В 1531 г. Карлом V был оглашен такой же указ, который
распространился на земли в Нидерландах.
А в1536 г. король Франциск I издал «Ордонанс», в силу
которого немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться
приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им
списки, для раздачи им на дому «сообразной (raisonnable)
милостыни» [3,c.112].
В королевском приказе прозвучала необходимость введения так называемых кружков
в каждом приходе, а церковные люди каждое воскресение были обязаны приглашать к
пожертвованиям всех прихожан. Через 30 лет ситуация изменилась – принцип
призрения приобретает несколько иную окраску. Карл IX ордонансом, изданным в
Мулене в 1566 г., перенес обязательства кормить бедных на общины, которые
состояли из жителей города, местечка или деревни, в свою очередь нищим
запрещалось просить милостыню вне общины и бродяжничество. Жители обязаны были
способствовать содержанию этих бедных по своему состоянию и под наблюдением
мэров, советников и приходских старост; а бедные обязывались брать от названных
лиц свидетельства на случай болезни и отправляться в богадельни (Hostels-Dieu) и госпиталя.
В Англии в начале XVI в. издаются указы Генрихом VIII,
которые, по сути, не отличались от ордонанса Франциска I. В этих указах
запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих
нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать
церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а отказывающихся от
уплаты пожертвований прихожан налагали пеней. Эта мера была сначала дополнена
указом Эдуарда VI (1551 г.) и получила большее развитие при Елизавете (1601
г.). Так мировые судьи обязаны назначать 3-4 человека в качестве попечителей
над бедными, из влиятельных жителей в каждом приходе, для осуществления функций
контроля по обеспечению нищих либо содержанием, либо работой. Эти указы легли в
основание систематически развивавшегося и усовершенствованного в прошлом веке
попечительства о бедных в Англии [3,c.113].
Подобные меры были предприняты и во Франции Генрихом VIII,
однако они не получили практического результата, из-за сохранения прежней
организации католической церкви, которая верховодила благотворительностью:
устраивала учреждения-госпитали, богадельни и детские приюты. Только в XVII в.
государство начинает политику преследования нищих и создавая работные дома (derots
de mendicite) с принудительной работой.
Часто деятельность западных государств носила формальный
характер, в силу того, что правительства руководствовались лишь интересами
государства. И если в первом периоде преобладал церковный взгляд на решение
социальных проблем, который, по сути, поощрял нищенство, то во втором периоде
стал преобладать интерес благочиния и преследования нищенства, которое
приобрело статус социального зла.
Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с
нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной
систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. От
искоренения синдрома болезни перешли к излечению ее корня. В непосредственном
попечении о каждом больном, в попечении, сопровождаемом личным к нему участием,
стали усматривать лучшее и самое деятельное средство не только для борьбы с
нищенством, но и предотвращения его [3,c.114].
Этот переворот связан с распространением гуманных идей в
XVIII в., которые по преимуществу носили филантропический характер. Идеи
гуманизма несли чувствительность и сострадание. Забота о бедных, детях,
подсудимых, заключенных преступников, рабов стала уделом филантропических
устремлений. Главная же заслуга филантропии заключается в том, что она сумела
привлечь внимание всего общества к нищенству, что дало превосходные результаты
в к. XVIII века. Так в Гамбурге усилиями политэконома Бюша и купца Фохта было
устроено в 1778 г. «всеобщее попечительство о бедных». Основной его принцип состоял
в том, что каждый бедняк должен сам зарабатывать пропитание в меру своих сил и
возможностей, но в случае нужды и нехватки необходимого минимума для жизни - ему
оказывали поддержку попечительства; неспособные к работе - находились на полном
содержании. Помощь и надзор за бедными осуществляли добровольные попечители,
которые рассматривали всякий случай индивидуально и контролировали положение
дел относительно каждого нуждающегося.
Благодаря этой деятельности, впервые 10 лет численность
вспомоществуемых на дому бедных сократилась на 4 300 человек, а
пристроенных в благотворительных заведениях – на 5026 человек. В 1791 г. направление
попечительства имело основание заявить в своем отчете: «в Гамбурге нет более
нищих и никто не терпит нужды» [3,c.114].
Таким способом гамбургское попечительство сумело избежать
участи, которая постигла современную ему английскую систему
благотворительности. Под влиянием гуманитарных идей в к. XVIII в. английские
приходские попечительства заменили прежнюю систему содержания бедных в работном
доме подаянием помощи на дому; для этой цели составлялись местные таксы,
сообразно с ценою на хлеб и количеством членов вспомоществуемой семьи, и весь
недобор заработной платы, получаемый известной семьей, выдавался ей приходским
попечительством. Следствием этого было сильное понижение заработной платы и
значительное повышение расходов со стороны попечительств и налога для бедных [3,c.114].
