Меню
Поиск



рефераты скачать Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава I. Этногенез ногайского народа.

1.                 Происхождение этнонима «ногай» образование и распад ногайских орд

          начала XIII- конца XVI века

2.                 Политическая история ногайцев в XVII –XIX в.в

3.                 Историческая обусловленность современных тенденций развития

          ногайского народа начало (XX-XXI в.в.)

Глава II. Взаимовлияния истории и духовной культуры

ногайского народа.

1.                 Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса

2.                 Отражение исторической действительности ногайского народа в 

          литературе

3.                 Фольклор как результат исторического развития ногайского народа

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ


Под этническим наименованием «ногайцы» (самоназвание «ногъайлар») в настоящее время известна часть населения Северного Кавказа, Дагестана и Астраханской области, говорящая на одном из тюркских языков. Язык этой народности лингвисты относят к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с казахским и каракалпакским образует кипчакско-ногайскую подгруппу. Северный Кавказ - многонациональный регион России. Среди народов проживающих на Северном Кавказе, есть малочисленная народность - ногайцы, не имеющие собственной государственности. И в условиях развития современного российского общества проблема автономии малых народов, в том числе и народов Северного Кавказа, является острой проблемой. В связи с этим тема данного исследования «Народы Северного Кавказа, от прошлого до настоящего. Историко-культурный аспект», рассмотренная на примере этногенеза ногайского народа является актуальной.

Целью исследования было изучение происхождения, истории и духовной культуры ногайского народа.

Объект исследования - история народов Северного Кавказа с его культурой и многочисленными традициями.

Предмет исследования – этногенез ногайского народа.

При выполнении данной работы поставлены следующие задачи:

- изучение происхождения  этнонима «ногай»;

-  обзор процесса образования и распада ногайских орд;

-  анализ политической истории ногайцев в XVII-XIX в.в.;

- доказательство исторической обусловленности современных тенденций развития ногайского народа;

-изучение взаимовлияния истории и духовной культуры ногайского народа на примере развития народных знаний, литературы, фольклора.

Для полного изучения истории ногайского народа использованы следующие методы: изучение первоисточников по истории ногайского народа, работа с картами расселения ногайцев на Северном Кавказе, анализ учебников, а также работа в ногайском школьном музее.

Проблема происхождения ногайского народа и развития духовной культуры широко представлена в архивных источниках, этнографических материалах, литературе: Волкова Н. Г. "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа; Гаджиева С. Ш. "Материальная культура ногайцев в 19 -начале 20 века.; Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.-М. "Ногайцы: Историко - этнографический очерк.;  Новосельский А. А. "Борьба Московского гос-ва с татарами в первой половине 17 века.; Федеров Я. А. "Историческая этнография Северного Кавказа.;  Черенков Л.Н. "Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны)//Этноконтактной зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения).

Изученный материал изложен во введении, в двух главах, которые содержат по три параграфа, и в заключении.

Работа может быть использована в качестве дополнительного материала по изучению истории Северного Кавказа.

Глава I. Этногенез ногайского народа.

1.                Образование и распад ногайских орд в XIII-XVI вв.

 

Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, как уже отмечалось, начавшим свою деятельность при золотоордынском хане Берке.[4, С. 25]

Жизни и деятельности темника Ногая, сыгравшего в истории Золотой Орды значительную роль, посвящен ряд работ. Поскольку с его именем связаны возникновение этнонима и начало формирования древнего ядра ногайского этноса, кратко изложим основные этапы деятельности Ногая.

Дед Ногая был седьмым сыном Джучи. От отца Ногай унаследовал земли, расположенные между Днепром и Днестром. В первые годы правления улусом он намеревался содействовать миру между монгольскими улусами. Как показала дальнейшая история монголов, этого не случилось. С укреплением власти в наследственном улусе Ногай начал распространять свое влияние на другие улусы.

