Использование эксплуатационных материалов и экономия топливно-энергетических ресурсов
Министерство
образования и науки Украины
Севастопольский
национальный
технический
университет.
Кафедра
Автомобильного транспорта.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
«
Использование эксплуатационных материалов и экономия топливно-энергетических
ресурсов»
Выполнил :
Студент гр. АВ – 32 З
№ зач. кн. 051463
Ченакал А. В.
Проверил :
Севастополь
2007г.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 1.
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ << Использование эксплуатационных материалов и экономия
топливно-энергетических ресурсов>>
Специальность
– 7.090258
ГРУППЫ
АВ. – 32- З СевНТУ
ЧЕНАКАЛ
АНДРЕЯ ВАЛЕРИЕВИЧА
ШИФР
051463
Адрес:
г. СИМФЕРОПОЛЬ, ул. КИЕВСКАЯ 137, кв. 64
Тема
контрольной работы: - <<Эксплуатационные материалы>>.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
3.Характеристика непредельных
углеводородов.
3.1.Нефть и её переработка.
Характеристика непредельных углеводородов.
3.2.Топлива для ДВС с искровым
зажиганием. Коэффициент избытка воздуха. Зависимость работы двигателя от
состава смеси.
3.Топлива для дизельных двигателей.
Способы повышения самовоспломеняемости топлив стр.№ 7.
4. Масла и смазки. Технология очистки
базовых масел.
5. Технические жидкости. Специальные
охлаждающие жидкости.
6. Топливная экономичность автомобиля
и охрана окружающей среды. Факторы, влияющие на величину расхода топлива.
5. Вывод, Список литературы
3.Характеристика
непредельных углеводородов.
3.1 Нефть и её
переработка.
Непредельные
углеводороды- большая группа углеводородов, в молекулах которых два или
несколько атомов углерода связаны между собой кратными связями(двойными или
тройными). К ним относятся: алкены, или олефины, простейший представитель-
этилен СН2= СН2, общая формула Сn Н2n.
Они склонны присоединять
водород, кислород, галогены, воду, галогеноводородные кислоты и др. реагенты.
Например:
СН3
О
СН3
Н2
СН2 ——СН2
[O]
СН2= СН2 СН2Cl- СН2Cl
Н2O
СН3 -СН2ОН
НВr
СН3
-СН2Вr
Непредельные
углеводороды могут вступать и в реакции замещения, широко используемые в
лабораторной практике и в промышленности.
Например; пропилен
при высокой температуре хлорируется по месту метильной группы:
СН2= СН – СН3 + Cl2 → СН2= СН– СН2Cl+НCl
Ацетилен и
алкилацетилен замещают атом водорода при тройной связи на металл:
2R– С ≡ С–Н+2 Nа→2R– С ≡ С– Nа+ Н2↑
Реакция
объясняется повышенной активностью этих углеводородов в звене ≡С– Н.
Для химического
синтеза непредельных углеводородов используются разные реакции, в последнее
время среди них всё большее значение приобретают термическое и плазменные
процессы дегидрирования
tº
СН3
–СН3 →СН2= СН2
tº
tº
СН3
–СН2– СН2 –СН3→ СН3
–СН2–СН= СН2→СН2= СН– СН= СН2
Эл. заряд
СН4
→ СН ≡ СН.
3.2Топлива
для ДВС с искровым зажиганием. Коэффициент избытка воздуха. Зависимость работы
двигателя от состава смеси.
По ГОСТ 2084-77
выпускаются бензины следующих марок: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. буква А
означает, что бензин автомобильный; цифра – наименьшее октановое число,
определённое по моторному методу; наличие буквы И указывает на то, что
октановое число определено по исследовательскому методу. Автомобильные бензины,
за исключением бензина АИ-98, разделены на летние и зимние.
