Меню
Поиск



рефераты скачать Исследование организации учета основных средств и анализ их состава и использования

Задачами  анализа состояния и эффективности использования основных средств являются:

-         установление обеспеченности строительной организации и её структурных подразделений основными средствами – соответствие величины, состава и технического уровня основных фондов потребности в них;

-         выяснение выполнения плана их роста, обновления и выбытия; изучение технического состояния основных средств и особенно наиболее активной их части – машин и оборудования;

-         определение степени использования основных средств и факторов, на неё повлиявших;

-         установление полноты применения парка оборудования и его комплектности;

-         выяснение эффективности использования оборудования во времени и мощности;

-         определение влияния  использования основных средств на объём строительной продукции  и другие показатели работы организации;

-         выявление резервов роста фондоотдачи, увеличения объёма продукции и прибыли за счёт улучшения использования основных средств.

 

2.           Организация учёта основных средств

 

2.1. Аналитический и синтетический учёт поступления           основных средств


Процесс расширенного воспроизводства требует непрерывного пополнения и обновления основных средств. Он характеризуется беспрерывным вводом в действие зданий, сооружений, оборудования и других объектов основных средств.

Основные средства поступают на предприятие в результате:

-         сооружения или изготовления;

-         приобретения за плату у других субъектов хозяйствования и физических лиц;

-         получения по договору дарения от других субъектов хозяйствования и физических лиц безвозмездно;

-         внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия по оценке экспертной комиссии;

-         субсидий правительственного органа;

-         получения в обмен на другое имущество;

-         другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

В результате инвентаризации могут быть выявлены неучтенные объекты основных средств, ввод в эксплуатацию которых должен быть документально оформлен.

В аналитическом учете основные средства учитываются в натуральном выражении по инвентарным объектам. Инвентарный объект основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный  предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же  обособленный комплекс  конструктивно сочлененных предметов,  составляющих единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения; для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), а также выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и прочем) другой организации используются акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1 и акт о приеме-передаче групп объектов основных средств по форме ОС-1а.

Акты о приеме-передаче составляются специальной комиссией, которая назначается руководителем предприятия.

Акты о приеме-передаче утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве на менее двух экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту, а также оправдательные документы на поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты,          справки и т.д. в акте указывается поставщик (изготовитель), дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма амортизации (для объектов бывших в эксплуатации) и другие сведения.

Для правильности организации аналитического учета основных средств каждому объекту в момент составления акта о приеме-передаче объектов основных средств присваивается инвентарный номер по серийно порядковой системе кодирования, который указывается в первичных документах и сохраняется за ним в течение всего периода нахождения в данной организации.

Присвоенный инвентарному объекту номер должен быть обозначен на нем путем прикрепления металлического жетона, либо нанесен краской, или каким-либо иным способом.

Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому  учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

После утверждения акта о приеме-передаче объектов основных средств руководителем предприятия, он вместе с технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию строительной организации. На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме ОС-6, инвентарную карточку группового учета объектов основных средств по форме ОС-6а, инвентарную книгу учета объектов основных средств по форме ОС-6б. Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а) применяется только для учета наличия производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей.  Инвентарные карточки ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на весь период эксплуатации объекта. В дальнейшем в инвентарных карточках отражаются все операции, осуществляемые с объектами основных средств: перемещение, модернизация, ремонт, начисление амортизации, выбытие.

Для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств применяется акт о приеме (поступлении) оборудования по форме ОС-14.  Акт составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

Для синтетического учета основных средств используется активный счет 01 «Основные средства». Он предназначен  для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе на консервации, в аренде (лизинге), доверительном управлении. Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства» в оценке по полной (первоначальной или восстановительной) стоимости.

Синтетический учет по счету 01 «Основные средства» ведется в журнале-ордере № 13.

Для учета затрат на создание (увеличение) стоимости внеоборотных  активов длительного пользования (сроком более одного года) предназначен активный счет 08 «Вложения во  внеоборотные активы». По дебету этого счета собирается информация о капитальных затратах по строительству и иному приобретению объектов основных средств, включенных в их первоначальную стоимость.

Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывают следующим образом:

Д-т счета 01  «Основные средства»

К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

При этом отражение операций  на счетах бухгалтерского учета, связанных с поступлением основных средств, зависит от источников их поступления.

