4) Аудит
безвозмездно полученных основных средств. Аудитору необходимо проверить:
-
документы
на безвозмездно полученные основные средства;
-
правильность
составления бухгалтерских проводок по безвозмездно полученным основным
средствам;
-
правильность
ведения аналитического учета по счету 98 «Доходы будущих периодов» субсчет
«Безвозмездные поступления»;
-
соответствие
записей синтетического и аналитического учета записям в главной книге и
балансе.
5) Начисление
амортизации основных средств. Аудитору необходимо проверить:
-
правильность
норм амортизационных отчислений;
-
правильность
ведения аналитического учета;
-
правильность
составления бухгалтерских проводок по амортизации основных средств;
-
наличие и
правильность ведения инвентарной картотеки;
-
документальное
оформление операций движения основных средств.
2.3 Методика Суглобова А.Е. и Жарыгласовой Б.Т.
Аудитору необходимо проверить: создана ли на предприятии
комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли
договоры купли-продажи основных средств; оформлены ли протоколы договорной
цены; правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах
приемки-передачи; правильно ли отражена первоначальная стоимость после
достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.[12]
В процессе аудита нужно проверить полноту и своевременность
инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это
необходимо для того, чтобы знать, в какой степени можно доверять результатам
проведенной инвентаризации, чтобы уменьшить аудиторский риск.
Важное значение имеет проверка правильности организации аналитического
учета основных средств. Аудитору следует потребовать от экономического субъекта
детальный список всех основных средств, которыми владела организация на дату
составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть
приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных
средств, сведения об основных арендованных средствах. Аудитору необходимо проверить,
как ведутся карточки или книги, л также правильность присвоения шифра
амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
При проверке учета использования основных средств необходимо
установить: создана ли в организации комиссия по приемке основных средств и
оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-продажи основных
средств; оформлены ли протоколы договорной цены; правильно ли указана
первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи; правильно
ли отражена первоначальная стоимость основных средств после достройки,
дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов; обеспечен ли
контроль за наличием и сохранностью основных средств; правильно ли отнесены
предметы к основным средствам и сгруппированы согласно классификации,
принадлежности и характеру участия в производственном процессе; правильно ли
оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию, износу и
ремонту основных средств; приняты ли меры по обеспечению сохранности основных
средств; созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных
ценностей; организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории;
проводились ли инвентаризации. Аудитору следует проверить, как была проведена
последняя инвентаризация, какие и когда были выявлены ошибки и как они
исправлены.
При проверке отчетности по основным средствам аудитору необходимо
проверить: соответствие форм бланков утвержденным формам; соответствие записей
сводного аналитического учета записям в Главной книге и балансе; правильность
записей в форме № 5 годового отчета о наличии и движении основных средств;
правильность проведения проводок по учету основных средств; ведение учета на
забалансовых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование,
принятое для монтажа».
В процессе аудита широко применяют прием пересчета, который
необходим при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных
средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому
определение ее реальности возможно только путем пересчета.
По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных
средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности системы внутреннего
контроля.
При аудите операций по движению основных средств следует
проверить: приложены ли соглашения при передаче основных средств 1честве взноса
в уставный их перечень, с указанием первоначальной стоимости, износа и цены;
подложены ли к перечню вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные
печатью передающей стороны; оформлен пи договор купли-продажи с указанием
первоначальной стоимости, износа и цены приобретения при приобретении основных
средств; вписана ли в инвентарную карточку расшифровка-перечень отдельных
предметов при приобретении объектов основных средств в комплекте; учитываются
ли на счёте 001 объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях
текущей аренды; установлена ли рыночная стоимость основных средств при их
продаже; создана ли в организации постоянно действующая комиссия для
определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности
проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой
документации по списанию; оприходованы ли на склад все детали, узлы и агрегаты
от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования
(эта операция отражается записью Д-т сч. 10 — К-т сч. 01).
При аудите учета выбытия основных средств необходимо проверить:
перечень основных средств и технической документации при передаче основных
средств в качестве взноса в уставный капитал; договор купли-продажи;
первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных за
иностранную валюту; установлена ли рыночная стоимость при продаже основных
средств; начислен ли НДС по безвозмездно переданным основным средствам
(плательщиком НДС является передающая сторона).
При аудите учета резерва предстоящих расходов на ремонт основных
средств аудитору необходимо проверить: отражены ли в учетной политике
нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств,
определена ли предельная сумма этих отчислений; списывается ли сумма
фактически осуществленных затрат на проведение ремонта за счет средств
указанного резерва; ведется ли аналитический учет расходов на ремонт основных
средств по видам производства, по видам деятельности (если по этим видам
деятельности отдельно исчисляется налоговая база в соответствии со ст. 274 НК
РФ); ведется ли аналитический учет формирования сумм расходов с учетом
группировки всех осуществленных затрат.
Аудитор должен проверить
соблюдение законодательно-нормативных документов по налогообложению.
2.4 Типичные ошибки по учету основных средств
Типичными
ошибками при учете основных средств являются неправильное определение
первоначальной стоимости и начисление амортизации.
Первая причина -
неправильное определение первоначальной стоимости основного средства или
нематериального актива. Порядок определения первоначальной стоимости основных
средств изложен в разделе II «Оценка основных средств» ПБУ 6/01, где сказано,
что первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат по
возведению или приобретению объектов основных средств, включая расходы по
доставке, монтажу, установке.