В течение 30 лет Ногай вел борьбу за власть в Золотой Орде. Борьба эта носила ожесточенный характер и привела к разрыву отношений между Ногайским улусом и Золотой Ордой. Вскоре после отложения Ногая от Золотой Орды начались войны за восстановление монгольской империи и создание единого государственного управления. Организатором и вдохновителем этих войн был хан Токтай, решивший при поддержке и монгольских царевичей избавиться от Ногая.[6, C. 213]

Об обстоятельствах и времени гибели Ногая в литературе существуют различные сведения. По одним данным, Ногай, раненный, бежал и между 1294 и 1296 гг. был убит. По другим - он попал в плен и был убит в 1300 г.  Однако и после поражения Ногая на территории улуса продолжались военные действия. Остатки войск Ногая возглавили его сыновья и в течение трех лет вели вооруженную борьбу с Золотой Ордой. Внутренние распри, возникшие в борьбе за овладение престолом между сыновьями Ногая, не позволили им одержать победу в следующих сражениях с ханом Токтаем. Война завершилась признанием власти Токтая над улусом. Таким образом, временно было восстановлено единство страны в Джучиевом улусе. Однако один из племянников Ногая с тремя тысячами всадников оставил пределы улуса; многие переселились в Прикаспийские степи.[12, С. 46]

С ликвидацией Ногайского улуса имя Ногая не исчезло в памяти его обитателей. В конце XIV в. оно возродилось в качестве этнического самоназвания целого народа в рамках очередного государственного объединения, во главе и которого стоял Едигей. Отделившаяся от Большой Орды и когда-то принадлежавшая к улусу темника Ногая орда стала называться Ногайской, а слово «мангыт» осталось как название одного из восемнадцати племен, входивших в ее состав. Всеобщее признание полководческих заслуг Ногая и страх перед его именем не могли не повлиять и на улусных жителей созданного им государства. Они начали именовать себя «людьми ногайского улуса», а созданное им государство «старинным юртом Ногая».[7, С.128] Слово «старинный» указывает на то, что государство Ногая уже имело свою самостоятельную и давнюю историю. О том, что еще при жизни Ногая его имя прилагалось к подвластным ему людям, свидетельствует следующее: во время войны с венграми в 1385 г. воинов Ногая, участвовавших в этом походе, современники называли «ногайскими татарами».[1, С. 46]

Н. А. Аристов отмечал, что «степи западной половины улуса от Урала до Дуная служили для кочевок остатков половцев и предшествовавших им тюркских племен, объединившихся с частью кипчаков под общим названием ногаев, по имени племянника Берке-хана Ногая, который в конце XIII в. Ставил и свергал ханов по своему усмотрению, опираясь на силы, с которыми кочевал по Южной России».[5, С.128]

Источники не указывают какие родоплеменные объединения входили  основной улус Ногая, расположенный между Днепром и Днестром. Известно только, что Ногай в своем государстве опирался главным образом на половцев-кипчаков и на асов. Последние не изменили ему и в самое трудное для Ногая время. «С переходом большинства монголов на сторону Токтая, - писал М. Г. Сафаргалиев, - Ногай мог опереться только на половцев и на алан (асов), оставшихся «верными сподвижниками Ногая».[4, С.78]

В связи с тем, что источники указывают на наличие в ногайском улусе асов, определенный интерес для выяснения этногенеза ногайцев представляет их место в составе ногайского населения Северного Кавказа в XIX в. Асы продолжали составлять в ногайской среде значительную долю. У аксаевских и костековских ногайцев на северо-западе Дагестана асы по численности не уступали ни кипчакам, ни найманам. Они имели здесь свой племенной союз, куда входили: дер-гуллу-ас (асы, имеющие рабов), тарту-ул-лу-ас (асы большого Тарту), чимишлу-ас (асы с тамгой в виде половника). Асы входили также в племенной союз аскостамгалыев в Караногайских степях. Следующий массив асов находился в среде едышкульцев Ставропольской губернии, где они также имели свой особый родовой союз. И, наконец, асы встречались в среде кубанских ногайцев. Может быть, предками кавказских асов были те асы, которые после поражения Ногая переселились в Прикаспийские степи.

