Двумя годами позже в 1891 году в Дании была разработана
иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью
которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров.
Создание пенсионной системы в этих странах, с различным
уровнем экономического развития, стало примером для других государств.
Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую
трехстадийную модель развития системы социальной защиты в Западной Европе [[13]]:
Первый этап – благотворительность была главным источником
социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки – уровень
физического выживания бедных;
Второй этап – «…после индустриальной революции страны
ввели схемы социального страхования для покрытия рисков по старости,
производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях» [13,c.247], в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих;
Третий этап – после Второй мировой войны, когда
необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически
все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты
на все аспекты производственной и частной жизни. А в 1970-х годах большинство
стран ввели социальную политику в качестве одного из инструментов макроэкономической
политики государств.
Приведенные авторами укрупненные этапы развития
западноевропейской системы социальной защиты совпадают с приведенными в таблице
2 и отличаются только временными характеристиками.
Глава 5: Социальная помощь и поддержка
населения в России в 90-х годах
Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х,
рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как:
снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения,
профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи
и брака - создали необходимость в организации нового вида деятельности – социальной
работы [10,c.181].
В результате проводимой социальной и экономической
политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен
и снижение доходов населения [10,c.181]. Наглядно можно представить темпы роста
безработицы, анализируя численность безработных в период с 1992 и по 1994 гг.
(диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Рост безработицы повлек за собой изменение динамики
преступности. Так, если в 1991 году зарегистрировано 2173,1 преступлений, то
уже в 1993 году – 2799,6.
Проблема беженцев становится еще более актуальной, к
1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран
Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению
социально-экономической и политической обстановки в регионах [10,c.182].
Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на
институте брака и семьи: увеличилось количество разводов, сократилось число
браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и
детей-отказников, оставленных матерями в родительских домах. В целом уровень рождаемости
по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38% [10,c.182].
В условиях социально-экономической нестабильности
происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к концу 1992 г. по
сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов
и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений – до 76%, общеобразовательных
школ – до 80% [10,c.182].
Государство предпринимает попытки стабилизировать
положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки
населения. Всего за год было принято 25 законов, направленных на защиту
граждан, вот некоторые из них:
1991 г. - Указ президента «О дополнительных мерах по
социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной
власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки
(талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые
смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
1992 г. – «О государственных пенсиях РСФСР», «О
дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О защите прав
потребителей», «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных
выплат» и д.р. [10,c.182].
Реализацией всех правительственных мер, начиная с 90-х
гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и
социального развития). С 26 декабря 1991 г. на него возложены функции по
разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного
населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения,
материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи,
медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого
начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ,
осуществления внешнеэкономической деятельности [10,c.186].
В 1993 г. была принята Концепция развития социального
обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов
социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских
странах. В которой отмечается, что все мероприятия социального обслуживания,
через систему различных служб, должны содействовать устранению причин,
препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать
индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях.
Система социальных служб складывалась из
государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности:
материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта,
обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж,
социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. М.В. Фирсов
отмечает, что важной особенностью данной Концепции, является создание корпуса
профессиональных служащих, социальных работников [10,c.186]. В свою очередь С.В. Тетерский выделяет доминирующую роль
социальной педагогики в отечественной практике социальной работы с момента ее
зарождения и до нашего времени [2,c.294].
В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент
социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного
обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д.
В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные
программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60
реабилитационных центов для детей и подростков [10,c.187].
Помимо государственных структур социальной помощи, существует
и широкая сеть благотворительной деятельности:
ü «постсоциалистическая форма» коллективной помощи – благотворительные
фонды предприятий;
ü церковь;
ü коммерческие организации;
ü частные фонды (Ярошинской, Каспарова);
ü благотворительные общества.
Благотворительные учреждения существенно отличаются от
заведений данного профиля прошлого века тем, что их организаторы имеют огромный
опыт работы, высшее образование, профессиональную квалификацию, а также
возможность сотрудничества со специалистами из смежных областей. Таким образом,
качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло.
Однако продолжающийся экономический кризис и долги МВФ
вынудили сократить ассигнования на социальные нужды в бюджете на 1999 г..
Политический кризис отразился на доходах и заработной платы населения и, в
первую очередь - на менее защищенных слоях - инвалидах, многодетных семьях,
пенсионерах. Даже на данный момент эта проблема является актуальной, и продолжается
принятие мер по выводу страны из кризиса [10,c.187].
Глава 6: Заключение
Итогом выше сказанного является положение социальной
работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В
какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения,
сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297].
Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной
защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как
зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает,
что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой
общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе -
благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, -
как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в
координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов,
нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот
и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является
привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.
Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева,
который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной
работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм
помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы
организации социальной защиты с формами финансирования.
Таблица 2
Модели
|
Период
|
Форма
организации
|
Форма
финансирования
|
Общественно-христианская
|
до
XI века
|
Помощь
и взаимопомощь
|
Предоставление помощи в натуральной форме
(пища, одежда, кров, уход и др.).
