При
формировании выручки по мере отгрузки на счетах бухгалтерского учета делают
следующие записи:
1)
на сумму предъявленного покупателю требования за отгруженный объект основных
средств:
Д-т
счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
или
Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
2)
на сумму начисленной амортизации:
Д-т
счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т
счета 01 «Основные средства»
3)
на сумму остаточной стоимости:
Д-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства»
4)
на сумму затрат, связанных с выбытием объекта основных средств:
Д-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т
счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
К-т
счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т
счета 10 «Материалы»
К-т
счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
5)
на сумму начисленного налога на добавленную стоимость по реализованному
объекту основных средств:
Д-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
6)
определяется финансовый результат от реализации объекта основных средств:
Д-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 99 «Прибыль и убытки».
При
формировании выручки по мере поступления денежных средств на расчетный счет в
бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т
счета 51 «Расчетный счет»
К-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Остальные
записи на счетах бухгалтерского учета, связанные с реализацией (продажей)
основных средств, делаются аналогично, как при формировании выручки по мере
отгрузки.
Безвозмездная
передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения,
оформляется также актом по форме ОС-1 (ОС-1а). Списание стоимости указанных
основных средств производится на основании акта о приеме-передаче с приложением
договора и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к
бухгалтерскому учету этого объекта.
На
основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую
запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную
карточку к акту о приеме-передаче объектов основных средств.
Безвозмездная
передача основных средств в пределах одного собственника на счетах
бухгалтерского учета отражается следующими записями:
а)
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т
счета 01 «Основные средства»
б)
Д-т счета 83 «Добавочный фонд»
К-т
счета 01 «Основные средства».
Безвозмездная
передача в пределах разных собственников отражается следующими записями:
а)
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т
счета 01 «Основные средства»
б)
Д-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»
К-т счета 01 «Основные средства»
в)
Д-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»
К-т
счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
г)
Д-т счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Выбытие
основных средств в следствие ветхости, полного износа, аварий, стихийных
бедствий, а также в связи со строительством, расширением, реконструкцией и
техническим перевооружением предприятия именуется ликвидацией. Она связана с
процессом разборки, демонтажа оборудования, транспортных средств, перевозки
объектов и т.д. при ликвидации основных средств предприятия несут
соответствующие затраты в виде заработной платы, начисленной рабочим за
разборку объекта, дополнительно использованных материалов и др.
Частичная
ликвидация объектов основных средств оформляется аналогично полной ликвидации.
Ликвидация
основных средств производится на основании распоряжения руководителя
организации. Приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в
состав которой входят соответствующие должностные лица.
Комиссия
определяет целесообразность дальнейшего использования объектов основных средств
– невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к
дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание указанных
объектов.
Результаты
принятого комиссией решения оформляются актом о списании объекта основных
средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4, актом о списании
автотранспортных средств по форме ОС-4а или актом о списании групп объектов основных
средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4б.
Указанные
акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии,
утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый
экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за
сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад
и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате
списания.
На
основании оформленных актов по форме ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, переданных
бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о
выбытии объекта.
При
этом на счетах бухгалтерского учета будут сделаны следующие записи:
а)
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства»
б)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства»
в)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т
счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
К-т
счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т
счета 25 «Общепроизводственные расходы»
г)
Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
д)
Д-т счета 99 «Прибыль и убытки»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Выбытие
основных средств путем передачи в уставный капитал другого субъекта
хозяйствования отражается следующими записями:
а)
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства»
б)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства»
в)
Д-т счета 58 «Финансовые вложения»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Если
передаются новые основные средства, делается следующая запись:
Д-т счета 58 «Финансовые вложения»
К-т счета 01 «Основные средства».
Выбытие
основных средств может быть связано с их переводом в состав оборотных средств:
а)
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства»
б)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства»
в)
Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Пример: На основании акта по форме ОС-4
была ликвидирована электростанция АД-75Т. Первоначальная стоимость - 2 282 807
руб. Сумма начисленной амортизации – 1 996 538 руб. Начислена заработная плата
рабочим за разборку электростанции – 400 000 руб. Произведены начисления на
заработную плату:
а)
в фонд социальной защиты населения – 140 000 руб.
б)
исчислены налоги от начисленной заработной платы – 20 000 руб.
в)
произведены отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний - 5 200 руб.
Оприходованы
запасные части от разборки электростанции – 306 240 руб.
На
счетах бухгалтерского учета сделаны следующие записи:
1)
на сумму начисленной амортизации:
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства» - 1 996 538 руб.
2)
на сумму остаточной стоимости:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства» - 286 269 руб.
3)
на сумму начисленной заработной платы рабочим:
Д-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 400 000 руб.
4)
произведены начисления на заработную плату в фонд социальной защиты
населения:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 140 000 руб.