Распространенной
ошибкой является неправильное включение в первоначальную стоимость основного
средства процентов по заемным средствам, привлеченным для приобретения,
сооружения или изготовления объекта основных средств.
Включать в
первоначальную стоимость основного средства можно лишь ту часть процентов,
которая начислена до принятия объекта к бухгалтерскому учету на счете 01
«Основные средства». Общехозяйственные расходы и вовсе нельзя включать в
первоначальную стоимость ни основного средства, ни нематериального актива.
Следует помнить и
о суммовых разницах, которые возникают в тех случаях, когда расчеты за
внеоборотный актив производится в рублях в сумме эквивалентной сумме в
иностранной валюте или условных денежных единицах.
Вторая причина ошибок
заключается в том, что бухгалтер начисляет амортизацию на те объекты основных
средств, стоимость которых не погашается посредством начисления амортизации. В
соответствии с разделом III ПБУ 6/01:
1) амортизация не
начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и
др.), внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного
хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной
обстановки т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям,
многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По указанным
объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих
организаций начисляется износ в конце отчетного года по установленным нормам
амортизационных отчислений, а движение сумм износа учитывается на отдельном
забалансовом счете 010;
2) не подлежат
амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с
течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования;
3) объекты основных
средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита,
установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а
также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на
затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство
или эксплуатацию;
4) в течение
срока полезного использования объекта основных средств приостанавливается
начисление амортизационных отчислений в случае его перевода по решению
руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в
период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Довольно часто
бухгалтеры путают порядок начисления амортизации по основным средствам,
установленный в бухгалтерском и налоговом учете. Например, в бухгалтерском
учете начисляют амортизацию по объектам жилищного фонда и отражают ее по счету
02 «Амортизация основных средств».
Еще одна ошибка
заключается в неверном определении срока полезного использования внеоборотных
активов.
Организациям
предоставлено право самостоятельно определять срок полезного использования
объектов основных средств и нематериальных активов. При этом следует учесть,
сколько лет будет использоваться объект, режим его эксплуатации, влияние
агрессивной среды, порядок проведения ремонтов, а также срок, установленный
прилагаемой технической документацией. Определить срок полезного использования
нематериального актива можно исходя, например, из срока действия патента,
свидетельства и других ограничений сроков использования объекта
интеллектуальной собственности, или из ожидаемого срока использования этого
объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды
(доход).
Так как срок
полезного использования объекта основных средств определяется организацией
только один раз - при принятии объекта к бухгалтерскому учету - то изменять
этот срок в период его эксплуатации нельзя.
3.1 План и программа аудиторской проверки учета
основных средств
При планировании
аудита основных средств, прежде всего, составляется программа аудита. В ней
содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень
источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и
аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о
правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности,
месторасположении и т.д.
Открытое акционерное общество “Дальтрубопроводстрой”
(ДТПС) зарегистрировано постановлением мэрии г. Хабаровска №1360 от
15.12.1993г. Это предприятие создано на базе строительно-монтажных организаций,
действовавших на территории Хабаровского края с 1960 года. В 1993г.
зарегистрирован единственный выпуск именных обыкновенных бездокументарных акций
ОАО "Дальтрубопроводстрой". Контрольный пакет акций принадлежит
работникам общества, что обеспечивает ему самостоятельность. Пакетом в 20%
акций общества владеет Комитет по управлению государственным имуществом г.
Хабаровска. Уставный капитал Общества составляет 19835 тыс. руб.
Общество является
юридическим лицом и создано без ограничения срока действия. Предприятие выполняет строительно-монтажные работы, а также
оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и
удовлетворения общественных потребностей.
Основными направлениями деятельности ОАО
"Дальтрубопроводстрой" являются: строительство и капитальный ремонт
магистральных газонефтепродуктопроводов, компрессорных станций; реконструкция,
расширение и техническое перевооружение действующих газотранспортных объектов;
строительство жилых и производственных зданий. Общество имеет пакет
разрешительных документов на все виды деятельности.
Каждая аудиторская фирма самостоятельно устанавливает
требования к формам аудиторских программ.
Программа аудита
основных средств ОАО «Дальтрубопроводстрой» приведена в Приложении 1.
3.2 Первичный учет и оценка основных средств
Движение основных средств, связанное с осуществлением хозяйственных
операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств, в
ОАО «ДТПС» оформляется следующими типовыми формами первичной учетной
документации.
Акт о приеме-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. №
ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов,
поступивших за плату от других организаций. Акт используется для учета ввода
объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со
склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже.
При оформлении приемки объекта акт составляется в одном экземпляре и
подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной
технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается
руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным
актом (накладной) с отражением в инвентарной карточке учета основных средств.
Накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств (ф. №
ОС-2) используется в ОАО «ДТПС» при оформлении внутреннего перемещения объектов
акт выписывается в двух экземплярах: первый — с распиской получателя и сдатчика
передается в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику.
Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и
модернизированных объектов (ф. № ОС-3) оформляется приемка-сдача основных
средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается
представителем принимающего подразделения и представителем подразделения,
выполнившего работы по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении
работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах; первый -
остается в ОАО «ДТПС»; второй - передается производителю работ. Оформленные
акты сдаются в бухгалтерию, а в технический паспорт объекта вносятся
необходимые изменения в раздел характеристики объекта. Акт, подписанный главным
бухгалтером, утверждается руководителем ОАО «ДТПС».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|