Снова
проделайте все вариации описанного выше упражнения с такими атмосферами, как
экстаз, отчаяние, паника, ненависть, пламенная любовь и т.п.
Перейдите
к следующему варианту упражнения. Окружите себя атмосферой. Вживитесь в нее.
Найдите простое движение, органически вытекающее из атмосферы. Проделайте его
несколько раз. Перейдите к более сложному движению, исходя из той же атмосферы.
Выполните простое бытовое действие. Присоедините к нему слова. Сделайте их
более сложными и продолжайте упражнение, пока оно не примет вид законченной
импровизации.
Создайте
вокруг себя атмосферу и, побыв в ней некоторое время. Вызовите в своей памяти
соответствующие ей образы из жизни. Атмосфера душевного холода, например, может
вызвать образ официального учреждения и т.п.
Читайте
пьесы и литературные произведения, интуитивно (не рассудочно) определяя
атмосферы, сменяющие одна другую. Создайте мысленно “партитуру” следующих одна
за другой атмосфер.
Вживаясь
в различные атмосферы, старайтесь осознать динамику, волю каждой из них.
Начните двигаться в гармонии с этой динамикой. Постепенно усложняя ваши
движения, перейдите к импровизации.
Если
вы упражняетесь не один, делайте импровизации двоякого рода:
1.
Все участники, охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными
чувствами, родственными атмосфере.
2.
Один из участников живет чувствами, противоположными общей атмосфере.
С
группой партнеров приготовьте небольшой отрывок. При работе над ним старайтесь
исходить из атмосферы не только в игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с
партнерами возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие
атмосфере отрывка.
Старайтесь
в повседневной жизни замечать атмосферы, в сферу которых вы вступаете. Слушайте
их, как музыку.
(О
технике актера М.Чехов АТМОСФЕРА Второй способ репетирования)
Этюды могут быть
следующего содержания:
1. Пришел в
музей, осматриваю экспонаты, записываю названия и авторов интересующих меня
картин, ухожу.
2. Собираю ягоды
или цветы (разработать точный рисунок движения).
3. Пришел домой,
положил портфель на стол, снял пиджак, повесил его на спинку стула, сел за
стол, открыл портфель, достал книгу и тетрадь и начал делать выписки.
Скорость и темп
4. фотограф
5. Художник
Разработать
точный рисунок движения.
Студентам
предлагается выполнить этюды со строгим соблюдением пластического рисунка
заранее определенных ими движений в трех разных скоростях: медленно, нормально,
быстро. Сочиняемые студентами этюды могут быть сольными, парными и групповыми.
Их исполнение свидетельствует также о наличии воображения и отзывчивости
природы студента. Эти этюды очень полезны, они подтверждают, как важно актерам
уметь двигаться в определенных скоростях. Нарушение актером заданного темпа
сцены или всего спектакля может исказить не только художественный, но и идейный
замысел роли и спектакля.
Смысл работы над
этими этюдами заключается не только в воспитании пластической культуры актера,
но и в доказательстве того, что действие, выполняемое в трех разных скоростях,
утверждает активное влияние физического поведения на внутреннее состояние,
воздействует на весь эмоциональный строй, создает определенную атмосферу.
Несмотря на один и тот же пластический рисунок движения во всех трех вариантах,
перед нами фактически три разных этюда.
СОЧЕТАНИЕ
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ГРОМКОСТИ РЕЧИ
Смысл этого
упражнения заключается в способности актера органически сочетать скорость
движения с звучанием — громкостью — речи. Эта способность особенно важна для
создания соответствующей атмосферы при построении массовых сцен.
Наряду с шестью
известными нам, постепенно нарастающими скоростями движения, от медленного до
быстрого, студентам предлагается найти шесть степеней громкости речи от шепота
(он должен быть слышен) до предельно громкой речи (но не кричать). Сначала
студенты сидят на своих местах и тренируются в громкости звучания
импровизированного ими диалога или разговора, в котором может участвовать
неограниченное количество человек. В результате они должны достигнуть
одинаковой громкости звучания, при которой слышен шум речи, а не обязательно
отдельные фразы. Таким образом, устанавливается шесть градаций громкости
звучания. После этого студентам предлагается равномерно распределиться по залу,
и преподаватель называет определенный номер скорости движения и громкости
звучания. Студенты начинают двигаться и разговаривать в соответствии с заданием
преподавателя. Возникают самые разнообразные варианты. Движение Речь
1 — Скорость
первая. Громкость первая.
— Скорость
вторая. Громкость вторая.
3 — Скорость
третья. Громкость третья.
