Двумя годами позже в 1891 году в Дании была разработана
иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью
которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров.  
Создание пенсионной системы в этих странах, с различным
уровнем экономического развития, стало примером для других государств. 
Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую
трехстадийную модель развития системы социальной защиты в Западной Европе  [[13]]: 
Первый этап – благотворительность была главным источником
социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки – уровень
физического выживания бедных; 
Второй этап – «…после индустриальной революции страны
ввели схемы социального страхования для покрытия рисков по старости,
производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях» [13,c.247], в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих; 
Третий этап – после Второй мировой войны, когда
необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически
все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты
на все аспекты производственной и частной жизни. А в 1970-х годах большинство
стран ввели социальную политику в качестве одного из инструментов макроэкономической
политики государств. 
Приведенные авторами укрупненные этапы развития
западноевропейской системы социальной защиты совпадают с приведенными в таблице
2 и отличаются только временными характеристиками.  
Глава 5: Социальная помощь и поддержка
населения в России в 90-х годах 
Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х,
рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как:
снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения,
профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи
и брака - создали необходимость в организации нового вида деятельности – социальной
работы [10,c.181]. 
В результате проводимой социальной и экономической
политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен
и снижение доходов населения [10,c.181]. Наглядно можно представить темпы роста
безработицы, анализируя численность безработных в период с 1992 и по 1994 гг.
(диаграмма 1). 
Диаграмма 1. 
Рост безработицы повлек за собой изменение динамики
преступности. Так, если в 1991 году зарегистрировано 2173,1 преступлений, то
уже в 1993 году – 2799,6. 
Проблема беженцев становится еще более актуальной, к
1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран
Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению
социально-экономической и политической обстановки в регионах [10,c.182]. 
Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на
институте брака и семьи: увеличилось количество разводов, сократилось число
браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и
детей-отказников, оставленных матерями в родительских домах. В целом уровень рождаемости
по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38% [10,c.182]. 
В условиях социально-экономической нестабильности
происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к концу 1992 г. по
сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов
и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений – до 76%, общеобразовательных
школ – до 80% [10,c.182].                   
Государство предпринимает попытки стабилизировать
положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки
населения. Всего за год было принято 25 законов, направленных на защиту
граждан, вот некоторые из них: 
1991 г. - Указ президента «О дополнительных мерах по
социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной 
власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки
(талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые
смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. 
1992 г. – «О государственных пенсиях РСФСР», «О
дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О защите прав
потребителей», «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных
выплат» и д.р. [10,c.182]. 
Реализацией всех правительственных мер, начиная с 90-х
гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и
социального развития). С 26 декабря 1991 г. на него возложены функции по
разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного
населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения,
материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи,
медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого
начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ,
осуществления внешнеэкономической деятельности [10,c.186]. 
В 1993 г. была принята Концепция развития социального
обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов
социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских
странах. В которой отмечается, что все мероприятия социального обслуживания,
через систему различных служб, должны содействовать устранению причин,
препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать
индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях. 
Система социальных служб складывалась из
государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности:
материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта,
обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж,
социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. М.В. Фирсов
отмечает, что важной особенностью данной Концепции, является создание корпуса
профессиональных служащих, социальных работников [10,c.186]. В свою очередь С.В. Тетерский выделяет доминирующую роль
социальной педагогики в отечественной практике социальной работы с момента ее
зарождения и до нашего времени [2,c.294]. 
В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент
социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного
обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д. 
В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные
программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60
реабилитационных центов для детей и подростков [10,c.187]. 
Помимо государственных структур социальной помощи, существует
и широкая сеть благотворительной деятельности: 
ü      «постсоциалистическая форма» коллективной помощи – благотворительные
фонды предприятий; 
ü      церковь; 
ü      коммерческие организации; 
ü      частные фонды (Ярошинской, Каспарова); 
ü      благотворительные общества. 
Благотворительные учреждения существенно отличаются от
заведений данного профиля прошлого века тем, что их организаторы имеют огромный
опыт работы, высшее образование, профессиональную квалификацию, а также
возможность сотрудничества со специалистами из смежных областей. Таким образом,
качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло. 
 Однако продолжающийся экономический кризис и долги МВФ
вынудили сократить ассигнования на социальные нужды в бюджете на 1999 г..
Политический кризис отразился на доходах и заработной платы населения и,  в
первую очередь - на менее защищенных слоях - инвалидах, многодетных семьях,
пенсионерах. Даже на данный момент эта проблема является актуальной, и продолжается
принятие мер по выводу страны из кризиса [10,c.187]. 
 