Гамбургское же попечительство стало образцом для многих
городов, а императоры Наполеон и Франц Австрийский обращались к Фохту за
советом относительно организации благотворительности в их государствах.
На заре эпохи Франция, Германия и Англия, а также
повиновавшиеся земли Италии, Испании, Голландии, Бельгии и Австрии, «признали и
провозгласили, что призрение бедных есть обязанность соседей, т.е. местных
общин и властей».
«В Германии имперская законодательная власть не была
облечена правительственною властью и не располагала исполнительными органами; к
тому же она была парализована расколом между католицизмом и протестантизмом;
поэтому действительная власть стала переходить к местным правительствам, т.е.
имперским князьям и городам. Французское правительство в своих заботах о бедных
не пошло далее по начатому пути, и только английское правительство
последовательно развивало провозглашенный принцип и нашло средства к полному
его осуществлению» [3,c.115].
б) в России
Известный историк, педагог, политический и общественный
деятель – В.И. Герье, рассматривая пути и перспективы развития общественного
призрения в России, отмечал общие корни данного явления с такими странами
Западной Европы, как Франция, Германия и Англия. Изучая причины, вызывающие
нищету, и способы борьбы с ней, Герье выделял три основные формы социальной
помощи, которые были присущи и России, в разные времена с соответствующими
особенностями «культуры и быта». «Эти формы сменяли одна другую, более простая
уступала место более сложной и зрелой, но каждая из них заключает в себе нечто
самобытное и вечное и в настоящее время все три проявляются одновременно. Эти
три формы: милостыня, богадельня и Попечительство о бедных» [3,c.110].
Нищенство на Руси считалось одним из главных средств
нравственного воспитания, практически институтом благонравия, состоящим при
церкви. Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде вокруг церквей и
монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным
источником существования которых стала милостыня [1,c.30-31]. Быть нищим
было более выгодным, чем зарабатывание хлеба тяжелым трудом, отсюда и
всевозможные симуляции безумия, ущербности – и в целом масштабность нищенства.
Нищих было несколько категорий: «блаженные» - раздавали свое имущество и
добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради»; «юродивые» -
прорицатели, ясновидцы (чаще всего симулировали безумие); «немощные» - слепые,
старые, душевнобольные; «гулящие» - бродяжничали в собственное удовольствие или
скрывались от властей.
Чтобы далее не касаться данной темы, заглянем вперед в XIX
в., когда российское законодательство делило нищих на четыре категории:
1)
те, которые не могут своим трудом добывать
пропитание;
2)
те, кто по сиротству и временным болезням впал в
нужду, но может работать;
3)
те, которые могут трудиться, но нищенствуют по
лености и дурному поведению;
4)
те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю
нужду [1,c.31].
По мере повышения уровня социально-экономического развития
назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты,
поскольку решение вопроса помощи все возрастающему количеству людей силами
благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.
В 1551 г. – время правления Ивана Грозного - на собрании
высшего духовенства России (Православной церкви) - Стоглавом Соборе –
констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности
принимаемых мер для его предотвращения. Существовавшая система финансирования
давала сбои из-за недостатка средств и несовершенства форм организации работы.
Принятое Собором решение является очередным значительным шагом на пути развития
системы социальной защиты и признания необходимости государственного
регулирования в сочетании с общественной деятельностью в области решения
социальных вопросов. Официально вводятся категории лиц подлежащих призрению и
определяются его формы. Заметим и разграничение по источникам финансирования:
прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» -
питаться по дворам [[4],с.13].
Начинает формироваться государственная инфраструктура
системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских
домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется
новая функция системы социальной защиты – создание смирительных и прядильных
домов для людей праздношатающихся и им подобным – фактически создается система
занятости и подготовки кадров.
Государство осознало необходимость управления развитием
системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной
политики.
Во второй половине XVIII века для России появляется новое
понятие - общественное призрение [2,c.255].
Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей
Романовых в развитие социальной работы. Каждое царствование отличалось особыми
чертами благотворительности, кто-то из членов царской фамилии предпринимал
радикальные и глубокие меры, кто-то «отметился» тем или иным указом на тему
«призрения», однако все они оставили след в истории как государственные деятели
и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную
значимость акций милосердия [2,c.253].
Лучшим доказательством выше сказанного являются попытки Петра
I искоренить профессиональное нищенство. В именном указе Стрелецкому приказу
от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени Ивана и Петра Алексеевичей,
он велел записать: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди,
подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а
по осмотру они все здоровы». Таких царь велел ловить и отправлять по месту
жительства, а беглых крестьян возвращать помещикам; повторно пойманных – бить
кнутом и ссылать в Сибирь. Эти меры были ужесточены указом 1712 г.: всех
«ленивых прошаков» били без разбора, клеймили и ссылали на каторжные работы.
