Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Этногенез ногайского народа.
1.
Происхождение
этнонима «ногай» образование и распад ногайских орд
начала XIII- конца XVI века
2.
Политическая
история ногайцев в XVII –XIX в.в
3.
Историческая
обусловленность современных тенденций развития
ногайского народа начало (XX-XXI в.в.)
Глава II. Взаимовлияния истории и духовной культуры
ногайского народа.
1.
Место и значение
народных знаний в развитии ногайского этноса
2.
Отражение
исторической действительности ногайского народа в
литературе
3.
Фольклор
как результат исторического развития ногайского народа
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Под этническим
наименованием «ногайцы» (самоназвание «ногъайлар») в настоящее время известна
часть населения Северного Кавказа, Дагестана и Астраханской области, говорящая
на одном из тюркских языков. Язык этой народности лингвисты относят к кипчакской
группе тюркских языков, внутри которой он вместе с казахским и каракалпакским
образует кипчакско-ногайскую подгруппу. Северный Кавказ - многонациональный
регион России. Среди народов проживающих на Северном Кавказе, есть
малочисленная народность - ногайцы, не имеющие собственной государственности. И
в условиях развития современного российского общества проблема автономии малых
народов, в том числе и народов Северного Кавказа, является острой проблемой. В
связи с этим тема данного исследования «Народы Северного Кавказа, от прошлого
до настоящего. Историко-культурный аспект», рассмотренная на примере этногенеза
ногайского народа является актуальной.
Целью
исследования
было изучение происхождения, истории и духовной культуры ногайского народа.
Объект
исследования
- история народов Северного Кавказа с его культурой и многочисленными
традициями.
Предмет
исследования
– этногенез ногайского народа.
При выполнении
данной работы поставлены следующие задачи:
- изучение
происхождения этнонима «ногай»;
- обзор процесса
образования и распада ногайских орд;
- анализ политической
истории ногайцев в XVII-XIX в.в.;
- доказательство
исторической обусловленности современных тенденций развития ногайского народа;
-изучение
взаимовлияния истории и духовной культуры ногайского народа на примере развития
народных знаний, литературы, фольклора.
Для полного
изучения истории ногайского народа использованы следующие методы: изучение
первоисточников по истории ногайского народа, работа с картами расселения
ногайцев на Северном Кавказе, анализ учебников, а также работа в ногайском
школьном музее.
Проблема
происхождения ногайского народа и развития духовной культуры широко
представлена в архивных источниках, этнографических материалах, литературе: Волкова
Н. Г. "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа; Гаджиева С. Ш.
"Материальная культура ногайцев в 19 -начале 20 века.; Калмыков И. Х.,
Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.-М. "Ногайцы: Историко - этнографический
очерк.; Новосельский А. А. "Борьба Московского гос-ва с татарами в первой
половине 17 века.; Федеров Я. А. "Историческая этнография Северного
Кавказа.; Черенков Л.Н. "Таврические ногайцы (Последний кочевой народ
Причерноморской этноконтактной зоны)//Этноконтактной зоны в европейской части
СССР (география, динамика, методы изучения).
Изученный
материал изложен во введении, в двух главах, которые содержат по три параграфа,
и в заключении.
Работа может быть
использована в качестве дополнительного материала по изучению истории Северного
Кавказа.
Глава I. Этногенез ногайского
народа.
1.
Образование и распад ногайских орд в XIII-XVI вв.
Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, как уже отмечалось,
начавшим свою деятельность при золотоордынском хане Берке.[4, С. 25]
Жизни и деятельности темника Ногая, сыгравшего в истории Золотой Орды
значительную роль, посвящен ряд работ. Поскольку с его именем связаны
возникновение этнонима и начало формирования древнего ядра ногайского этноса,
кратко изложим основные этапы деятельности Ногая.
Дед Ногая был седьмым сыном Джучи. От отца Ногай унаследовал земли,
расположенные между Днепром и Днестром. В первые годы правления улусом он
намеревался содействовать миру между монгольскими улусами. Как показала
дальнейшая история монголов, этого не случилось. С укреплением власти в
наследственном улусе Ногай начал распространять свое влияние на другие улусы.