* Скорость
четвертая. Громкость четвертая.
Практическая
часть
5. Скорость
пятая.
6. Скорость
шестая.
Громкость пятая.
Громкость шестая.
В этих вариантах
скорость и громкость звучания совпадают. Начиная с первой скорости и громкости,
постепенно наращивая скорость и звучание, действие оживляется, доходя до
кульминации.
Подобного рода
слаженность актеров дает возможность режиссеру добиваться определенной
атмосферы при решении той или иной сцены. Например, при первой или второй
скорости движения и соответствующей громкости звучания создается атмосфера
торжественности.
Реализация
режиссерского замысла
I.РЕЖИССЕРСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-
КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПЬЕСЫ.
1.
Первое эмоциональное впечатление.
2.Обоснование
выбора пьесы. Актуальность.
Люди реже смотрят
на звезды, в связи с развитием технического прогресса. Перевести внимание от
плодов технического прогресса на живое человеческое общение.
3.
Изучение автора и пьесы.
Сергей
Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Свои первые стихи (о
летчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В юности занимался в
литературном объединении "Магистраль". Окончил Литературный институт
имени М.Горького, в качестве дипломной работы представив рукопись книги стихов.
До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в
типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в
геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
Поэт и сказочник Сергей Козлов - автор любимых детьми и взрослыми историй про
Ежика и его друзей ("Ежик в тумане", "Ежик и море", "В
сладком морковном лесу", "Как Ежик с Медвежонком протирали
звезды", "Как Ослик шил шубу" и т.д.), а также историй про
Львенка и Черепаху, которые пели песню: "Я на солнышке сижу, я на солнышко
гляжу..." У писателя вышли книги "Ежик в тумане" (1989),
"Как Львенок и Черепаха пели песню" (1992), "Правда, мы будем
всегда?" (1997), "Облака" (2000), "Цыпленок вечером"
(в соавт. С Л.Шульгиной; 1993). Как автор сценария он принимал участие в
создании таких мультипликационных фильмов для детей: "Осенняя
рыбалка" (1968), "Страшный, серый, лохматый" (1971). "Как
Львенок и Черепаха пели песню" (1974), "В порту" (1975),
"Ежик в тумане" (1975), "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый
год" (1975), "Трям! Здравствуй!" (1980), "Поросенок в
колючей шубке" (1981), "Зимняя сказка" (1981) и многих других.
Поэт и сказочник
Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика
и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Как
Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.), а также
историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке сижу, я на
солнышко гляжу…»
Самому Сергею
Григорьевичу в детстве нравились книги «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Служу
Родине!» Ивана Кожедуба — военного лётчика, трижды Героя Советского Союза.
Теперь, не забывая о прежних привязанностях, Сергей Козлов любит прозу Бунина и
Бабеля, стихи Есенина и Пастернака.
Свои первые стихи
(конечно, о лётчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В юности
занимался в литературном объединении «Магистраль». Литературный институт
окончил с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы. Но до того, как
стать профессиональным писателем, — был рабочим в типографии, токарем, учителем
пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил
экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
Сказки для детей
Сергей Козлов начал писать в шестидесятые годы, тогда же придумал Медвежонка,
Зайца и Ёжика. Истории о них он сочиняет до сих пор, так что постепенно
появляется целый сказочный мир — или лес.
Там каждый зверёк
(зверок, зверик) живёт в своём доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит
на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят, друг к другу в
гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с мёдом, если погода тёплая
— гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце — сумерничают.
В лесу медленно и
чудесно сменяются времена года. Лес для тех, кто понимает, — всегда
очарованный. Вот он весь в снегу, среди чёрных древесных стволов видны
полуоблетевшие огненные осинки и золотые клёны. Снег всё падает и падает. Ёжик
с Медвежонком стоят на опушке, как два крошечных деревца, заметённых снегом.
Вот Ёжик весной
на горке встречает рассвет, но, не дождавшись, сворачивается клубочком и
засыпает. Рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана, дует на Ёжика,
и тот шевелит иголками.
Вот Заяц сидит
посреди поляны, до краёв залитой светом луны, и играет на свирели. Ему так
хорошо, что он чувствует себя прозрачным, будто лунный луч.
А вот Ёжик с
Медвежонком у обрыва греются на тусклом осеннем солнышке. Река уводит за
поворот тяжёлую тёмную воду. Трава на лугу поёт свою последнюю осеннюю песню, а
в сумрачной чаще, во мху, сидит, поджав коленки, маленький золотой
гриб-лисичка.
Время в сказках
Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь
к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не
расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?»
