Исследование качества концентрированных томатопродуктов различных производителей
Содержание
Введение
1 Понятие «качество»
1.1 Система показателей качества
1.2 Сущность и значение повышения качества продукции
1.3 Факторы, влияющие на качество продукции
2 Томатопродукты
2.1 Понятие «томат»
2.2 Производство концентрированного томатного сока
3. Исследование качества концентрированных томатопродуктов
разных производителей
Заключение
Список литературы
Качество - это
неотъемлемая часть продукта, которая занимает особо важное значение в
предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании
«выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар.
Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару высокого
качества.
Продукция садоводства и овощеводства представляет
собой незаменимый источник важнейших физиологически активных веществ –
витаминов, полифенолов, а также минеральных веществ, необходимых для нормальной
жизнедеятельности человека. Однако в условиях обычных для периода массового
созревания и уборки, овощи и фрукты могут сохраняться недолго. Длительно же их
можно сохранить в специальных хранилищах при определенной для каждого вида
продукции пониженной температуре или переработанными различными способами.
Существует множество способов сохранения
(консервирования) пищевых продуктов – сушка, посол, квашение, маринование и
другие. Однако наиболее надежным методом консервирования пищевых продуктов
является сохранение их в герметической таре с помощью тепловой обработки или
пастеризации.
В процессе хранения и переработки в сырье протекают
биохимические процессы, которые при неправильной технологии могут вызвать
ухудшение пищевой ценности продуктов питания и даже их порчу.
Вот почему так важно знать технологические особенности
сырья, которое реагирует на внешние воздействия в процессе переработки не
только изменением комплекса компонентов своего химического состава, но и как
живая биологическая система. Правильное построение и организация
консервирования возможны только с учетом технологических особенностей сырья,
которые в свою очередь во многом зависят от сорта и сортовой агротехники
возделывания конкретной культуры.
Сегодня в Россию поступает много товаров и продуктов
со всего света не всегда хорошего качества, поэтому нашим предпринимателям
необходима информация и контроль, чтобы уберечь покупателей от некачественных
товаров.
Проблема качества, непростая во все времена, особенно
остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия
сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы
останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и
нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может
идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала
индустрии страны.
В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ,
которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.
Целью данной курсовой работы является – исследование
качества концентрированных томатопродуктов различных производителей.
Качество – многосложное понятие, и его обеспечение
требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического
опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества
не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства,
федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых,
конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Специалисты Госстандарта России, прежде всего,
совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная
система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в
соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.
Стандартизация расценивается государством, как
средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции,
так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих
выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам
специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет
возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной
сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и
ряде других.[6]
Правовую основу контроля за качеством создают законы
«Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», и «О
стандартизации».
Согласно подходу стандартов системы качества: качество
- это совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности
удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя. При этом,
что важно, под объектом качества может пониматься как собственно продукция
(товары или услуги), процесс ее производства, так и производитель (организация,
система или даже отдельный работник).
Качество продукции – это зеркало работы предприятия и
в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и
управления.
Качество продукции – важнейшая экономическая категория
и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как
себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.
Повышение качества продукции надо рассматривать в
различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.
Повышение качества продукции позволяет:
- увеличить повышение качества товаров и услуг;
- улучшить структуру экспорта;
- осуществить на практике НТП и др.
Таким образом, высокий уровень качества продукции для
государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые
рынки сбыта.
Следовательно, государственная политика должна быть
направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях
рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень
многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия.[7]
Имидж высокого уровня – это уверенность и
популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее
товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.
Таким образом, решение проблемы качества продукции на
предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний
рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества
продукции.
Качество продукции – это совокупность свойств,
обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определённые потребности в
соответствии с ее назначением.
Известный американский специалист в области качества
продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» понимает
«под качеством изделия или услуги можно определить как общую совокупность
технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и
услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям
потребителя при их эксплуатации».
Так же далее автор подчеркивает, что качество
продукции или услуги определяет никто иной как потребитель.
Некоторые отечественные специалисты качество продукции
называют зеркалом научно – технического прогресса.
Можно и так сказать, что уровень качества продукции
определяется на основе системы показателей её качества. Для определения этого
уровня, необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и
сравнить с аналогичным показателем продукции принятой в качестве базовой для
сравнения.
Под определением показателя качества подразумевается
нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от
специфики продукции принимаются следующие методы.[8,10]
Измерительный – при помощи инструментов,
приборов.
Регистрационный метод – который основан на
регистрации и подсчёте числа определённых событий (например, отказов при
испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных,
оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться
такие показатели как безотказность, патентно-правовые, стандартизация,
унификация.
Вычислительный метод - основывается на применении
специальных математических моделей для определения показателя качества
продукции.
Органолептический метод – предусматривает анализ
восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса,
осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации,
навыков, и способности лиц, их определяющих.
Социологический метод – осуществляется на основе
сбора и анализа линий возможных потребителей.
Различают два понятия: технический уровень продукции и
уровень качества продукции как более широкое понятие.
