История эстетики
Author: Chekanova Yu
Образ мыслей ненаказуем…
Ульпиан
Для начала работы над эссе по эстетике, на мой взгляд, нужно
вкратце написать о сущности эстетики как таковой. Попытки анализа истории
формирования и развития эстетической мысли предпринимались неоднократно и
многими буржуазными учеными: Шаслером, Циммерманом-в Германии; Бозанкетом,
Найтом, Гильбертом и Куном, Бердсли-в Англии; Кроче-в Италии; Байе-во Франции.
Я назвала имена лишь некоторых ученых, пытавшихся написать систематическую
историю эстетики. Однако эти попытки, как правило, не увенчивались успехами. В
их трудах, правда, можно найти ценные фактические данные и интересные
наблюдения, но в силу неправильности исходных методологических принципов верной
картины о развитии эстетики мы не получаем. Основной порок методологии
зарубежных исследований по истории эстетической мысли-это идеализм в понимании процесса
исторического развития. Вследствие этого эстетическая мысль рассматривается
чисто имманентно, изолированно от других сторон общественной жизни. Этот
недостаток присущ не только старым работам, как, например, труд Циммермана, но
и тем, которые опубликованы совсем недавно (Байе, Бердсли). Изолируя
эстетическую мысль от материальной основы общества, от социально-политических,
общекультурных явлений, буржуазные историки закрывают себе путь к правильному
пониманию ее генезиса, развития и роли в общественной жизни. Задача истории
эстетики состоит в том, чтобы научно объяснить, почему в тот или иной период
развития общества возникают те или другие эстетические концепции; какими
причинами определяется расцвет или упадок эстетической мысли; почему одни эстетические
теории сменяются другими; какими обстоятельствами вызывается борьба по коренным
проблемам эстетики; какова объективная ценность эстетических концепций; в чем
истинный критерий их оценки, наконец, какова их роль в жизни людей в тот или
другой исторический период. Приступая к конкретному изучению вопроса, мы
сталкиваемся с рядом проблем, требующих объяснения. Прежде всего нужно
определить, что является предметом эстетики как науки. Следует отметить, что
однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В этом плане на протяжении
последних десятилетий велись оживленные дискуссии, но вопрос остается до сих
пор недостаточно проясненным. Дать определение предмета эстетики не так легко
ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое. Эстетика-это
наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном
производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания
и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и
функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения
действительности. Очень трудно поддаются выяснению объективные и субъективные
моменты эстетического. Эстетическое -это родовое понятие но отношению к
основным эстетическим категориям, к которым мы относим прекрасное, возвышенное,
трагическое, комическое. Уже по содержанию такие эстетические понятия, как
эстетический идеал, эстетический вкус и др. Еще уже категории, охватывающие
лишь область искусства, - художественный образ, художественный метод и стиль и
т. д. Трудность понимания эстетических категорий состоит в том, что в них
фиксируются не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство
действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т. д.,
но и отношение к ним, их оценка. В эстетических категориях, таким образом,
заключаются очень широкие обобщения, обобщения философского характера.
Следовательно, эстетика должна характеризоваться как философская наука. Поэтому
когда говорят о философской эстетике, это звучит тавтологично. Она является
частью философии. Когда же речь заходит о музыкальной эстетике, эстетике
производства и т. д., то имеется в виду применение общеэстетических законов и
категорий эстетической науки к определенному классу эстетических явлений.
Античная эстетика
Эстетика эллинизма нашла свое развитие в стоицизме,
эпикуреизме, скептицизме и неоплатонизме, а также в близких к нему мистических
теориях. Школа стоиков возникла после смерти Аристотеля. Ее ранними
представителями являются Зенон (ок. 336-264 гг. до н. э.), Клеанф (331-232 гг.