 
 
                            
Глава 6: Заключение   
Итогом выше сказанного является положение социальной
работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В
какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения,
сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297]. 
Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной
защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как
зарубежный, так и имеющийся исторический опыт.  Изучение которого показывает,
что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой
общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе -
благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, -
как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в
координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов,
нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот
и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является
привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.  
Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева,
который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной
работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм
помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы
организации социальной защиты с формами финансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2 
 
  | 
   Модели 
   | 
  
   Период 
   | 
  
   Форма
  организации 
   | 
  
   Форма
  финансирования 
   | 
  
 
  | 
   Общественно-христианская 
   | 
  
   до
  XI века 
   | 
  
   Помощь
  и взаимопомощь 
   | 
  
   Предоставление помощи в натуральной форме
  (пища, одежда, кров, уход и др.). 
  Взаимопомощь в форме бесплатного труда
  (строительства жилья, сельскохозяйственные работы и др.). 
  Общественная солидарность. 
   
   | 
  
 
  | 
   XI-XIII 
   | 
  
   Княжеская и монастырская поддержка.  
   (социальная помощь) 
   | 
  
   Предоставление крова и пищи, уход за немощными. 
  Открытие богаделен при религиозных учреждениях. 
  Благотворительность. 
  Зарождение системы сбора и распределения
  ресурсов на социальную защиту.  
   
   | 
  
 
  | 
   XIII
  – 70-90-е гг. 
  XVIII 
   | 
  
   Государственно-муниципальные формы призрения
  с юридическим оформлением благотворительности. 
  (социальная помощь) 
   | 
  
   Зарождение основ государственного управления
  финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало
  формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих. 
  Расширение благотворительной базы. 
   
   | 
  
 
  | 
   70-90-е
  гг. XVIII – XIX век 
   | 
  
   До реформ 60-70 гг. XIX века закладывались
  основы государственного и общественного призрения. 
  (социальная помощь) 
   | 
  
   Государственное управление стимулированием
  общественной деятельности перерастает в необходимость государственного
  участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование
  благотворительности через общественные организации. 
   
   | 
  
 
  | 
   XX
  век до 1917 г. 
   | 
  
   Передача функций общественного призрения
  благотворительным организациям и органам местного самоуправления.  
  Пенсионное обеспечение государственных
  служащих. 
  Социальное страхование рабочих. 
   
   | 
  
   Государственное финансирование социальной
  помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих. 
  Основа государственного финансирования –
  налоги. 
  Страховая деятельность. 
  Общественные благотворительные организации. 
  Личная благотворительность. 
   | 
  
 
  | 
   Биполярная 
   | 
  
   1917-1941 
   | 
  
   Для промышленного сектора:  
  Социальная помощь. 
  Пенсионное обеспечение. 
  Социальное страхование. 
   
