Основная задача аудита - проверка соблюдения
нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и
правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Задачи аудитора при проверке заработной платы можно
определить следующим образом:
1. Проверяя правильность оплаты труда, аудитор должен
проверить
-
наличие и соответствие законодательству первичных
документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной
продукции;
-
соответствие показателей аналитического учета по
счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже
дату.
2. При проверке использования фонда оплаты труда,
аудитор должен проверить:
-
соблюдение установленных штатным расписанием
должностных окладов работников предприятия;
-
своевременность их индексации с учетом роста цен в
условиях инфляции;
-
утверждено ли штатное расписание на Совете
правления или собрания акционеров, учредителей;
-
правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих,
имелись ли случаи приписки невыполненных работ;
-
правильность выплаты премий работникам предприятия
(на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям
руководителя).
1.2. Государственное нормативно-правовое
регулирование трудовых отношений на предприятии
Целями трудового
законодательства в любом государстве являются установление государственных
гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда,
защита прав и интересов работников и работодателей.
Одной из основных задач
трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для
достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и
интересов государства.
В условиях рыночной экономики предприятия ищут новые
модели оплаты труда. Прежде чем сконструировать механизм оплаты труда в новых
условиях, нужно определить, что же такое заработная плата, ибо многие
экономисты и практики настойчиво доказывают, что вместо понятия «зарплата»
следует употреблять понятие «трудовой доход».
Наиболее принципиальным является не искать новое в
терминологии, а более обстоятельно выявить суть и свойства экономической
категории «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как
доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального
дохода и т.п.), распределяемого по труду между отдельными работниками,
противоречит рынку.
Здесь раскрывается только источник заработной платы, к
тому не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того - заработная
плата распределяется не только по количеству и качеству труда, но ее размеры
зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов
хозяйственной деятельности предприятия.
И определение заработной платы, как части совокупного
общественного труда, национального дохода, которые формируются на уровне
общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником
ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива. [3]
Вступившим в силу с
1.01.2002 г. Трудовым Кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) даны
понятия таких терминов, как «оплата труда» и «заработная плата». Под оплатой
труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и
осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с
законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.[4]
В свою очередь «заработная
плата» - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты
компенсационного и стимулирующего характера.
Таким образом, понятие
«оплата труда» значительно шире чем «заработная плата», и отличается от
последнего тем, что предусматривает не только систему расчета (определения)
заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования
и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки
выплаты заработной платы и т.п. Непосредственно, системы оплаты труда, общие
уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими
нормативными документами:[5]
-
в отношении работников
организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными
нормативными правовыми актами;
-
в отношении
работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и
доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными
правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами организаций;
-
в отношении
работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Таким образом,
государство, как участник трудовых отношений, устанавливает и гарантирует:
-
величину минимального
размера оплаты труда в РФ;
-
величину минимального
размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ;
-
меры, обеспечивающие
повышение уровня реального содержания заработной платы;
-
ограничение перечня
оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению
работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
-
ограничение оплаты
труда в натуральной форме (только до 20% от фактически причитающихся к
получению сумм заработной платы);
-
обеспечение получения
работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и
его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
-
государственный
надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и
реализацией государственных гарантий по оплате труда;
-
ответственность
работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых
актов, коллективных договоров, соглашений;
-
сроки и очередность
выплаты заработной платы.[6]
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую
границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде
денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму,
за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер
оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей
государства.
В настоящее время
существуют два вида минимального размера оплаты труда (МРОТ). К ним относятся:
-
минимальный размер оплаты труда, который
применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для
определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в
возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным
повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ «О
внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты
труда» повысил размер МРОТ для расчета оплаты труда до 1100 руб.;
-
базовая сумма, применяющаяся для исчисления
налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с
законодательством РФ в зависимости от МРОТ. С 1 января 2001 г. по настоящее
время составляет 100 руб.