В течение 30 лет Ногай вел борьбу за власть в Золотой Орде. Борьба эта
носила ожесточенный характер и привела к разрыву отношений между Ногайским
улусом и Золотой Ордой. Вскоре после отложения Ногая от Золотой Орды начались
войны за восстановление монгольской империи и создание единого государственного
управления. Организатором и вдохновителем этих войн был хан Токтай, решивший
при поддержке и монгольских царевичей избавиться от Ногая.[6, C. 213]
Об обстоятельствах и времени гибели Ногая в литературе существуют
различные сведения. По одним данным, Ногай, раненный, бежал и между 1294 и 1296
гг. был убит. По другим - он попал в плен и был убит в 1300 г. Однако
и после поражения Ногая на территории улуса продолжались военные действия.
Остатки войск Ногая возглавили его сыновья и в течение трех лет вели
вооруженную борьбу с Золотой Ордой. Внутренние распри, возникшие в борьбе за
овладение престолом между сыновьями Ногая, не позволили им одержать победу в
следующих сражениях с ханом Токтаем. Война завершилась признанием власти Токтая
над улусом. Таким образом, временно было восстановлено единство страны в
Джучиевом улусе. Однако один из племянников Ногая с тремя тысячами всадников
оставил пределы улуса; многие переселились в Прикаспийские степи.[12, С. 46]
С ликвидацией Ногайского улуса имя Ногая не исчезло в памяти его
обитателей. В конце XIV в. оно возродилось в качестве этнического самоназвания
целого народа в рамках очередного государственного объединения, во главе и
которого стоял Едигей. Отделившаяся от Большой Орды и когда-то принадлежавшая к
улусу темника Ногая орда стала называться Ногайской, а слово «мангыт» осталось
как название одного из восемнадцати племен, входивших в ее состав. Всеобщее
признание полководческих заслуг Ногая и страх перед его именем не могли не
повлиять и на улусных жителей созданного им государства. Они начали именовать
себя «людьми ногайского улуса», а созданное им государство «старинным юртом
Ногая».[7, С.128] Слово «старинный» указывает на то, что государство Ногая уже
имело свою самостоятельную и давнюю историю. О том, что еще при жизни Ногая его
имя прилагалось к подвластным ему людям, свидетельствует следующее: во время
войны с венграми в 1385 г. воинов Ногая, участвовавших в этом походе,
современники называли «ногайскими татарами».[1, С. 46]
Н. А. Аристов отмечал, что «степи западной половины улуса от Урала до
Дуная служили для кочевок остатков половцев и предшествовавших им тюркских
племен, объединившихся с частью кипчаков под общим названием ногаев, по имени
племянника Берке-хана Ногая, который в конце XIII в. Ставил и свергал ханов по
своему усмотрению, опираясь на силы, с которыми кочевал по Южной России».[5, С.128]
Источники не указывают какие родоплеменные объединения входили основной
улус Ногая, расположенный между Днепром и Днестром. Известно только, что Ногай
в своем государстве опирался главным образом на половцев-кипчаков и на асов.
Последние не изменили ему и в самое трудное для Ногая время. «С переходом
большинства монголов на сторону Токтая, - писал М. Г. Сафаргалиев, - Ногай мог
опереться только на половцев и на алан (асов), оставшихся «верными
сподвижниками Ногая».[4, С.78]
В связи с тем, что источники указывают на наличие в ногайском улусе асов,
определенный интерес для выяснения этногенеза ногайцев представляет их место в
составе ногайского населения Северного Кавказа в XIX в. Асы продолжали
составлять в ногайской среде значительную долю. У аксаевских и костековских
ногайцев на северо-западе Дагестана асы по численности не уступали ни кипчакам,
ни найманам. Они имели здесь свой племенной союз, куда входили: дер-гуллу-ас
(асы, имеющие рабов), тарту-ул-лу-ас (асы большого Тарту), чимишлу-ас (асы с
тамгой в виде половника). Асы входили также в племенной союз аскостамгалыев в Караногайских
степях. Следующий массив асов находился в среде едышкульцев Ставропольской
губернии, где они также имели свой особый родовой союз. И, наконец, асы
встречались в среде кубанских ногайцев. Может быть, предками кавказских асов
были те асы, которые после поражения Ногая переселились в Прикаспийские степи.