К-т
счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
5)
исчислены налоги от начисленной заработной платы:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 20 000 руб.
6)
произведены отчисления на обязательное страхование:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 5 200 руб.
К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
7)
оприходованы запасные части от ликвидации:
Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 306 240 руб.
8)
определяется результат от ликвидации (убыток):
286
269 руб. + 400 000 руб. + 140 000 руб. + 20 000 руб. + 5 200 руб. –
-
306 240 руб. = 545 229 руб.
Д-т счета 99 «Прибыль и убытки»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 545 229 руб.
Пример: На основании акта по форме
ОС-4а ликвидирован автомобиль УАЗ – 3110. Первоначальная стоимость – 7 800 000
руб. Начисленная сумма амортизации – 7 159 200 руб. Начислена заработная плата
рабочим, занятым ликвидацией, - 320 600 руб. Произведены начисления на
заработную плату:
а)
в фонд социальной защиты населения – 112 210 руб.
б)
исчислены налоги от начисленной заработной платы – 16 030 руб.
в)
произведены отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний – 4 169 руб.
Оприходованы
запасные части – 496 960 руб.
На
счетах бухгалтерского учета сделаны следующие записи:
1)
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства» - 7 159 200 руб.
2)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства» - 640 800 руб.
3)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 320 600 руб.
4)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 112 210 руб.
К-т
счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
5)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 16 030 руб.
6)
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 4 169 руб.
К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
7)
Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 496 960 руб.
8)
определяется результат от ликвидации (убыток):
640
800 руб. + 320 600 руб. + 112 210 руб. + 16 030 руб. + 4 169 руб. –
-
496 960 руб. = 596 889 руб.
Д-т счета 99 «Прибыль и убытки»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 596 889 руб.
2.3. Инвентаризация основных средств и отражение
ее результатов в учете
одной
из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически
проводимые их инвентаризации. Инвентаризация основных средств – это проверка и
документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от
учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского
учета.
В
соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»
объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяется руководителем
предприятия или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством
Республики Беларусь. Этим же законом определены случаи, при которых проведение
инвентаризации обязательно.
Обязательная
ежегодная инвентаризация должна быть назначена не ранее 1 октября и закончена
до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации
устанавливается приказом руководителя организации. Также приказом создается
постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав такой комиссии
СУ-89 ОАО «Стройтрест №13» входят: главный инженер управления, главный
бухгалтер, главный механик, старший мастер. Последняя обязательная ежегодная
инвентаризация проводилась в СУ-89 по состоянию на 1 декабря 2004
года.
До
начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных
карточек, технических паспортов и другой документации. При инвентаризации
зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяется наличие
документов, подтверждающих право собственности организации. В присутствии
должностных и материально-ответственных лиц члены комиссии осматривают каждый
объект основных средств, его техническое состояние, комплектность,
использование основных средств по назначению.
Результаты
инвентаризации оформляются описями по форме инв-1. Они подписываются всеми
членами комиссии и материально-ответственными лицами.
При
выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в
регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные,
характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и
текущие показатели по этим объектам.
На
основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению,
составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин,
приведших эти объекты к непригодности.
Неучтенные
объекты основных средств отражаются в описи по восстановительной стоимости с
учетом рыночных цен. Сумму их износа комиссия определяет по фактическому
состоянию объекта в процентах от восстановительной стоимости.
Оформленные
в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию
строительной организации для внесения изменений в инвентарные карточки,
машинные регистры по учету основных средств. В заключение инвентаризации
составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств
по форме инв-18, в которой указываются выявленные неучтенные объекты, недостающие
объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается
руководителем.
По
всем расхождениям с учетными данными материально-ответственные лица дают
письменные объяснения, а затем принимается решение об отражении в учете
результатов инвентаризации. Результаты инвентаризации подлежат отражению в
учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по результатам
годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Излишки
основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя
предприятия приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации
и относятся на финансовые результаты.
На
счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации отражаются следующими
записями:
1)
на сумму начисленной амортизации:
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства»
2)
на сумму остаточной стоимости:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т
счета 01 «Основные средства»
3)
на остаточную стоимость недостающего объекта:
Д-т
счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
4)
начислен налог на добавленную стоимость от остаточной стоимости:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
5)
сумма налога на добавленную стоимость отнесена на стоимость недостачи:
Д-т
счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т
счета 91 «Операционные доходы и расходы»
6)
отнесена на виновное лицо балансовая стоимость основных средств вместе с
начисленным налогом на добавленную стоимость:
Д-т
счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т
счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
7)
отнесена на виновное лицо сумма разницы между балансовой и рыночной
стоимость недостающего основного средства:
Д-т
счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т
счета 98 «Доходы будущих периодов».
Если
конкретные виновные лица недостачи или порчи не установлены и отсутствует вина
организации, в учете делается следующая запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|