Другой видный ногайский поэт и прозаик — С. И. Капаев (род. в 1927 г.).
Особенно плодотворны были для него 50—60-е годы. За короткий срок он создал
большое число стихотворений, рассказов, повестей и роман «Бекболат».[4, С. 35]
Капаев пришел в ногайскую литературу как мастер рассказа. Опираясь на
традиции ногайского народного рассказа «айту» и «хабар», творчески используя
опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А. П. Чехова, С. Капаев возродил
этот слабо развитый жанр ногайской художественной литературы. Рассказы С.
Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы
современности, как воспитание детей («Кто виноват»), взаимоотношения супругов
(«Чужой дядя»), дружба советских народов («Азиз», «Обида», «Верный друг»),
призвание человека («Переправа», «Девушка с сумкой») и т.д. Творческие успехи
Капаева в жанре рассказа были серьезным шагом к эпическим полотнам — повести и
роману.
Рассматривая жизнь современного ногайского села, автор глубоко раскрывает
внутренний мир своих земляков. Так, в повести «В ауле Акшокырак» перед нами
зримо предстают жизнь современного ногайского аула, громадные сдвиги,
происшедшие как в культурной и трудовой деятельности аульчан, так и в их
психологии.
Теме борьбы с фашизмом посвящены повести «Полноводная Тазасу», «Мост»
(1966), «Журавленок» (1974). В образах бесстрашных партизанок Коконай, Канитат
и Кырлув (Крымхан) отражены глубоко национальные характеры. Они как бы
продолжают патриотические традиции героинь народного эпоса Карлыгаш из
«Копланлы батыр», Акюнус из «Эр Таргыл» и др. Но это образы женщин, рожденных и
воспитанных при Советской власти. Если героини фольклора боролись и отдавали
жизнь за свободу своего народа, то Канитат, Коконай и Кырлув отдали свою жизнь
за свободу всей страны, всех советских народов. Героини Капаева одновременно
национальны и интернациональны.[14, С. 156]
Одной из характерных черт ногайской поэзии 60-х годов является то, что в
ней заметное развитие получает поэма. Меняется и форма стиха. В творчестве С.
Капаева, Г. Аджигельдиева одиннадцатисложные стихи начинают уступать место
семисложным. Широко применяются начальная рифма и аллитерация. В этом
сказывается возрождение элементов ногайского стихосложенияXV—XVII веков.
Первые поэмы на ногайском языке были написаны М. Курманалиевым («Тучи
рассеялись», 1935) и Ф. Абдулжалиловым («Много видевшая Кубань», 1940). В 60-е
годы развитие национальной поэмы, очень популярного жанра народной поэзии,
связано с именами Ф. Абдулжалилова, С. Капаева, Г. Аджигельдиева, К.
Кумратовой, С. Кумукова.
Расцвет Родины, дружба советских народов, героизм земляков в минувшей
войне, созидательный труд современников, благодарность народа партии и Ленину,
борьба за мир — такова основная тематика поэзии Ф. Абдулжалилова, собранной в
трех его поэтических сборниках «Шумит Кубань» (1955), «Кубань—моя песня»
(1957), «Когда отточено перо» (1969).[6, С. 85]
Человек труда, умножающий народное богатство, любовь к родному краю,
чистота взаимоотношений между людьми занимают центральное место в поэтическом
творчестве С. Капаева (сборники «Горный родник», 1957; «Степь проснулась»,
1958; «Тайны моего сердца», 1969).[7, С. 94]
Истоки поэзии А. Мурзабекова уходят в 30-е годы, но как поэт он раскрылся
в послевоенное время. Для поэзии Мурзабекова, собранной в трех сборниках («Мое
слово», 1959; «Широкие дороги», 1966; «Мои степи») и воспевающей советского
современника, характерны афористичность, образность и дидактизм.
В 60-х годах получает развитие философское направление в поэзии. Эта
тенденция связана с именем талантливого поэта Г. Аджигельдиева (1939— 1969).
