Переломным
в религиозном отношении стал рубеж X-XI вв. Принятое Русью на исходе X века христианство
затронуло лишь верхний слой древнерусского общества. И хотя на Руси
утверждались новые епископства, множился церковный клир, возводились храмы и в
селах, и в городах, большинство населения молилось еще старым языческим богам.
Языческие пласты были тем глубже, чем дальше отстояла та или иная земля от
центров миссионерской деятельности – Киева, Новгорода, Переяславля, Чернигова.
Но древнеславянское язычество с его давно и тщательно разработанной системой
взглядов, с его изощренной сказочной фантазией, отвечающей как природному
окружению, так и натуре восточного славянства, еще гордо несло свою голову и не
собиралось так быстро сдаваться. По мере утверждения новой религии и упорного
сопротивления старой на Руси стал формироваться своеобразный духовный феномен –
двоеверие, которое обещало не только вылиться в синтез двух религий,
способствовать не только их взаимному обогащению на чисто бытовом уровне, но и
острому соперничеству и ожесточенной борьбе на уровне государственном,
политическом.
В
1039 году закончена постройка Софийского собора, и уже в этом году упоминается
первый киевский митрополит Феопемт.
Константинопольский
патриарх, посвящая для русской церкви митрополита, как правило грека,
предоставлял ему самоуправление, не вмешивался в определения митрополичьего
суда и поместных русских Соборов. В 1051 году митрополитом был поставлен
русский пресвитер Иларион, высокоодаренный писатель (автор «Слова о законе и
благодати» - проповеди, произнесенной им на гробнице князя Владимира в
Десятинной церкви) и выдающийся проповедник. По существу в этом произведении
Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси,
концепцию, которая повлияла на мировоззрение других русских авторов XI века. Иларион был глубоко верующим человеком. Свои молитвы к Богу он
возносил в уединении. С этой целью он уходил на берег Днепра, где выкопал себе
пещеру в горе, и проводил там долгие часы в молитвах, размышлениях и посте. С
именем Илариона связан и первый церковный устав Ярослава, т.е. система
церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с
семейным и брачным правом.
Вскоре,
после того, как Иларион покинул свою пещеру, в ней появился новый отшельник.
Это был монах Антоний. Слава о святости и подвижничестве Антония быстро
распространилась по округе, и к пещере началось паломничество. Люди приносили
отшельнику пищу, просили благословения. Со временем, около Антония собрался
круг отшельников, которые, выкопав большую пещеру, поселились в ней. Это было
начало Печерского (от слова "Печора" – пещера) монастыря. Слава
Печерского монастыря особенно возросла, когда его игуменом стал отец Феодосий.
При нем монастырь стал сильной церковной, мощной хозяйственной организацией, он
приобрел большой общественный вес. Феодосий выступал за единство Руси, против
влияния "латинства", т.е. западной церкви. Великие князья считались с
авторитетом игумена. Уходя на войну, князья и воеводы просили благословения
святого отца.
Русская
церковь пользовалась правами широкой автономии. Знаменательно, что
Константинопольский патриарх посылал русскому митрополиту грамоты не с восковой
печатью, как прочим митрополитам, а со свинцовой, как к предстоятелям
автокефальных церквей.
В
1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на западную
(римско-католическую) и восточную (греко-православную). Случилось отторжение
Римской церкви от восточных патриархов при патриархе Константинопольском
Михаиле Керуларии.
Первый крестовый поход.
В
1111 году Русь организовала против половцев грандиозный поход. Этот поход
начался необычно. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из
Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением
вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в
том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа.
А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди
русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся
церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.
Мономах,
бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по
образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока.
Крестовая символика похода продолжала соблюдаться на всем его протяжении.
Мономах был талантливым полководцем, и войско вернулось с успешной победой.
В
1113 году Мономаха[5] позвали
на царство в Киев. Через несколько дней после совещания с боярами Владимир
Мономах дал Руси новую "Русскую "Правду". За время своего
правления (1113-1125) Владимир решил две крупных проблемы: половецкую и
еврейскую, установив на Руси относительный порядок. Его сын Мстислав, будучи,
подобно своему отцу, талантливым человеком, захватил Полоцк, полоцких князей
выслал в Византию, а территорию княжества присоединил к русской земле.