Но всё неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в
этих сказках с Ёжиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает,
что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми — о любви и
доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и
смерти. Только в сказке это будет, например, так:
«— Вот мы с тобой
говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой всё говорим.
— Говорим, —
согласился Ёжик.
— Месяца
проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы всё беседуем.
— Беседуем.
— А потом всё
совсем пройдёт, а мы с тобой вдвоём только и останемся.
— Если бы!
— А что ж с нами
станет?
— Мы тоже можем
пролететь.
— Как птицы?
— Ага.
— А куда?
— К югу, — сказал
Ежик».
II. ИДЕЙНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
1. ТЕМА. О друзьях, которые
пытаются познать мир.
2. ИДЕЯ. Умение видеть и
чувствовать сердцем то, чего глазами не увидишь.
3. СВЕРХЗАДАЧА. Есть
на свете что-то поважнее, чем наша извечная суета, которую мы «по-глупости»
называем жизнью.
4. ОСНОВНОЙ
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Между чувством и
разумом
5. СКВОЗНОЕ И КОНТРСКВОЗНОЕ
ДЕЙСТВИЕ.
|
Сквозное действие
|
Контрдействие
|
Задача
|
Стремление к познанию мира.
|
Реальность, в которой нет места для
философствования.
|
Герои
|
Ежик, Белка, Заяц,
Солнце, Звезда, Луна - символы
вселенной.
|
Медвежонок
|
6. СОБЫТИЙНЫЙ
РЯД.
ИСХОДНОЕ
ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
ВЕДУЩЕЕ
ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
а). ИСХОДНОЕ
СОБЫТИЕ:
б). ОСНОВНОЕ
СОБЫТИЕ:
в). ЦЕНТРАЛЬНОЕ
СОБЫТИЕ:
г). ФИНАЛЬНОЕ
СОБЫТИЕ:
д.). ГЛАВНОЕ
СОБЫТИЕ:
7. ФАБУЛА:
8. СЮЖЕТ.
9.СТИЛЕВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ:
ПЬЕСЫ: Одни
сказки Козлова сборником философских притч, именуют сравнивают автора то с
Ричардом Бахом, то с Паоло Коэльо.
СПЕКТАКЛЯ: Уютная
домашняя обстановка: коврики, плетеная мебель в сочетании с философскими
размышлениями о жизни.
10. ФИЛОСОФИЯ
ПЬЕСЫ.
Спектакль» Ежик в
тумане» - трогательная, остроумная философская сказка для тех, кто не утратил
детское восприятие жизни и не устал задавать вопросы: о смысле жизни, о вере, о
дружбе и предательстве, о добре и зле.
III. РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
СПЕКТАКЛЯ.
1. ЖАНР.
Философская
сказка
2. ОБРАЗ.
Земля
3. АТМОСФЕРА.
Дружбы
4. ИЗМЕНЕНИЕ
ДРАМУРГИИ АВТОРА.
В отдельных
сказках текст сокращен, но общий смысл не изменен.
IV. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
СПЕКТАКЛЯ.
МУЗЫКА. В
качестве музыкального оформления к спектаклю использована музыка французского
композитора Яна Тирсена, она создает атмосферу задумчивости и игры.
СВЕТ. Бытовой с
применением условно-театрального. Преимущественно используется дневной свет,
локальный.
заключение
М. А.
Чехова: отсутствие атмосферы на сцене создает сразу же «психологически пустое
пространство». Она, атмосфера, передает в зал зрителю большую часть содержания
пьесы, так как является сердцем художественного произведения.
(О.
Л. Кудряшев СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА И «ЛИЦО АВТОРА»)
Литература
1.
Бармак А.А.
Художественная атмосфера. Этюды / А.А. Бармак. – М.: ГИТИС, 2004.
2.
Попов
А.Д. Художественная целостность спектакля / А.Д. Попов. - М.: ВТО, 1979.
3.
Станиславский,
К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. - М.:
Искусство, 1990.
4.
Станиславский,
К.С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6 / К.С. Станиславский. - М.: Искусство,
1990.
5.
Чехов, М.
Литературное наследие: в 2 т. Т. 2 / М Чехов. – М.: Искусство, 1986.
1 Цит. по: “Мастера искусств
об искусстве”. Т. 5, кн. 2. – М. 1968. – С. 166.
Поламишев А.М.
Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. Учебное пособие для студентов
театральных институтов и институтов культуры. М., Просвещение, 1982 г
Попов П.Г. Погоня
за призраком. Опыт режиссерского анализа трагедии Шекспира «Гамлет». М., ВЦХТ,
библ. «Я вхожу в мир искусств» №10,2003 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|