Лучшие его произведения вошли в сборник «Тропинка» (1962). Они отличаются
глубиной содержания и новизной формы. Молодой поэт популярен прежде всего своей
любовной лирикой. Перу Аджигельдиева принадлежат такие поэмы: «Оперился»
(1962), «Ответ на вопрос», «Украденная любовь» (1966), «Сундук» (1967),
«Даровой хлеб» (1969) и др., в которых он поднимает актуальные вопросы
современности и часто обращается к теме войны и мира. [18, С. 36]
В 60-е годы дебютирует в ногайской поэзии К. Кумратова, поэтесса ярко
выраженного лирического дарования. Многие ее стихи превратились в популярные
песни, получившие широкое распространение, она одинаково известна любовной и
гражданской лирикой. Сегодняшний день для нее — это «секунды огромных побед,
время космического открывания, время улыбок, счастья, цветения...». В победе
Октябрьской революции она видит возрождение своего народа, а все прекрасное в
жизни ногайцев и их будущее связывает с дружбой народов СССР. «Русский народ,
мой народ, большой... сделал большим, широким душой маленький мой ногайский
народ...»,— пишет поэтесса. Развивая в своих стихах тему мира, К. Кумратова
воспевает подвиги защитников страны, говорит о подвиге отцов, призывает учиться
у них мужеству и любви к советской Отчизне. В любовной лирике она воспевает
бережное отношение к человеку, его чувствам, в ее стихах о любви мягкая
женственность сочетается с требовательностью к любимым («Любовь не шутка»).[5,
С. 284]
Особого мастерства требует от писателей детская литература. В ногайской
детской литературе одни из лучших — стихи А. Киреева, вошедшие в его сборники
«Бабочка» (1968),«Телеграмма» (1971), «Зеркало» (1976), «Голубь» (1978). Они
играют заметную роль в воспитании у юных читателей чувства дружбы, честности,
трудолюбия, любви к родному краю и всей стране.[15, С. 94]
В дагестанской группе ногайских поэтов плодотворно работает А. Култаев.
Первые его стихи напечатаны на страницах ногайских газет в 60-е годы. С тех пор
он создал значительное количество стихов и поэм, увидевших свет в его сборниках
«В пути» (1966), «Судьба моя» (1970), «Ожидание» (1971), «Встреча» (1974),
«Преданность» (1976). Поэзия Култаева обогатила, прежде всего гражданскую
лирику ногайской литературы Дагестана. Творческие удачи поэта связаны с темой
дружбы народов, созидательного труда и роста культурного благосостояния
тружеников родного для поэта степного края.
Все громче слышатся в современной ногайской литературе поэтические голоса
М. Аубежиева, Д. Туркменова, Д. Шихмурзаева, М. Авезова, М. Калмыкаева, М. Кожаева
и др.
Современная ногайская литература, как и литература других братских
народов, находится на подъеме. Лучшие достижения ее — романы, повести,
рассказы, поэмы, стихотворения — стали достоянием всех народов страны.
3.
Фольклор как результат исторического развития ногайского
этноса.
Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.
В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и
заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие
ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни
колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки,
казацкие, исторические.
Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями,
а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями
(каргыс).[19, С. 45]
Большой, популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, преданиям
«хабары» — рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»— народные
прозаические повести с элементами художественного вымысла.
Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Наконец,
большое развитие получило афористическое творчество - афоризмы, пословицы,
поговорки, загадки.
Как и у всех народов, основными носителями и распространителями фольклорных
произведений с древних времен были певцы, сказители и другие исполнители,
выделившиеся из народной среды. Среди них самое почетное место занимали
«йырау»— исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли «бахшы». Популярны
были «энгимеши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»-сказочники, «шешен»
— знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов. Слово «шешен» означает «мудрый»,
«красноречивый». Всеобщей любовью пользовались «йыршы» — исполнители всех видов
песен, «шынгшы» — исполнители частушек (шынг, дияр, инар, бейит), «бозлаушы» - А.-Х.
Ш. Джанибеков. Исполнители причитаний, «шуклаушы» — исполнители заговоров и
заклинаний. Имена прославленных певцов прошлого, таких, как Коркут, Шез-баян,
Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жиренше Шешен и многих других, ногайский народ
бережно сохранил в памяти до наших дней.[15, С. 96] После Октября народные
певцы и сказители своим искусством активно помогали ногайцам строить новую жизнь;
партийные и советские органы окружили их заботой, организовывали публичные
выступления и олимпиады.
