
себестоимости продукции (за счет изменения себестоимости прибыль уменьшилась на
1376 тыс. руб. или на 19,8 %)
Таким образом, мы
видим, что для увеличения размеров выручки и прибыли предприятию необходимо
увеличивать объемы производства и реализации основных видов продукции, при
снижении себестоимости продукции.
5.
Корреляционный анализ зависимости прибыли от себестоимости в СХПК «Дьяконовский»
В
производственной деятельности все процессы и явления находятся в тесной взаимосвязи.
Изучение этих взаимосвязей и закономерностей – важнейшая задача статистики,
которую она решает с помощью особых методов, видоизменяющихся в зависимости от
характера исходной информации и целей познания. Знания характера и силы связей
позволяет управлять социально-экономическими процессами и предсказывать их
развитие. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной
экономики.
Связи по степени
тесноты могут быть функциональными (при которых определенному значению
факторного признака соответствует строго определенное значение результативного
признака) и корреляционными (когда одному и тому же значению факторного признака
могут соответствовать несколько значений результативного признака. Функциональные
связи иначе называют полными, а корреляционные – неполными или статистическими.
Корреляционная
связь является свободной и неточной связью. Она может быть как прямой, так и
обратной; как прямолинейной, так и криволинейной.
Одним из самых
распространенных методов нахождения особенностей корреляционной связи является
корреляционный метод анализа, который решает две основные задачи.
Первая задача
заключается в определении формы связи, т.е. в установлении математической
формы, в которой выражается данная связь. Это очень важно, так как от правильного
выбора формы связи зависит конечный результат изучения взаимосвязи между
признаками.
Вторая задача
состоит в изменении тесноты, т.е. меры связи между признаками с целью
установить степень влияния данного фактора на результат. Она решается математическим
путем определения параметров
корреляционного
уравнения:
ỹ
= a + bx, где
ỹ -
теоретическое значение результативного признака;
x – значение факторного показателя;
а – параметр
уравнения, который экономического смысла не имеет;
b – параметр уравнения,
который показывает, насколько в среднем отклоняется величина результативного
признака x на одну единицу.
Проведем
корреляционный анализ зависимости прибыли от себестоимости в СХПК
«Дьяконовский».
Таблица 16 –
Расчетные величины для проведения корреляционного анализа зависимости прибыли
от себестоимости продукции в СХПК «Дьяконовский».
№ п/п
|
Прибыль тыс.
руб.
|
Себестоимость тыс.
руб.
|
Расчетные величины
|
Символы
|
y
|
x
|
xy
|
x2
|
y2
|
ỹ
|
1
|
-1428
|
5784
|
-8259552
|
33454656
|
2039184
|
-1344,82
|
2
|
-1163
|
4567
|
-5311421
|
20857489
|
1352569
|
-1271,80
|
3
|
-1128
|
1745
|
-1968360
|
3045025
|
1272384
|
-1102,48
|
Итого:
|
-3179
|
12096
|
-15539333
|
57357170
|
4664137
|
-3719,10
|
Параметры a и b определяются из следующей системы
уравнений:
Σy = an + bΣx
Σxy = aΣx + bΣx2
Определим параметры a и b для нашего уравнения:
-3719 = 3а +
12096b
-15539333 =
12096а + 5735710b
Из данной системы
уравнений мы нашли значения параметров:
a = -997,78;
b = -0,06.
Таким образом,
наше уравнение регрессии имеет следующий вид:
ỹ
= -997,78 – 0,06х
Это уравнение
дает возможность судить о количественной зависимости между прибылью и
себестоимостью. Для того, чтобы определить тесноту связи между ними рассчитаем
коэффициент корреляции (r) и коэффициент детерминации
(d):
Альтернативным
показателем степени зависимости между двумя переменными является коэффициент
детерминации, представляющий собой возведенный в квадрат коэффициент корреляции
(r2). Коэффициент детерминации
выражается в % и отражает величину изменения результативного показателя (у) за
счет изменения другой переменной – факторного показателя (х).
d = r2 * 100% = (-0,8)2 * 100% = 64 %
Таким образом,
можно сделать вывод, что коэффициент корреляции показывает, что связь между
прибылью и себестоимостью продукции является обратной, очень высокой (сильной),
т.к. он имеет отрицательное значение и равен -0,8, и на 64 % изменение себестоимости
зависит от величины прибыли.