Взаимопомощь в форме бесплатного труда
(строительства жилья, сельскохозяйственные работы и др.).
Общественная солидарность.
|
XI-XIII
|
Княжеская и монастырская поддержка.
(социальная помощь)
|
Предоставление крова и пищи, уход за немощными.
Открытие богаделен при религиозных учреждениях.
Благотворительность.
Зарождение системы сбора и распределения
ресурсов на социальную защиту.
|
XIII
– 70-90-е гг.
XVIII
|
Государственно-муниципальные формы призрения
с юридическим оформлением благотворительности.
(социальная помощь)
|
Зарождение основ государственного управления
финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало
формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих.
Расширение благотворительной базы.
|
70-90-е
гг. XVIII – XIX век
|
До реформ 60-70 гг. XIX века закладывались
основы государственного и общественного призрения.
(социальная помощь)
|
Государственное управление стимулированием
общественной деятельности перерастает в необходимость государственного
участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование
благотворительности через общественные организации.
|
XX
век до 1917 г.
|
Передача функций общественного призрения
благотворительным организациям и органам местного самоуправления.
Пенсионное обеспечение государственных
служащих.
Социальное страхование рабочих.
|
Государственное финансирование социальной
помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих.
Основа государственного финансирования –
налоги.
Страховая деятельность.
Общественные благотворительные организации.
Личная благотворительность.
|
Биполярная
|
1917-1941
|
Для промышленного сектора:
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование.
|
Государственное финансирование за счет
перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы.
Социальный налог.
Снижение роли благотворительных организаций
в финансирования социальной помощи.
|
Для сельского хозяйства:
Помощь и взаимопомощь.
|
Частное финансирование.
Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли
возможности крестьянства в оказании помощи.
С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на
100% финансировались за счет доходов крестьянства.
|
Административная
|
1945-1964
|
Становление принципов административной
модели управления социальной защитой.
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование.
|
Одна и единая основа финансирования –
социальный налог.
С 1956 г. социальные трансферты из бюджета
СССР в социальную сферу.
С 1964 г. включение крестьянства в сферу
государственного социального обеспечения.
|
1964-1991
|
Развитие административной системы управления
социальной защитой.
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование.
|
Одна и единая основа финансирования –
социальный налог.
|
1991
– н/в
|
Современный этап развития административной
модели.
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование.
Социальная работа.
|
Основа финансирования – социальный налог и
перераспределение средств через Фонд Социальной Защиты.
Зарождение негосударственного пенсионного
обеспечения.
Возрождение страховых принципов (социальное
страхование).
Возрождение благотворительности.
Гуманитарная помощь.
|
Список
литературы:
1)
Андреев В.С. Право социального обеспечения в
СССР. – М., 1980.
2)
Антология социальной работы в 5-ти томах.- М.,
1994.
3)
Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси:
история, опыт, проблемы.- Мн., 2000.
4)
Красовская Н.Н. Организация социальной защиты
населения Республики Беларусь: системный подход.: Автореф. дис. … канд. социол.
наук: 22. 00. 08. / Бел. гос. ун-т – Мн., 2003.
5)
Максимов Е. Земская деятельность в области
общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.-
1895.- Кн. 6.
6)
Максимов Е. Земская деятельность в области
общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.-
1895.- Кн. 8.
7)
Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation // Pension
Reform in Europe: Process and Progress. - Washington D.C. - The World Bank, -
2003.
8)
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.
П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 1999.
9)
Страхование рабочих в России и на Западе. / Под
ред. Б.Г. Данского. – СПб., 1913. – Т.1.
10)
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. –
М., 2003.
11)
Фирсов М.В. История социальной работы в России.
– М., 1999.
12) Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security,
Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia:
Challenges, Experience, and Lessons. - The World Bank, 2003.
13)
Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути
становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые
записки.- 2001.- №5.- с. 109-115.
[1] Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок – М.:
ИНФРА-М, 1999
[2] Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2003
[3] А.С. Щеглова Исторически
обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и
Германии // Ученые записки.- 2001.- №5.- с. 109-115
4
Антология социальной работы в 5-ти томах. - М., 1994
[5] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения //
Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 8.
[6] Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт,
проблемы.-Мн., 2000.
[7] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения //
Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 6.
[8] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учеб. – М., 1980.
[9] Страхование рабочих в России и на Западе. / Под. ред. Б.Г. Данского.
– СПб., 1913. - Т.1.
[10] М.В. Фирсов История социальной работы в России – М., 1999
[11] Красовская Н.Н. Организация социальной защиты населения Республики
Беларусь: системный подход.: Автореф. Дис. …конд. социол. наук: 22.00.08./ Бел.
гос. ун-т – Мн., 2003.
[12] Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation
// Pension Reform in Europe: Process and Progress. – Washington D.C. – The
World Bank, - 2003.
[13] Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security,
Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia:
Challenges, Experience, and Lessons.- The World Bank, 2003.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|