до н. э.), Хрисипп (280-208/205 гг. до н. э.), поздними -Цицерон (106-43 гг. до
н. э.), Сенека (ок. 4-65 гг.) и Эпиктет (ок. 50-ок. 138 гг.).Стоики
рассматривают искусство как подражание природе. В этом пункте они продолжают
материалистическую линию античной классики. Но интерпретация принципа
подражания природе дается в отрыве от общественной жизни людей, весь пафос
направляется на индивидуальное самоусовершенствование человека. Из сочинений
Хрисиппа, Сенеки и теоретиков искусства (Дионисий Галикарнасский, Цицерон),
примыкавших к стоицизму, видно, что стоики вопросами общественной роли
искусства, его природы и другими общеэстетическими проблемами занимаются
гораздо меньше, чем вопросами формы художественного произведения, ораторского
искусства, стиля и т. д. Так, Дионисий Галикарнасский подробно разработал
теорию наилучших образцов ритмов и созвучий. Он много уделял внимания проблеме
расположения слов. Касаясь вопроса стиля, стоики требуют здесь ясности,
лаконичности, точности. Много рассуждал о стилях и фигурах речи и всех других
сторонах ораторского искусства Цицерон. Эстетическая теория эпикуреизма
представлена в эпоху эллинизма Эпикуром (341-270 гг. до н. э.), Филодемом
(начало 1 в. до н. э.) и Лукрецием (1 в. дон. э.). Высказывания Эпикура по
эстетике случайны и отрывочны. Гораздо обстоятельнее на этом вопросе
останавливался Филодем. В трактате о музыке он выдвигает ту мысль, что музыка
доставляет чувственное удовольствие, такое же, как еда и питье. Филодем
отрицает общественное содержание искусства музыки и делает отсюда вывод, что
музыка не может оказывать какое-либо влияние на чувства и волю человека. Все
это проистекает из того, что музыка, по Филодему, не является подражанием
чему-либо, в том числе и природе. Таким образом, у него проявились тенденции к
формалистической интерпретации музыки. Эстетическая теория эпикуреизма достигла
вершины своего развития у Лукреция Кара. Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н. э.)
разрабатывает эстетические проблемы на основе материалистического представления
о мире. В своей поэме «О природе вещей» он развивает мысль о нерушимости
законов природы, независимых от вмешательства богов, утверждает принцип
вечности и не-разрушимости материи, излагает, следуя Эпикуру, атомистическую
теорию. Лукреций касается также и вопросов культуры и искусства. Искусство, по
Лукрецию, не только доставляет «усладу». Оно также играет утилитарную роль.
Оно, например, служит средством распространения знаний о «природе вещей».
Поэтическую форму повествования Лукреций избирает сознательно. Она выступает у
него как «приправа». Разъясняя причину того, почему он воспользовался ею,
философ говорит: Может быть, этим путем я сумею твой ум и вниманье К нашим
стихам приковать до тех пор, пока ты не постигнешь Всей природы вещей и
познаешь от этого пользуй Лукреций не только философ, но и выдающийся поэт,
«свежий, смелый поэтический властелин мира» (Маркс). Его поэма отличается не
только глубиной развиваемых им идей, но и блестящей поэтической формой. Из
других римских теоретиков искусства, близких к эпикуреизму, заслуживает
упоминания римский поэт Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.). Идея
божественного предопределения и бессмертия души, магические и астрологические
верования, уже распространившиеся в его время, не нашли отзвука у Горация. Он
явно сочувствует Эпикуру. Свои эстетические взгляды Гораций изложил в «Послании
к Пизонам», названном еще в древности «Поэтическим искусством». Этот
стихотворный трактат не претендует на теоретическое обобщение, а содержит
практические советы начинающим поэтам. Античные комментаторы свидетельствуют о
том, что для Горация послужил образцом трактат Неоитолема из Париода
(Александрия, III в. до н.э.), в которое рассматривалось общее учение о поэзии,
о трагедии и о призвании поэта. Текст трактата Неоптолема не сохранился.