Этническое наименование «ногайцы» вновь появляется в источниках в конце XV в. Его возрождение непосредственно связано с деятельностью Едигея, включившего в Мангитское объединение бывших улусных людей темника Ногая. С образованием Мангитского улуса термин «ногайцы» постепенно приобретает более широкую известность. «На всей обширной территории расселения улусов Ногайской орды, - пишет Е. П. Алексеева, -  ее население сознавало свою принадлежность к данной орде, т. е. считало себя ногайцами. Уже во второй половине XV в. эта народность имела собирательное имя «ногаи», «нагаи», под которым стала известна своим соседям».[5, С.127]

Имя Едигея как одного из активных государственных деятелей Золотой Орды появляется в истории орды в конце XIV в., в период борьбы между Тохтамышем и Тимуром за власть в кочевом мире. В начале 1380-х годов Тохтамышу удалось военной силой восстановить в прежних границах Джучиев улус. В его военных походах немаловажную роль сыграл Едигей, который командовал левым крылом войск Тохтамыша. Едигей пользовался у Тохтамыша доверием и даже стал его зятем. При дворе Тохтамыша служил и старший брат Едигея Исабек.

В конце 1370-х годов Едигей, изменив Тохтамышу, появился в стане Тимура. Ему удалось убедить Тимура, что необходимо принять срочные меры против Тохтамыша, пока в его орде идет брожение среди правящей верхушки. Судя по сообщению Ибн-Арабшаха, Едигей обратился к Тимуру с настоятельным предложением: «Подымись с твердою решимостью,— говорил он,— и я тебе порука в том, (что) нет крепости, которая тебя задержит, и нет преграды, которая тебя остановит. Богатства же там поддадутся угону и сокровища придут (к тебе) на своих ногах!... Тогда Тимур с величайшею быстротою при- готовился к завоеванию Дешт-Берке».[2, С.45]

В 1391 г. войска Тимура перешли восточную границу Золотой Орды. Сражение произошло на р. Кундурча. Тохтамыш с небольшим отрядом бежал с поля боя. В этом сражении принял участие и Едигей.[12, С. 115]

После ухода Тимура в свой стан все его военачальники разъехались по своим улусам. Когда об этом стало известно Тимуру, он направил посла к Едигею. Тот ответил: «Отправьтесь к вашему господину, облизывайте его руки и сообщите ему, что сроку нашего обещания тут конец и, что я (далее) не причастен ему, ибо страшусь Аллаха». С этого времени, т. е. с осени 1391 г., Едигей становится самостоятельным правителем Мангитского улуса. «Вернувшись, - писал М. Г. Сафаргалиев, - к своему улусу, племени Мангит, Едигей как глава этого племени объявил себя князем Мангитского юрта, на базе которого позднее была организована Ногайская орда».[12, С. 11]

Владея Мангитским улусом, Едигей одновременно оставался неограниченным правителем всей Золотой Орды при Тимур-Кутлуке. «Он, - писал Ибн-Арабшах, - водворял в султанство кого хотел и смещал его с него, когда хотел; прикажет — и никто не противится ему, проведет грань — и (никто) не переступит эту черту».[12, С. 12]

На протяжении двадцати лет Едигей вел борьбу с сыновьями и внуками Тохтамыша. В 1395 г. он с ханом Булат-Султаном совершил поход на Русь. Во время осады Москвы пришло сообщение, что Золотой Ордой завладел Джалал-ад-дин с помощью литовцев. Едигею срочно пришлось снять осаду и вернуться в Дешт-и-Кипчак. Джалал-ад-дин вынужден был уйти в направлении Крыма, откуда он изгнал наместника, назначенного ханом Булат-Султаном.

В 1412 году разгорелась борьба за власть между восемью сыновьями Тохтамыша. Первым пал Джалал-ад-дин. За небольшой промежуток времени погибло шестеро сыновей Тохтамыша, а остальные были убиты Едигеем. В 1418—1419 гг. Едигей правил страной единолично, подчинив себе знать.

