История русской церкви
Содержание:
Языческая Русь стр.
2
Принятие
христианства на Руси стр. 5
·
1
попытка стр. 5
·
2
попытка стр. 6
·
3
попытка стр. 6
·
Последствия
выбора христианства стр. 8
Укрепление и
развитие христианства стр. 9
·
Первый
крестовый поход стр. 10
·
Культура
древней Руси стр. 11
Великое
татаро-монгольское нашествие стр. 12
Последствия
нашествия орды и дальнейшее
развитие Руси. стр.
13
Вывод стр.
14
Приложение 1 стр.
16
Приложение 2 стр.
21
Список
используемой литературы стр. 30
ЯЗЫЧЕСКАЯ РУСЬ
С давних времен восточная половина нынешней Европейской
России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной
половине, кроме народов литовского и чудского племени, жили славяне под разными
местными названиями. Они жили небольшими общинами, которые имели свое
средоточие в городах – укрепленных пунктах защиты, народных собраний и
управления. Никаких признаков государственной жизни не было. Религия их
состояла в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за
предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле,
ветру, деревьям, птицам, камням и т.п., и в разных баснях, верованиях,
празднествах и обрядах, создаваемых на основании этого обожания природы. Их
религиозные представления отчасти выражались в форме идолов; но у них не было
ни храмов, ни жрецов; а потому их религия не могла иметь признаков
повсеместности и неизменности.
Вопрос
о религиозно-философских воззрениях древних славян чрезвычайно сложен и, прежде
всего из-за скудости дошедших до нас сведений. Ведь со времени крещения Руси
все древние святилища, боголесья, ведические книги, славянская философия и её
носители - волхвы - тотально уничтожались. От древних знаний остались лишь
отголоски, зачастую вырождающиеся в суеверия.
Религией восточных славян было язычество. Истоки его
лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются и в
наши дни. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское
язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В
восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были
свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов.
Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые
были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники,
свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это
так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких верований было поклонение,
например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний.
Объектом поклонения были не только деревья, но и лес.
Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от
какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба, днепровские славяне,
например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о
тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде
случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе
животных. Архаические пласты содержания русских народных сказок свидетельствуют
о существовании тотемизма у восточных славян.
Разновидностью культа предков в облике животных
является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе
сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив
превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв
духа-"двойника" от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом
порождает веру в души мертвых, а также культ предков. Невидимые духи - души
предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений - объекты тотемического
культа постепенно "населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже
не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в
нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное
или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей.
Язычество восходит на новую ступень - стадию
полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу,
обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином
места". В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего,
или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище
"хозяин" домовой - маленький горбатенький старикашка.
Демонические верования приближали восточных славян к
следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди богов, которые были
известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в
Волоса, или Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний.
Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог
ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца -
Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли". В
древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии -
покровительница женских работ и девичьей судьбы. Наконец, Симаргл -
единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный
крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством
низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.
Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь
ниже, привели к языческим реформам. Археологические изыскания в Киеве
свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально
располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место,
доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи
политической столицей, превращается и в религиозный центр. На роль главного
божества всех восточных славян выдвигается Перун. Однако в 980 г.
предпринимается новая религиозная реформа - создается языческий пантеон из
известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" - идеологическая
акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над
покоренными племенами.
Древнерусское язычество было настолько распространено,
что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и
в практических действиях являла собой языческое общество с формальным
существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство
языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым
привнесением в них христианских норм и в последующее время.
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
1 попытка.
В
860 году был предпринят поход на Византию, однако он окончился неудачей.
Русский флот, состоявший из однодеревок, был разбит бурей, и лишь остатки его
вернулись на родину. Несомненно, поражение у Константинополя сказалось весьма
отрицательно на княжестве. А тем временем, положение на севере стало более
стабильным. Северным князьям, опиравшимся на новые отряды заморских варягов,
был необходим доступ на богатый юг и далее, для торговли в Византию. Южное
княжество оказалось под угрозой. В надежде на помощь со стороны греков в 867
году при Киевском князе Аскольде состоялось первое крещение Киевской Руси и
русская, 61-я, епархия была внесена в список Константинопольского Патриархата.
Князь крестил свою дружину и значительную часть населения Киева, построил
церковь Пророка Илии на Подоле.
Возможно,
принятие христианства было связано и с миссией славянских просветителей Кирилла
и Мефодия в 60-х годах IX века. Святые Кирилл и Мефодий
усовершенствовали русские «письмена», которыми были написаны, в частности,
Евангелие и Псалтирь, найденные святым Кириллом в Херсонесе (861), создали
церковнославянскую азбуку. Богослужение стало совершаться на славянском языке.
Произошло
улучшение отношений с Хазарией, которая в ту пору была союзницей Византии. В
общем, после похода 860 года произошло резкое изменение политики киевских
князей, ставших теперь союзниками Византии и Хазарии. Но именно это явилось
одной из причин их дальнейшего поражения в борьбе с северными князьями.
Согласно
«Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря,
вместо которого стал управлять родственник князя Олег. Олег, достигнув Киева,
обманом умертвил Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе, объявив его
«матерью городов русских».