«Поэтика» Горация написана в виде сводки правил, которым должен следовать
каждый поэт. Гораций подчеркивает решающую роль содержания, требует от поэта
философского образования. Поэту, считает он, надлежит строго придерживаться
единства, простоты, целостности, последовательности, непротиворечивости в
литературных произведениях. Всякая асимметрия, нарушение гармонии, манерность
им осуждаются. Гораций, далее, требует от поэта искренности: «Если ты хочешь,
чтоб плакал и я, то сам будь растроган». Гораций дает характеристику видов и
жанров поэзии, уделяя основное внимание трагедии. Установленные им по отношению
к трагедии каноны предполагают драму классического типа. Гораций настаивает на
правдоподобии вымысла: «Если ты что вымышляешь, будь в вымысле к истине близок:
требовать веры во всем - невозможно» . Поэт дает совет служителям Муз беречься
«льстецов под наружностью лисьей». Гораций сближает поэзию с живописью:
«Живопись-так и поэзия, сходная с нею во многом...». Эту мысль позднее
воскресят теоретики классицизма, за что их подвергнет критике Лессинг.«Поэтика»
Горация хотя и не отличается богатством идей, все же сыграла известную
положительную роль в развитии античной эстетической мысли. Буало в своем
трактате «Поэтическое искусство» почти дословно ее воспроизводит. В
эстетических теориях скептиков индивидуалистические и субъективистские
тенденции, обозначившиеся у стоиков и эпикурейцев, нашли свое наиболее выпуклое
выражение. Основателем школы скептиков был Пиррон (ок. 365-275 гг. до н. э.).
Согласно древним скептикам, познать вещи невозможно. В теории это должно
привести к «воздержанию от суждения», а в практике- обеспечить безразличное,
бесстрастное отношение к предметам - «безмятежность» души, Появление школы
скептиков в античной философии свидетельствовало об ее упадке. Некоторое
оживление эстетической мысли эпохи эллинизма нашло выражение в эстетических
высказываниях Плутарха (45-120 гг. н. э.), Лукиана (II в. н. э.),
Псевдо-Лонгина (имя настоящего автора трактата «О возвышенном» неизвестно).
Представляют интерес высказывания Плутарха о принципе подражания, об
эстетическом воспитании, о сущности и видах комического. Именно то, что
Плутарх, по примеру классических авторов, затрагивает социальные аспекты
искусства. Много тончайших замечаний по вопросам искусства содержится в
сочинениях Лукиана. Что касается знаменитого трактата «О возвышенном», который
приписывается Дионисию Лонгину, то нужно сказать, что проблема возвышенного
рассматривается автором по преимуществу с точки зрения
риторически-стилистической. Сама попытка ввести новую категорию в число общих
эстетических понятий знаменательна тем, что таким путем ставится проблема
расширения сферы искусства-до этого областью искусства считалось прекрасное.
Названный трактат впоследствии имел большой резонанс в мировой эстетике.
Некоторое оживление эстетической мысли во II-III вв. н. э. было
непродолжительным. Окончательный распад античной эстетической мысли завершается
в III в. н. э. Это период разложения рабовладельческой формации, что и
определило идейную деградацию. Идеологическую обстановку этого времени очень
ярко обрисовал Энгельс: «Это было время, когда даже в Риме и Греции, а еще
гораздо более в Малой Азии, Сирии и Египте абсолютно некритическая смесь
грубейших суеверий самых различных народов безоговорочно принималась на веру и
дополнялась благочестивым обманом и прямым шарлатанством; время, когда
первостепенную роль играли чудеса, экстазы, видения, заклинания духов,
прорицания будущего, алхимия, каббала и прочая мистическая колдовская чепуха»
.Вульгаризация и разложение античной эстетической мысли особенно ярко
проявились у Плотина (205-270 гг. н. э.), видного представителя неоплатонизма.
Мир Плотин мыслит как эманацию, как истечение божественной полноты.