   
   
     | 
  
   Государственное финансирование за счет
  перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы. 
  Социальный налог. 
  Снижение роли благотворительных организаций
  в финансирования социальной помощи. 
   
   | 
  
 
  | 
   Для сельского хозяйства: 
  Помощь и взаимопомощь. 
     | 
  
   Частное финансирование. 
  Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли
  возможности крестьянства в оказании помощи. 
  С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на
  100% финансировались за счет доходов крестьянства. 
   | 
  
 
  | 
   Административная 
   | 
  
   1945-1964 
   | 
  
   Становление принципов административной
  модели управления социальной защитой. 
  Социальная помощь. 
  Пенсионное обеспечение. 
  Социальное страхование. 
   | 
  
   Одна и единая основа финансирования –
  социальный налог. 
  С 1956 г. социальные трансферты из бюджета
  СССР в социальную сферу. 
  С 1964 г. включение крестьянства в сферу
  государственного социального обеспечения. 
   
   | 
  
 
  | 
   1964-1991 
   | 
  
   Развитие административной системы управления
  социальной защитой. 
  Социальная помощь. 
  Пенсионное обеспечение. 
  Социальное страхование. 
   
   | 
  
   Одна и единая основа финансирования –
  социальный налог. 
   | 
  
 
  | 
   1991
  – н/в 
   | 
  
   Современный этап развития административной
  модели. 
  Социальная помощь. 
  Пенсионное обеспечение. 
  Социальное страхование. 
  Социальная работа. 
   | 
  
   Основа финансирования – социальный налог и
  перераспределение средств через Фонд Социальной Защиты. 
  Зарождение негосударственного пенсионного
  обеспечения. 
  Возрождение страховых принципов (социальное
  страхование). 
  Возрождение благотворительности. 
  Гуманитарная помощь. 
   
   | 
  
 
Список
литературы: 
1)     
Андреев В.С. Право социального обеспечения в
СССР. – М., 1980.  
2)     
Антология социальной работы в 5-ти томах.- М.,
1994. 
3)     
Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси:
история, опыт, проблемы.- Мн., 2000. 
4)     
Красовская Н.Н. Организация социальной защиты
населения Республики Беларусь: системный подход.: Автореф. дис. … канд. социол.
наук: 22. 00. 08. / Бел. гос. ун-т – Мн., 2003. 
5)     
Максимов Е. Земская деятельность в области
общественного призрения //  Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.-
1895.- Кн. 6. 
6)     
Максимов Е. Земская деятельность в области
общественного призрения //  Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.-
1895.- Кн. 8. 
7)     
Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation // Pension
Reform in Europe: Process and Progress. - Washington D.C. - The World Bank, -
2003. 
8)     
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.
П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 1999. 
9)     
Страхование рабочих в России и на Западе. / Под
ред. Б.Г. Данского. – СПб., 1913. – Т.1. 
10) 
 Тетерский С.В. Введение в социальную работу. –
М., 2003. 
11) 
 Фирсов М.В. История социальной работы в России.
– М., 1999. 
12)   Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security,
Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia:
Challenges, Experience, and Lessons. - The World Bank, 2003. 
13) 
 Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути
становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые
записки.- 2001.- №5.- с. 109-115. 
   
 
 
 
 
[1] Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок – М.:
ИНФРА-М, 1999 
 
[2] Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2003 
[3] А.С. Щеглова Исторически
обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и
Германии // Ученые записки.- 2001.- №5.- с. 109-115 
 
4
Антология социальной работы в 5-ти томах. - М., 1994 
[5] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения //
Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 8. 
[6] Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт,
проблемы.-Мн., 2000. 
[7] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения //
Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 6. 
 
[8] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учеб. – М., 1980. 
[9] Страхование рабочих в России и на Западе. / Под.  ред. Б.Г. Данского.
– СПб., 1913.  - Т.1. 
[10] М.В. Фирсов История социальной работы в России – М., 1999 
[11] Красовская Н.Н. Организация социальной защиты населения Республики
Беларусь: системный подход.: Автореф. Дис. …конд. социол. наук: 22.00.08./ Бел.
гос. ун-т – Мн., 2003. 
[12] Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation
// Pension Reform in Europe: Process and Progress. – Washington D.C. – The
World Bank, - 2003. 
[13] Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security,
Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia:
Challenges, Experience, and Lessons.- The World Bank, 2003. 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |