История печатных средств массовой информации России
Курсовая работа
История печатных средств массовой информации
(на примере России)
Выполнила студентка
IV курса …………….
Санкт-Петербург
2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.. 2
1.
Периодическая печать в России дореволюционного периода.. 3
2.
Советская периодическая печать и реклама.. 7
3.
Периодическая печать в современной России.. 11
4.
Структурные особенности печатной рекламы... 14
Заключение.. 23
Список
литературы... 24
С 1990-х гг.
интерес исследователей к средствам массовой информации заметно активизировался.
В новейший период изучение средств массовой информации (СМИ) ведется в
нескольких направлениях: «СМИ - средство воздействия на общественное сознание»,
«Стилистические особенности языка СМИ», «СМИ в аспекте межкультурной коммуникации»,
«СМИ как средство рекламного воздействия» и другие. Само перечисление этих
подходов свидетельствует о чрезвычайной сложности такого объекта исследования
как СМИ. При исследовании языковых фактов массмедийной коммуникации,
безусловно, учитывается то, что сегодня, наряду с информативной функцией,
основной функцией языка СМИ признана воздействующая функция. Это модус, который
обнаруживает свое воздействие во всех сферах жизни. Информируя человека о
состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его
мышления, стиль мировосприятия, на язык и тип культуры сегодняшнего дня. СМИ
выступают сегодня посредниками в распространении коллективного знания, как
носитель новых ценностей, стереотипов, мощнейший инструмент рекламы.
Цель курсовой работы состоит в анализе
особенностей развития печатных средств массовой информации в России и использования
периодической печати как инструмента рекламы.
В задачи
работы входит:
1)
проанализировать процесс становления российской печати в дореволюционный
период;
2) показать
особенности советской периодической печати;
3)
проанализировать характерные черты периодической печати и особенности развития
рынка печатной рекламы в современной России.
В работе
использованы публикации отечественных исследователей, материалы периодической
печати и материалы специализированных ресурсов Интернет.
Средства массовой
информации неоднократно становились предметом научного анализа. Представление
об эволюции средств массовой информации в России дают исследования,
предпринятые еще в дореволюционный период[1],
а также оценки этого периода в трудах современных ученых[2].
Как известно,
первую газету в России создал в 1710 году Петр I . Называлась она –
«Ведомости». В дальнейшем издание газет долго было государственной монополией.
Первое рекламное
агентство в России было открыто в XIX веке предпринимателем Метцелем. Именно
ему принадлежит и расхожая фраза: «Реклама есть двигатель торговли»[3].
XIX в. стал для
нашей страны веком появления рекламных изданий, которые в Европе возникли
гораздо раньше - в первой половине XVII в. Начало XIX в. ознаменовано в России
созданием таких новых столичных газет, как «Санкт-Петербургские коммерческие
ведомости» (1802), «Северная почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809),
«Гений времени» (1807), «Северная пчела» (1825), «Коммерческая газета» (1825) и
«Земледельческая газета» (1834). Причем частные объявления, по утверждению
некоторых исследователей истории российской рекламы, были разрешены только в
«Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях», тогда как другие
исследователи полагают, что исключительное право печатать частные объявления в
Российской империи в данный период времени предоставлялось только «Губернским
ведомостям», монополия которых на рекламу продлилась до начала 60-х гг.[4]
Надо
сказать, что в общественно-политической жизни России XIX века произошел ряд
событий, оказавших значительное влияние на развитие отечественных средств массовой
информации. Журналистика в этот период становится не только летописцем, но и активным
участником общественно-политических событий. Отечественная война 1812 года
способствовала росту национального самосознания, подъему вольнолюбивых
настроений в обществе, обострила внимание к социально-политическим вопросам
современности. Восстание на Сенатской площади 25 декабря 1825 года обозначило
глубокие противоречия в социально-политической жизни России, раскол в среде
русской прогрессивной интеллигенции. Эти два события во многом определили
дальнейших ход отечественной истории и развитие общественно-политической мысли и
прогрессивной периодической печати.
На
страницах печати обсуждать положение крестьянства, значение просветительской
деятельности среди народа и др. В первой четверти XIX века России возникло
около 150 новых периодических изданий - официальных и частных, столичных и
провинциальных.[5]
Именно в то время закрепляется приоритет журнала перед другими видами
периодики, утверждается общественный и профессиональный статус журналиста,
формируются новые жанры русской периодической печати.