Этническое наименование «ногайцы» вновь появляется в источниках в конце
XV в. Его возрождение непосредственно связано с деятельностью Едигея,
включившего в Мангитское объединение бывших улусных людей темника Ногая. С
образованием Мангитского улуса термин «ногайцы» постепенно приобретает более
широкую известность. «На всей обширной территории расселения улусов Ногайской
орды, - пишет Е. П. Алексеева, - ее население сознавало свою принадлежность к
данной орде, т. е. считало себя ногайцами. Уже во второй половине XV в. эта
народность имела собирательное имя «ногаи», «нагаи», под которым стала известна
своим соседям».[5, С.127]
Имя Едигея как одного из активных государственных деятелей Золотой Орды
появляется в истории орды в конце XIV в., в период борьбы между Тохтамышем и
Тимуром за власть в кочевом мире. В начале 1380-х годов Тохтамышу удалось
военной силой восстановить в прежних границах Джучиев улус. В его военных походах
немаловажную роль сыграл Едигей, который командовал левым крылом войск
Тохтамыша. Едигей пользовался у Тохтамыша доверием и даже стал его зятем. При
дворе Тохтамыша служил и старший брат Едигея Исабек.
В конце 1370-х годов Едигей, изменив Тохтамышу, появился в стане Тимура.
Ему удалось убедить Тимура, что необходимо принять срочные меры против
Тохтамыша, пока в его орде идет брожение среди правящей верхушки. Судя по
сообщению Ибн-Арабшаха, Едигей обратился к Тимуру с настоятельным предложением:
«Подымись с твердою решимостью,— говорил он,— и я тебе порука в том, (что) нет
крепости, которая тебя задержит, и нет преграды, которая тебя остановит.
Богатства же там поддадутся угону и сокровища придут (к тебе) на своих
ногах!... Тогда Тимур с величайшею быстротою при- готовился к завоеванию
Дешт-Берке».[2, С.45]
В 1391 г. войска Тимура перешли восточную границу Золотой Орды. Сражение
произошло на р. Кундурча. Тохтамыш с небольшим отрядом бежал с поля боя. В этом
сражении принял участие и Едигей.[12, С. 115]
После ухода Тимура в свой стан все его военачальники разъехались по своим
улусам. Когда об этом стало известно Тимуру, он направил посла к Едигею. Тот
ответил: «Отправьтесь к вашему господину, облизывайте его руки и сообщите ему,
что сроку нашего обещания тут конец и, что я (далее) не причастен ему, ибо
страшусь Аллаха». С этого времени, т. е. с осени 1391 г., Едигей становится
самостоятельным правителем Мангитского улуса. «Вернувшись, - писал М. Г.
Сафаргалиев, - к своему улусу, племени Мангит, Едигей как глава этого племени
объявил себя князем Мангитского юрта, на базе которого позднее была
организована Ногайская орда».[12, С. 11]
Владея Мангитским улусом, Едигей одновременно оставался неограниченным
правителем всей Золотой Орды при Тимур-Кутлуке. «Он, - писал Ибн-Арабшах, -
водворял в султанство кого хотел и смещал его с него, когда хотел; прикажет — и
никто не противится ему, проведет грань — и (никто) не переступит эту черту».[12,
С. 12]
На протяжении двадцати лет Едигей вел борьбу с сыновьями и внуками Тохтамыша.
В 1395 г. он с ханом Булат-Султаном совершил поход на Русь. Во время осады
Москвы пришло сообщение, что Золотой Ордой завладел Джалал-ад-дин с помощью
литовцев. Едигею срочно пришлось снять осаду и вернуться в Дешт-и-Кипчак.
Джалал-ад-дин вынужден был уйти в направлении Крыма, откуда он изгнал
наместника, назначенного ханом Булат-Султаном.
В 1412 году разгорелась борьба за власть между восемью сыновьями
Тохтамыша. Первым пал Джалал-ад-дин. За небольшой промежуток времени погибло
шестеро сыновей Тохтамыша, а остальные были убиты Едигеем. В 1418—1419 гг.