В автомобильные
бензины А-66, А-76, АИ-93 и АИ-98 добавляют антидетонатор – тетраэтилсвинец
(ТЭС) для повышения их антидетонационной стойкости. Для отличия обыкновенных
бензинов от этилированных последние окрашивают в оранжевый (А-66), зелёный
(А-76), синий (АИ-93) и жёлтый (АИ-98) цвета.
В зависимости от
состава горючей смеси нормальная скорость распространения сгорания различна, но
не превышает 35 м/с. При детонации (взрывное горение) скорость распространения
сгорания смеси доходит до 2000 м/с.
Чем выше
октановое число бензина, тем большую степень сжатия он выдержит без детонации.
Коэффициент
избытка воздуха(ά)- это отношение сколько воздуха в килограммах, истрачено
в двигателе на сгорание 1кг. топлива(VФ),к количеству воздуха, теоретически необходимо для полного сгорания
1кг. топлива (Vт =14,9).
Соотношение VФ/ Vт = 14,9/14,9 характеризует нормальную (стехиометричную)
топливную смесь. При ά<1 эта смесь называется богатой, а при ά
> 1 называется бедною. Современные двигатели работают на бензине при ά
= 08…1,1.
На
стехиометричной смеси (ά = 1) двигатель работает устойчиво, развивает
мощность, близкую к рассчитанной но имеет сниженную экономичность. Поэтому
практически воздух в горючей смеси должен быть чуть больше от теоретически
необходимого количества.
Максимальную
мощность развивает двигатель, который работает на богатой смеси ά= 0,8…
0,9.
Однако
экономичность двигателя при этом снижается. Лишнее обогащение горючей смесью
обусловливает неполное её сгорание, уменьшает мощность двигателя, увеличение
расхода топлива. Кроме того, при работе на сильно обогащённой смеси повышается
нагарообразование на клапанах, днище поршня, электродах свечей и на стенках
камеры сгорания. Часть несгоревшего топлива смывает масло со стенок цилиндров
и, проникая в картер двигателя, разбавляет её, а бедная смесь уменьшает
мощность двигателя и экономичность его работы, увеличивает расход топлива,
уменьшает инертный азот и свободный воздух уносит с собой часть тепла с
отработанными газами.
Таким образом, горючая
смесь с коэффициентом лишнего воздуха, больше от άек и меньшим от
άп, обеспечивают надёжную работу двигателя.
Рис№1.Диаграмма
процесса сгорания топлива в двигателе с искровым зажиганием.
Влияние состава
смеси на скорость расширения фронта пламени.
Бензин -
легковоспламеняющаяся горючая смесь(tº воспламенения бензинов составляет 27… 39ºС, а tº самовозгорания
355…370ºС); поэтому следует тщательно исполнять правила техники
безопасности.
Бензин должен
отвечать конструкциям двигателей и иметь такие физико-химические особенности
которые обеспечивали бы:
- бесперебойную
подачу в систему питания;
- образование
топливовоздушной смеси нужного состава;
- нормальное и
полное сгорание её в двигателях (без детонации);
- уменьшение
коррозии, а также коррозийного износа деталей двигателей;
- уменьшение
отложений в впускном трубопроводе, камеры сгорания;
- топливо не
должно быть токсичным и быть безопасным для окружающей среды.
Образование
горючей смеси зависит как от физических особенностей самого топлива, так и
условий, в каких происходит этот процесс, от количества теплоты, что подводится
к горючей смеси, и продолжительности процесса смесеобразования. Эта особенность
бензинов называется парообразованием. Она характеризует его возможность
переходить из жидкого состояния в газообразный. От парообразования бензина
зависит пуск и приемистость двигателя, надёжность его работы в различных
условиях, расход и потери бензина при транспортировке, а также износ деталей,
которые трутся. Про парообразование бензина судят по двум стандартизованным
показателям: фракционным составом и давлением насыщенных паров.
Рис№2.Фракционный
состав бензина.
