Качество масел
регламентируется условиями, в которых они работают, и оцениваются проявлением
специфических особенностей: вязко-температурных, смазывающих, защищающих и
коррозийных, а также наличием присадок.
3.5
Технические жидкости. Специальные охлаждающие жидкости.
В качестве
антифризов применяют смеси этиленгликоля с водой и антикоррозийной присадкой.
Эксплуатационно-технические
свойства специальных жидкостей.
Основными
Эксплуатационно-техническими свойствами специальных жидкостей является:
вязкостно-температурные (возможность использовать в широком диапазоне
температур (от -50 до +80ºC), от
большинства жидкостей требуется низкая температура застывания (ниже -50ºC), достаточная вязкость при
положительных температурах (8-16 сСт при +50ºC) и невысокая вязкость при низких
температурах (1500-5000 сСт при -40ºC), противоизносные (способность обеспечивать уменьшение трения и
предохранять от износа или задира детали механизмов, в которых они применяются),
антикоррозийные свойства (характеризуют их агрессивное воздействие
на металл и др. сплавы) , стабильность (возможность длительного использования
без замены, для повышения стабильности в них вводят специальные присадки), а
также воздействие на уплотняющие детали (воздействие на резину оценивается
изменением объёма резиновых деталей при длительном выдерживании их в жидкости,
а также изменением упругих свойств резины).
Для заполнения
системы охлаждения автомобильных двигателей, как правило, применяют
низкозамерзающие жидкости – антифризы, представляющие собой смесь воды с
этиленгликолем и антикоррозийной присадкой (таб-1)
Таблица №1
Характеристика охлаждающих
жидкостей.
Показатели качества
|
Марки 65
ГОСТ159-52
|
Марки 40
ГОСТ159-52
|
Тосол А
ТУ6-02-751-73
|
Тосол А-40
ТУ6-02-751-73
|
Тосол А-65
ТУ6-02-751-73
|
Внешний вид
|
Слабомутная
Оранжевая жидкость
|
Слабомутная
Желтоватая жидкость
|
Голубая жидкость без механических примесей
|
Голубая жидкость без механических примесей
|
Красная жидкость без механических примесей
|
Плотность при 20 ºC, г/см³
|
1,085-1,090
|
1,067-1,072
|
1,120-1,140
|
1,078-1,085
|
1,085-1,095
|
Температура кипения, ºC, не менее
|
——
|
——
|
170
|
108
|
115
|
Фракционный состав(перегоняется до 150ºC), % по массе, не более
|
0,4
|
0,4
|
——
|
——
|
——
|
рН при 20ºC
|
Не более 8,5
|
Не более 8,5
|
7,5-8,5*
|
7,5-8,5
|
7,5-8,5
|
Температура кристаллизации, ºC, не выше
|
- 65
|
- 40
|
- 35*
|
- 40
|
- 65
|
* показатели для
ТОСОЛ А, разбавленного на 50% дистиллированной водой.
Вода имеет
наивысшую из всех жидкостей потому что теплоёмкость (4,2кДж/Н(кг.г), низкую
вязкость (υ=1мм²/с), что
обеспечивает легкость её циркуляции в системе охлаждения, а также высокую tº кипения (105…108ºС при
давлении 0,11…0,12 МПа в закрытых системах охлаждения).
Однако у воды есть
2 недостатка:
Она замерзает при
негативных tº, увеличиваясь в объёме
почти на 10%, и образует накипь в системе охлаждения двигателя.
В последнее время
широко используется незамерзающий при низких tº жидкости (антифризы). Кроме основных требований, они
должны иметь как можно меньшую агрессивность, то есть иметь присадки, быть
физически и химически стабильными.
Эти жидкости не
должны пениться под час работы двигателя и иметь небольшую стоимость.