Едигей правил страной единолично, подчинив себе знать.
Чтобы восстановить экономическую мощь орды, он решил заключить мир с
литовским князем Витовтом, у которого находился Кадыр-Берди — один из последних
сыновей Тохтамыша, претендовавший на престол в Орде. Призывая Витовта к
заключению мира, Едигей писал ему: «Не могу утаить от внимания пресветлейшего
князя, что мы оба с тобой идем к закату жизни нашей, а та кровь, которая между
нами была пролита, всасывалась в землю, ветер развеял слова укора и гнева,
пламя войны очистило сердца от зла, а вода угасила пламя». Однако его
переговоры не принесли Орде ни мира, ни спокойствия. Кадыр-Берди, снарядив с
помощью Витовта огромное войско, выступил против Едигея в начале 1420 г.
Сражение произошло на земле Орды. Оно стало последним и решающим как для еще
молодого воина Кадыр Берди, так и для умудренного опытом Едигея. «Встретились
они, - писал Эльб-Айни,— и произошли между ними бои великие... С обеих сторон
было убито много народу; Кадыр-Берди (сам) был убит во время схватки, и
сторонники его бежали. Едигей также был поражен множеством ран, и войско его
также обратилосьв бегство».[12, С. 224]
Едигей, правя всей страной и своим улусом на протяжении более 20 лет, по
видимому, постоянно стремился к тому, чтобы сохранить территориальную
целостность и экономическое благосостояние личного улуса. По сообщению
Ибн-Арабшаха, Едигей, прежде чем покинуть Тимура в 1391 г., «послал гонцов к
своим родичам, соседям и племенам левого крыла, без ведома о том Тимура
(сказать), чтобы они ушли из своих мест и откочевали из своих родных краев,
направляясь туда, где самый центр и местности до него (представляют) трудное
сообщение и много опасностей, чтобы они, коли возможно, на одном привале не
оставались два дня, и чтобы они (непременно) поступили так, иначе Тимур,
застигнув их, рассеет их и погубит всех. Они последовали тому, что предписал
Идеху, и шли, не останавливаясь». Таким образом, в самый критический момент он
нашел выход из положения и предотвратил неминуемое разорение Мангитского улуса.
Благодаря удачному географическому расположению Мангитского улуса, а
также предпринятым самим Едигеем мерам по усилению улуса, он стал обладать
более устойчивым социально-экономическим потенциалом по сравнению с другими
улусами Золотой Орды. Поэтому здесь сложились необходимые условия для
консолидации различных племен под собирательным термином «ногай». Численный
рост ногайского населения и распространение этнонима «ногай» на все племена
улуса повели к переименованию при преемниках Едигея Мангитского улуса в
Ногайскую Орду.[4, С.32]
В дальнейшем, несмотря на распад улуса Ногая, его преемники продолжали
пользоваться собирательным этническим самоназванием, вкладывая в это понятие
былое единство. О том, что самоназвание продолжало бытовать и после ликвидации
улуса, свидетельствует сообщение турецкого историка Джаннаби, который считал,
что Едигей был «главою поколения ногайцев». Часть населения в улусе Едигея
относилась «к улусу темника Ногая и поэтому называла себя ногайцами».[5, С. 127]
Следовательно, этническое название, сложившееся в период активной
деятельности Ногая, продолжало существовать в народе, и как только его носители
вновь оказались сосредоточенными в рамках одной улусной системы, созданной
Едигеем, термин «ногайцы» начинает объединять определенные родоплеменные
группы. К этому времени этническое наименование «ногайцы» уже широко бытовало в
улусе среди таких крупных родоплеменных объединений, как кипчак, канглы,
кенегес, конграт, кирейт.кият, конклык, аргын, сырын (ширин), сун (уйсун),
найман, тогучан, чублак и другие, которые входили в состав Ногайской Орды.
Наряду с общим самоназванием эти племенные группы продолжали пользоваться
своими наименованиями. По-видимому, более всего особняком стояли мангиты, хотя
к этому времени они полностью тюркизировались. Немаловажную роль в этом сыграла
наследственная власть, основанная Едигеем и унаследованная его сыновьями и
внуками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|