Культура древней Руси
Основой
любой древней культуры является письменность. Славянская письменность
существовала задолго до появления на Руси христианства. Однако
христистианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,
грамотности. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков
формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств
о широком развитии грамотности на Руси в XI – XII веках. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде,
особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества,
зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах
население было почти сплошь неграмотным.
С
XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только
мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница
женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Великое татаро-монгольское нашествие.
После
смерти Мстислава Киевская Держава стала быстро, спонтанно распадаться. Олицетворением
общенационального единства оставалась русская православная церковь. С
монголо-татарским нашествием в 1237 году начался новый период в ее истории[6]. Жестоко пострадав во время нашествия на
Русь кочевников, претерпев их сокрушительные набеги, русская церковь все же
получила некоторые льготы, прежде всего потому, что завоеватели-язычники были
терпимы к любой религии. Такое положение, признанное сначала de facto, получило затем подтверждение в охранительных
грамотах-ярлыках. Однако русская церковь полностью разделила историческую
судьбу своего порабощенного отечества.
Смерч
Батыева нашествия отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и
культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под
ордынскими саблями; других на арканах увели в плен, и они попали на невольничьи
рынки.
Хотя,
по мнению Гумилева (и есть определенный резон с ним согласиться), великий
западный поход Батыя правильнее было бы назвать набегом. Ни о каком монгольском
завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей
постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на
Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился
разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались
замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.
Следует
также отметить, что Русь явилась своеобразным буфером, принявшим на себя всю
силу монголов, вследствие чего они не дошли до Европы, а остановились на самом
краю ее. Когда русские земли лежали в развалинах, там, далеко на западе
продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась
десятинная церковь[7], в
Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы на о-ве
Сите, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца
Правосудия.
В
1274 году во Владимире-на-Клязьме состоялся Церковный Собор, в котором
участвовало духовенство Суздальской Руси, Великого Новгорода и Полоцка. Собор
содействовал укреплению единства церковной организации.
Последствия нашествия орды и
дальнейшее развитие Руси.
К
XIV веку государственного единства Руси, возглавлявшейся
Киевским княжеством, уже не существовало: Киев был разорен. Борьба русских
городов и прежде всего Твери, Владимира, Москвы за право великого княжения
потребовала решения вопроса о новой митрополичьей резиденции. Все более
мотивированным становилось стремление иметь митрополитов из своих, русских
людей, которые беседовали бы с князьями «усты ко устом».
Переехав
из опустошенного и незащищенного Киева сначала во Владимир, а потом в Москву
(1325), митрополиты много усилий приложили для сохранения мира в государстве и
подчинения всех князей единодержавному князю Московскому. Так, святой
митрополит Фотий, отказав в благословении князю Юрию Дмитриевичу
Звенигородскому, принудил его признать великим князем малолетнего Василия II Васильевича(1425-1462).
Москва
становится столицей Руси и, с благословения митрополита Петра, духовным и
каноническим центром русской церкви. Митрополит Алексий, в силу исторических
обстоятельств ставший и первым государственным человеком – главой боярской думы
и регентом малолетнего князя-наследника Димитрия, будущего Донского
(1359-1389), сыграл выдающуюся роль в становлении Московского государства и
духовно подготовил освобождение русской земли от владычества Золотой Орды.
8
сентября 1380 года в битве на Куликовом поле русские воины под
предводительством князя Димитрия, названного в память об этой битве Донским,
одержали историческую победу над монголо-татарами. Важнейшее значение в
подготовке и осуществлении этого переломного события имела патриотическая
деятельность основателя Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия, игумена
Радонежского (1314-1392).
Свержение
монголо-татарского ига вызвало национальное и культурное возрождение Руси. В XIV-XV вв. на русский язык были переведены творения
виднейших святых отцов и учителей церкви: Василия Великого, Исаака Сирина,
Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Дионисия
Ареопагита и других. Достигло расцвета творчество замечательных иконописцев –
Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева, развилось каменное
церковное зодчество, самобытное искусство новгородской земли, были созданы
прекрасные литературные памятники – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»,
а также жития святых и духовные повести. Новый импульс получила миссионерская
деятельность. Святитель Стефан, епископ Пермский, стал просветителем зырян
(коми) на севере страны, для которых составил азбуку и перевел священные книги.