После
1834 года альманахи утрачивают характер массового литературно-общественного
явления. Распространение альманахов дало основание В.Г. Белинскому назвать
литературу 20-30-х годов XIX века «по преимуществу альманачною».[6]
К
1840 году роль и значение печати в общественной жизни России значительно возросли.
Но революционная ситуация в Европе способствовали усилению контроля над печатью,
что выразилось в учреждении Николаем I специального комитета, который ревизовал
столичные издания и требовал от редакторов «согласия с видами нашего правительства».
Характеризуя
влияние прогрессивной печати 40-х годов на общественное мнение, В.Г.Белинский
писал: «Вся сфера современного общественного движения теперь выражается словом
«пресса»; это живой пульс общества, по биению которого вернее, нежели по
какому-нибудь другому признаку, можно судить о состоянии общества... Нет
стороны в обществе, которая бы теперь не выражалась прессою, не жила в ней и
ею»[7].
В
начале ХХ века существенно укрепились позиции официальной правительственной
прессы: «Правительственный вестник», «Сенатские ведомости», «Московские
ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Гражданин» и др. Многие из них
получали щедрые субсидии из засекреченного фонда. А.С. Суворин писал по этому
поводу: «Мещерский получает по 3000 рублей в месяц на «Гражданина» из казенных
сумм Министерства внутренних дел, получает без расписки, прямо из рук в руки…»[8].
Либеральная
пресса пыталась дискутировать с откровенно консервативными изданиями, намекать
на необходимость серьезных реформ в стране. Показательна судьба газеты «Россия»,
которая начала выходить в 1899 г. и быстро завоевала популярность у читателей.
Публикация фельетона А.В. Амфитеатрова «Господа Обмановы» в январе 1902 г.
стала одновременно и звездным часом, и причиной гибели издания.[9] В этот же период в
России появилось много нелегальных изданий, газеты: «Вперед» (1904), «Искра»
(1905), «Пролетарий» (1905).
Количество
газет и журналов в 1905-1907 гг. стремительно росло и превысило 3300
наименований. Появилась легальная партийная печать. Динамика суммарных разовых
тиражей разных типов периодических изданий в период 1860-1914 гг. представлена
на диаграмме (рис. 1[10]).
Рис. 1. Динамика суммарных разовых
тиражей разных типов периодических изданий (в тысячах экземпляров)
Следует
сказать несколько слов о «малой прессе». Рассчитанная на полуобразованного
городского читателя, она стала возникать в первые пореформенные годы («Петербургский
листок», «Петербургская газета»). Широкое ее развитие датируется началом 1880-х
годов, когда появились такие издания, как «Московский листок», «Новости дня»,
«Свет». Весь материал в «малой прессе» подавался завлекательно и доступно,
чтобы читатель начал читать, прочел, не отрываясь, и понял текст. В ряде
отношений она занимала промежуточное место между реликтами еще полуфольклорной
устной словесности и печатью в собственном смысле слова. Характерно, что
низовая газета выписывалась и хранилась в трактирах - местах скопления народа,
разговоров и обмена слухами, нередко запечатлевая уже циркулирующие слухи.
Читательскую аудиторию «малой прессы» составляли нижние слои городского
населения: мелкие купцы и чиновники, приказчики, прислуга, ремесленники,
грамотные рабочие.
Низовая
газета, в этих своих жанровых формах давая функциональный эквивалент слухам,
устным рассказам «бывалых людей» о необычных случаях и экстраординарных событиях
(быличкам), втягивала аудиторию в сферу воздействия печатного слова. К концу
XIX века газета получает широкое распространение во всех слоях городского
населения.
Таким
образом, дореволюционный период характеризовался в основном становлением российских
печатных изданий, а также печатной рекламы. Но главным приоритетом лучших газет
и журналов являлась не коммерческая, а общественно-политическая тематика
публикаций.
Периодическая печать
советского времени представляла собой важную черту и идеологический рупор государства.
В 1980-е годы исследователи описывали тот период следующим образом: «Важно,
чтобы различные средства массовой информации и пропаганды действовали как части
единой системы. Они обязаны не подменять, а дополнять друг друга»[11].
В первые годы
советской власти реклама полностью сводилась к политическому типу. Советская
власть использовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения
в Красную армию, поднятия морально духа этой армии, сбора средств и пожертвований
и др.
Следует отметить
достаточно высокий профессиональный уровень лучших образцов этой рекламы.
Прежде всего, он определялся талантом людей, разрабатывавших ее. К ним
необходимо отнести, в первую очередь, В. Маяковского, Д. Моора, А. Родченко, К.
Юона, А. Дейнеку и др.