В 1920-х годах крупнейшим певцом был Ажи-Молла йырау Ногман улы, погибший
от рук врагов Советской власти. В 20—30-ые годы в Ногайских степях стали широко
известны Муса йырау, Касым, а также Идрис Исхак улы, исполнявший цикл поэм
«Сорок ногайских богатырей», Эстувган йырау, Узлюккен Амит кызы—исполнительница
причитаний; на Кубани—Хаджи- Исхак Кумук улы, Бекмурза Исун улы (Болай йырау) и
многие другие.[7, С. 78]
Из современных наиболее крупных исполнителей ногайского фольклора следует
назвать в Ногайском районе Дагестана Курай Лукманова, Сулеймана Сарсеева, Юмали
Аджимурзаева, Абдул-Керима Ганиева, Юманбета Койба- кова, в Нефтекумском районе
Ставропольского края — Зеида Кайбалиева, Ногмана и Магомета Колдасовых, в
Шелковском районе Чечено-Ингушетии — Али-Киси Кадрашова, в Карачаево-Черкесии
Хаджи-Исхака Кумукова, Халила Найманова, Хангерея Джемакулова и др.
Во всех торжественных случаях в жизни ногайца звучат песня, поучительный
рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Стихотворные жанры ногайского
фольклора неразрывно связаны с фольклором музыкальным. [14, С. 22]
Большинство ногайских музыкальных инструментов до нас не дошли. Среди
сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, кабал, карнай,
зурнай, даулбаз и др.
Современные народные сказители и "Певцы, в отличие от прежних, не
являются профессионалами. Тем не менее они — главные хранители древнейших
традиций сказительства.
Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора
принадлежат Алибеку Шарапову и относятся к 1830 г. Во второй
половине XIX — начале XX в. стали широко известны фольклористы А. Архипов, М.
Османов, Н. Семенов, В. Радлов, Ч.Валиханов, Г. Ананьев, П. Фалев.[4, С. 35]
Систематический сбор и научное изучение фольклорного наследия ногайцев
начались только после победы Великой Октябрьской социалистической революции и
связаны с именем А.Х. Ш. Джанибекова. Результатом его тридцатилетней работы
(1905—1935 гг.) среди всех групп ногайцев явилось создание рукописного
четырехтомника, названного «Сокровищницей слов», куда вошли памятники
ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. А.Х.
Ш. Джанибеков опубликовал только часть своих записей. Собиранием и публикацией ногайского
фольклора немало занималась С. А. Джанибекова-Калмыкова и продолжает заниматься
фольклорист А. И. Сикалиев. В результате проводимых А. И. Сикалиевым с 1966 г.
фольклорных экспедиций собран обширный материал, который хранится в рукописных
фондах КЧНИИ.
Наиболее известны поэмы: «Ахмет, сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Эдиге»,
«Мамай», «Маната», «Манашы улы Туякбай», «Эр Таргыл», «Мусевке батыр», «Шора
батыр», «Адиль-Солтан», «Сорок ногайских богатырей», «Карасай-Казы», «Эр
Кусеп», «Эр Косай», «Аманхор», «Эр Кокше», «Камбар батыр» и др.[19, С. 224]
Исторические факты, имена исторических личностей, этнографические данные,
а также топонимика и гидронимика, которые содержатся в ногайском эпосе,
позволяют исследователям определить эпоху и территорию формирования ногайских
эпических поэм. В основе большинства их лежат исторические события, которые
происходили в жизни ногайских государств в лице Большой и Малой Ногайских Орд и
Астраханского ханства, занимавших в XIII—XVII вв. степное пространство между
Иртышом и Дунаем, включая и степи Северного Кавказа.
Эпос ногайцев сложился относительно поздно - в XIV-XVII вв., т.е. после
того, как уже сложились ногайский народ и его государственность, когда
социальное развитие и классовое расслоение в ногайском феодальном обществе
достаточно определились. Он отличается реалистическим изображением действительности,
историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.[14, С. 35]
В эпосе сильно выражен классовый антагонизм. Основным его содержанием
является изображение народного героизма. Народность поэм состоит, прежде всего,
в идеях защиты Родины от внешних врагов и борьбы с эксплуататорами. «Только там
появлялась народная поэзия,— писал Н. Г. Чернышевский,— где масса народа
волновалась сильными и «благородными чувствами, где совершались силою народа
великие события».