Первоначальное совершенство, постепенно истекая, все более и более становится
несовершенным. Цель человека состоит в возвращении к богу, что осуществляется
через аскезу и экстаз. Только в состоянии умоисступления и экстаза мы
возвышаемся до божества. В мистическом плане обсуждается Плотином и проблема
прекрасного. По его мнению, вещи прекрасны «через приобщение идее». Красота,
воспринимаемая чувствами,- низший вид прекрасного. Гораздо выше красоты
«занятий» и «знаний» «сияние» добродетели, лик справедливости и умеренности. Чем
больше душа освобождается от телесного, тем она становится прекраснее. Добро
стоит во главе «хоровода» вещей, оно-наивысшая и первая красота. Лицезрение
этой красоты выше всего-выше красивых тел, ради нее надлежит отказаться от
царства и власти. Прекрасные тела, согласно Плотину,-это лишь следы, образы,
тени, отблески высшей красоты. Мы должны бежать туда, разумеется, не ногами и
не на повозке, а пробудив духовное зрение, имеющееся у всех, хотя пользуются им
немногие. Чтобы узреть высшую красоту, надлежит сперва освободить душу от
телесной скверны. Проповедь аскетизма, презрение к чувственному миру, отказ от
разума и выдвижение на первый план мистического созерцания, усмотрение высшей
красоты в боге-все эти стороны эстетики Плотина предвосхищают теологические
концепции феодального средневековья. Нельзя, например, понять философские и
эстетические взгляды Августина Блаженного без учета того влияния, которое
оказал на него Плотин. Неоплатоническая философия получила разработку у
Порфирия (III в. н. э.), Ямвлиха (IV в. н. э.) и Прокла (V в. н. э.). Пз этих
учеников Плотина заслуживает внимания Прокл (410-485 гг.), представитель
афинской школы неоплатонизма. Прокл придал мистической философии Плотина
своеобразный «диалектический» характер. Эманацию божества он представляет в
виде триадического развития. Суть этой мистико-идеалистической диалектики
раскрывается в его книге «Элементы богословия». Гениальные диалектические
догадки Гераклита, Демокрита, Аристотеля превратились у Прокла в схоластическое
жонглирование абстрактными понятиями. В 529 г. были закрыты философские школы в
Афинах. Этим завершается внешняя история античной философии и эстетики. Однако
влияние философских и эстетических идей античности никогда не прекращалось. Мы
испытываем его и до настоящего времени.
РУСЬ
Историческая дистанция, даль времен делают особенно
впечатляющим величественный силуэт древнерусской художественно-эстетической
культуры. Древняя Русь в процессе исторического исследования ее духовной жизни
все более поражает воображение нашего современника высоким уровнем
эстетического сознания, богатством и разнообразием художественных форм,
глубиной постижения нравственно-эстетического идеала.
Непревзойденные шедевры созданы древнерусскими художниками
и мастерами во всех сферах эстетической деятельности. Творения древнерусских
зодчих (прославленный Софийский собор в Киеве, София Новгородская, Успенский и
Дмитриевский соборы во Владимире, ставшая символом красоты церковь Покрова на
Нерли, Успенский собор в Рязани, ансамбли многочисленных кремлевских
сооружений русских средневековых городов и т. д.); искусство знаменитых древнерусских
иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и др.; памятники
древнерусской письменности, включая бессмертное «Слово о полку Игореве» и бесчисленное
множество других памятников древнерусской литературы, запечатлели и передали
потомкам разностороннюю эстетическую одаренность русского народа, его высокий
эстетический вкус.Киевская Русь, принявшая в Х веке христианство из Византии,
обладала к тому времени многовековой языческой культурой, в том числе и
довольно сложными эстетическими воззрениями, яркими представлениями о красоте
божеств, природы, человека, исходных общественных жизненных начал. Эти
эстетические представления и идеи нашли богатое отражение в материалах
этнографии, песнях, сказках, играх, поверьях, легендах, многообразных формах
фольклора, вышивках, деревянном и каменном орнаменте и т. д. У восточных
славян, как и у многих других древних народов, были развиты идеи гармонии,
красоты формы, органического чувства природы, эстетическое прославление
солнца, воды, земли. Материалы современной археологии, многочисленных раскопок
дают основания видеть непосредственную связь искусства, художественных идей
с жизнью, бытом, трудом, обрядностью, религиозными воззрениями, магией и т.
д.Эти эстетические идеи были функциональными, имели символическое значение,
должны были оберегать людей от бедствий, приносить счастье, служить добру,
побеждать зло. Знаток культуры Древней Руси Сергей Есенин, отдавший много сил
и времени изучению славянского орнамента, дошедшего до наших дней, писал в
статье «Ключи Марии» о том, что древнерусский человек вкладывал в орнамент «всю
жизнь, все сердце и весь разум», что «почти каждая вещь» Древней Руси несет на
себе отпечаток могучей эстетической силы. «Все наши коньки на крышах, петухи на
ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе
с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея
исходу мира и назначения человека. Конь как в греческой, египетской, римской,
так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик
догадался посадить его к себе на крышу, уподобив свою хату под ним колеснице.