Если основные средства поступают в результате строительства хозяйственным или подрядным способом, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

а)  Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

     К-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     К-т счета 10  «Материалы»

     К-т счета 07  «Оборудование к установке»

б)  Д-т счета 01  «Основные средства»

     К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

Приобретение основных средств за плату у других организаций и лиц отражается следующим образом:

а)  Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

     Д-т счета 18  «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

     К-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

б)  Д-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     К-т счета 51  «Расчетный счет»

в)  Д-т счета 01  «Основные средства»

     К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

Поступление объектов основных средств безвозмездно в пределах разных собственников, а также в качестве субсидий правительственного органа отражается следующими бухгалтерскими записями:

а)  на стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам        Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

     Д-т счета 18  «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

     К-т счета 98  «Доходы будущих периодов»

б)  Д-т счета 01  «Основные средства»

     К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

в)  на сумму начисленной амортизации

     Д-т счета 98  «Доходы будущих периодов»

     К-т счета 92  «Внереализационные доходы и расходы».

Поступление объектов основных средств безвозмездно  от организаций одной формы собственности по решению собственника или уполномоченного им органа на счетах бухгалтерского учета отражается следующей записью:

Д-т счета 01  «Основные средства»

К-т счета 98  «Доходы будущих периодов».

При приобретении оборудования, требующего монтажа, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:

а)   Д-т счета 07  «Оборудование к установке»

      Д-т счета 18  «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

      К-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

б)   Д-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

      К-т счета 51  «Расчетный счет»

в)   Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

      К-т счета 07  «Оборудование к установке»

г)   Д-т счета 01  «Основные средства»

      К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

В случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации, за плату у других предприятий на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:

а)  Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

     Д-т счета 18  «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

     К-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

б)  Д-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     К-т счета 51  «Расчетный счет»

в)  Д-т счета 01  «Основные средства»

          К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

На сумму использованных амортизационных отчислений на создание или приобретение основных средств кредитуется забалансовый                             счет 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств».

Стоимость объектов основных средств, поступающих от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, отражается следующими бухгалтерскими записями:

а)  Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

     К-т счета 75  «Расчеты с учредителями»


б)  Д-т счета 01  «Основные средства»

      К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

Первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями на дату подписания учредительных документов.

На стоимость подлежащих обмену на основные средства имущества в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Д-т счета 90  «Реализация»

Д-т счета 91  «Операционные доходы и расходы»

К-т счета 01  «Основные средства»

К-т счета 10  «Материалы».

На дату получения обмениваемого имущества:

Д-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы»

К-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

или    К-т счета 76  «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Одновременно производится взаимный зачет задолженности:

Д-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

или    Д-т счета 76  «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

                К-т счета 90  «Реализация»

К-т счета 91  «Операционные доходы и расходы».

При оприходовании основных средств в обмен на другое имущество делается следующая запись:

Д-т счета 01  «Основные средства»

К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы».

Стоимость основных средств, закрепленных за государственным унитарным предприятием государственным органом и органом местного управления при формировании уставного фонда,  отражается в учете следующей записью:

а)   Д-т счета 75  «Расчеты с учредителями»

      К-т счета 80  «Уставный фонд»

б)   Д-т счета 01  «Основные средства»

      К-т счета 75  «Расчеты с учредителями».

Оприходование неучтенных объектов основных средств (излишков), выявленных по результатам проведения инвентаризации, отражается в учете по рыночной стоимости следующей записью:

        Д-т счета 01  «Основные средства»

      К-т счета 92  «Внереализационные доходы и расходы».

Пример: организация приобрела за плату принтер. Стоимость –         443 694 руб., НДС – 79 865 руб. Оплата принтера произведена с расчетного счета. На счетах бухгалтерского учета были сделаны следующие записи:

1) Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

   К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 443 694 руб.

   Д-т счета 18  «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

   К-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 79 865 руб.

2) Д-т счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    К-т счета 51  «Расчетный счет» - 523 559 руб.

3) Д-т счета 01  «Основные средства»

         К-т счета 08  «Вложения во внеоборотные активы» - 443 694 руб.


2.2. Учет внутреннего перемещения, выбытия и ликвидации основных средств


Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое используется накладная на внутренне перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Данная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

На внутреннее перемещение бухгалтерские записи на счетах не делаются.

Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

-  продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;

-  передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;

-    передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;

-  списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;

-    списания в случае морального и (или) физического износа;

-   ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

-    по другим причинам.

Учет выбытия основных средств в бухгалтерии  ведется на счете 91 «Операционные доходы и расходы». По дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы»,  субсчет «Операционные расходы» отражаются все расходы, связанные с выбытием основных средств (за исключением безвозмездной  передачи). Все поступления, связанные с выбытием основных средств, отражаются по кредиту этого счета,  субсчет «Операционные доходы».

Выбытие основных средств в результате продажи сторонним организациям  оформляется актом о приеме-передаче объектов основных средств по форме ОС-1 (ОС-1а) по договорным ценам.

Списание основных средств с баланса при их реализации (продаже) отражается в учете в соответствии с принятым вариантом учетной политики по формированию выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.