Чтобы восстановить экономическую мощь орды, он решил заключить мир с литовским князем Витовтом, у которого находился Кадыр-Берди — один из последних сыновей Тохтамыша, претендовавший на престол в Орде. Призывая Витовта к заключению мира, Едигей писал ему: «Не могу утаить от внимания пресветлейшего князя, что мы оба с тобой идем к закату жизни нашей, а та кровь, которая между нами была пролита, всасывалась в землю, ветер развеял слова укора и гнева, пламя войны очистило сердца от зла, а вода угасила пламя». Однако его переговоры не принесли Орде ни мира, ни спокойствия. Кадыр-Берди, снарядив с помощью Витовта огромное войско, выступил против Едигея в начале 1420 г. Сражение произошло на земле Орды. Оно стало последним и решающим как для еще молодого воина Кадыр Берди, так и для умудренного опытом Едигея. «Встретились они, - писал Эльб-Айни,— и произошли между ними бои великие... С обеих сторон было убито много народу; Кадыр-Берди (сам) был убит во время схватки, и сторонники его бежали. Едигей также был поражен множеством ран, и войско его также обратилосьв бегство».[12, С. 224]

Едигей, правя всей страной и своим улусом на протяжении более 20 лет, по видимому, постоянно стремился к тому, чтобы сохранить территориальную целостность и экономическое благосостояние личного улуса. По сообщению Ибн-Арабшаха, Едигей, прежде чем покинуть Тимура в 1391 г., «послал гонцов к своим родичам, соседям и племенам левого крыла, без ведома о том Тимура (сказать), чтобы они ушли из своих мест и откочевали из своих родных краев, направляясь туда, где самый центр и местности до него (представляют) трудное сообщение и много опасностей, чтобы они, коли возможно, на одном привале не оставались два дня, и чтобы они (непременно) поступили так, иначе Тимур, застигнув их, рассеет их и погубит всех. Они последовали тому, что предписал Идеху, и шли, не останавливаясь». Таким образом, в самый критический момент он нашел выход из положения и предотвратил неминуемое разорение Мангитского улуса.

Благодаря удачному географическому расположению Мангитского улуса, а также предпринятым самим Едигеем мерам по усилению улуса, он стал обладать более устойчивым социально-экономическим потенциалом по сравнению с другими улусами Золотой Орды. Поэтому здесь сложились необходимые условия для консолидации различных племен под собирательным термином «ногай». Численный рост ногайского населения и распространение этнонима «ногай» на все племена улуса повели к переименованию при преемниках Едигея Мангитского улуса в Ногайскую Орду.[4, С.32]

В дальнейшем, несмотря на распад улуса Ногая, его преемники продолжали пользоваться собирательным этническим самоназванием, вкладывая в это понятие былое единство. О том, что самоназвание продолжало бытовать и после ликвидации улуса, свидетельствует сообщение турецкого историка Джаннаби, который считал, что Едигей был «главою поколения ногайцев». Часть населения в улусе Едигея относилась «к улусу темника Ногая и поэтому называла себя ногайцами».[5, С. 127]

   Следовательно, этническое название, сложившееся в период активной деятельности Ногая, продолжало существовать в народе, и как только его носители вновь оказались сосредоточенными в рамках одной улусной системы, созданной Едигеем, термин «ногайцы» начинает объединять определенные родоплеменные группы. К этому времени этническое наименование «ногайцы» уже широко бытовало в улусе среди таких крупных родоплеменных объединений, как кипчак, канглы, кенегес, конграт, кирейт.кият, конклык, аргын, сырын (ширин), сун (уйсун), найман, тогучан, чублак и другие, которые входили в состав Ногайской Орды. Наряду с общим самоназванием эти племенные группы продолжали пользоваться своими наименованиями. По-видимому, более всего особняком стояли мангиты, хотя к этому времени они полностью тюркизировались. Немаловажную роль в этом сыграла наследственная власть, основанная Едигеем и унаследованная его сыновьями и внуками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.