Глубокий философско-эстетический смысл древнего искусства дохристианского
периода явился исходной точкой развития художественной и эстетической мысли
возникшего в IX веке из объединения восточных славян нового государства — Киевской
Руси, ставшего одним из могучих и передовых государств Европы с высокоразвитой
художественной культурой.Принятие в конце Х века христианства наложило четкий
отпечаток на характер древнерусской художественной культуры и эстетической
мысли. Любопытно, что в летописях этого периода, в несторовской «Повести временных
лет» наряду с политическими аргументами в пользу православия подчеркивается и
эстетический аспект принятия христианства.С принятием христианства развитие
эстетической мысли и искусства получает официальный характер под эгидой церкви
и государства. Вместе с появлением и распространением доктрин православия
возникают и развиваются новые для Руси того времени каноны и эстетические идеи,
связанные с византийской культурой. Для византийской эстетики, как и для
средневековья в целом, главным было духовное, внетелесное начало,
противопоставление духовности, сурового аскетизма чувственно-материальной
природе эстетического мировосприятия язычества. Духовно-аскетический
религиозный идеал становится одновременно и эстетическим идеалом. В
противоположность античности конкретно-пластические формы заменены
абстрактно-символическими формами, имеющими глубинный философский
смысл.Знакомство с византийской культурой ускорило художественно-эстетическое
развитие Древней Руси, раздвинув горизонт древнерусской культуры, познакомив
ее с переводными античными источниками в основном в их византийском и
сербско-болгарском отражении. Не затронув и не изменив, по существу, основ и
истоков древнерусской народной культуры, византийская эстетическая культура
«скрестилась» с древнерусской, дохристианской. «Однако процесс обрусения
византийского стиля», — справедливо замечает Н. А. Дмитриева, — выявился
рано и весьма энергично — это заставляет предполагать, что у восточных славян
уже раньше была своя достаточно развитая культура в области художественного
ремесла и строительства. Последние исследования и раскопки это подтверждают.
Русь знала литье и чекан, владела тонким мастерством эмалей. Она производила
искусные ювелирные вещи — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески,
пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные «зернью», увитые
сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры
— славянский вариант «звериного стиля», следы языческой мифологии славян, почитавших
бога—громовержца Перуна, скотьего бога Велеса, Берегиню — мать всего живого и
многих других природных божеств» .Эстетическая мысль в ее теоретическом
аспекте в XV—XVI веках развивается в основном в связи с поэтическими идеями
нерушимого единства и целостности Русского государства, политической
публицистикой, а также идеологической и политической борьбой русской церкви с
различными ересями, имевшими большое влияние на формирование и эстетического
сознания. Представители ересей всенародно, вслух обсуждали проблему
нравственно-эстетического идеала в связи с образом жизни русского духовенства.
Так, на рубеже XV—XVI веков развернулась острая борьба «нестяжателей» во главе
с Нилом Сорским против монастырского землевладения. Теоретиком противоположной
точки зрения выступил Иосиф Волоцкий, известный борец с «еретиками».
Распространились идеи иконоборства. Утверждая аскетизм, высокую, строгую
нравственность, Нил Сорский отвергал и красоту земную, в том числе и
иконопись, развивая идеи Новгородско-московской ереси конца XV— начала XVI веков.
Иосиф Волоцкий выступил защитником иконописания, отстаивая главным образом
религиозно-содержательную значимость икон. Борьба была столь острой, что стала
предметом обсуждения на Стоглавом Соборе 1551 года.Собор постановил считать
иконописание важнейшим государственным делом; церковные власти должны
всячески способствовать и помогать иконописцам, почитать их «паче простых
человек». За образец иконного творчества было взято наследие Андрея Рублева.В
постановлении подчеркивалось значение нравственного облика живописца, которому
подобает быть-«... смирену кротку благовейну непразднословцу несмехотворцу
несварливу независтливу непьяницы неграбежнику неубийцу наипаче же храните
чистоту душевную и телесную со всяцем опасением».Внимание и светских, и
церковных властей к проблемам «живописания» усиливалось, началась разработка
точных «подлинников»; регламентировавших и конкретизировавших атрибуты святых и
иконописных образов. Эстетическая теория в целом оставалась еще в рамках
церковной идеологии. Переход к обоснованию светских форм творчества отчетливо
наметился в следующем, XVII столетии.
Страницы: 1, 2
|