Уровень качества продукции – относительная
характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей,
характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных
показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.
Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций,
включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции,
определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
Технический уровень продукции – относительная
характеристика качества продукции.
В международных стандартах нет понятия «технический
уровень», поэтому в них отсутствует определение этого понятия.
Согласно ГОСТ 15467 – 91 под оценкой технического
уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор
номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование
оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их
с базовыми.
В современных условиях возникает необходимость в смене
ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.
Различают два понятия: «конкурентоспособность
предприятия» и «конкурентоспособность товара».
Под конкурентоспособностью предприятия понимают
способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его
умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается
совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает
удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя
отличает от аналогичных товаров – конкурентов.
Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров,
не имеющие аналогов на рынке.
На каждом предприятии на качество продукции влияют
разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним относятся такие, которые связаны со
способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят
от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на
следующие группы: технические, организационные, экономические, социально –
психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют
на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых
материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска
конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием
организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и
ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и
соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск
и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического
стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально – экономические факторы в значительной мере
влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку
своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные
составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений
способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно
отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д. Все эти факторы
связаны между собой и влияют на качество продукции.
Томат – одна из
основных овощных культур. В структуре посевных площадей, занятых овощными
культурами он занимает 24,6%, а консервная промышленность производит до 10
наименований томатопродуктов. Кроме того, томат является компонентом многих
рыбных и овощных консервов. Такое широкое распространение объясняется тем, что
зрелые плоды томата обладают высокими вкусовыми и питательными качествами. Они
богаты витаминами1 В, С, РР и каротином2 (провитамин А),
содержат в легкоусвояемой форме ценные минеральные соли и органические кислоты,
необходимые организму человека для обмена веществ. Институтом питания установлена
норма потребления томатов в среднем на душу населения в год 16,8 кг.[13,15]
Плод томатов –
сочная ягода, имеющая два или более семенных гнезда, называемых камерами. По
форме поверхности плода бывают гладкие, слаборебристые, среднеребристые и
сильноребристые. У плодов с гладкой и слаборебристой поверхностью число камер
3-8, средне и сильноребристых 5-20. Число камер – сортовой признак,
изменяющийся под влиянием условий выращивания. Один и тот же сорт, выращенный в
различных условиях, может иметь мало- или многокамерные плоды.[14]
По размеру плоды могут быть от 5-10 до 500-800г. Плоды массой
до 60 г считаются мелкими, от 60 до 100 г – средними, свыше 100г – крупными.
Установлено, что чем крупнее плоды одного и того же сорта, тем меньше они
пригодны для длительного хранения, дозаривания и транспортировки на большие
расстояния. Длительное хранение лучше всех выдерживают плоды весом 60-70.
Мелкоплодные сорта со сливовидными, грушевидными и перцевидными плодами
(35-50г), а также малокамерные сорта с округлыми плодами лучше хранятся, чем
сорта с многокамерными круглыми плодами.
1 Витамин –
органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения,
необходимое для нормальной жизнедеятельности организма.
2 Каротин - в
плодах и овощах витамина А нет - его заменяет каротин. Попадая в организм,
каротин под влиянием ферментов превращается в активный витамин А, который
необходим для нормального зрения, образования эпителия (ткани, которая
покрывает полости в организме), нормальной работы дыхательной системы, кожи,
опорно-двигательного аппарата и органов размножения.
В настоящее время
селекционерами выведены до 100 различных сортов томата, но в перерабатывающей
промышленности при разработке технологических инструкций и стандартов на разные
виды продукции учитывают, прежде всего, рекомендованные
хозяйственно-ботанические сорта. При этом часто приходится вносить поправки,
продиктованные изменениями в технологии производства той или другой продукции,
пользующейся наибольшим спросом у потребителей. Например, для производства
наиболее распространённой продукции – томатной пасты или пюре, одним из важных
показателей является содержание в плодах растворимых сухих веществ,
сформировавшихся ещё до уборки. Форма плодов, их размер, содержание семян и
семенных камер при производстве концентрированных томатопродуктов менее важно.
Однако при выработке консервов из целых плодов эти качества, а так же толщина
кожицы приобретают первостепенное значение.[1]
Другая,
немаловажная для консервной промышленности особенность сортов томата –
устойчивость к различным механическим воздействиям при уборке и
транспортировке, которыми обладают не все сорта.
За последние годы
возникла проблема избыточного накопления в томатах нитратов, оказывающих
вредное влияние на здоровье человека при потреблении не только свежей, но и
переработанной продукции. Поэтому Всемирной организацией здоровья установлена
ПДК (предельно допустимая концентрация) для томатов 150 мг/кг сырой массы. В
нашей стране также действуют «Допустимые уровни содержания нитратов в
растительных продуктах». Однако известно, что хорошая обеспеченность почв
доступным азотом, достаточно высокий уровень содержания нитратного азота в
почве и растениях – основа для получения весомых урожаев. Без азотных удобрений
урожайность овощных культур снижается на 25-35%. Возникает противоречие между
продуктивностью и качеством овощей, которое можно преодолеть.
Страницы: 1, 2, 3
|