В нашей стране с
1952г. выпускают две этиленгликолевые жидкости марок 40 и 65 с температурой
замерзания соответственно -40 и -65ºС.этиленгликовые жидкости вызывают
сильную коррозию стали, меди, алюминия, цинка и их сплавы, поэтому в антифриз
добавляют специальные присадки. Теперь они маркируются как ОНЖ-40 и ОНЖ-65.
В системах
охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ, КамАЗ и др. используют охлаждающие
жидкости Тосол А-40, А-65(с 1985г) которые имеют композицию присадок. Тосол
А-концентрированный раствор, который разводиться дистиллированной водой до
нужной концентрации. Тосол А-40М имеет голубой цвет, а Тосол А-65- красный.
Установлено, что
Тосол работает 2 года, а при интенсивной эксплуатации – до 60 тыс. км пробега
автомобиля. Следует помнить, что этиленгликолевые жидкости очень ядовиты
(смертельная доза составляет всего 20…30 г). однако отравляющее действие
проявляются только при попадании в желудочно-кишечный тракт; поэтому
специальные способы для защиты тела и дыхательных путей при использовании
антифризов не требуется.
При эксплуатации
антифризов прежде всего выпаривается вода, поскольку tº кипения этиленгликоля =
197,5ºС. Поэтому в случае выкипания в систему охлаждения необходимо
доливать не антифриз, а воду. Если система охлаждения не герметична, то в неё
заливают только антифриз.
В условиях
высокогорности при тяжёлых тепловых режимах форсированных двигателях
применяется охлаждающие жидкости с высокой tº кипения (140…145ºС). Чаще это смесь высокомолекулярных
спиртов и эфиров, что очень важно, поскольку при повышении tº в системе охлаждения двигателя
улучшается теплопередача, а это даёт возможность уменьшить поверхность
теплообмена и сберечь металлоемкость и габариты, размеры теплообменных
устройств.
Кроме того, с
повышением tº стенок цилиндров,
увеличивается потеря теплоты в охлаждающей среде; при этом вырастает мощность
двигателя и уменьшается потеря топлива.
3.6
Топливная экономичность автомобиля и охрана окружающей среды. Факторы,влияющие
на величину расхода топлива.
Топливную
экономичность оценивают удельным расходом топлива в литрах на 100 ткм или на
100 км пробега.
Удельный расход
топлива на 100 ткм транспортной работы
Gсумм
Qт = ———— 100000
LгрGгр ρт
Удельный расход
топлива на 100 км пробега автомобиля выражается:
Gсумм
Q = ———— 100
Lсумм ρт
Удельный расход
топлива на 100 км пробега при движении автомобиля связан с удельным расходом
топлива двигателя (г/л.с.ч) соотношением:
Gт gе Nе
Q = ———— 100 = ———— 0,1.
υа ρт υа ρт
используя
уравнение мощностного баланса, получаем
Gа
—— Ја
gе Gа КFυа² δ g
Q = —— ( ψ —— + ———
± ———— ﴿ 0.1
ηi 270 3500 270
Это уравнение
показывает, от каких факторов зависит расход топлива при движении автомобиля.
Если Nj = 0, то приведённое уравнение даёт
возможность определить расход топлива при установившемся движении автомобиля по
дороге с определённым сопротивлением ψ.
График
зависимости удельного расхода топлива от скорости движения для различных
значений ψ называется экономической характеристикой автомобиля.
Qт - удельный расход топлива
автомобилем, л/100 ткм;
Q - удельный расход топлива
автомобилем, л/100 км;
Gсумм - количество топлива,
израсходованного автомобилем за определённый пробег, кг;
Gт - часовой расход топлива
двигателем, кг/ч;
gе - удельный расход топлива
двигателем, г/л.с.ч;
Lсумм - общий пробег автомобиля (с
грузом и без груза), км;
Lгр - пробег автомобиля с грузом, км;
Ρт - плотность топлива,
г/см³;
Gгр - полезный груз, перевозимый
автомобилем, кг.