После окончания
гражданской войны и перехода к новой экономической политике (НЭПу) государство
временно допускает существование частного собственника. При этом
государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором.
Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следствие, в
стране возрождается торговая реклама. При Высшем Совете Народного Хозяйства
(ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.
Как одно из
основных рекламных средств реанимируется реклама в прессе. В ноябре 1921 года в
центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений.
А уже в 1923 году поступления от рекламы в газету составили более двух третей доходов
от ее издания.
В 1922 году при
газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений
«Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу
промышленных товаров для сельских жителей. Появляются другие рекламные конторы:
«Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения), коммерческое агентство «Связь»
(при Наркомае почт и телеграфов, почтовая реклама); «Викреклама» (изготовление
и размещение рекламных плакатов в регионах); «Промреклама» (при ВСНХ,
размещение рекламы промпредприятий); «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой
рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).
Указанные
организации имели довольно мощную по тем временам производственную базу.
Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала
для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли
и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» выполняла также функции методического
центра. Ее сотрудники консультировали по вопросам рекламы представителей
государственных и кооперативных предприятий. В 1925 году на Международной художественно-промышленной
выставке в Париже цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали. Их
работы, выполненные для Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой
советской рекламы.
В 1935 году
Наркомат внутренней торговли СССР издал постановление «Об использовании методов
рекламы для расширения товарооборотов». В соответствии с этим решением создана
контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства
рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной
конторы.
Политическая
реклама в условиях тоталитаризма практически полностью ассоциировалась с
коммунистической агитацией и пропагандой. Если же попытаться оценить общераспространенное
отношение к рекламе, то коротко его можно охарактеризовать следующим образом.
Хозяйственные руководители в подавляющем большинстве случаев ее игнорировали.
Скептически к рекламе относилось и большинство населения. Обязательным в
специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической
и капиталистической с обязательной критикой последней.
Для координации
рекламной деятельности в масштабах страны в последующие годы был учрежден
Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. С 1971 года начинается
издание журнала «Реклама» (вначале он выходит как печатный орган Межведомственного
совета). Позже начинают выходить журналы «Коммерческий вестник», «Панорама»,
«Новые товары» и др. В 70-х - начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70
специализированных рекламных изданий. В основном - это приложения к областным и
вечерним городским газетам.
Именно в
советские времена возникла формула «средства массовой информации», на Западе же
используется другой оборот - «средства массовой коммуникации» (СМК). Исторически
пресса складывалась и развивалась как один из механизмов возникающего общественного
мнения, как элемент нарождающейся публичной сферы. Поэтому на Западе массовая
печать (а затем - радио, телевидение и т. п.) возникала как форма выражения интересов
различных общественных групп, институтов, организаций, партий, как канал взаимодействия,
конкуренции и сотрудничества между ними. В России же издание газет (как
впоследствии в СССР радио- и телевидение) было, прежде всего, делом
государственным.
Все отношения
печати с обществом и его институтами строго регулировались постановлениями и
инструкциями, издаваемыми руководящими партийными и партийно-правительственными
органами. Функции идеологической и партийной цензуры исполняла специально
созданная для этого организация - Главлит, уполномоченные которой вычитывали
каждый номер любой газеты и другого печатного периодического издания и в зависимости
от его содержания давали разрешение на выход в свет.
Газетно-журнальный
информационно-пропагандистский комплекс Советского Союза к 1985 г. представляли
13,5 тыс. периодических изданий. Эта были, в том числе 40 всесоюзных, 160
республиканских, 329 краевых, областных, окружных, 711 городских, 3020 районных,
3317 низовых, 97 газет автономных республик и областей. Газеты издавались на 55
языках народов СССР и 9 языках зарубежных стран. В 130 странах тиражом около 1
млн. экз. выходила на английском, французском, немецком, испанском и арабском
языках газета «Московские новости».[12]
После того как
советский лидер Михаил Горбачев начал проводить политику гласности и открытости
Советского Союза, власть СМИ в 1985-1990 годах заметно выросла. На этой стадии
ключевую роль играли печатные издания, обличавшие неэффективную и авторитарную
коммунистическую партию и советский госаппарат. Таким образом, в то время,
когда многие институты советской эпохи рушились, СМИ выполняли функцию связующего
элемента российского общества. При этом пресса вырвалась из-под тотального
контроля государственных институтов, и профессия журналиста стала очень
престижной и популярной. За этот период резко выросли тиражи печатных изданий.
Страницы: 1, 2
|