Чем выше давление
насыщенных паров, тем больше в бензине фракций, которые легко парообразуются и
как последствие, хорошие его пусковые особенности и быстрее прогревается
двигатель. Также возрастает опасность возникновения воздушных пробок и потеря
бензина при парообразовании при его хранении.
3.3
Топлива для дизельных двигателей. 3. Способы повышения самовоспламеняемости
топлив.
Для дизелей
используют более дешёвые, чем бензины, сорта нефтяных топлив
(керосиногазойлевые и соляровые фракции). Согласно существующим стандартам
дизельное топливо получают двух видов: из малосернистых (ГОСТ 4749-73) и
сернистых (ГОСТ 305-73) нефтей. Дизельное топливо выпускается следующих марок:
ДА, ДЗ, ДЛ, и ДС (ГОСТ 4749-73) и А,ЗС,Л и С (ГОСТ 305-73).
Зимние и летние
топлива различаются главным образом температурой застывания. Качество
дизельного топлива оценивают цетановым числом. Дизельное топливо сравнивают со
смесью из двух топлив: цетана и альфаметилнафталина. Цетан обладает минимальным
периодом запаздывания воспламенения, обеспечивает работу двигателя по мягкой
характеристике, для него цетановое число условно принимают равным 100.
Альфаметилнафталин обладает наибольшим периодом запаздывания воспламенения
(трудно воспламеняется) и вызывает работу двигателя по жёсткой характеристике:
его цетановое число условно принимают равным 0. Если испытываемое дизельное
топливо ведёт себя в отношении воспламеняемости как объёмная смесь, состоящая
например, из 40% цетана и 60% альфаметилнафталина, то цетановое число такого
топлива равно 40 и т.д. По содержанию серы дизельное топливо бывает двух видов:
содержание серы не более 0,2%; содержание серы от 0,2 до 0,5%. Например,
топливо Л – 0,2 – летнее с содержанием серы до 0,2%, топливо ЗС – 0,5 – зимнее
северное с содержанием серы до 0,5%.
Чем тяжелее
фракции дизельного топлива, тем ниже tº его воспламенения. Бензин имеет tº самовоспламенения 425ºС, газолин 400ºС, а
дизельное топливо 300…330ºС.
Топливо, которое
имеет высокую tº самовоспламенения, не
может использоваться для дизельных двигателей.
Для воспламенения
топлива необходимо чтобы tº при которой самовоспламеняется
распыленное топливо, была бы ниже от tº, которая возникает при сжатии воздуха в цилиндре двигателя.
Для обозначения
самовоспламенения Д.П. необходимо подобрать такой состав смеси цетану и
альфаметилнафталину, который был бы равнозначным с tº самовоспламенению,
исследуемому топливу.
Таким образом,
цетановое число топлива обозначается процентным составом(за объёмом) цетана в
эталонном топливе, которое имеет одинаковое самовоспламенение с исследуемым
топливом.
Из рис. 3 и 4
выходит, что Д.П. должно иметь цетановое число определённых оптимальных границ.
Рис№3.Зависимость
цетанового числа Д.П. от степени сжатия в дизели.
Рис№4.Зависимость
параметров от цетанового числа топлива.
При очень высоком
цетановом числе время пуска двигателя при заданной tº уменьшается (рис.5). однако
надёжный пуск холодного двигателя больше зависит от его конструкции и режима
пуска, нежели от цетанового числа топлива.
Для современных
высокооборотистых двигателей отечественного производства используют топливо с
цетановыми числами 45:52.
Рис№5.Зависимость
продолжительности пуска двигателя от цетанового числа топлива при разных tº воздуха(частота вращения
коленвала 100кв-¹).
Способы
повышения.
Цетановое число
топлива можно повысить 2-мя способами: регулированием углеводородного состава
или введением специальных присадок.
1-
Способ:
состоит в том что, цетановое число можно значительно повысить, увеличивая %
разных нормальных парафинов и уменьшая – ароматичных углеводов.