100Gr
Уравнение затратами
топливом Q = ———— (11.2)
υа ρп
где Gr - время затраты топлива, кг/ч
υа - скорость автомобиля, км/ч
ρп - густота топлива,
г/см³.
В целом с учётом
параметров автомобиля уравнение профессора М.Я.Говорущенко затраты топлива
можно записать так:
1
Q = —— [ Аiк + Вiк²υа + С ( GаΨ + 0,077КоnFл υа² ± 0,1ßаυа)] (11.3)
ηi
ηi - индикаторный КПД
двигателя
А,В и С –
коэффициенты, которыми считают раб. объём цилиндров
iк – передаточное число коробки
передач
ß –
коэффициент, который учитывает влияние оборачиваемых масс колёс, маховика
Коэффициенты А,В
и С обозначаются выражениями:
7,95аV DIO
0,69b DSпI²о
100
А = —————
(11.4) В = ————— (11.5) С = ————— (11.6)
θHρпr К t Hρпr²К
θHρп ηтр
где а (кПа) и b (кПа*с*м־¹) – коэффициенты, которые находят
экспериментально для каждого типа двигателя зависимо от отношения хода поршня Sп к диаметру цилиндра Dц.
Для бензиновых
двигателей при Sп/ Dц > 1 значение коэффициентов а и b чуть больше, нежели при Sп/ Dц < 1.
Для дизельных
двигателей коэффициенты а и b больше,
нежели для бензиновых. С достаточным приближением в практических расчётах можно
принять: для дизельных двигателей а = 48кПа и бензиновых а = 45кПа;
соответственно b = 16кПа*с*м ־¹ и b = 13кПа*с*м ־¹.
С подсчётом
числовых значений а и b коэффициенты А и В имеют
вид:
Для дизелей
381VDIO
11VDSпI²о
Ад = ——————
Вд = —————— (11.7)
t Hρσr К t Hρпr²К
Для бензиновых
двигателей
358VDIO 9VDSпI²о
Аσ = ————— Вσ = ————— (11.8)
θHρпr К θHρпr²К
VD – рабочий объем цилиндров л,
IO – передаточное отношение главной
передачи,
θH – наинизшая известная
теплота сгорания топлива, кДж/кг,
r²К – радиус качения фиктивного
жестокого колеса (м), что характеризуется путём, пройденным автомобилем, за
один оборот этого колеса.
Значение
коэффициентов А,В и С для разных автомобилей приведены в таблице.
Марка автомобиля
|
А
|
В
|
С
|
ЗИЛ-130-76
|
0,85
|
0,026
|
0,0035
|
ГАЗ-53А
|
0,66
|
0,019
|
0,0034
|
КамАЗ-5320
|
1,52
|
0,070
|
0,0030
|
МАЗ-5335
|
1,62
|
0,088
|
0,0031
|
ЛАЗ-699Р
|
1,11
|
0,038
|
0,0032
|
ГАЗ-24-02
|
0,31
|
0,0084
|
0,0033
|
Из формул (11.3)
– (11.8) выходит, что затраты топлива зависят от многих конструктивных и
эксплуатационных особенностей
Некоторые из них
есть функцией других параметров. К эксплуатационным параметрам принадлежат
средняя скорость автомобиля, масса груза и суммарная опора дороги.
Затраты топлива-
интегральный показатель, который характеризует весь уровень эксплуатации
автомобиля. Этот показатель даёт с высокой возможностью судить планировать и
организовывать автомобильные перевозки, качество диагностики, технического
обслуживания и ремонта, а обозначение фактических затрат топлива конкретным
автомобилем даёт возможность оценить его техническое состояние.
Факторы влияющие
на величину затрат топлива:
- правильная
работа двигателя внутреннего сгорания и его индикаторный КПД зависят главным
образом от качества сгорания смеси.
- правильный
выбор и включение повышенных передач даёт возможность снизить затраты топлива,
уменьшить износ двигателя и увеличить его долговечность.