Все остальные условия
оплаты труда принимаются по согласованию сторон трудовых отношений, но с
соблюдением требований законодательных актов.
На расчеты, связанные с
заработной платой, и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые
и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов,
определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний
и так далее, делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.
При этом трудовые
отношения регулируются трудовым законодательством (включая законодательство об
охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, а именно:
-
Трудовым
кодексом РФ;
-
другими
федеральными законами, нормы которых должны соответствовать Трудовому кодексу
РФ;
-
указами
Президента РФ;
-
постановлениями
Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов
исполнительной власти;
-
конституциями
(уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
-
актами
органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими
нормы трудового права.
Основным нормативным
документом, регулирующим трудовые отношения в РФ, является Трудовой кодекс РФ,
принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, введенный в
действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой Кодекс РФ состоит из шести частей. Он
призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав
работников. Нарушение любой статьи ТК является серьёзным противозаконным
действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому
выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех
руководителей и работников.
Помимо ТК РФ, ведение бухгалтерского учёта в области
оплаты труда регламентировано следующими нормативными документами, иерархию которых можно представить в виде четырех
уровней.
Первый уровень -
законодательный. Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О
бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет
правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию,
основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности,
состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и
предоставлять финансовую отчетность. В Законе представлены основные требования
к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету
труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.
К документам первого
уровня относится также Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Правовая сила ГК РФ
безусловно выше положений по бухгалтерскому учету. Поэтому гражданское
законодательство диктует порядок организации бухгалтерского учета по отдельным
вопросам и имеет приоритетное начало перед нормативным регулированием бухгалтерского
учета на предприятиях.
К документам первого
уровня, регулирующим исчисление заработной платы, также необходимо отнести
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 22.08.2003 г.),
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей» (в ред. От 22.08.2003 г.), Закон РФ от 11.03.1992 г.
№ 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 29.06.2003 г.) и
др.
Второй уровень -
нормативный. Представлен Положениями (стандартами) по бухгалтерском учету,
главным среди которых является Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина
России от 29.07.1998 г. № 34н. В этот уровень входят и Положения по бухгалтерскому
учету отдельных участков учета и операций, которые также утверждены Минфином
России.
Указанные положения по
бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой
отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности
отечественной системы бухгалтерского учета. К настоящему времени разработано и
введено в учетную практику 20 положений по бухгалтерскому учету. Без знания «Положения о составе затрат» по отраслям, ПБУ 10/99
«Расходы организации», о порядке формирования финансовых результатов при
налогообложении, не возможно вести учет. Третий
уровень регулирования бухгалтерского учета - методический. Представлен методическими
разъяснениями и указаниями Минфина России по применению ПБУ. К документам
третьего уровня, регламентирующим оплату труда и исчисление заработной платы, относятся
также Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному
страхованию (от 12.11.1984 г. № 13-6) – в части, не противоречащей ТК РФ, Постановление
Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и
нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, работ в капитальном строительстве» (в ред. От 21.01.2002 г.) и т.д.
Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и
заработной платы и распространяются на все предприятия и организации,
являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности
и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы. Техническим
документом этого уровня является также План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его
применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. Для
учета расчетов с работниками по заработной плате предназначен счет 70 «Расчеты
с персоналом по оплате труда».
В инструкции по применению плана счетов раскрыто
краткое экономическое содержание и назначение счёта, определён порядок ведения
синтетического учёта, приведена типовая схема корреспонденции того или иного
счёта с другими синтетическими счетами.
Четвертый
уровень - уровень организации. Представлен организационно-распорядительной и
методической документацией по организации и ведению бухгалтерского учета и
подготовке бухгалтерской отчетности непосредственно в коммерческой организации.
Это в первую очередь учетная политика организации, а также рабочий план счетов
и график документооборота. В организациях в целях регулирования взаимоотношений
между работодателем и работниками разрабатывают и принимают внутренние нормативные
документы, к которым относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт),
положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении
по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное
расписание и должностные инструкции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|