2-
Способ:
это введение в топливо всего 1% косметических присадок (органические присадки,
сложные эфиры и др.), даёт возможность повысить цетановое число на 8…12 единиц.
3.4
Масла и смазки. 3. Технология очистки базовых масел.
Для смазки автомобильных
двигателей согласно ГОСТ 17479-72 (введён с 1 января 1974г.) применяют
следующие масла: М6Б,М8В,М10Г и т.д. в обозначении масла первая буква указывает
на его назначение (М - моторное); цифры – кинематическую вязкость масла в
сантистоксах (сСт) при 100°С; вторая буква – группу масла. Моторные масла по
эксплуатационным свойствам делят на шесть групп: А,Б,В,Г,Д и Е. группы масел
отличаются количеством и эффективностью введённых присадок. Меньше всего
присадок в маслах группы А, а в каждой последующей больше, чем в предыдущей.
Масла группы Д и
Е используют для специальных двигателей. Масла групп Б,В и Г вырабатывают двух
видов: Б1, В1 и Г1 – для карбюраторных двигателей; Б2, В2 и Г2 – для дизелей.
Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных
двигателях, так и в дизелях, обозначают буквой без цифрового индекса, например
М10Г (ГОСТ17479-72).
Для смазки
двигателей необходимо применять масла только тех сортов, которые рекомендует
завод. В тёплое время года применяют масла с большей вязкостью, а в холодное
время – масла с меньшей вязкостью или всесезонные.
Существует 3
основных способа: кислотно-лужёная, кислотно-контактная и селективными
кислотами.
Кислотно-лужёная
и кислотно-контактная очистка.
Главным способом
реагентом есть серная кислота, которую добавляют в дистилянтные масла до 6%, а
в оставшиеся до 10%. Серная кислота уничтожают смолистно-асфальтные и
ненасыщенные сполуки, которые вместе с непрореагонированной кислотой выпадают в
осадок, образуя кислый гудрон. При этом главными для масел есть непарафированые
углеводы. После выделения кислого гудрону масла промывают водным луженым
растворителем, который нейтрализует остатки серной кислоты и кислого гудрону.
Очистка заканчивается промыванием масла водой и просушиванием перегретым паром
или горячим воздухом. Из этого способа очистки масел образуются стойкие
водомасляные эмульсии, поэтому обработку лугами заменяют контактной фильтрацией
с использованием отбеливающих глин, которые имеют большую абсорбирующую
способность полярно-активных растворителей.
У
кислотно-контактной очистки 2 недостатка, это:
- большая
стоимость и дефицит серной кислоты,
- образование
кислого гудрона, очень токсичного и опасного для окружающей среды.
Очистка масел
селективными растворителями. Это современный и эффективный способ очистки
масел. Сначала подбирают растворитель (фенол,фурицилол и др.), который при
определённых tº и количественному
отношении с очищенным маслом выборочно (селективно) растворяет все вредные
присадки и плохо, или совсем не растворяет масло. При этом получают 2 шара:
масло и шар растворителя с вредными присадками. Шары разделяют, очищенное масло
дочищают отбеливающими глинами, а экстрат раствора с вредными присадками
поддают регенерации, после чего растворитель используют повторно. Для
обеспечения качественной очистки высоковязких остальных масел используют способ
парных растворителей. При этом один из них имеет выборочно растворить вредные
присадки, а другой- очищенное масло. В этом разе для растворения присадок
используют креозол с 30..50% фенола, а для растворения очищенного масла
(рафината)- пропан. С целью поддержки пропана в жидком состоянии очистку
проводят под давлением 2МПа.
Очистка масел
гидрогенизацией.
Этот способ
наисовременнейший. Процесс подобен гидроочистке топлива. Проводят его под
давлением до 2 МПа в присутствии водорода при tº 380…400ºC.
Для улучшения
низкотемпературных особенностей зимних и северных масел их поддают
деасфальтации и депарафинизации.
Страницы: 1, 2
|