- КПД трансмиссии
nтр учитывают потерю энергии во всех
механизмах- от двигателя до шин ведущих колёс.
- фактор
обтекаемости (КonFn) обозначается дополнительно
коэффициентом сопротивления воздуху Кon (Н*с²*м־)
на лобовую площадь автомобиля Fл(м). Чем
меньше густота воздуха, затраты топлива на преодоления сопротивления воздуху
уменьшается.
- уменьшение
собственной массы автомобиля может уменьшить затраты топлива. В среднем можно
считать, что на каждую дополнительную тонну нагрузки тратиться на 100 км. пути
2,5л бензина или 1,6л Д.П.
- скорость
автомобиля есть таким эксплуатационным параметром, который зависит от многих
показателей и сильно влияет на затраты топлива. Оптимизируя и изменяя режимы
скорости Vя, можно выбрать
наивыгоднейший режим движения автомобиля и достичь значительной экономии
топлива.
- объём цилиндров
в большей мере влияет на расход топлива, нежели ход поршня.
При правильной
управлении автомобиля можно достичь при разных условиях 15…20% экономии
топлива. практически при эксплуатации машин можно экономить до 20…30% топлива.
следует помнить, что затраты топлива зависят от технического состояния машин и
режимов их работы, про это свидетельствуют такие данные.
Причины повышенных затрат топлива
|
Увеличение затрат топлива относительно норм, %
|
Увеличение пропускной способности главного жиклёра
карбюратора
|
5…7
|
Неисправность клапана экономайзера
|
10…15
|
Неисправность одной форсунки дизельного двигателя
|
25…30
|
Выход из строя одной свечи в шестицилиндровом
двигателе
|
25…30
|
Неправильное регулирование контактов прерывателя
|
7…10
|
Неправильное регулирование зажигания
|
5…10
|
Неправильная регулировка зазоров в
газораспределительном механизме
|
5…7
|
Неправильный тепловой режим двигателя
|
8…10
|
Наличие смолистых отложений в системе питания и нагар
на деталях двигателя
|
7…8
|
Потеря компрессии двигателя
|
4…6
|
Неисправность механизмов шасси
|
15…30
|
Неправильный угол установки передних колёс
|
10…15
|
Неправильная регулировка зазоров в тормозной системе
|
10…20
|
Уменьшение давления воздуха в шинах
|
5…15
|
Движение с большой или маленькой скоростью
бензиновых автомобилей
|
10…15
|
Таким образом,
ухудшение топливно-экономических показателей двигателей проявляется через
плохую работу топливоподводящей аппаратуры, системы зажигания (у бензиновых
двигателей), нарушение регулированного механизма газораспределения и повышенный
износ цилиндропоршневой группы.
Очень негативно
влияет на износ деталей двигателя и затраты топлива повышенный состав в нём
серы. Так или иначе все вопросы, связанные с эксплуатацией машин, прямо или
косвенно влияют на потерю К.П.Д.
ВЫВОД:
Из выполненной контрольной работы мы узнали нижеследующее:
- характеристику непредельных углеводородов
- коэффициент избытка воздуха. Зависимость работы двигателя от состава
смеси
- способы повышения самовоспломеняемости топлив
- технологию очистки базовых масел
- специальные охлаждающие жидкости
- факторы, влияющие на величину расхода топлива
Всё это может пригодиться нам в правильной организации труда и служб в
автотранспортной отрасли, а также эффективно управлять подвижным составом в
АТП.
список литературы:
Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. К.Б. СЕРЕБРЯКОВ. Е. Я.ТУР «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ» (
Москва – машиностроение – 1981 г. ).
Краткий автомобильный справочник ( Москва – <<транспорт>>–
1979 г. ).
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ( Москва –
<<Высшая школа>>– 1975 г. ).
С.К. ПОЛЯНСКИЙ. В.М. КОВАЛЕНКО «Эксплуатационные материалы» ( Киев
–<<лебедь>>– 2003 г. ).
Страницы: 1, 2
|