В середине XV века Константинопольская иерархия, изменив православию,
заключила на Флорентийском соборе унию с Римом. Русская церковь, свято храня
чистоту веры, отвергла ее. 15 декабря 1448 года Собор русских епископов
независимо от Константинополя избрал митрополитом Московским и всея Руси
епископа Рязанского и Муромского Иону (1448-1461). "И промыслу Божию
угодно было благословить это решение. 1448 год является началом автокефалии[8] русской церкви. Таким образом, автокефалия
является памятником благочестивой ревности русского народа о вере и верности
его Православной Церкви" (Патриарх Алексий).
Вывод.
Христианскую религию, Русь выбирала вполне осознанно, сравнивая ее с
другими. И, надо заметить, она сделала правильный выбор. Византия не только
дала Руси определенную поддержку, но также она дала сильный толчок к развитию
культуры, грамотности, живописи, зодчества. Началось строительство монастырей.
Но, несмотря на все это, у нас появился своеобразный феномен двоеверия. Остался
ряд языческих праздников, причем некоторые из них, например Масленица, существуют
и по сей день. Элементы языческих обрядов остались в бытовой жизни, начиная от
песнопений и заканчивая орнаментом на одежде. Высшее церковное духовенство
играло огромную роль в жизни государства и поддержке правящих сословий.
Князья,
начиная с Владимира, привлекали митрополитов и епископов к участию в
государственных делах. Русские иерархи направляли свое влияние на устроение
государства, укрепление центральной власти, насаждение просвещения и
нравственное воспитание народа. В периоды междоусобных распрей русские иерархи
выступали как миротворцы и ходатаи за цельность страны и единство народа.
«Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от
кровопролития, да не проливается кровь христианская в Русской земле», - говорил
митрополит Никифор II киевскому князю Рюрику-Василию.
После
нашествия на Русь татаро-монгол, естественно, произошел сильный упадок,
препятствовавший дальнейшему развитию Руси. Но, к счастью, монголы были терпимы
к любой религии, и церковь получила некоторые льготы.
После свержения орды, пошел сильный
всплеск в области культуры, искусства и общее национальное возрождение. И
наконец, в 1448 году церковь получила автокефалию, а вместе с ней и
независимость от Византии.
Список используемой
литературы:
1.
«Русская православная церковь», - Буевский А.С.,
Иванов В.В., игумен Иннокентий.
2.
«История России с древнейших времен до конца XVII века», - Сахаров А.Н., Дмитриенко В.П.
3.
«От Руси к России», - Гумилев Л.Н.
4.
«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей», - Костомаров Н.И.
5.
Конспект по истории.
6.
Альманах был любезно предоставлен сайтом www.rus-sky.com\church_his\index.htm
[1] Здесь мы сталкиваемся с явной хронологической путаницей Нестора.
Согласно Новгородской I летописи, Ольга родилась в 893
году, в Царьграде побывала в 955-м. Ей должно быть в то время уже 62 года, а
Нестор уверяет, что Константин был настолько очарован Ольгой, что хотел на ней
жениться. Скорее всего, поездка Ольги в Константинополь и ее крещение
состоялись на 10 лет раньше, около 946 года.
[2] По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный
ритуал скреплял дружбу князя с дружиной. Также славяне и русы привыкли к
хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов.
[3] Этот отряд скорее всего состоял из варягов, с помощью которых Владимир
за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком. Владимир
отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив об этом
императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военных приключений,
а император получил сильную военную поддержку.
[4] Также во времена правления Ярослава Мудрого появилась Русская Правда –
свод законов.
[5] Незадолго до этого Мономаху исполнилось 60 лет. Для того времени это
было немало. Он овладел верховной властью в таком возрасте, когда люди уже
расстаются и с властью и с жизнью. Впереди у него было 12 лет правления.
[6] Причинами разгрома Руси явились ее раздробленность, численное
превосходство и обученность монголов, использование китайской техники.
[7] Во время сражения в Киеве, многие жители, прихватив что-то из
имущества, укрылись в Десятинной церкви. Скопилось их столько, что рухнули
своды…
[8] Автокефалия – самостоятельность местной православной церковной
организации по отношению к зарубежной духовной иерархии. Происходит от греч. Autos – сам + Kephale – голова…
Страницы: 1, 2
|