2 попытка
В
начале X века возник конфликт Киева и Хазарии. При сборе
дани для хазар в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги в
944 году. Главной проблемой для Киева становилась не война с Византией, а
сопротивление хазарам. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при
малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице греков сильного
союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение, избрав своим
крестным отцом императора Константина Багрянородного.
В
955 году[1]
крестилась в Царьграде великая княгиня, построившая затем несколько храмов в
Киеве, Пскове, Новгороде.
Дважды
ездила княгиня Ольга в Царьград для переговоров о крещении всей Руси, однако в
Византии считали, что церковное подчинение Руси Патриарху предполагает и
политическое подчинение Византийскому императору. С великой скорбью покинула
Ольга Царьград.
Приняв
христианство из Византии, княгиня, однако, имела отношения и с западной
церковью, которая в ту пору еще не порвала с Константинополем, но была на пути
к этому.
3 попытка (окончательная)
В 980 году
Владимир победил Ярополка в крепости Родне и остался единовластным правителем
державы. Летопись дает любопытные характеристики этого князя, в которых,
однако, ясно видно стремление показать, как некогда закоснелый язычник,
гонитель истинной веры, затем принял Святое крещение и обратил в христианство
свою страну. Заметим, что список богов, составивших официальный языческий
пантеон после первой религиозной реформы Владимира, включал в основном южных
богов. В то же время в него не попал Велес. Очевидно, Владимир уже с самого
начала имел в виду отказаться от старой практики своих предков – заморских
походов, связанных с торговыми делами.
Объединение
вокруг Киева восточнославянских племен не было устойчивым. Требовались более
действенные меры для сплочения державы.
Перед Владимиром
встал выбор общенациональной религии. К религиям, оказывающим существенное
влияние на ситуацию в Восточной Европе в X веке следует
отнести: православие, католичество и ислам. Принятие определенной веры
автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные группировки
внутри страны.
В соответствии с
версией Нестора, князь, желая понять разные исповедания, отправил своих
посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений.
Ислам.
Обычаи мусульман,
например, не есть свинину, не пить вино, просты, но для славян неприемлемы[2]. Но главным было то, что Владимир искал
религию, способную подкрепить сильную государственную власть, и на востоке
такой власти он в эти годы найти не мог – ее там просто не было. В итоге
мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: «Руси есть веселие
пить, не можем без того жити!»
Католичество.
Сложнее причины
отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны: «Идите откуда пришли, ибо
и отцы наши не приняли этого». Известно, что в 955 году на папский престол
воссел шестнадцатилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Римский
первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил
за здоровье Сатаны. Конечно, вести о таких «подвигах» достигали Руси.
Иудаизм.
Согласно Нестору,
Владимир на диспуте выслушал раввина и задал ему один вопрос: «Где ваша земля?»
А получив ответ, что таковой нет, отказался вести с поклонниками иудаизма
разговор.
А вот Византия
являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной
державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на
западе, на Балканах. Власть императора была практически неограниченна, и
греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской,
была, по сути дела включена в общегосударственную систему и полностью зависела
от императора.
Правда отношения
с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по
утверждению некоторых источников – и просто враждебными. Однако здесь именно в
эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения
улучшить. В начале 988 года отряды Варда Фока двинулись на Константинополь.
Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв
откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были
разгромлены[3].
Помощь империи со
стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались
отдать в жены князю Владимиру свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со
своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые
ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара»,
которым был в их глазах Владимир.
Последствия
выбора христианства.
Крещение всей
Руси свершилось в 988 году при внуке княгини Ольги, великом князе Владимире.
Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не
только дал Владимиру сильного союзника – Византию, но и примирил его с
населением собственной столицы. Некоторое сопротивление крещению оказали на
первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгорода
были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со
Смоленском также приняли христианство.
Владимир перенес
богатейшую культуру Таврической христианской Руси в Киев, привлек из Корсуни и
балканских стран учителей христовой веры, владевших церковнославянским языком,
- создал прочный фундамент для развития Русской церкви. Князь Владимир был
причислен церковью к лику святых. Современные историографические данные
позволяют считать, что при князе Владимире была принята юрисдикция Патриарха
Охридского, Болгарского. Проповедь христианства быстро распространилась за
пределы Киева. Епископские кафедры были учреждены не только в близлежащих
Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, но и в отдаленных
Новгороде и Ростове, получило новый импульс христианство в Тмутаракани; широко
развилось храмовое строительство.
В этническом
плане принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности,
общего предка современных русских украинцев и белорусов. Процесс этот начался
раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и
локальных языческих центров.
Следует отметить
роль христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси.
Огромную роль сыграло христианство в развитии и формировании единой
древнерусской культуры. Прежде всего речь идет о возникновении, точнее
распространении письменности и литературы. Письменность появилась на Руси еще
раньше, но широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала
переводной, а затем и оригинальной, следует отнести только к христианскому
времени.
Укрепление и развитие христианства.
В
1037 году при Ярославе Владимировиче (Мудром)[4],
в связи с упразднением Болгарского патриаршества, русская церковь вошла в
юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве одной из его митрополий.
Во главе русской церкви стоял митрополит.
Страницы: 1, 2
|