Такими периодами в истории ногайских племен были борьба с монгольскими
завоевателями в XIII в. и золотоордынскими ханами в конце XIV в., междоусобная
борьба ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарским нашествием в XVII в.
При всем этом обострялась социальная борьба трудового люда против произвола
мурз и ханов.
Произведения ногайского эпоса представляют собой ценный источник наших
знаний о развитии народного мироощущения. Эпос запечатлел не только ратные
подвиги народа, его борьбу против эксплуататоров, но и хозяйство, общественный
строй, быт, обычаи, идеалы ногайцев давно минувших эпох. Если в поэме «Ахмет,
сын Айсыла», повествующей о событиях середины XIV в., преобладают мотивы борьбы
за создание семьи, освобождение личности и уничтожения сословных привилегий, то
в «Эдиге» в конце XIV в. на первый план выдвигаются идеи создания ногайского
государства. В эпоху распада Золотой Орды и борьбы народов, входивших в ее
состав, за создание своей государственности, ногайский эпос «Эдиге» с его
антизолотоордынской направленностью нашел широкое распространение среди
казахских, каракалпакских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских
племен.[24, С. 284]
Широко распространены и пользуются большой любовью бытовые сказки. Они
многочисленны и в сюжетном отношении разнообразны. Герои бытовых сказок —
обыкновенные люди, действующие с помощью не волшебных предметов и всесильных
помощников, а реальных положительных личных качеств — ловкости, смекалки, ума,
храбрости. Врагами положительных героев также являются вполне реальные
представители эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В
большинстве ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня»,
«Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляют ум, трудолюбие, мастерство,
верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и другие пороки.
Идеи сказок направлены не только против угнетателей, но и против всех носителей
человеческих пороков, что хорошо видно, например, в сказке «Ленивая дочь бая».[15,
С. 49]
Своеобразна и поэтика ногайской сказки. Зачин ее настраивает слушателя на
определенный лад, создает эмоциональный фон, подчеркивает древность
происходящих в сказке событий, когда еще существовали чудеса. Для многих
волшебных сказок характерен такой зачин: «В давно прошедшие времена, когда была
четырехлетняя коза, когда дочь хана была судьей, когда были деревянное сито,
каменное корыто, был, оказывается, некто, кто, вскипятив чистую воду, снимал
сливки, муравьев превращал в овец... Вот тогда же был сандрнби» Зачин других»
сказок следующий: «В древние времена, когда на льду росла пшеница, когда с
гиком её жали серпом, когда грач был судьей, а дочь хана была колдуньей,
жил-был бай...»[27, С. 173]
Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано,
положительные герои и народ начали лучшую жизнь.
Большое развитие получило у ногайцев афористическое творчество. В
пословицах (такпаклар), поговорках (айтувлар) и загадках (юмаклар) запечатлены
вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В них отразились
представления минувших поколений о призвании человека, о труде, о добре и зле,
о религии и т. д.
Среди этих кратких, чрезвычайно метких изречений по любому поводу, для
любого явления и поступка людей имеются готовые, проверенные веками образцы характеристик,
объяснений и советов. «В простоте слов,— говорил А. М. Горький,— самая великая
мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на
целые книги».[14, С. 222]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История,
хозяйство, материальная и духовная культура ногайцев, имея собственное
развитие, в то же время представляют собой результат сложных этнических и
культурных взаимодействий с другими народами, издавна обитавшими по соседству с
ними.
До этого они
прошли ряд исторических этапов. Ногайская Орда, возникшая в конце XIV в., расшатала
устои Золотой Орды и способствовала ее распаду. Крупным событием в жизни
ногайцев стало установление уже в XV в. русско-ногайских дипломатических и экономических
связей. Не последнюю роль в этом играла служба ногайских князей в русской армии.