«Амнистии» не полагались никому – ни старым, ни больным, ни сумасшедшим
(правда, позже Петр ввел «освидетельствование дураков») [1,c.31]. С 1718 г.
начинают карать дающих милостыню штрафами. Хотя необходимо заметить, что Петр в
целом не запрещал милостыню – разрешены были пожертвования приютам и
богадельням. В последние годы своего царствования он осознал безрезультатность
такой политики и разработал проект о раздаче всех «прошаков» монастырям, однако
реализовать его не успел.
Естественно, деятельность Петра I не ограничивалась
преследованием нищенства, он практически подошел к системе создания
общественного призрения. Главным его намерением в социальной сфере была попытка
вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив
заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах – на
губернские и городские магистраты, в деревнях – на помещиков, в свободных
землях – на старост или сотских [2,c.256]. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на
приказах: сначала Патриаршем, с1701 г. – Монастырском, а с 1721 г. – относилась
к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат и
воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов,
домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и прядильных
для людей «праздношатающихся и им подобных» [1,с.32].
Вводились детские приюты, называемые «гошпиталями», которые строились рядом с
церковными оградами. Из «гошпиталей» младенцев, выкормленных «искусными
женами», передавали до достижения 10-него возраста в богадельни или приемным
родителям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные
ученики» [2 ,c.255].
Проявлял Петр заботу и о военных, которую можно назвать предтечей пенсионного
законодательства, т.к. государство не в состоянии было обеспечить воинов
пенсиями, содержании их возлагалось на монастыри с выплатой жалования.
Указ Петра I от 16 января 1721 г., со ссылками на Библию,
следует подчеркнуть особо – в нем впервые идет речь о том, что бродяжничество
есть социально опасное явление.
Большинство мероприятий этого реформатора носили характер
«вразумляющего принуждения», т.к. на его взгляд «наши люди ничего без
принуждения не сделают» [2 ,c.257].
Приемники Петра продолжали политику социальной защиты
населения.
Так, Екатерина I подписала сенатский указ 1726г., в котором
выражалось недовольство злоупотреблениями кормилиц в госпиталях.
При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и
воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено было «давать
вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры,
а «малоумных в богадельни», юношам предписано было отправляться на военную
службу, «хотя в барабанщики»» [2 ,c.257].
При Петре III указом 1762 г. безумных определяют не в
монастыри, а в специально построенные для этого особые дома, что было
официальным признанием безумия болезнью).
К эпохе царствования Екатерины II относится становление
системы общественного призрения. Указом от 7 ноября 1775 г. предписывалось
открытие в каждой губернии особых приказов Общественного призрения под
контролем губернаторов. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать
и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома
для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома [1,c.33].
Конечно, говорить о совершенстве этой социальной системы
нельзя, однако следует признать попытки государства охватить все слои
населения. В России начинает назревать проблема социальной незащищенности калек
и нехватки средств на их содержание. И Екатерина вынуждена была согласиться с
правительством, что попечение о нищих и калеках необходимо сделать общественным,
и нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к помощи в решении этой
проблемы. Полное же воплощение в жизнь этой идеи произошло только при правлении
Александра I.
К сожалению, плоды новообразований екатерининского периода
оказались горькими. Так С.В. Тетерский отмечает: «Бюрократизм, лихоимство,
формализм, недостаток служащих, особенно практических работников, которых никто
профессионально не готовил – все это снижало результативность и тормозило развитие
социальной работы» [2 ,c.260].
При правлении, жены Павла I, Марии Федоровны происходят
серьезные изменения в системе воспитательных учреждений: открытие училищ
благородных девиц, создание первого губернского женского института в Харькове
(1817 г.), опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых детей (1806
г.), военно-сиротское отделение Воспитательного дома (1807 г.), училища для
солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства. Она возглавила
«Воспитательное общество благородных девиц», основала в 1797 г. Мариинское
ведомство, целью которого было благотворительная помощь нуждающимся и
сохранение особых прав высших сословий русского общества. Значительным шагом в
развитие благотворительности, было создание императрицей вдовьих домов –
богаделен для вдов военных и гражданских лиц, которые просуществовали до 1917 года
[2 ,c.261-262].
При Александре I призрение включается в сферу общественного
самоуправления, а за правительством закрепляется общее руководство и контроль.
Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось
организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили
название «учреждений, на особых основаниях управляемых» [1,c.33-34].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|