Выводы
и предложения.
Подводя итог
проделанной работы, отметим, что СХПК «Дьяконовский» является убыточным, размер
убытка в 2004 году составил 3443 тыс. руб., из них в растениеводстве 1766
тыс. руб., а в животноводстве 1677 тыс. руб. На данный момент предприятие обладает
недостаточным потенциалом для получения прибыли.
Анализ денежной
выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и других показателей,
характеризующих специализацию позволяет сделать вывод о том, что исследуемое
предприятие специализируется в основном на производстве зерна. Выручка от зерна
составляет в среднем 2054,7 тыс. руб. или 54,6 %(а выручка от животноводства в
среднем составляет 39,8 %). Но следует отметить, что в целом выручка за
анализируемый период снизилась более чем в 1,3 раза.
Снижение выручки,
как показал индексный анализ, связан большей частью со снижением объемов
реализации, с увеличением цены реализации, которая сыграла отрицательную роль в
этом процессе.
Финансовый
результат в целом по предприятию за анализируемый период составляет желать
лучшего, т.к. наметилась негативная тенденция, заключающаяся в постоянном
уменьшении размеров прибыли и снижении уровня рентабельности производства.
В настоящее время
в хозяйстве разработаны мероприятия по сокращению убыточности. Для этого надо
вести дальнейшие укрепления кормовой базы, улучшить структуру кормов, увеличить
площади посева многолетних трав (т.к. не хватает сена), произвести
корректировку севооборота, улучшить сортосмену и сортообновление, применить
ресурсосберегающие технологии при обработке почвы, эффективно использовать
удобрения, применять интенсивные технологии выращивания культур, внедрение или
замена старых сортов
новыми, более
высоко-продуктивными, повышение качества реализуемой продукции и изыскание
более выгодных рынков сбыта, снижение себестоимости.
Рынок ставит в
одинаковые условия сельское хозяйство и другие отрасли, являющиеся более
эффективными и результативными, поэтому необходимо изыскать все возможные пути,
чтобы максимизировать положительный результат производства, увеличив тем самым
конкурентоспособность, способность выжить в условиях рыночной борьбы.
Список
использованной литературы.
1.
Булатов
А.С. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. –
896с.
2.
Войтов
А.Т. Экономика. Общий курс: Учебник. – 4-е перераб. и доп. изд. – М.: Информационно-внедренческий
центр «Маркетинг», 2000. – 584с.
3.
Пеляровская
Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527с.
4.
Гусаров
В.М. Теория статистики: Учебник. пособие для ВУЗов. – М.: Аудит. Юнити. 1988. –
247с.
5.
Добрынин
В.А., Беляев А.В. и др. Экономика сельского хозяйства. – М.: Агропромиздат,
1990. – 476с.
6.
Ефимова
М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учебное
пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.
7.
Ефимова
М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.:
Инфа-М, 2000. – 416с.
8.
Замосковный
О.П., Вашуков Л.И. и др. Статистика сельского хозяйства: Учебник. – М.: Финансы
и статистика. 1990. – 344с.
9.
Зинченко
А.П. Сельскохозяйственная статистика. М.: МСХА, 1998. – 365с.
10.
Иохин
В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрист, 2001. – 861с.
11.
Райзберг
Б.А. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 716с.
12.
Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. – 3-е изд.,
испр. – Мн: Новое издание, 2003. – 696с.
13.
Сергеев
С.С. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической
статистики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 656с.
14.
Статистика
сельского хозяйства с основами общей теории статистики. Курс лекций. – М.:
Ассоциация авторов и издателей «Тандем». ЭМКОС. 2001. – 352с.
15.
Статистика:
Учебник под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Мастерство. 2001. – 272с.
16.
Чечевидина
Л.Н. Экономических анализ: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2001. –
448с.
17.
Экономическая
теория: учеб для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. – 640с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|