Веками широкие
массы ногайцев подвергались жестокой эксплуатации местных князей, а позднее и
русского царизма. Многие участвовали в крестьянских восстаниях под руководством
Степана Разина, Емельяна Пугачева, а уже в середине XIX в. и в 1916 году
выступили против эксплуататоров, и хотя были разгромлены, приобрели
революционный опыт.[4, С. 76]
В XIX в. развитию
ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на
основе арабской графики в школе г. Ногайска, издание книг на ногайском языке в
Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в
Ачикулаке в 1869 г., в Нижне-Мансуровском в 1877 г.
Связи ногайцев с
русскими, а также и соседними народами Северного Кавказа — абазинами,
черкесами, карачаевцами, кумыками, осетинами, объединение с ними вокруг одних
административных, экономических и культурных центров наложили определенный отпечаток
на национальное развитие ногайского народа. В результате взаимовлияний
появились новые элементы в хозяйстве, поселениях, жилище, пище, одежде,
духовной культуре ногайцев.[24, С. 45]
Преобразилась
духовная культура ногайского народа. Ленинская национальная политика дала
возможность ногайцам за короткий срок развить свою национальную по форме и
социалистическую по содержанию культуру, приобщиться к культуре других народов
СССР, а также и к мировой культуре. Среди ногайцев вырос большой отряд
интеллигенции, в том числе писателей и ученых. Доктор физико-математических
наук В. Р. Кирейтов удостоен высокого звания Лауреата Государственной премии
СССР за 1987 год в области науки и техники. На ногайском языке выходят газеты и
книги в Махачкале и Черкесске, ведется радиовещание.
Расцвела
ногайская литература, одновременно развивающаяся в Карачаево-Черкесской
автономной области и Дагестанской АССР. Ее героями стали труженики, строящие
под руководством КПСС новую жизнь. Национальная литература впитала в себя не
только давние литературные, но и богатые фольклорные традиции народа.[4, С. 284]
В целом ногайский
народ получил все возможности для общественно-экономического и культурного
развития и успешного строительства новой жизни. В братской семье народов России
он вносит свой вклад в экономику и культуру страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Р. А. Агеева. Какого мы роду
племени? М., 1975.
2. Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая
история Северного Кавказа 16 - 19 века.- М., 1993.
3. Беджиев Х.Х. Хумаринское городище.
- Черкесск, 1973.
4. Викторин М.В. Социальная
организация и обычное право ногайцев. - Л., 1985.
5. Волкова Н. Г. Этнический состав
населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века.- М., 1974.
6. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные
названия Северного Кавказа. - М., 1973.
7. Гаджиева С. Ш. Материальная
культура ногайцев в 19 - начале 20 века. - М., 1976.
8. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи
и брака у ногайцев. - М., 1976.
9. Гордабов Б.А. Исторический очерк.
- М., 1965.
10. Грамматика ногайского языка, ч. I. – Черкесск, 1973.
11. Греков Б.Д. Золотая орда и ее
падение. - М., 1950.
12. Иванов П.И. Очерки истории
каракалпаков. - М., 1975.
13. Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х.,
Сиклиев А. И.- Ногайцы:
Историко - этнографический очерк. -
Черкесск, 1988.
14. Керейтов Р.Х. Семья и брак у
кубанских ногайцев. - М., 1973.
15. Кочекаев Б. Социально-экономическое
развитие ногайского народа. – Черкесск, 1973.
16. Народы России: имена и судьбы .//
словарь-справочник. – М.: «Academia», 2000.
17. Новосельский А. А. Борьба
Московского государства с татарами в первой половине 17 века. – М., 1948.
18. Пономарев А. Куманы-половцы. - Л.,
1973.
19. Плетнева С.А. Половецкая земля. -
М., 1975.
20. Современная культура и быт
народов Дагестана. - М., 1971.
21. Фадеев С. А. Очерки
экономического развития Предкавказья. - М., 1957.
22. Фарфаровский С.В. Ногайцы
ставропольской губернии. - М., 1979.
23. Федоров С. О. Кочевники восточной
Европы под властью золотоордынских ханов.- М., 1966.
24. Федеров Я. А. Историческая
этнография Северного Кавказа.- М., 1983.
25. Ферран. Путешествия
из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.
26.
Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому
и естественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и
домоводству. - СПб., 1809.
27. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы
(Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны (география,
динамика, методы изучения). - М., 1989.
28. Черепнин Л.В. Монголо-татары на
Руси. - М., 1977.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|